Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста
презентация к уроку по логопедии (младшая группа)
Мастер-класс по ранней профилактике речевых нарушений посредством игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 187.67 КБ |
Сопроводительная речь к презентации | 43.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Все должны знать, что профилактика нежелательных проявлений - это трудный процесс, но очень важный в формировании личности ребенка» А.С. Макаренко
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослым. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык - "важнейшее средство человеческого общения". первая потребность, которую мы должны сформировать у ребенка - это потребность в другом человеке
Процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько этапов. На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем. Это довербальный этап. На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи. Третий этап охватывает все последующие время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.
Произнося первые слова, ребенок воспроизводит их общий звуковой облик, обычно в ущерб роли в нем отдельных звуков. Таким образом, фонетический строй речи и словарь дети усваивают не параллельно, а последовательными скачками. Освоение и развитие (фонетической системы языка идет вслед за появлением слов, как семантических единиц.)
По мере роста словаря фонетические искажения проступают более заметно. Это свидетельствует о более быстром развитии лексико-семантической сторона речи по сравнению с фонетической, формирование которой требует созревания фонематического восприятия и речевой моторики.
Профилактика речевых нарушений в раннем возрасте Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребёнка и о сохранности его речевых органов; Забота о правильном речевом развитии ребёнка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий.
Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребёнка и о сохранности его речевых органов: предупреждение ушибов головы; предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой (соблюдение сроков профилактических прививок, исключение непосредственных контактов с больными и пр.); охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадения инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение и обязательное "долечивание" ушных заболеваний;
охрана артикуляторных органов, состоящая в следующем: предупреждение и лечение рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата; исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (последнее может привести к образованию так называемого перекрестного прикуса); раннее протезирование зубов в случае их преждевременной потери, поскольку потеря зубов у детей вызывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов); своевременное оперирование расщелин верхней губы и нёба, если они имеются у ребёнка; своевременное подрезание короткой уздечки языка ( не позднее 4-5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильному артикулированию которых мешает короткая уздечка); охрана голосового аппарата от простуды, попадения пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженна речь и т.п.).
охрана нервной системы ребёнка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного рода запугиваний, щадящий подход к ребёнку во время любой болезни и в течение некоторого времени после её окончания, борьба с аскаридами и т.п.). Этот вид профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств и в первую очередь - заикания.
Забота о правильном речевом развитии ребёнка должна выражаться в следующем обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания ( в плане отсутствия речевых нарушений у окружающих ребёнка людей); поощрение лепета ребёнка мимикой радости; воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как можно больше разговаривать с ребёнком начиная с первых дней его жизни; медленно и чёткое произнесение взрослыми простых слов, связанных с конкретной для ребёнка жизненной ситуацией, а так же отчётливое называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребёнку постепенно "приступить" к овладению речью; отчётливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребёнком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения; приучение ребёнка смотреть во время разговора в лицо собеседника поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению; систематическое создание таких ситуаций, при которых ребёнок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться "понимать его с полуслова", и тем более с одного только жеста или взгляда); необходимо организовать жизнь ребёнка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого обращения, включая "разговор" с животными, игрушками и пр.; полное исключение случаев " сюсюкание " с ребёнком, лишающего его правильного образца для подражания; занятие ритмикой, музыкой и пением: последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи; развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.
Развитие речевого дыхания малыша Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Примеры дыхательных упражнений для детей младшего дошкольного возраста. «Снег». «Кораблики». «Футбол». « Бульбульки ». «Свеча».
«ТРА-ЛЯ-ЛЯ ДЛЯ ЯЗЫЧКА» Упражнения для тренировки основных движений языка, губ и нижней челюсти: Игры для уточнения произношения звуков; Игры для закрепления звуков.
Развитие мелкой (тонкой) моторики рук Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук. Игры с рисованием. Игры с предметами домашнего обихода. Игры - шнуровки Марии Монтессори .
Развитие общей моторики Упражнения на повышение уровня активации. Упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса: "Лодочка". "Снеговик". "Дерево". "Яйцо".
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Подготовил учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №84» г. Курска Михайлова Ю.В.
Предварительный просмотр:
«Все должны знать, что профилактика нежелательных проявлений - это трудный процесс, но очень важный в формировании личности ребенка»
А.С. Макаренко
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это - основное условие успешного обучения. Ведь благодаря речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.
Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным?
По данным мировой статистики, число речевых расстройств растет, всвязи с чем, актуальность проблемы профилактики речевых нарушений детей принимает глобальный характер.
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослым. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык - "важнейшее средство человеческого общения".
Эмоциональное общение является стержнем, основным содержанием взаимоотношения взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи - на первом году жизни. Эльконин Д.Б. считает что, первая потребность, которую мы должны сформировать у ребенка - это потребность в другом человеке.
Процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько этапов.
На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем. Это довербальный этап.
На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи.
Третий этап охватывает все последующие время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.
Произнося первые слова, ребенок воспроизводит их общий звуковой облик, обычно в ущерб роли в нем отдельных звуков. Все исследователи детской речи единодушны в том, что фонетический строй речи и словарь дети усваивают не параллельно, а последовательными скачками. Освоение и развитие (фонетической системы языка идет вслед за появлением слов, как семантических единиц.)
Первые слова, употребляемые ребенком в речи, характеризуются целым рядом особенностей. Одним и тем же словом ребенок может выражать чувства, желания и обозначать предмет. Слова могут выражать законченное целостное сообщение, и в этом отношении равняться предложению. Первые слова обычно представляют собой сочетание открытых повторяющихся слогов. Более сложные слова, могут быть фонетически искажены при сохранении части слова: корня, начального или ударного слога. По мере роста словаря фонетические искажения проступают более заметно. Это свидетельствует о более быстром развитии лексико-семантической сторона речи по сравнению с фонетической, формирование которой требует созревания фонематического восприятия и речевой моторики.
Что касается профилактики непосредственно речевых нарушений в раннем возрасте, т.е. она складывается в основном из таких двух моментов:
1) Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребёнка и о сохранности его речевых органов;
2) Забота о правильном речевом развитии ребёнка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий.
Решение первой из названных задач конкретно выражается в следующем:
- предупреждение ушибов головы;
- предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой (соблюдение сроков профилактических прививок, исключение непосредственных контактов с больными и пр.);
- охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадения инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение и обязательное "долечивание" ушных заболеваний;
- охрана артикуляторных органов, состоящая в следующем:
- предупрежде6ние и лечение рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;
- исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (последнее может привести к образованию так называемого перекрестного прикуса);
- раннее протезирование зубов в случае их преждевременной потери, поскольку потеря зубов у детей вызывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов);
- своевременное оперирование расщелин верхней губы и нёба, если они имеются у ребёнка;
- своевременное подрезание короткой уздечки языка ( не позднее 4-5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильному артикулированию которых мешает короткая уздечка);
- охрана голосового аппарата от простуды, попадения пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженна речь и т.п.);
- охрана нервной системы ребёнка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного рода запугиваний, щадящий подход к ребёнку во время любой болезни и в течение некоторого времени после её окончания, борьба с аскаридами и т.п.); этот вид профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств и в первую очередь - заикания.
Забота о правильном речевом развитии ребёнка должна выражаться в следующем - обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания ( в плане отсутствия речевых нарушений у окружающих ребёнка людей);
- поощрение лепета ребёнка мимикой радости;
- воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как можно больше разговаривать с ребёнком начиная с первых дней его жизни;
- медленно и чёткое произнесение взрослыми простых слов, связанных с конкретной для ребёнка жизненной ситуацией, а так же отчётливое называние ок5ружающих предметов и производимых действий, что поможет ребёнку постепенно "приступить" к овладению речью;
- отчётливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребёнком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения;
- приучение ребёнка смотреть во время разговора в лицо собеседника поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению;
- систематическое создание таких ситуаций, при которых ребёнок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться "понимать его с полуслова", и тем более с одного только жеста или взгляда);
- необходимо организовать жизнь ребёнка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого обращения, включая "разговор" с животными, игрушками и пр.;
- полное исключение случаев "сюсюкание" с ребёнком, лишающего его правильного образца для подражания;
- занятие ритмикой, музыкой и пением: последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи;
- развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.
После прекращения логопедических занятий родители должны в течение некоторого времени проводить с ребёнком специальные упражнения и осуществлять контроль за его речью. На заключительном занятии логопеды обычно обязательно дают такие рекомендации, но, к сожалению, некоторые родители недооценивают их важность.
Развитие речевого дыхания малыша
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Примеры дыхательных упражнений для детей младшего дошкольного
возраста.
1. «Снег». Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
2. «Кораблики». Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
3. «Футбол». Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».
4. «Бульбульки». Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейтеводы, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.
5. «Свеча». Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
«ТРА-ЛЯ-ЛЯ ДЛЯ ЯЗЫЧКА»
Упражнения для тренировки основных движений языка, губ и нижней челюсти.
Игра для уточнения произношения звука [а].
«Успокой куклу»
Взрослый (мама) говорит: "Кукла плачет, надо ее успокоить. Посмотри, как я покачаю свою куклу (укачивает куклу, напевая на звуке [а] мотив знакомой колыбельной песни). А теперь ты покажи". Мама вместе с малышом укачивает куклу, произнося звук [а].
При произнесении звука [а]: губы в спокойном положении; зубы на расстоянии 1-1,5см;
широкий распластанный язык лежит спокойно внизу. Кончик языка расположен близко к нижним резцам; мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость; голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Игра для закрепления звука [а].
«Чудесный мешочек»
Взрослый заготавливает красивый мешочек и складывает в него предметы или картинки, в названии которых есть звук [а]. Первый предмет достает сам и, показывая его ребенку, называет чётко и громко. Потом, показывая малышу, громко называет.
Примерный перечень картинок для игры: мак, панама, ванна, бант, банан и др.
Называя предмет, голосом выделяет звук [а], фиксируя на нём внимание ребенка. Надо следить, чтобы называл предметы отчётливо и тоже немного выделяли звук [а] (т.е. произносил его несколько длительнее других звуков).
Игра для уточнения произношения звука [и].
«Лошадки»
Изображает лошадку высоко поднимая ноги, как лошадка. По сигналу "лошадка, домой" ребенок говорит "и-и …" и быстро идёт в "конюшню".
При проведении игры следить за тем, чтобы звук [и] произносился длительно.
При произнесении звука [и]:губы растянуты в улыбку; зубы на расстоянии нескольких (1-2) мм; широкий кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Язык поднят, выгнут, напряжён; мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость; голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Игра для закрепления звука [и].
«Покажи и назови»
Взрослый складывает в красивую коробку предметы - игрушки или картинки, - в названии которых есть звук [и]. первый предмет достает сам и, показывая его, называет четко и громко. Потом по очереди достает с ребенком и, показывая, громко называют.
Примерный перечень предметов для игры: мишка, ириска, вилка, пирамидка, вишня, слива, спички, и др.
Называя предмет, голосом выделяет звук [и], фиксируя на нём внимание ребенка. Надо следить, чтобы, называя предметы, малыш тоже немного выделял звук [и], говорил несколько длительнее других звуков.
Надо подбирать слова, доступные пониманию детей данного возраста и с ударением на звуке [и].
Игра для уточнения произношения звука [э].
«Кто как кричит»
Взрослый показывает картинку, на которой нарисована коза, и спрашивает: «Как коза кричит?" Ребенок: "мэ-мэ …".Затем показывает картинку, где нарисована овца, и спрашивает: "А как овечка кричит?" Ребенок: "бэ-бэ …".
При произнесении звука [э]: губы в улыбке, зубы видны (расстояние между верхними и нижними резцами 4-5 мм); широкий кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Спинка языка поднята, слегка напряжена;
мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость; голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Игра для закрепления звука [э].
«Волшебный сундучок»
Взрослый делает из коробки красивый сундучок и, обращаясь к малышу, говорит: "Это волшебный сундучок. В нём лежит много интересных, красивых картинок, достань картинку, покажет её маме и громко, чётко назови".
Для этой игры можно использовать картинки на пройденные звуки, закрепляя их произношение, ребёнок перед названием картинки должен сказать слово ЭТО, немного выделив звук [э]. (Это лодка)
Игра для уточнения произношения звука [о].
«Хороша кукла Маша, только болят зубы у куклы нашей»
Мама показывает куклу с перевязанным зубом и говорит: "заболели зубы у Маши. Больно ей. Она вздыхает "о-о …". Как Маша вздыхает?" Ребенок: "о-о …".
При проведении игры надо следить за тем, чтобы звук [о] произносили на выдохе длительно.
При произнесении звука [о]: губы округлены и немного выдвинуты вперёд; зубы на расстоянии 1-0,5см; корневая часть языка немного приподнята; мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость; голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Игра для закрепления звука [о].
«Угадай, чего не хватает»
Взрослый ставит на стол игрушки, в названии которых ясно слышится звук [о] (стол, дом, кошка, конь и др.). Затем он предлагает ребенку посмотреть, назвать игрушки и запомнить их. Потом предлагает ему посмотреть ещё раз и отвернуться. В это время убирает одну игрушку, а ребёнку предлагает угадать, какой игрушки не хватает. Когда ребёнок отгадает, какая игрушка была убрана, взрослый называет все игрушки, стоящие на столе.
Игрушки можно убрать лишь те, в названии которых звук [о] стоит под ударением, т.к в безударном положении будет слышаться [а].
Игра для уточнения произношения звука [у].
«Поезд»
Как только зажигается зелёный свет семафора, поезд дает гудок перед отправлением. Если красный свет - ребенок молчит.
При произнесении звука [у]: губы трубочкой выдвинуты вперёд; зубы на расстоянии приблизительно 0,5см; корень языка поднят; мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость; голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Игра для закрепления звука [у].
«Кто как кричит»
Взрослый показывает картинку "Девочка заблудилась в лесу и кричит" "ау". Когда мы заблудимся, то кричим "ау". Вместе повторяют "ау". Следующая картинка "Малыш плачет". Говорит ребенку, что малыш плачет "уа". Повторяют "уа". Картинка "Филин сидит на суку". "А знаешь, как филин кричит? фу-бу, фу-бу …". Вместе повторяют "фу-бу …". Картинка "Свинья лежит". "Когда свинья довольна, она дышит так: уф-уф …". Повторяют "уф-уф …"
Во всех звукосочетаниях [у] надо выделять, произнося его длительнее.
Игра для уточнения произношения звука [м].
«Накорми телят»
Папа изображает пастуха. Ребенок изображает теленка. Они гуляют на лугу. Пришли в сарай и протяжно мычат "муу …". Они просят есть. Мама даёт им по морковке, листику салата или хлеб.
При проведении игр говорить МУ, длительно и слитно, плотно смыкая губы, немного выделяя звук [м].
При произнесении звука [м]: губы сомкнуты без напряжения; расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего за [м] гласного; мягкое небо опущено, вследствие чего выдыхаемая струя воздуха проходит через нос; голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Игра для закрепления звука [м].
«Найди пару»
На столе разложены картинки, в названии которых есть звук [м] рисунком вверх парные тем, которые в руке у малыша. Ребёнок подходит к столу. Показывает свою картинку и громко, чётко называет её. Потом находит её парную и обе картинки отдаёт взрослому, ещё раз называя их.
Методические указания. Примерный перечень картинок: мяч, мак, машина, матрёшка, морковка и др. первую пару картинок взрослый называет сам, слегка выделяя звук [м].
Игра для уточнения произношения звука [б].
«Автомобили»
Папа предлагает поиграть в автомобили. По сигналу "поехали" ребенок вместе с папой, изображая руками движения колёс, идет вперёд; встречаясь, они дают сигналы "би-би …", чтобы машины не столкнулись. Потом они ходят по комнате в разных направлениях, давая сигнал при встрече.
При проведении игры надо следить, чтобы при встрече звук [б] малыш произносил звонко и чётко.
При произнесении звука [б]: губы сомкнуты без заметного нажима; расстояние между резцами и положение языка зависят от следующего за [б] гласного; мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость; голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Игра для закрепления звука [б].
«Магазин»
В "магазине" ребенок покупает игрушки и, показывая их, громко называет. Когда игрушки все раскуплены, играет с ними.
Примерный перечень игрушек: бубен, барабан, белка, собака, башня и др. Нельзя брать те игрушки, в названии которых звук [б] стоит перед глухой согласной или в конце слова, т.к в таком положении он оглушается (гриб, коробка).
Игра для уточнения произношения звука [п].
«Кто дальше?»
Взрослый заготавливает лодочку с парусом, сделанной из тонкой бумаги (парус вставляется в центре лодочки). Перед ним на край стола ставится лодочка. По сигналу, произнося звук [п], ребенок дует на лодочку.
При произнесении звука [п]: губы сжаты; расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего за [п] гласного; мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость; голосовые связки раскрыты, голос не звучит.
Игра для закрепления звука [п].
«Лото»
Игра проводится аналогично игре «Найди пару»
Для игры в лото подбирают картинки, в названии которых есть звук [п]: палка, птичка, прыгалки, полка, петух, пила, поросёнок и др.
Игра для уточнения произношения звука [в].
«Волки воют»
Взрослый, показывая картинку, на которой нарисована зима и воющий волк, говорит: "холодно зимой в лесу, нечего волку есть. Сидит он и воет "в-в-в …". Как воет волк?" Ребенок: "в-в-в …".
При проведении игры ребенок должен произносить звук [в] вполголоса, чтобы он отчётливо был слышен.
При произнесении звука [в]: нижняя губа прижата к краям верхних резцов, но посередине остаётся узкая щель для прохода воздуха; верхняя губа слегка приподнята; верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой; язык принимает положение следующего гласного звука; мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость; голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Игра для закрепления звука [в].
«Рассматривание картинки»
Показать ребенку один из предметов зимней одежды, изображённой на картинке, и назвать так: "Вот валенки" или "Вот варежки".
Называть предметы надо громко, чётко.
Игра для уточнения произношения звука [ф].
«Пузырь»
Коллективная игра.
Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя ненадутый пузырь. Начиная произносить текст "Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся", дети поднимают голову и отходят назад, растягивая круг. К концу текста образуется большой круг. По сигналу "воздух выходит" или "пузырь лопнул" дети идут к центру круга, произнося звук [ф], подражая выходящему воздуху.
Для проведения игры текст стихотворения разучивается заранее. Нужно следить, чтобы круг дети растягивали постепенно. После сигнала "лопнул" следить, чтобы дети не бежали, а шли (воздух медленно выходить в маленькую дырочку).
При произнесении звука [ф]: нижняя губа прижата к краям верхних резцов, посередине остаётся узкая щель для прохода воздуха; верхняя губа слегка приподнята; верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой; язык принимает положение следующего гласного звука; мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость; голосовые связки раскрыты, голос не звучит.
Игра для закрепления звука [ф].
«Чего не хватает?»
Взрослый раскладывает на столе предметы, в названии которых есть звук [ф]: флажок, формочки, фартук, фуражка и др. Затем ребёнок становится лицом к столу. Взрослый выбирает один из предметов. Малыш должен указать, какого предмета не хватает.
Развитие мелкой (тонкой) моторики рук
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответсвующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Задача педагогов и детских психологов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.
1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
2. Игры с рисованием.
Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.
3. Игры с предметами домашнего обихода.
- Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.
Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.
- Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
- Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
"У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник".
- Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:
"В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят".
- Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:
"Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?".
- Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".
- Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.
- Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
- Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
- Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.
Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.
- Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".
Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
"Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку".
- Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.
- Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех".
Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
4. Игры - шнуровки Марии Монтессори:
- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- способствуют развитию речи ;
- развивают творческие способности.
В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки(мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Познают мир "руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки - и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Нам, в отличие от Монтессори, не придется сидеть с ножницами и тряпочками. Можно просто купить "игру-шнуровку" - набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, "куска сыра" или какой-нибудь еще деревянной штуки с дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретные иголку с ниткой и стать "совсем как мама".
Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.
Чем можно объяснить тот факт, что сейчас появилось так много игрушек-шнуровок? Ведь у теперешних родителей в детстве таких игрушек не было, тем не менее, выросли они нормальными людьми. Возникает недоумение, зачем это все надо?
Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.
Развитие общей моторики
Упражнения на повышение уровня активации.
Данные упражнения повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащают его знания о собственном теле, развивают тактильную чувствительность.
В этот блок упражнений можно включать различные виды общих и точечных массажей, упражнения по развитию мелкой моторики, хождение босиком по поверхностям различной фактуры и т. п.
Упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса.
Общий принцип этих упражнений - сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением.
1. "Лодочка".
Исходное положение - лежа на спине, ноги вместе, руки по швам. Голова приподнимается над полом так, чтобы ребенок видел пальцы ног. Поза удерживается максимально долго.
И.п. - лежа на животе, руки за головой, локти разведены в стороны. Приподнимается верхняя часть туловища, ноги лежат на полу.
2. "Снеговик". Исходное положение - стоя. Детям предлагается представить, что они - только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Ведущий может попробовать "снеговика" на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. Потом снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала "тает" голова, затем плечи, руки, спина, ноги. Затем предлагается вариант "растаять", начиная с ног.
3. "Дерево". Ребенок сидит на корточках, голова спрятана в колени, колени обхватываются руками. Это семечко, которое, постепенно прорастая, превращается в дерево. Дети очень медленно поднимаются на ноги, выпрямляют туловище, вытягивают руки вверх. Тело напряжено, "дерево тянется к солнышку". Oт сильного порыва ветра "дерево" должно сломаться. Ребенок резко сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, руки и голову, в то время как нижняя часть туловища должна остаться напряженной и неподвижной.
4. "Яйцо". Для этого упражнения нужна достаточно большая прочная простыня, которая расстилается на полу. Ребенок садится на корточки, голову прячет в колени и обхватывает колени руками. Ведущий собирает простыню так, чтобы ребенок оказался в "яйце" и крепко держит края простыни над головой "цыпленка", начиная при этом раскачивать "яйцо" из стороны в сторону. Раскачивание продолжается 3-5 минут до полного расслабления. Затем "цыпленок" должен "вылупиться из скорлупы", активно работая головой, локтями и пытаясь распрямить все тело. Ведущий при этом в течение 1-2 минут удерживает ребенка в "яйце".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста
статья ассоциация...
Роль положительных эмоций в развитии речи и в ранней профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста
Моё выступление из опыта работы рекомендовано начинающим воспитателям детских садов младших групп. Дети раннего возраста очень активны, подвижны и любознательны. У них еще не сформированы...
Обобщение опыта по теме "Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста"
Отечественной педагогической наукой давно признано, что наиболее сензитивным этапом в развитии речи ребенка является возраст от полутора до трех лет. Многие педагогические исследования подчеркивают ва...
Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста
Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста...
Консультация для родителей - "Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в адаптационный период"
Как показывают многочисленные исследования, основы формирования речи и его первый фактор – обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие...
Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в ДОУ и семье
В нашем учреждении воспитание детей осуществляется в тесном сотрудничестве семьи. Так как на семью, и на дошкольное учреждение ложится большая ответственность в воспитании и развитии ребенка.Нек...