Развитие речи в игре
статья по логопедии (старшая группа)
Поведение ребёнка в игре, его активность – показатель уровня речевого развития.
Наблюдая за играми, мы обнаружили, что многие дети малообщительны, не могут словами выразить просьбу, не имеют навыков самостоятельной игры. Наличие речевого барьера делает их возбудимыми, неуравновешенными или, наоборот, заторможенными.
Мы поставили цель: последовательно решать задачу по развитию речи детей; добиваться, чтобы дети приобрели навыки совместной игры, умели активно развивать сюжет, высказывались по ходу игры,
С чего начали работу? Вместе с логопедами наметили занятия и наблюдения, которые способствуют обогащению занятий детей об окружающем для дальнейшего отражения их в играх. Например, знакомили детей с трудом взрослых ( почтальона, продавца, шофере). При этом обращали внимание на понятные им трудовые действия (шофер управляет автомобилем, ухаживает за машиной ; продавец взвешивает, отпускает товар; почтальон разносит письма, газеты).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_v_igre.docx | 15.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи в игре
Поведение ребёнка в игре, его активность – показатель уровня речевого развития.
Наблюдая за играми, мы обнаружили, что многие дети малообщительны, не могут словами выразить просьбу, не имеют навыков самостоятельной игры. Наличие речевого барьера делает их возбудимыми, неуравновешенными или, наоборот, заторможенными.
Мы поставили цель: последовательно решать задачу по развитию речи детей; добиваться, чтобы дети приобрели навыки совместной игры, умели активно развивать сюжет, высказывались по ходу игры,
С чего начали работу? Вместе с логопедами наметили занятия и наблюдения, которые способствуют обогащению занятий детей об окружающем для дальнейшего отражения их в играх. Например, знакомили детей с трудом взрослых ( почтальона, продавца, шофере). При этом обращали внимание на понятные им трудовые действия (шофер управляет автомобилем, ухаживает за машиной ; продавец взвешивает, отпускает товар; почтальон разносит письма, газеты).
Использовали дидактические игры и упражнения: «Кому что нужно для работы?». «Для чего нужна эта вещь?», «Не ошибись», «Вам письмо», а так же серия дидактических игр для закрепления обобщающих понятий: «Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Что подарили Наташе?», «За покупками в магазин», «Назови три предмета», «У кати новая квартира», «Кто больше назовет?».
Работа над звукопроизношение и культурой речи, правильным построением предложений (простых и сложных) проводились не только на занятии , но и продолжалась в игре. При этом соблюдался принцип последовательности: от игр с готовым сюжетом (содержание) к самостоятельным. Покажем это на примере игры «Автобус».
Вначале педагог и дети намечают содержание и ход игры. Вместе строят из стульчиков автобус. Воспитатель берет на себя роль водителя, дети – пассажиров. Водитель объявляет остановки ( каждая остановка – какой-либо магазин), например: «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Мебель», «Посуда». Ребенок, который правильно рассказывает, что можно купить в магазине, выходит на этой остановке.
Проиграв несколько вариантов с воспитателем, дети затем действуют самостоятельно: сами строят автобус, договариваются, какие игрушки и предметы могут понадобиться, кто какую роль будет выполнять, придумывают названия остановок («Магазин», «Парикмахерская», «Поликлиника», Детский сад», «Почта»). Они звонят в магазин, узнают есть ли нужный товар; в зоопарк, спрашивая, работает ли он; в поликлинику, вызывая врача.
При организации игр старались создавать необходимые условия для повышения речевой активности детей с учётом их возможностей. Игры проводили в основном во второй половине дня, на прогулке.
На начальном этапе (сентябрь – декабрь) предлагали детям сюжетные игрушки бытового назначения – посуду, мебель, одежду, овощи, фрукты, так как с этими предметами дети познакомились на занятиях.
Вначале взрослый принимал непосредственное участие в играх, выполняя главные, а затем второстепенные роли. К одному и тому же сюжету возвращались несколько раз. Это давало возможность закрепить обобщающее понятия (посуда, мебель и др.), научить детей самостоятельно развивать сюжет.
Например, проводится сюжетное - ролевая игра в магазин «Овощи». Здесь продаются картофель, огурцы, морковь, лук, свекла.
Вначале воспитатель выступает в роли продавца. Он учит детей – покупателей вежливо здороваться, говорить «спасибо», «пожалуйста», уточняет названия овощей, обобщает понятие «овощи».
При повторении игры педагог обращает внимание на то, что дети покупают в основном морковь и ее осталось очень мало. Спрашивает: «Какие еще овощи в магазине? Можно ли купить огурцы, помидоры, капусту, лук?» Советует позвонить на базу и заказать побольше моркови.
Таким образом, участвуя в игре, взрослый направляет действия детей вопросом, непосредственным показом и, главное, побуждает к высказываниям.
Правильно организованная игра помогает успешно решать задачи по развитию речи детей.
В результате проведенной работы значительно расширился словарь дошкольников, обогатились представления об окружающей действительности, появился интерес к игровой деятельности. В коллективных играх они стали действовать белее согласованно, осмысленно выполнять правила, требования воспитателей, их игровые действия стали сопровождать речью, причем не только в виде отдельных слов, но и распространенных предложений.
Теперь перед нами стоят более сложные задачи: добиваться, чтобы дети перешли от вопросно – ответной речи к монологической, научить их использовать в играх речевой материал любой сложности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....
Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"
Для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры...
"Роль иры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста: приемы и методы развития речи в игре"
В данной статье Вы сможете ознакомиться не только со значением ИГРЫ в жизни ребенка,а также узнать ,как правильно и эффективно организовать игру с ребенком,овладеть практическими приемами и различными...
Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»
Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...
РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ
В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...
Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"
В статье раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...