Конспект "Дифференциация звуков С-Ш в ловах"
план-конспект занятия по логопедии
Предварительный просмотр:
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15
143405, Московская область, г. Красногорск, ул. Вокзальная д. 18
Тел/факс 562-13-16 562-11-19 E – mail: detskiisad15@mail.ru; сайт krgora-ds15.ru
Конспект фронтального подгруппового занятия
« Дифференциация звуков С-Ш в словах»
Подготовил учитель-логопед
Хрипкова Е.В.
2020
Тема: « Дифференциация звуков « С» и « Ш » в словах.
Вид занятия: фронтальное подгрупповое
Цель: Закрепить правильное произношение звуков С и Ш в словах.
Задачи: 1. Развивать фонематический слух.
2. Закреплять правильное произношение и различение на слух звуков С и Ш.
3. Определять место звуков С и Ш в словах .
4. Тренировать в образовании уменьшительно-ласкательных форм имен существительных.
5. Закреплять согласование существительных с числительными.
6 . Тренировать преобразовывать слова путем замены звука С на Ш.
Оборудование: зеркала, доска, таблицы-схемы, карточки-символы, предметные картинки.
Ход занятий:
- Оргмомент.
Логопед: Здравствуйте ребята, садитесь за столы.
- Сообщение темы занятия.
Логопед: Сегодня на занятии мы продолжим учиться четко и правильно произносить звуки С и Ш в словах.
Чтобы не путать эти звуки в речи , давайте вспомним, чем отличаются звуки друг от друга и что у них общего?
- Характеристика звуков на основе наблюдения за артикуляцией перед зеркалом, использование таблицы-схемы и тактильного контроля.
Логопед: Произнесите звук С перед зеркалом. Что вы слышите? ( свист). На что похож звук С ? ( на звук насоса). Произнесите звук Ш. На что похож звук Ш? ( на шипение змеи) Звук Ш –шипит.
- В каком положении губы при произнесении звука С, Ш? ( в улыбке на звук С, округлены на звук Ш- рисунок)
-Зубы? (сближены- рисунок)
Чем являются зубы для выдыхаемого воздуха при произнесении звука С? (преграда) Значит звук какой? (согласный). При произнесении звука Ш, есть ли во рту преграда? Какая?(язык в форме чашечки направлен к верхним зубам- на доске значок стрелки вверх).
Какой звук С твердый или мягкий, а Ш? ( твердый)
Где находится кончик языка при произнесении звука С , Ш?( на С кончик языка за нижними зубами- стрелочка вниз, на Ш – за верхними зубами, стрелка вверх)
Поднесите кисть руки к губам и произнесите звук С, какая воздушная струя выходит изо рта, ? (холодная-рисунок снежинки) Поднесите кисть руки к губам и произнесите звук Ш, какая воздушная струя выходит изо рта, ? ( теплая-рисунок солнышко)
Положи те руку к горлышку, дрожит ли оно? ( нет, звук С –глухой, Ш тоже на схеме зачеркнутый колокольчик)
Чем похожи звуки С и Ш? Оба они какие? ( согласные, глухие, твердые)
- Дифференциация звуков С и Ш.
а) Ребята, посмотрите на доску , давайте попробуем пройти звуковую дорожку с опорой на стрелки поочередно , если стрелка указывает вверх произносим звуки Ш, если вниз-С
б) А сейчас я раздам каждому карточку-символ с изображением насоса или змеи. Я буду называть слова, если в слове есть звук С, поднимите карточку с изображением насоса , если в слове есть звук Ш –поднимаем карточку с изображением змеи.
Слова: санки, самолет, шуба, весы, шорты, душ, нос, самокат, шина, кошка, камыш, бусы, носок, шиповник, пылесос.
в) Сейчас мы разделимся на 2 команды: у кого была картинка –символ насос, становится командой Свистелочки, а у кого картинка-символ змея, становятся командой Шипелочки. Дети выходят изо стола на ковер и строятся в ряд.
Каждый из команды по очереди должен придумать и назвать слово с соответствующим звуком С или Ш, определить его место в слове.
За каждое правильно названое слово команда получает фишку, победит та команда, кто больше назовет слов.
г) Ребята, а вы знаете , что звуки С и Ш могут встречаться в одном слове?
Давайте по очереди за мной повторим эти слова.
( Саша, суша, сушка, стишок, Сашка, Сашенька, смешной, сошка, штангист, шахматист, сушилка, Ксюша, Стеша, смешинка, веснушка, машинист, шест, штангист, пастушка, пастушок, сладкоежка, сшитый, пушистый, шоссе, шасси, стоишь, кусаешь, смеешься, боишься, стучишься, свалишься, носишься)
д) Давайте сосчитаем слова от одного до пяти:
Сушка, пастушок, шест, штангист, веснушка, шахматист)
е) Физминутка.
Выучи стихотворение и покажи движением.
Утром выйти поспешу, (Быстрый шаг на месте.)
Травку вялую скошу.( Махать, имитируя движения косаря.)
Босиком пройдусь немножко ( скользящие движения ногами по полу назад.)
И обую босоножки.
(наклон вниз, имитируя движение « застегивания обуви»)
Ребята давайте вспомним и назовем какие слова у нас встретились в стихотворении со звуком с и ш в одном слове?
( поспешу, скошу, босоножки)
ж) А сейчас мы поиграем с вами игру «Назови ласково».
Я вам буду говорить слова со звуком С, а вам нужно назвать это слово ласково, так чтобы в нем появился звук Ш.
Стих-стишок
Стекло-стеклышко
Солнце-солнышко
Сынок-сынишка
Пастух-пастушок
Соловей-соловушка
Сова-совушка
Хвастун-хвастунишка
з)Замените в словах звук С на звук Ш. Какое слово получится?
Каска-кашка
Миска-мишка
Суметь-шуметь
Крыса-крыша
Басня-башня
Сутки-шутки
Сок-шок
Мыс-мышь
- Итог.
Наше занятие подошло к концу. Ребята, какие звуки мы учились произносить правильно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию первая младшая группа "Ловись рыбка"
Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию первая младшая группа "Ловись рыбка". Ранний возраст....
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков»
Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков»....
Конспект открытого занятия «Ловись, ловись рыбка!»
Данное занятие знакомит детей со свойствами воды, с понятием «большой», «маленький», с частями тела рыбки....
План-конспект занятия по познавательному развитию (экология) для первой младшей группы на тему: "Ловись, ловись рыбка"
План-конспект занятия в первой младшей группена тему: "Ловись, ловись рыбка" План-конспект занятия по познавательному развитию (Экология) в первой младшей группе на тем...
Конспект занятия "Ловись рыбка маленькая, ловись рыбка большая, или кто в Енисее живёт?"
Конспект занятия "Ловись рыбка маленькая, ловись рыбка большая, или кто в Енисее живёт?"...
План-конспект занятия по познавательному развитию (Экология) в первой младшей группе на тему: "Ловись, ловись рыбка"
План-конспект занятия в первой младшей группе на тему: «Ловись, ловись рыбка» Цель: Развитие познавательно – экологических способностей у детей...
Конспект физкультурного занятия во второй младшей группе «Лови – не лови»
Цель: Формировать привычку у детей сохранять и укреплять здоровье, занимаясь физической культурой в коллективе.Задачи:Обучающие:- Упражнять детей в ходьбе и беге друг за другом, в ходьбе на носка...