КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ"
консультация (старшая группа)
НЕОБХОДИМО ЗАКРЕПЛЯТЬ ЗВУК В РЕЧИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_zvukov.doc | 24 КБ |
grafomotrnye_navyki.docx | 19.85 КБ |
igry_na_kuhne.docx | 17.6 КБ |
oshibki_v_rechi.docx | 15.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Этап автоматизации звуков, зачем он»
Консультация для родителей «Этап автоматизации звуков, зачем он».
Хочется обратить ваше внимание, что автоматизация звуков очень важный и необходимый этап в коррекционной работе по постановке звуков речи.
Логопед показывает, учит ребенка правильной артикуляции звука, а чтобы это все закрепилось и правильно произносимый звук использовался ребенком в спонтанной речи нужен этап автоматизации.
Что такое автоматизация, это тысячекратное повторение поставленного звука в разных позициях, в открытых слогах, в закрытых слогах, прямых и обратных, в разных позициях в слове, в начале, в середине, в конце слова. Также необходимо отметить что ребенок должен выучить наизусть от 10 и более стихов, чистоговорок. И утро начинать с проговаривания одной из них, также проговаривать до 10 раз в день, перед завтраком, мытьем рук и так далее, перед всеми режимными моментами, конечно нужно следить за правильностью произношения, и тогда звук войдет в спонтанную речь, т. е ребенок будет использовать этот звук непроизвольно.
Предварительный просмотр:
Консультация логопеда.
«Развитие графомоторного навыка у детей»
К важному параметру школьной зрелости относится уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющей скорость и легкость формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст ребенку возможность быстрее освоиться с письмом. В исследованиях психопатологов большое внимание уделяется вопросу о том, является ли развитие моторики ребенка следствием естественного созревания соответствующих структур или же это результат научения? Было выяснено, что и созревание и научение- факторы, в равной мере необходимые для формирования моторики пальцев рук. Кроме того, известна тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Исследования профессора М.М. Кольцовой показали, что речевая деятельность детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Наблюдая детей в возрасте 10-12 мес., она установила, что их речь, образно говоря, находится на кончике пальцев, поэтому тренировать их надо уже с 6-месячного возраста ребенка.
Возрастные особенности развития графомоторного навыка.
1,5-2 года
Малыш крепко зажимает карандаш в ладони, что очень ограничивает его движения. Он еще не пытается изобразить что-то определенное, просто получает радость от самого процесса.
2-3 года
Как правило, держит карандаш сверху, зажимая его в ладони, движения еще спонтанные, почти не ограничиваются.
3-3,5 года
Линии становятся более определенными, менее разбросанными и не повторяются бессмысленно. Увеличивается координация при выполнении вертикальных движений, но еще плохо выполняются имитационные движения. Овалы неровные, но на рисунках их уже много.
3,5-4 года
Умеет держать карандаш и довольно свободно манипулировать им. К этому возрасту совершенствуется координация движений и зрительно- пространственное восприятие, что позволяет хорошо копировать. Умеет передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий и рисовать их относительно параллельными.
5 лет
Хорошо выполняет горизонтальные и вертикальные штрихи. Способен ограничивать длину штриха, делать линии более ровными, четкими, правильно удерживая карандаш или ручку.
Выполняет вертикальные, горизонтальные и циклические движения, пытается писать буквы.
6-7 лет
Хорошо копирует простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. Фактически в этом возрасте доступны любые графические движения, штрихи и линии.
Сформированность мелкой моторики ребенка можно понаблюдать при рисовании или закрашивании. Если он постоянно переворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный и необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладении графическим навыком письма в школе будет значительным. Следует обращать внимание на такие ошибки: невозможность пересчитать пальцы: пропуск то одного, то другого пальца; лишние движения на другой руке, ноге (синкинезии); при пересчете пальцев на обеих руках асинхронность движений, пропуски пальцев, возвраты; медленное выполнение отстукивания ритмов; при выполнении проб- повышенный мышечный тонус, резкость движений; в пробах на имитацию- отсутствие плавности движений, точности выполнений.
Основным содержанием занятий по подготовке руки к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т. е. формирование функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности. Тренировать пальцы рук можно, применяя лепку, закручивание гаек в конструкторе, собирание узоров из мелкой мозаики, вышивание, застегивание пуговиц. К сожалению, моторная неловкость при выполнении манипуляторных действий, трудности и неудачи в овладении ими вынуждают ребенка избегать сложных действий. Поэтому платье с мелкими пуговицами «не нравится», новый конструктор «совсем неинтересный, лучше поиграю с машинками», вязать, лепить, конструировать «неинтересно, не хочется ».
Существуют специальные игры для развития пальцев («Гребешок», «Царапка», «Лесенка»), пальчиковые (имитация животных, людей, предметов), театр теней. Особого внимания заслуживают графические движения. Нелюбовь к рисованию – один из показателей нарушения развития тонко координированных движений. Рисование, как и письмо,- сложное инструментальное действие: ведь движения кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированы действия пальцев, кисти, руки, туловища, если ребенок может управлять ими. В возрасте 6-7 лет, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, ребенок может достичь хороших результатов в развитии моторики кисти.
Для развития графического навыка следует использовать:
-графический диктант;
-рисование линий: прямые и фигурные дорожки;
-рисование по точкам, контурам, клеточкам;
-штриховки с различным направлением движения руки, силуэтные штриховки.
Развитию мелкой моторики рук помогает:
-пальчиковая гимнастика;
-упражнения на освоение предметных действий.
Выполняя различные виды заданий, ребенок приобретает опыт графических движений. Очень важно сразу обучать ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур. В 6-7 лет ребенок должен выполнять следующие виды штриховок: прямые вертикальные (сверху вниз), горизонтальные (слева направо), наклонные, клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити), полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши), крупными петельками. Особое внимание нужно уделять выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради. Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время занятия с 10 до 15-20 мин. После этого обязательно следует сделать перерыв, во время которого можно выполнить пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий. Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.
Предварительный просмотр:
Современной маме. Развивающие игры на кухне.
Если ребенка не увлекают развивающие игры и пособия – предложите ему настоящие дела, в которых ребенок может тренировать мелкую и общую моторику, внимание, память, речевое развитие, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым.
Игры на развитие речи:
Очень важно называть все своими именами — кухонные приборы и технику, виды продуктов из которых готовите, их предназначение и полезность. Используйте в речи глаголы: наливаю воду, мою овощи, чищу яблоки, нарезаю, солю – это поможет развить ассоциативное мышление.
Вкусные слова. Ребенок называет "вкусное" слово и "кладет" его вам на ладошку, а затем вы ему. И так до тех пор, пока не "съедите" все. Можно поиграть и в "кислые ", "соленые", "горькие" слова.
Отгадай. Ребенок отворачивается, а вы помешайте ложкой в стакане, закройте крышкой кастрюлю и т.д. Ребенок должен отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.
Необычный ужин. Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин, в названии блюд должен быть звук «С» (например: сыр, салат,суп).
Порядок на кухне. Предложите ребенку убрать, или помыть посуду, в названии которой есть звук [Ч] (чайник), [Л] (ложки, вилки).
Ищем слова на кухне. Какие продукты можно положить в борщ, компот.
Формирование лексико-грамматической стороны речи (образование слов):
Назови прибор. Как одним словом назвать прибор, который режет овощи? (Овощерезка).Выжимает сок? (Соковыжималка).
Назови сок. Какой сок получается из яблок? (яблочный),из моркови (морковный), лимонов, апельсинов и т. д.? И, наоборот - из чего получается апельсиновый сок?
Игры по формированию сложных скоординированных движений руки:
Художники. Раскрошить скорлупу от яиц на кусочки. Предложить ребенку выкладывать рисунок или узор на картон, тарелку и т.д. Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов выкладывать на столе, листе бумаги узоры, попутно изучая формы и цвета.
Картины солью и другими продуктами. Пока на плите варится обед, нарисуйте вместе с малышом на листе картона зимний пейзаж. Нанесите кисточкой на крыши домов и ветки деревьев толстым слоем клей (лучше ПВА) и сверху посыпьте солью. Когда клей высохнет, остатки соли можно стряхнуть. С помощью такой техники можно сделать пляж, платье куклы и так далее.
Дайте ребенку разные сухие продукты — горох, фасоль, рис, макароны, воздушную кукурузу, спагетти. На бумаге, намазанной клеем, пусть он расположит их так, как ему подскажет фантазия.
Игры, способствующие развитию усидчивости:
Золушка. Насыпьте в миску макароны разного сорта (ракушки, спиральки, трубочки) и предложите малышу их рассортировать. Посчитайте вместе с ребенком, сколько макарон каждого сорта было в миске. Кроме того, макароны-трубочки можно нанизывать на шнурок.
Найди предмет. Все дети любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая его, определить, что ему попалось в руки.
Настольный хоккей. Поставьте на стол поднос или картонную коробку от конфет (это будет хоккейное поле, углы – ворота). Дайте ребенку горошину (мяч) и трубочку-соломинку от пакета с соком (клюшка). Пусть малыш поиграет в хоккей, пока вы занимаетесь делами. Эта «простая» игра тренирует ловкость и координацию движений.
Игры на развитие общей моторики:
Боулинг. Если позволяют размеры кухни, расставьте на полу одну или несколько пустых пластмассовых бутылок. Пусть малыш сбивает эти «кегли» маленьким мячиком.
Ты слышал? Положите три камешка или стеклянных шарика в пустую жестяную кружку, и попросите ребенка осторожно пройти по кухне, так чтобы шарики не гремели. Всякий раз, когда вы услышите шум, спрашивайте: «Ты слышал?». Попробуйте сами бесшумно пройти по кухне.
Игры на развитие памяти:
Что пропало? Положите на кухонный стол три предмета (например, кружку, ложку, салфетку). Пусть ребенок посмотрит и назовет каждый предмет. Затем он должен закрыть глаза, а вы в это время уберите со стола один из предметов. Теперь пусть малыш откроет глаза и попробует определить, чего не хватает. Постепенно увеличивайте количество предметов и убирайте не один, а два предмета.
Игры на развитие воображения:
Юный кулинар. Предложите ребенку проявить фантазию, украшая ваши блюда. Подготовьте зелень, маслины, ломтики овощей, орехи, варенье и другие «материалы». Из них можно сделать смешные рожицы, цветы, выложить мозаику на приготовленном блюде, и так далее.
Игры на логическое мышление:
Четвертый лишний. Взрослый выкладывает овощи (помидор, огурец, картошка) и один фрукт (лимон). Ребенок должен исключить лишнее. Аналогично игра проводится с посудой (тарелка, кружка, салатник и ложка).
Все эти игры стимулируют общение, активизируют высказывания детей, развивают активный словарь, а самое главное - дети мыслят, творят, думают, ищут нужные пути решения. Также помогают родителям совместить домашние дела и занять ребенка.
Желаю успехов!
Предварительный просмотр:
Порой, у родителей возникает вопрос: как относиться к колоритным и вместительным, но построенным грамматически неправильно детским словам? Закономерности возникновения ошибок позволяют проследить ход речевого развития ребенка.
∙ Одна из хорошо известных логопедам ошибка связана с заменой, казалось бы, уже освоенного звука другим. К примеру, при освоении произнесения звука [ш] ребенок заменяет его звуком [с]; «ширость» вместо «сырость». Необходимо поправлять неправильное произнесение ребенком звуков. Чем раньше слово, употребляемое в несоответствующей форме, попадает в лексикон ребенка, тем сложнее в дальнейшем исправляется произнесение искаженной формы. Дети с завидным упорством повторяют искаженное ими слово. Если неправильное произнесение ребенком звука имеет стойкий характер и не подается исправлению, необходимо обратиться к логопеду.
∙ Другой, более распространенной ошибкой являются придуманные детьми слова, не употребляемые в речи взрослого. Взрослые часто восхищаются словами, придуманными их малышом. Конечно же, мы можем восторгаться словотворчеством малыша, но мы ни в коем случае не должны хвалить при ребенке то или иное придуманное слово. Таким поощрением мы закрепим неправильное слово в его словаре. Услышав неправильно произносимое ребенком слово, необходимо сразу же поправить малыша: «Так не говорят, ты ошибся. Нужно сказать…». Вы должны очень четко произнести слово и попросить малыша повторить его вслед за вами.
∙ Типичной ошибкой является построение глагольных форм по образцу одной более легкой для ребенка формы. К примеру: «вставаю», вместо «встаю», то есть ребенок использует одну стандартную форму глагола. Исследователи детской речи отметили, что когда ребенок усваивает какую-либо одну форму языкового значения, то он распространяет ее и на другие.
∙ Следующий тип ошибок связан с изменением существительных по падежам. Падежные окончания образуются детьми по усвоенным ими образцам. Например: «Возьмем все стулы и сделаем поезд», - предлагает трехлетний Женя своему приятелю. «Нет, - возражает тот, здесь мало стулов».
∙ Ошибки наблюдаются и в окончаниях существительных, и в употреблении сравнительной степени прилагательных. Вообще, следует отметить, что речь маленьких детей бедна прилагательными. Прилагательные составляют всего около 3-4% от других частей речи. Прилагательные сложны для непосредственного восприятия ребенком ибо их употребление подразумевает хорошее знакомство с предметом, или вещью. Ребенок использует в своей речи небольшое количество прилагательных, с которыми их знакомят родители в повседневной деятельности или во время игры: страшный, злой, добрый, умный.
Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеетесь над ребенком и обидите его, он на какое-то время может замолчать, но главное он может потерять к вам доверие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Звуки вокруг нас"
Консультация для папки-передвижки на цветном фоне....
Консультация для родителей "Звуки ,которые нас окружают"
Мир звуков окружает ребенка с момента рождения (а вернее,он живет в нем еще до рождения). В безбрежном звуковом море музыкальные звуки особенно влекут детей,и нас следует помочь ребенку сделать ...
Консультация "Особенности постановки звуков при нарушении строения челюсти и зубного ряда".
В консультации рассказывается о нарушениях строения челюсти и зубного ряда. Расскрываются особенности постановки звуков при нарушениях челюсти и зубного ряда....
Консультация "Поиграем со звуками"
Консультация для родителей по музицированию...
Консультация для воспитателей "Звуко-буквенный анализ"
Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. Современная школа, согласно...
Консультация для родителей Звуко-буквенный анализ слов
Консультация для родителей Звуко-буквенный анализ слов...
Консультация "Учимся слышать звуки и правильно их произносить."
Консультация "Учимся слышать звуки и правильно их произносить."...