Картотека игр на формирование базы для развития фонематического восприятия
картотека по логопедии (старшая группа)
Упражнения направлены на развитие слухового внимания, памяти, дифференциации неречевых звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_fonematicheskie_protsessy.docx | 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Скажи, что ты слышишь?» Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков. Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма. Описание игры: логопед показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Логопед за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу...). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.). _____ С этой игры можно начать занятие на тему «Формирование представления о звуках». Логопед может предложить детям определить, что они слышат. Тот, кто ответит правильно, садится на своё место. Таким образом, каждый ребёнок примет участие в игре. _______ Игры на формирование базы для развития фонематического восприятия | «В мире звуков» Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков. Описание игры: логопед предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит в детском саду. Этой игрой можно закончить занятие на тему «Формирование представления о звуках». ______ Подводя итог занятия, логопед может предложить детям эту игру, а затем спросить, как можно назвать одним словом, все, что они слышали (это звуки). ________ Игры на формирование базы для развития фонематического восприятия |
«Скажи, что звучит?» Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков. Оборудование: игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (колокольчик, бубен, барабан, дудка, трещотка, погремушка и т. д.). Описание игры: логопед знакомит ребёнка с музыкальными инструментами, играет на них, предлагает поиграть ребёнку. Затем предлагает ему закрыть глаза и определить, на каком музыкальном инструменте он играет. ______ Эту игру можно предложить в основной части индивидуального занятия на тему «Развитие слухового восприятия». ________ Игры на формирование базы для развития фонематического восприятия | «Найди пару» Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков. Оборудование: три пары одинаковых коробочек из-под фотопленки с разным наполнением (по одной чайной ложке манки, гречки, гороха). Описание игры: логопед ставит перед собой и перед ребёнком по три коробочки с разными наполнителями. Логопед и ребёнок по очереди гремят своими коробочками, попарно ставят коробочки, которые гремят одинаково. Затем логопед перемешивает коробочки и предлагает ребенку найти коробочки, которые гремят одинаково. ______ Эту игру также можно предложить на индивидуальном занятии на тему «Развитие слухового восприятия». ________ Игры на формирование базы для развития фонематического восприятия |
«Поставь по порядку» Цель: развитие слухового внимания, памяти, дифференциация неречевых звуков. Оборудование: ширма, музыкальные инструменты (от двух до пяти), картинки с изображением этих инструментов. Описание игры: логопед показывает музыкальные инструменты, играет на них, просит показать картинку с изображением этого инструмента. Предлагает поиграть на них ребёнку. Знакомит с правилами игры:
Когда ребёнок научится выполнять задание правильно, усложнить задание, предложив разложить инструменты в последовательности их звучания после окончания прослушивания; увеличить количество звучащих инструментов. | «Угадай, кто кричит» Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков. Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных. Описание игры: взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придёт к ним в гости. Логопед включает запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это. Эту игру можно предложить в организационном моменте индивидуального занятия на тему «Развитие речевого восприятия». _______ Игры на формирование базы для развития фонематического восприятия |
«Солнце или дождик» Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения. Оборудование: тамбурин. Описание игры: логопед говорит детям, что погода хорошая, светит солнышко, и сейчас они пойдут на прогулку. В это время он звенит тамбурином, а дети гуляют. Затем говорит, что погода испортилась, пошёл дождь. Теперь логопед стучит в тамбурин и просит детей подбежать к нему, спрятаться от дождя. Логопед объясняет детям, что они должны внимательно слушать тамбурин и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться». Это задание можно предложить на фронтальном или индивидуальном занятии во время динамической паузы. ______ Игры на формирование базы для развития фонематического восприятия | «Кто стучится?» Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков. Оборудование: иллюстрация к сказке «Три поросёнка» Описание игры: логопед говорит детям, что поросенок ждет гостей – своих братьев. Один поросенок стучится в дверь так: /- /- / (логопед отстукивает ритм), второй так: /-//, а волк стучится так: //- /. Логопед предлагает внимательно послушать ритм и определить, кто стучится. _______ Эту игру можно предложить в основной части занятия на тему «Звуки [п], [п՚]. У нас в гостях поросята Пик, Пак и Пок». Логопед может попросить детей научить Пика определять по стуку, кто к нему пришел. _______ Игры на формирование базы для развития фонематического восприятия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи для успешного формирования звуко- буквенного анализа и синтеза слов у детей младшего школьного возраста.
Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного воспри...
Формирование и развитие фонематического восприятия
«Формирование и развитиенавыков фонематическоговосприятия, анализа и синтеза» Вводная часть.Формированию фонематического восприятия отводится ведущее место в комплексном подходе в коррекции...
Консультация для педагогов "Дидактические игры для формирования и развития фонематического восприятия"
Дидактические игры для формирования и развития фонетико-фонематического восприятия...
Этапы работы по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией.
Этапы работы по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией....
Картотека игр и упражнений на формирование и развитие фонематического восприятия и слуха.
Цель игровых упражнений - научить ребенка слушать и слышать. Игры можно проводить как во время организованной работы с дошкольниками, так и в свободное время индивидуально или с подгруппой детей....
Система упражнений по формированию базы для развития фонематического восприятия у детей с нарушениями речи
1. Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.Работа над восприятием неречевых звуков начинается с работы с картинками, игрушками и их действиями: Игра «В мире звуков»Цель: разви...
Картотека упражнений по развитию фонематического восприятия и навыков фонематического слуха.
УПРАЖНЕНИЕ № 1 На ст...
- Мне нравится (1)