Картотека игр на формирование базы для развития фонематического восприятия
картотека по логопедии (старшая группа)

Мищенко Анна Николаевна

Упражнения направлены на развитие слухового внимания, памяти, дифференциации неречевых звуков.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_fonematicheskie_protsessy.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Скажи, что ты слышишь?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные

и металлические ложки, ширма.

Описание игры: логопед показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Логопед за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу...). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.).

_____

С этой игры можно начать занятие на тему «Формирование представления о звуках». Логопед может предложить детям определить, что они слышат. Тот, кто ответит правильно, садится на своё место. Таким образом, каждый ребёнок примет участие в игре.

_______

Игры на формирование базы для развития фонематического восприятия

«В мире звуков»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Описание игры: логопед предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит

в детском саду.

Этой игрой можно закончить занятие на тему «Формирование представления о звуках».

______

Подводя итог занятия, логопед может предложить детям эту игру, а затем спросить, как можно назвать одним словом, все, что они слышали (это звуки).

________

Игры на формирование базы для развития фонематического восприятия

 «Скажи, что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (колокольчик, бубен, барабан, дудка, трещотка, погремушка и т. д.).

Описание игры: логопед знакомит ребёнка с музыкальными инструментами, играет на них, предлагает поиграть ребёнку.

Затем предлагает ему закрыть глаза и определить, на каком музыкальном инструменте он играет.

______

Эту игру можно предложить в основной части индивидуального занятия на тему «Развитие слухового восприятия».

________

Игры на формирование базы для развития фонематического восприятия

«Найди пару»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: три пары одинаковых коробочек из-под фотопленки с разным наполнением (по одной чайной ложке манки, гречки, гороха).

Описание игры: логопед ставит перед собой и перед ребёнком по три коробочки с разными наполнителями. Логопед и ребёнок по очереди гремят своими коробочками, попарно ставят коробочки, которые гремят одинаково. Затем логопед перемешивает коробочки и предлагает ребенку найти коробочки, которые гремят одинаково.

______

Эту игру также можно предложить на индивидуальном занятии на тему «Развитие слухового восприятия».

________

Игры на формирование базы для развития фонематического восприятия

 «Поставь по порядку»

Цель: развитие слухового внимания, памяти, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: ширма, музыкальные инструменты (от двух  до пяти), картинки

с изображением этих инструментов.

Описание игры: логопед показывает музыкальные инструменты, играет на них, просит показать картинку с изображением этого инструмента. Предлагает поиграть на них ребёнку. Знакомит с правилами игры:

  • Я буду играть, а ты внимательно слушай, какая игрушка звучит.
  • Покажи мне картинку со звучащей игрушкой.
  • Положи картинку перед собой на стол.
  • Послушай внимательно, какая картинка звучит после первой.
  • Найди и положи картинку с её изображением.
  • Определи, какая игрушка звучит последней.
  • Найди соответствующую картинку.

Когда ребёнок научится выполнять задание правильно, усложнить задание, предложив разложить инструменты в последовательности их звучания после окончания прослушивания; увеличить количество звучащих инструментов.

 «Угадай, кто кричит»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных.

Описание игры: взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придёт к ним в гости. Логопед включает запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это.

Эту игру можно предложить в организационном моменте индивидуального занятия на тему «Развитие речевого восприятия».

_______

Игры на формирование базы для развития фонематического восприятия

«Солнце или дождик»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.

Оборудование: тамбурин.

Описание игры: логопед говорит детям, что погода хорошая, светит солнышко, и сейчас они пойдут на прогулку. В это время он звенит тамбурином, а дети гуляют. Затем говорит, что погода испортилась, пошёл дождь. Теперь логопед стучит в тамбурин и просит детей подбежать к нему, спрятаться от дождя. Логопед объясняет детям, что они должны внимательно слушать тамбурин и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

Это задание можно предложить на фронтальном или индивидуальном занятии во время динамической паузы.

______

Игры на формирование базы для развития фонематического восприятия

«Кто стучится?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование: иллюстрация к сказке

«Три поросёнка»

Описание игры: логопед говорит детям, что поросенок ждет гостей – своих братьев.

Один поросенок стучится в дверь так: /- /- / (логопед отстукивает ритм), второй так: /-//, а волк стучится так: //- /. Логопед предлагает внимательно послушать ритм и определить, кто стучится.

_______

Эту игру можно предложить в основной части занятия на тему «Звуки [п], [п՚]. У нас в гостях поросята Пик, Пак и Пок». Логопед может попросить детей научить Пика определять по стуку, кто к нему пришел.

_______

Игры на формирование базы для развития фонематического восприятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи для успешного формирования звуко- буквенного анализа и синтеза слов у детей младшего школьного возраста.

Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного воспри...

Формирование и развитие фонематического восприятия

«Формирование и развитиенавыков фонематическоговосприятия, анализа и синтеза»  Вводная часть.Формированию фонематического восприятия отводится ведущее место в комплексном подходе в коррекции...

Консультация для педагогов "Дидактические игры для формирования и развития фонематического восприятия"

Дидактические игры для формирования и развития фонетико-фонематического восприятия...

Этапы работы по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией.

Этапы работы по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией....

Картотека игр и упражнений на формирование и развитие фонематического восприятия и слуха.

Цель игровых упражнений - научить ребенка слушать и слышать. Игры можно проводить как во время организованной работы с дошкольниками, так и в свободное время индивидуально или с подгруппой детей....

Система упражнений по формированию базы для развития фонематического восприятия у детей с нарушениями речи

1. Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.Работа над восприятием неречевых звуков начинается с работы с картинками, игрушками и их действиями: Игра «В мире звуков»Цель: разви...