Использование мнемотехники в логопедической работе
методическая разработка по логопедии

Фролова Наталья Александровна

Методы, обеспечивающие более  эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_mnemotehniki_v_logopedicheskoy_rabote.docx372.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

МБДОУ–ЦРР-детский сад «Сказка»

ОП «Детский сад «Ромашка» комбинированного вида»

Ковылкинского муниципального района

Методическая разработка

учителя-логопеда Фроловой Н.А. по теме:

«Использование мнемотехники в

логопедической работе»

Мнемотехникой называют систему методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.

Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления,  внимания воображения, то есть тех  психических процессов, которые тесно связаны с полноценным развитием речи.

Овладеть приемами работы с мнемотаблицами значит  сократить время обучения и одновременно решить задачи, направленные на развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления и речи; перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;  развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении. 

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения активизируют мыслительные и мнестические процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже пересказать  небольшой текст. Особенность мнемотехники — применение символов, а  не изображения предметов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии мнемотаблиц [1. c.102–115].

Важнейшая задача данной методики — научить ребенка самостоятельно рассуждать, думать, высказывать свои мысли. Трудные для восприятия темы становятся доступными, интересными и более легкими в понимании.

Приемы запоминания при использовании мнемотехники систематизированы и унифицированы. Комбинацией ограниченного набора приемов запоминается любая информация. Из приемов, как из кирпичиков, строятся разные методы (последовательности приемов) и разные техники запоминания.

Процесс запоминания условно делится на четыре этапа:

– кодирование элементов информации в зрительные образы;

– процесс запоминания;

– запоминание последовательности информации;

– закрепление информации в мозге.

Работа с мнемотехникой строится от простого к сложному. Начинаем работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим кмнемодорожкам и позже – к мнемотаблицам.

Мнемотаблицы

Изображение, которое нарисовано в  мнемоквадрате,  обозначает либо одно слово, либо простое предложение. Например: осенний лист..

                                             https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/671795/img1.jpg

Мнемодорожки состоят из нескольких последовательно расположенных в ряд мнемоквадратов. Изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории, то есть не связанные, на первый взгляд, изображения соединены одним сюжетом. Каждая картинка несет визуальную и слуховую информацию. В изображение может быть зашифровано одно слово, словосочетание, или простое предложение.

https://promany.ru/wp-content/uploads/2019/03/%D0%9D%D0%B0-%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B5.jpg

Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками.  Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации. Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дошкольники легко освоят мнемотаблицы. Содержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и другое, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. 

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов: на преобразование абстрактных символов в образы; и на развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Важно отметить, что способность запоминать зависит, в первую очередь, не от памяти, а от мышления и внимания. Вся система запоминания в мнемотехнике основывается на визуальном мышлении. Именно с помощью мыслительных операций сознательно контролируется процесс запоминания, припоминания и сохранения информации в мозге, где зрительные образы – инструмент для запоминания.

Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:

1 Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.

3 После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/mnemo/mnemo8.jpg

Для детей младшего дошкольного возраста необходимо применять цветные мнемотаблицы, т.к. в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса –рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Область применения  мнемотаблиц:

При обучении пересказу художественного произведения

При составлении описательно рассказа

При отгадывании и отгадывании загадок

При заучивании стихотворений и т.д.

При постановке, автоматизации и дифференциации звуков

При формировании звуко-буквенного анализа слов

Для обогащения словарного запаса.

На занятиях по постановке и автоматизации звуков используются мнемотаблицы для проведения артикуляционной гимнастики, схемы артикуляции и характеристики звуков, а на этапах автоматизации и дифференциации звуков применяются мнемодорожки и мнемотаблицы для точного произношения стихотворного текста, рассказа, чистоговорок, разгадывания загадок. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей с речевой патологией.

   Таким образом в результате применения мнемотехники:

-Расширяется словарный запас  и знания об окружающем мире.

-Появляется желание пересказывать- ребенок понимает, что это совсем не трудно.

-Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

-Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники в логопедической работе при проведении артикуляционной гимнастики, и подготовке к изучению грамоте.

мнемотехника - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. На сегодняшний день - образная, ...

Методическая разработка "Использование мнемотехники в логопедической работе"

Мнемотехника - это  система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.Цель обучения мнемотехнике - развитие пам...

Использование мнемотехники в логопедической работе

                   Использование мнемотехники в логопедической работе - практические рекомендации...