Мастер-класс для педагогов по работе с родителями детей с ТНР «Речь ребёнка в ваших руках»
учебно-методический материал по логопедии
Данный мастер-класс призван пказать, как можно организовать речевые игры, специально не образуя какого-либо места, вместе с мамой на кухне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_trushnikova.docx | 33.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов по работе с родителями детей с ТНР «Речь ребёнка в ваших руках»
Трушникова Алла Геннадьевна, учитель-логопед
Муниципального Бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад №8
комбинированного вида»
Социальный ролик: https://youtu.be/wEtW0F7QV0c
«Всё, что важно рядом с тобой #жить»
Мама дома... Мамы нет! Мама вышла в интернет. Мама смотри в интернете, Как дела на белом свете.
Доброе утро уважаемые коллеги!
Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами об одной из важных задач, стоящих перед дошкольной организацией- о взаимодействии с родителями детей, имеющих диагноз ТНР. В законе об образовании определено: «Задача детского сада повернуться лицом к семье, оказать методическую помощь, привлечь на свою сторону , помочь в выборе подходов в воспитании ребёнка» .
Цель моего мастер-класса- показать те формы работы с детьми, которые окажут значительную помощь в развитии речи детей, тем более, что в нашей стремительной жизни очень мало моментов , чтобы остановиться и поразмыслить над своей родительской позицией к речевому нарушению ребёнка.
Одним из способов привлечения внимания родителей может быть социальная реклама, социальные ролики, которые позволяют увидеть проблему ребёнка со стороны (это, как правило, невнимание, непонимание со стороны взрослых, агрессия).
Давайте мы с вами вспомним, как порой проходит общение с детьми:
- если ребёнок прыгает, много бегает, что мы ему говорим? (НЕ БЕГАЙ!)
- если ребёнок начинает капризничать, что мы ему говорим? (НЕ КАПРИЗ-
НИЧАЙ!)
- если ребёнок слушает разговоры взрослых, порой невольно, что мы ему
говорим? (НЕ СЛУШАЙ!)
- если ребёнок кричит, отвлекает нас расспросами или вопросами, что мы ему
говорим? (ЗАМОЛЧИ!)
- если ребёнок берёт без спроса вещи. которые ему не принадлежат, что мы ему
говорим? что мы ему говорим? (НЕ ТРОГАЙ!)
А сейчас мы с вами спросим: «Удобно ли тебе? Т.е. мы сами ограничили все действия ребёнка и хотим, чтобы он развивался в таком состоянии» . В таком состоянии он не способен ничего воспринимать , и он думает только о том, как освободиться.
Попробуем вместе с вами найти компромисс? Мы должны не связывать ребёнка «по рукам и ногам», а занять его или объяснить, почему этого делать нельзя.
И поскольку сегодня мы говорим о все более часто встречающемся в ДОУ диагнозе- о тяжёлых нарушениях речи (ТНР), занять ребёнка можно и нужно с пользой для развития его речи. Чтобы родной язык вошёл в речь детей данной группы им надо помочь- педагогам и родителям.
Дети с ТНР характеризуются отсутствием общеупотребительной речи, инертностью в овладении ребенком новыми для него словами. Такие дети в самостоятельном общении не могут пользоваться фразовой речью, не владеют навыками связного высказывания. При воспроизведении слов ребенок преимущественно сохраняет корневую часть, грубо нарушая их звуко-слоговую структуру, использует звукокомплексы для обозначения действий и предметов .
Поэтому ребенок вынужден активно использовать жесты, мимику, интонацию.
В самостоятельной речи отмечается неустойчивость в произношении звуков, их диффузность. Дети способны воспроизводить в основном одно- двусложные слова, которые, как правило, употребляются только в исходной форме, так как словоизменение детям еще не доступно.
Сегодня я хочу показать как можно организовать речевые игры, специально не образуя какого-либо места, вместе с мамой на кухне. Для этого предлагаю заглянуть в «Волшебный сундучок».
Артикуляционная гимнастика
Правильного звукопроизношения
Фонематическое восприятие
Просодическая сторона речи
Связная речь
Словарный запас
Мелкой моторики рук
Грамматического строя речи
1) Игра на развитие артикуляционных движений « Сказка о Весёлом язычке»
Логопед. Наш друг Язычок тоже проснулся и открыл окошко (А.. .)
Язычок потянулся! (вытянуть язык, широко открыв рот)
За окошком светило круглое солнышко (О… .)
Дул сильный ветер (вместе) (У… .)
Ветер дул на девочек тихо ( у….)
Ветер дул на мальчиков прерывисто (у-у-у)
Язычок стал дразнить ветер (У – И – У – И)
Рассердился ветер и подул очень сильно (УУУУ)
Створки окна захлопали и застучали (АМ – АМ – АМ)
Закрыл Язычок окошко и улыбнулся (упр. «Улыбка»).
и отправился чистить зубы (упр. «чистим зубки»)
* прополоскал рот (поочерёдно надувать то левую то правую щёку)
*облизал пасту с верхней губы (упр. «Вкусное варенье»)
-Пошёл язычок на кухню чтоб пожарить блинчики.
*-замесил тесто (упр. «Наказать непослушный язык»)
*-Взбил миксером (упр. «Болтушка»)
*-пожарил блинчик и положил студиться (упр. «Блинчик»)
- Но тут в гости к Язычку пришли Бабушка с Дедушкой .Бабушка была в очках(указательным и большим пальцами сделать очки и поставить их на нос)
- Бабушка была толстая (надуть щёки), а дедушка худой(втянуть щёки)-несколько раз
показать
- Бабушка улыбнулась Язычку, а Дедушка-поцеловал (поочерёдно выполнить упр. «Улыбка»-«Хоботок»)
- угостил Язычок и их блинами (упр. «Лопатка»-2 раза)
- начала бабушка прибираться (упр. «Маляр»)
- и дедушка не отставал, стал мусор выметать (упр. «Вымети мусор»)
- а язычок позавтракал и отправился им помогать(Повторить движения упр. «Маляр »и «Выметаем мусор»).
-А потом отправился по своим делам. (Упр. «Мыльный пузырь»- надуть щеки и «лопнуть»)
И мы тоже займёмся своими делами.
2) Игры на развитие и обогащение словаря
Игра «Приготовим борщ, сварим компот»
Цель: обогащение словаря, обобщение понятий «овощи», «фрукты»;
Для этой игры возьмём две кастрюли:
- Что нужно для борща? (свёкла, лук, картофель и т.д.)
- Что нужно для компота? (яблоко, персик, груша……)
- Из чего сварили борщ? компот?
Игра «Угадай на вкус»
Цель: обогащение словаря прилагательных;
На зубочистках дать попробовать на вкус кусочки овощей и фруктов, предварительно закрыв глаза повязкой.
Игра «Что мы делаем не скажем, а что делаем- покажем»
Цель: обогащение глагольного словаря;
Нужно назвать действие, которое производит мама на кухне руками или при помощи предметов.
- Что делает? Н-р: чистит, режет, мешает, раскатывает
- Что делала? Н-р: чистила, резала, мешала, раскатывала
- Что сделала? Н-р: почистила …
Игра «Капризный ребёнок»
Цель: обогащение словаря антонимов;
- Сравнить предметы, сказать слово противоположное по смыслу:
половник большой, а ложка …
суп горячий, а компот….
стол тяжёлый, а табурет …
миска глубокая, а тарелка …
сковорода чёрная, а кастрюля …
сахар сладкий, а горчица ….
3) Игры на развитие грамматического строя речи.
Игра «Накроем стол»
Цель: образование слов при помощи суффикса –ниц;
- Как называется специальная посуда для сахара? САХАРНИЦА
(конфет, сухарей, супа, селёдки, салата, салфеток, мыла, хлеба, соуса, фруктов)
Игра «Хвастун»
Цель: образование существительных множественного числа;
Н-р: у меня огурец, а у меня… огурчик
у меня помидор, а у меня ….
у меня яблоко, а у меня ….
у меня хлеб, а у меня ….
у меня тарелка, а у меня ….
Игра «Назови ласково»
Цель: образование уменьшительно-ласкательной формы существительных, согласование существительных с прилагательных в роде, числе;
Н-р: красный помидор-красный помидорчик
зелёный огурец-….
жёлтый перец-…
круглая свёкла-…
спелое яблоко- …
длинный банан-
Игра «Родные слова»
Цель: согласование существительных с прилагательных в роде, числе;
Найди и назови все зелёные предметы на кухне, все красные
Н-р: зеленая кастрюля, зеленый чайник, и т.д
Игра «Ложки и стаканы»
Цель: употребление предложно-падежных конструкций, глаголов прошедшего времени;
Выполните действия по инструкции:
- «положите ложку за стакан»- где лежит ложка?
- «положите ложку на стакан»- где лежит ложка?
- «положите ложку перед стаканом»- где лежит ложка?
- «положите ложку в стакан»- где лежит ложка?
- «положите ложку справа от стакана»- где лежит ложка?
Дайте ребёнку запомнить 2-3 инструкции и спросите: «Что я сделала?»
- «положила ложку за стакан»- где лежала ложка? и т.д.
4) Игры на развитие фонематического слуха, фонематического восприятия.
Игра «Продавец и покупатель»
Цель: развитие фонематического слуха;
Очень важно, чтобы дети в школе грамотно писали, а для этого нужно хорошо слышать, воспринимать порядок и место звука в слове. как же можно развить фонематический слух на кухне?
Предложите ребёнку баночки с разными крупами: манной, гречневой крупой, фасолью, горохом, солью, водой и т.д. Пусть ребёнок попробует ориентируясь на слух купить нужный продукт.
Игра «Что звучит?»
Цель: развитие фонематического слуха;
фантик от конфеты шуршит
вода льется
ложка в стакане
спички
мешок целлофановый шуршит и т.д.
Игра «Повторюша»
Цель: развитие слухового внимания, темпо-ритмической стороны речи;
Повтори за мной песенку, отстучав её ложкой или ложками:
/-//-/
//-//-/
/-//-///
5) Игры на развитие просодической стороны речи.
Игра «Три медведя»
Цель: развитие силы и высоты голоса.
- Спросить как Михайло Потапович:- Кто сидел на моём стуле?
- Спросить как Настасья Петровна:- Кто сидел на моём стуле?
- Спросить как Мишутка:- Кто сидел на моём стуле?
6) Игры на развитие мелкой моторики.
Игра «Три медведя»
Цель: развитие силы и высоты голоса.
Перебрать фасоль, собрать из макарон бусы, нарисовать на манной крупе рисунок, фигуру, выложить из зубочисток домик, флажок.
7) Игры на развитие общей моторики, внимания.
Игра «Это я»
Цель: развитие внимания, ориентации в частях собственного тела.
Это глазки-вот, вот!
Это ручки- вот, вот!
Это нос! Это рот!
Это спинка! Вот живот!
Это ручки-хлоп, хлоп!
Это ножки-топ, топ!
Игра «Холодильник, стол, стул»
Цель: развитие слухового внимания, ориентации в частях собственного тела.
Выполнить соответствующие каждому слову действия, показать руками:
холодильник- руки вверх;
стол- руки в стороны;
стул- руки на колени, присесть.
Инструкция: холодильник- стол-стул-стол- стул- холодильник-стул-холодильник и . д.
В конце своего выступления хотелось бы сказать, что совсем не обязательно устраивать такой мастер-класс дома за один день! Я очень надеюсь, что хотя бы часть увиденных вами сегодня речевых игр приживётся в вашем доме и они помогут нам вместе развивать не только речь вашего ребёнка , но и развить его возможности. Я имею ввиду- увеличение объема импрессивной речи, обогащение словаря, преодоление аграмматизмов и развитие связной речи.
Хотела бы предложить вам ознакомиться с памяткой для родителей детей с ТНР.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи".
Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.Задачи:1.Передать опыт работы по развитию мелкой моторики нетр...
Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей с нарушением речи»
Общение – основное условие всестороннего развития личности. У детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) и заикание коммуникативная функция речи часто бывает нарушена, что обусловлено ...
Мастер-класс для педагогов по теме: «Речь ребёнка в ваших руках».
Сегодня я вам расскажу о развитие речи детей посредством развития мелкой моторики руки через разные виды деятельности»....
Мастер-класс "Формы методы и приёмы работы с родителями и семьёй. Практикум для родителей "Развитие речевого дыхания у детей"
Данный мастер-класс позволяет познакомить родителей с некоторыми играми и упражнениями на развитие речевого дыхания....
Презентация "Мастер-класс "Формы, методы и приёмы работы с родителями. Практикум для родителей "Развитие речевого дыхания"
Эта презентация для сопровождения мастер-класса "Формы, методы и приёмы работы с родителями. Практикум для родителей "Развитие речевого дыхания у детей"...
Речь ребёнка в ваших руках
Материалы для родителей...
Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Здоровье ребёнка в наших руках"
Забота о здоровье ребёнка является самой важной задачей....