Речь - движение.
статья по логопедии

Михайлова Юлия Владимировна

Движение  -  одно  из  основных  проявлений  жизнедеятельности. Все  важнейшие функции организма (речь, дыхание, кровообращение, глотание, перемещение тела в пространстве и т. д. ) реализуются в конечном счёте движением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan.doc20.5 КБ
Microsoft Office document icon vvedenie.doc26 КБ
Microsoft Office document icon vzaimosvyaz_razvitiya_rechi_i_dvizheniya.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

План.

  1. Введение.
  2. Взаимосвязь развития речи и движения.

1. Переплетение понятий «речь» и «движение».

2. Стимулирующее влияние движения на развитие речи детей.

3. Отражение  двигательных   нарушений   в  разных  логопедических диагнозах.

4. Двигательные нарушения и их коррекция у детей-логопатов:

а) общая моторика;        

б) артикуляционная и мимическая моторика;

в) дыхательные движения;

г) мелкая моторика рук и действия с предметами;

д) речь с движением.

  1. Заключение.



Предварительный просмотр:

Введение.

Движение  -  одно  из  основных  проявлений  жизнедеятельности. Все  важнейшие

функции организма (дыхание, кровообращение, глотание, перемещение тела в пространстве и т. д. ) реализуются в конечном счёте движением, т. е. сокращением мыши. Мышечное сокращение - сложный биохимический и электрофизиологический процесс. Произвольность, свобода в выполнении или задержке тех или иных двигательных актов создают ложную видимость саморождаемости их, независимо от афферентных (центростремительных ) сигналов. Движение имеет рефлекторную природу. Рефлекторная дуга, обеспечивающая реализацию двигательного акта, может быть простейшей, двухнейронной (афферентная и эфферентная нервные клетки ), или сложной многосинаптической. Нарушение рефлекторной дуги в любой её части может привести к значительным двигательным расстройствам.

Высшая нервная деятельность осуществляется за счёт коры головного мозга. Кора больших полушарий головного мозга - эволюционно наиболее молодое образование, достигшее у человека по отношению к остальной массе головного мозга наибольших величин. Говоря о ведущей роли коры больших полушарий в нейрофизиологических процессах, не следует забывать, что этот высший отдел может нормально функционировать лишь в тесном взаимодействии с подкорковыми образованиями. Можно выделить уровни корковой деятельности. Первая сигнальная система связана с деятельностью отдельных анализаторов, т. е. восприятие сигналов от анализаторов и формирование ответных действий с учётом состояния внешней и внутренней среды, а также прошлого опыта (увидели яму -остановились, услышали гром - остались дома, характерна и для животных ). Более сложный уровень корковой деятельности объединяет системы различных анализаторов, делая возможным осмысленное восприятие окружающего, отношение к окружающему миру «со знанием и пониманием» - включает в себя вторую сигнальную систему (присуща человеку). Например, зашли на дискотеку, услышали музыку, увидели танцующих людей - затанцевали сами, а слыша музыку из окна дома, не танцуем, проходим мимо. Третий этап корковой деятельности - своего рода «диспетчер» сложных процессов ВНД. Он обеспечивает целенаправленность деятельности, создавая условия для наилучшего её выполнения, прогнозирования будущего и формирования перспективных задач.

В осуществлении речевой функции, а также письма и чтения принимают участие зрительный, слуховой, двигательный и кинестетический анализаторы. Большое значение имеют сохранность иннервации мышц языка, гортани, мягкого нёба, состояние придаточных пазух и полости рта, играющих роль резонаторных полостей. Кроме того, важна координация дыхания и произношения звуков. Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и других отделов нервной системы. Речь - важнейшая функция человека, поэтому в её осуществлении принимают участие корковые речевые зоны, расположенные в доминантном полушарии (правши / левши ) (центры Брока / говорение / и Вернике / понимание / ), двигательные, кинетические, слуховые и зрительные области, а также проводящие афферентные и эфферентные пути.



Предварительный просмотр:

Взаимосвязь развития речи и движения.

Переплетение понятий «речь» и «движение». Из всего вышеизложенного очевидно, что речь и движение неразрывно связаны между собой. Ведь даже осуществление речевой функции невозможно без двигательной активности, как видно из определения (хотя бы артикуляция, мимика и т.д.).Естественно, что у значительной части детей, страдающих различными нарушениями речи, наблюдаются отставания в деятельности двигательной системы. Это проявляется в виде плохой координации сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции. Для детей-логопатов характерны скованность в движениях, отсутствие лёгкости при выполнении упражнений. Эти нарушения появляются не вместе с речью, а гораздо раньше, в период раннего речевого развития. Таким образом, даже в период довербального развития можно определить наличие нарушений речи. А в период вербального развития данные обследования двигательной системы служат дополнительным материалом для дифференциальной диагностики речевых нарушений. Они помогают определить средства дифференциального коррекционного воздействия в процессе занятий и выбрать способы индивидуальной работы.

Стимулирующее влияние движений на развитие речи детей. В первый месяц жизни речевая активность ребёнка сводится к воспроизведению гортанных звуков. Второй месяц -это период гуления. В три месяца ребёнок тоже гулит, только дольше тянет гласные звуки. На протяжении этого времени целесообразно провэдить упражнения рефлекторного характера, используя данный от природы хватательный, или ладонный рефлекс. В раскрытую ладонь, добиваясь рефлекторного схватывания, поочерёдно в каждую руку вкладывается шарик, палочка, валик, игрушка... Такие рефлекторные упражнения на вкладывание в ладонь предметов носят пассивный характер, так как выполняются с помощью взрослого, но они полезны для развития действий осязания. Это действие начинает развиваться очень рано, как только в руку ребёнка начинают попадать предметы.

К пяти месяцам в речи начинается период лепета. А двигательная активность сводится к способности долго лежать на животе, поднимая корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Эти умения родители и воспитатели могут использовать для развития исследовательских, ощупывающих движений рук и ориентировочного поведения. В этом возрасте ребёнок может взять предмет, если он попадёт в поле зрения ребёнка, а в шесть месяцев он хорошо берёт игрушку из разных положений и подолгу с ней занимается. С этого времени можно учить ребёнка захватывать предмет из разных положений и разными способами - петлеобразное движение руки сверху, плавное приближение к предмету, постепенное опускание. Если в два - три месяца игрушки-подвески используются для того, чтобы научить ребенка рассматривать и следить за передвигающимся объектом, то в пять -шесть месяцев их назначение - развивать целенаправленные движения рук к предмету, умение захватить и подтянуть его к себе. Подтягивая к себе один предмет, малыш вызывает перемещение других и, переориентируясь на них, начинает захватывать.

С шести месяцев можно проводить занятия с игрушками, формируя навык захватывания из любого положения. Целесообразно подбирать такие упражнения, которые позволяли бы активизировать движения большого пальца. В действиях ребёнка уже можно выделить две стороны: техническую, т.е. как он совершает действие, и смысловую - для чего. Смысловая сторона действий с предметами интенсивно развивается. Малыш начинает выполнять не только действия схватывания, но и проталкивания. Задача взрослого -активизировать в этих движениях пальцы с помощью игрушек-вкладышей.

С восьми - десяти месяцев ребёнок начинает выполнять более тонкие движения пальцами. Чтобы развивать моторику руки и координированные действия большого и указательного пальцев путём проталкивания, малышу дают задания с коробочками, которые открываются сбоку, сверху. В возрасте девяти - десяти месяцев появляются первые слова.

В десять - двенадцать месяцев ребёнок справляется с таким уже сложным заданием, как нанизывание колец на стержень. В этом же возрасте ребёнок успешно действует с так

называемой занимательной коробкой, в отверстия которой проталкивает шарики, кубики, призмы разных размеров, со столиками, втулочками, ёлочками. 'Суть упражнений для руки в следующем: взять предмет кончиками пальцев, направить его в соответствующий участок, соотнести с плоскостью другого предмета, приложить усилие для соединения деталей с основанием.

У детей второго года жизни более тонкими становятся зрительные, слуховые тактильные восприятия. Ребёнок использует элементарные предметы-орудия: совок, лопатку, молоток. С помощью орудийных действий ему легче понять связи между предметами. Постепенно, в результате действий на основе наглядно-образного мышления происходит развитие понятий, а на их основе - обобщающих функций речи. Речь становится средством общения, средством познания окружающего мира. Активно манипулируя предметами, дети второго года жизни в большинстве случаев первоначально выполняют задания случайные, срабатывает авто дидактизм. Шарик можно протолкнуть только в круглое отверстие, кубик в квадратное, и т.п. Ребёнка интересует момент исчезновение предмета, и он многократно повторяет эти действия. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительному примериванию вкладышей. В конечном счёте дети начинают сопоставлять предметы зрительно: многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая вкладыши необходимой величины или формы. Более сложными становятся и движения рук детей. Если раньше ребёнок просто раскладывал предметы или размещал довольно крупные вкладыши в соответствующих гнёздах, то теперь, чтобы «посадить» в маленькое отверстие грибок, необходимы тонкие движения руки под контролем зрения и осязания. На втором году ребёнок овладевает способами действий с предметами и игрушками, что способствует развитию словаря. В основе занятий с игрушками лежат действия детей с ними. Ребёнок может рассмотреть, потрогать игрушку, рассказать о ней, выполнить и запомнить действия с ней. В комплексные занятия включаются задания по развитию речи, движений, рисования, конструирования. Это первоначальные формы приобщения детей к общению, к играм.

На третьем году жизни происходит дальнейшее развитие ребёнка. Он подолгу сосредотачивается на действиях с предметами. Совершенствуются его основные движения: ходьба, бег, лазание, бросание. Движения становятся целенаправленными, разнообразными, действия - целенаправленными. Одновременно развивается активный словарь ребёнка, возрастает понимание речи взрослых. Малыш употребляет почти все части речи, говорит распространёнными предложениями, задаёт много вопросов, может говорить и слушать, стремится расширить свой круг общения со взрослыми и сверстниками. Координированными становятся движения руки и глаза. Выполняя целевые действия, ребёнок пытается установить причинно-следственные связи, решает простые задачи. Играя, ребёнок всё время пытается что-то делать: строить, копать, переливать воду, перекладывать предметы. В этом же возрасте дети начинают рисовать, лепить, конструировать. Раскладывая мозаику, ребёнок не только осуществляет довольно тонкие движения пальцев рук, но и учитывает разнообразные сенсорные свойства предметов. При выполнении заданий по рисованию необходимы ещё более сложные движения руки. Таким образом, благодаря достигнутым возможностям у детей третьего года жизни совершенствуется речь, мышление, память, воображение, развиваются волевые процессы, возникает потребность в содержательной деятельности; всё это следует учитывать в процессе воспитания и обучения детей.

Отражение двигательных нарушений в разных логопедических диагнозах. Исследованиями сотрудников лаборатории ВИД ребёнка Института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений.

Дислалия (моторная её форма) - поражены двигательные аппараты произношения. Расстройства проявляются главным образом в нарушении сложных моторных функций и могут ограничиваться только некоторыми признаками. Моторная недостаточность области

артикуляционной мускулатуры, которая как бы расслабленно и движения её неловки. Ребёнок не может сознательно повторять и подражать артикуляционным движениям языка и губ. Это расстройство развития тонких координационных разговорных движений. На связь тяжёлой дислалии с нарушением тонких движений указал в 1948 году Лухзингер. Он разделил детей с моторной недостаточностью на три группы и определил, что степень выраженности дислалии тем больше, чем больше нарушены тонкие движения.

Ринолалия (расщелины) - расстройство звукообразования зависит не только от деформации нёба и губ, но и от нарушения деятельности мышечного аппарата мягкого нёба, глотки и языка, от недостаточной подвижности губы после хейлопластики. Мышечный аппарат, очевидно, уже очень рано приспосабливается к своеобразным условиям глотания и дыхания. С развитием речи присоединяются усилия при разговоре. Возникает гипертрофия языка в задних отделах, подвижность же кончика его, наоборот, понижена. Наряду с недостаточностью периферического речевого аппарата, и как следствие этой недостаточности, нарушается воспитание всего нервно-мышечного аппарата речи.

Дизатрия (нарушение инервации артикуляционной мускулатуры, т.е. расстройство двигательной моторной стороны устной речи) - вот некоторые клинические симптомы, характерные для всех дизартрии - нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре:

1. спастичность артикуляционных мышц (повышение тонуса) - тонус повышен в мускулатуре языка и губ; язык в полости рта напряжён, спинка его спастически изогнута, кончик не выражен, язык оттянут кзади; губы спастически напряжены; активные движения в артикуляционной мускулатуре резко ограничены; характерна спастичность скелетных мышц;

2.   гипотония артикуляционных мышц (пониженный тонус) - тонус понижен в речевой мускулатуре, а так же в скелетных, мимических и жевательных мышцах; язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их полного смыкания, в силу этого рот постоянно полуоткрыт, выражена гиперсаливация;

3.   меняющийся тонус артикуляционных мышц - нарушение тонуса артикуляционных мышц сочетаются с их гиперкинезами, то же и в скелетной мускулатуре;

4.   ограничение подвижности артикуляционных мышц зависит от изменённого мышечного тонуса, параличей и парезов артикуляционной мускулатуры, а так же от оральной апраксии...

Нарушения голоса возникают при перегрузке голосового аппарата, а он перегружается вследствие неправильной артикуляции и неправильного дыхания. Следовательно, работа должна проводиться в трёх направлениях: артикуляционные, голосовые и дыхательные упражнения.

Заикание - внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата: дыхательном, голосовом или артикуляционном. Кроме того, что судорога сама является лишним движением в процессе речи, для заикания характерны и другие двигательные недостатки. Речь заикающегося разбавляют сопутствующие движения: судорожные непроизвольные сокращения неречевой мускулатуры (подёргивание глаз, головы и т.д.). Для них привычны нарушения моторики: скованность, заторможенность, подвижность, расторможенность и т.д.

Двигательные нарушения и их коррекция у детей-логопатов.

Развитие общей моторики - развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребёнку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики - движений рук, ног, туловища - можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их. Наряду с развитием моторики будут развиваться внимание и память. Нужно

изо дня в день повторять названия действий, направлений, движений, предметов, окружающих ребёнка. Наступит день, когда он сам назовёт много раз повторённое слово.

Артикуляционная и мимическая, моторика совершенствуется на логопедических занятиях для включения её непосредственно в речь ребёнка. Чистота произношения всех звуков возможна только при постоянном( контроле артикуляции. Мимика же необходима для эмоционального общения (нелепо выглядит человек с неподвижным лицом).

Дыхательные движения нужны, как энергетическая основа нашей речи. Результативны как простые дыхательные упражнения с вовлечением в работу диафрагмы, так и сложные (носом вдох - живот надувается, ртом выдох - живот вбираем в себя), на развитие нижнедиафрагмальное дыхание, которое является самым экономичным и физиологически правильным. Плечи при вдохе не поднимать! Это дыхание нужно отработать до автоматизма.

Мелкая моторика рук и действия с предметами особенно тесно связаны со становлением речи. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга.

Речь и движение. Известно: чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.

Заключение.

Научить правильной речи и преодолеть двигательные недостатки лучше всего в дошкольном возрасте. Этому способствуют следующие особенности дошкольника.

1.        Высокая пластичность мозга, т. е. способность быстро и легко

переключаться на новые замыкания и так же преодолевать последствия нарушений их. Этим объясняется и повышенная подражательность у взрослым и легко протекающая переделка. В гибкости детского мозга заложены основы преодоления несовершенств ребёнка путём педагогического воздействия (упражнения, повторения).

2.        Способность всё превращать в игру.

3.        Любовь детей ко всем движениям.

4.        Непрочность ошибочных навыков. Временные связи в коре больших
полушарий не упрочились и легко поэтому затормаживаются.

Литература:

  1. Бадалян Л.О. Детская неврология. - М.: Медицина, 1984 г.
  2. Игнатьева С.А. Лекции по коррекции заикания - Курск: КГПУ, 1999 г.
  3. Лопухина И. Логопедия (речь, ритм, движение) - С.-П.: Дельта, 1997 г.
  4. Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 г.
  5. Стимулирующее влияние движений пальцев рук на развитие речи - Курск: Департамент образования города Курска /Городской методический центр, 1998
  6. Хватцев М.Е. Как воспитать гения (Логопедия/Работа с дошкольниками) - М.: АСТ, 2002 г.
  7. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студент высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т.1/Под ред. Волковой Л.С. и Селиверстова В.И. - М.: Владос, 1997 г.
  8. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем (Домашний логопед, рекомендации ведущих специалистов) - М.: Центрполиграф, 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речь движениями(физминутки) используемая при ознакомлении детей с живописью.

Движения и речь данных физминуток(собственного сочинения) отражают содержание картин(репродукций), с которыми знакомим детей на данном этапе работы....

Консультация для родителей на тему: «Ритм, речь, движение»

предназначено для воспитателей, логопедов ДОУ...

Отчет по проекту: "Музыка.Речь.Движение."

Отчет по проекту: "Музыка.Речь.Движение."...

Мастер-класс: «Элементарное музицирование: музыка, речь, движение».

Цель: Овладение эффективными методамии приёмами по эстетическому развитию, эмоциональному благополучию и творческому самовыражению детей дошкольного возраста для практического использования воспитател...

Развитие речи, движений и голосового аппарата детей раннего возраста.

Развитие речи, движений и голосового аппарата детей раннего ...

Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития детей. Логоритмика – речь - движение – игра.

На современном этапе развития дошкольного образовании одной из актуальных задач  перед дошкольным учреждением стоит задача всестороннего развития детей.    ...