Родители ,как логопеды..Реально ли это?
консультация по логопедии

Телюк   Юлия Владимировна

 Ежегодно  создаются разнообразные интересные специальные курсы и программы для  обучения молодых родителей "примудростям" работы с ребёнком. Они призваны показать родителям как ускорить процесс развития речи, а также улучшить результаты от посещения специалистов. Под руководством эксперта(логопеда), родители учатся использовать конкретные стратегии языкового развития ребенка в повседневной жизни. НО действительно ли это работает? Способны ли родители заметить разницу и прогресс у своего ребенка, либо помочь своему ребенку настолько же эффективно, как и специалист?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_10.2020_na_nsportal.docx16.47 КБ

Предварительный просмотр:

Родители, как логопеды: что показывают исследования

Традиционно развитием ребенка в дошкольном возрасте занимаются родители, но в последнее время довольно часто стали встречаться случаи, когда все же приходиться обращаться к специалисту, и к сожалению количество таких случаев растет неумолимо с каждым годом.

В таком случае родители сталкиваются с тем, что ребенку необходимо назначение занятий с логопедом. При этом каждый родитель выбирает свой путь, будь то занятия в индивидуальном порядке, либо занятия в специальных группах, в том числе и в логопедических группах в детских садах. Как бы там ни было, это всегда дополнительный стресс для ребенка, именно поэтому ведущие специалисты рекомендуют чаще заниматься с ребенком самостоятельно, и даже для этого создают специальные курсы и программы обучения молодых родителей.

Основные плюсы, которые дают домашние занятия с ребенком:

  1. Дети учатся общаться во время повседневной деятельности и разговоров с важными в их жизни людьми

2. У родителей появляется гораздо больше возможностей взаимодействовать с ребенком в значимых повседневных ситуациях

3. Родители гораздо лучше знают своего ребенка, а это непосредственно ведет к улучшению результата от занятий

4. Занятия могут проходить каждый день, в комфортной для ребенка обстановке

5. Занятия мотивируют ребенка, и для него это весело

Подобные программы признают родителей «ключевыми игроками» в развитие их ребенка. Программы разработаны, чтобы показать родителям как ускорить процесс развития речи и улучшить результаты от посещения специалистов. Под руководством эксперта родители учатся использовать конкретные стратегии языкового развития ребенка в повседневной жизни. Последующие занятия не только мотивируют ребенка к общению, но и развивают в нем более зрелые коммуникативные навыки.

НО действительно ли это работает? Способны ли родители заметить разницу и прогресс у своего ребенка, либо помочь своему ребенку настолько же эффективно, как и специалист?

В недавней журнальной статье двух исследователей из Университета Вандербильта, Меган Робертс и Энн Кайзер, рассмотрены 18 различных исследований, в которых оценивалось вмешательство родителей, предложенное группам родителей. Восемь из этих 18 исследований были основаны на подобных программах. Остальные исследования были посвящены другим программам, в рамках которых родители обучались для содействия общению своего ребенка.

Авторы объясняют, что многие исследования показали, что родителей можно научить, как развивать речь своего ребенка, и что их дети улучшаются в результате. Тем не менее, Роберт и Кайзер хотели посмотреть на все исследования вместе, чтобы увидеть, имеют ли все программы вмешательства, реализованные родителями, одинаковые или похожие результаты. Они также хотели сравнить результаты нескольких из этих исследований, чтобы убедиться, что дети с широким спектром коммуникативных трудностей были представлены, такие как:

  1. Дети с нарушением речи

2. Дети с расстройством аутистического спектра

3. Дети с задержкой развития

Прогресс детей был сопоставлении с прогрессом детей в «контрольной группе», у которых:

  1. Отсутствовала терапия вообще

2. Занятия проходили со специалистом

3. Другие виды занятий в специальных группах

Что показали исследования:

  1. В результате участия в реализуемых обучающих программах, родители успешно осваивают стратегии и используют их при взаимодействии с ребенком

2. Родители показали положительное влияние на прогресс в развитие коммуникации ребенка. Использование стратегии, которые они получили при обучении, привело к улучшению экспрессивных навыков (невербальная коммуникация, а также речь), понимания, увеличению словарного запаса, грамматики и частоты, с которой ребенок стал общаться

3. Результат от занятия родителей с ребенком превысил результат в ситуации, когда с ребенком занимался логопед

4. Дети с различными речевыми нарушениями добились хорошего прогресса, именно при занятиях с родителями, которые были обучены, чтобы помочь им

ИТОГ: Родители имеют значение!

Это исследование показывает, что дети с различными коммуникативными трудностями достигают хорошего прогресса, когда их родители учатся использовать конкретные методы, предназначенные для улучшения коммуникативных навыков детей. Это также показывает, что обученные родители так же эффективны - если не более эффективны в некоторых случаях - чем специалисты, в оказании помощи своему ребенку.

Исследования показывают, что дети с коммуникативными трудностями достигают наибольшего прогресса при раннем вмешательстве. Лучший вид раннего вмешательства включает родителей и является интенсивным. Вмешательство родителей эффективно не только потому, что родитель играет ключевую роль, но и потому, что вмешательство становится непрерывным процессом; каждое взаимодействие с ребенком становится возможностью построить его или ее изучение языка. Как показывает обзор Кайзера и Роберта, программы, которые обеспечивают эффективное обучение родителей, могут существенно повлиять на языковые результаты ребенка.

Примечание относительно текущих логопедических услуг: вмешательство родителей в этих исследованиях длилось в среднем 26 часов в течение многих недель. После того, как реализованная родителями программа заканчивается, многие дети все еще нуждаются в постоянной логопедии. В то время как дети демонстрируют улучшение своих коммуникативных навыков, родители по-прежнему нуждаются в руководстве со стороны специалиста, поскольку навыки ребенка меняются и развиваются. Вид предлагаемого вмешательства будет варьироваться; он может включать в себя консультацию с родителями, прямую терапию или предложение родителям программы для реализации в доме.

 По материалам https://vk.com/@logomam-roditeli-kak-logopedy-chto-pokazyvaut-issledovaniya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...