Использование мнемотехники в логопедической работе
методическая разработка по логопедии
Методы, обеспечивающие более эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_mnemotehniki_v_logopedicheskoy_rabote.docx | 372.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
МБДОУ–ЦРР-детский сад «Сказка»
ОП «Детский сад «Ромашка» комбинированного вида»
Ковылкинского муниципального района
Методическая разработка
учителя-логопеда Фроловой Н.А. по теме:
«Использование мнемотехники в
логопедической работе»
Мнемотехникой называют систему методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.
Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, внимания воображения, то есть тех психических процессов, которые тесно связаны с полноценным развитием речи.
Овладеть приемами работы с мнемотаблицами значит сократить время обучения и одновременно решить задачи, направленные на развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления и речи; перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения активизируют мыслительные и мнестические процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже пересказать небольшой текст. Особенность мнемотехники — применение символов, а не изображения предметов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии мнемотаблиц [1. c.102–115].
Важнейшая задача данной методики — научить ребенка самостоятельно рассуждать, думать, высказывать свои мысли. Трудные для восприятия темы становятся доступными, интересными и более легкими в понимании.
Приемы запоминания при использовании мнемотехники систематизированы и унифицированы. Комбинацией ограниченного набора приемов запоминается любая информация. Из приемов, как из кирпичиков, строятся разные методы (последовательности приемов) и разные техники запоминания.
Процесс запоминания условно делится на четыре этапа:
– кодирование элементов информации в зрительные образы;
– процесс запоминания;
– запоминание последовательности информации;
– закрепление информации в мозге.
Работа с мнемотехникой строится от простого к сложному. Начинаем работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим кмнемодорожкам и позже – к мнемотаблицам.
Изображение, которое нарисовано в мнемоквадрате, обозначает либо одно слово, либо простое предложение. Например: осенний лист..
Мнемодорожки состоят из нескольких последовательно расположенных в ряд мнемоквадратов. Изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории, то есть не связанные, на первый взгляд, изображения соединены одним сюжетом. Каждая картинка несет визуальную и слуховую информацию. В изображение может быть зашифровано одно слово, словосочетание, или простое предложение.
Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками. Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации. Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дошкольники легко освоят мнемотаблицы. Содержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и другое, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов: на преобразование абстрактных символов в образы; и на развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Важно отметить, что способность запоминать зависит, в первую очередь, не от памяти, а от мышления и внимания. Вся система запоминания в мнемотехнике основывается на визуальном мышлении. Именно с помощью мыслительных операций сознательно контролируется процесс запоминания, припоминания и сохранения информации в мозге, где зрительные образы – инструмент для запоминания.
Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:
1 Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.
3 После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
Для детей младшего дошкольного возраста необходимо применять цветные мнемотаблицы, т.к. в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса –рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
Область применения мнемотаблиц:
При обучении пересказу художественного произведения
При составлении описательно рассказа
При отгадывании и отгадывании загадок
При заучивании стихотворений и т.д.
При постановке, автоматизации и дифференциации звуков
При формировании звуко-буквенного анализа слов
Для обогащения словарного запаса.
На занятиях по постановке и автоматизации звуков используются мнемотаблицы для проведения артикуляционной гимнастики, схемы артикуляции и характеристики звуков, а на этапах автоматизации и дифференциации звуков применяются мнемодорожки и мнемотаблицы для точного произношения стихотворного текста, рассказа, чистоговорок, разгадывания загадок. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей с речевой патологией.
Таким образом в результате применения мнемотехники:
-Расширяется словарный запас и знания об окружающем мире.
-Появляется желание пересказывать- ребенок понимает, что это совсем не трудно.
-Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
-Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мнемотехники в логопедической работе при проведении артикуляционной гимнастики, и подготовке к изучению грамоте.
мнемотехника - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. На сегодняшний день - образная, ...
Использование мнемотехники в логопедической работе
Выступление на педсовете....
Консультация по теме «Использование мнемотехники в логопедической работе»
В описаны новые эффективные технологии....
Методическая разработка "Использование мнемотехники в логопедической работе"
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.Цель обучения мнемотехнике - развитие пам...
Использование мнемотехники в логопедической работе
Использование мнемотехники в логопедической работе - практические рекомендации...
Использование мнемотехники в логопедической работе
Мнемотехника...