Совместная работа логопеда и воспитателя по развитию речи и формированию лексико-грамматического строя
консультация по логопедии
Консультация для воспитателей логопедических групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovmestnaya_rabota_logopeda_i_vospitatelya.docx | 16.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед
Матвеева Т.С.
Консультация для воспитателей логопедических групп
Совместная работа логопеда и воспитателя по развитию речи и
формированию лексико-грамматического строя
Воспитатель проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим (познавательному развитию) по особой системе с учётом лексических тем; пополняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты; контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.
Логопед на фронтальных занятиях формулирует темы и отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу, обучает элементам грамоты, одновременно знакомит детей с определёнными лексико-грамматическими категориями. Логопед руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Воспитатель при планировании занятий по письму и формированию графических навыков также руководствуется методическими указаниями логопеда.
В общей методике развития речи у детей дошкольного возраста выделяются следующие направления обучения: развитие словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи. Основную работу по этим направлениям в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи проводит воспитатель. Однако из общего объёма содержания работы, направленной на развитие речи, с целью коррекционного воздействия выделяются несколько разделов, усвоение которых вызывает у детей наибольшие затруднения. Сюда относится образование слов приставочным и суффиксальным способами, способом словосложения, образование слов с уменьшительно-ласкательным значением.
Затрудняются дети также в образовании ряда грамматических форм слов. Эти разделы первоначально отрабатываются на логопедических занятиях на материале доступных для правильного произношения слов и затем включаются в занятия воспитателя.
Работа по развитию связной речи также содержательно изменяется. Работа проводится преимущественно над пересказом, для чего подбираются небольшие тексты. Подготовка к овладению описательным и сюжетным рассказами осуществляется постепенно, на основе накапливаемых лексико-грамматических средств.
Процессы закрепления правильного произношения и овладения лексико-
грамматической стороной речи является объектом пристального внимания воспитателя в течение всего пребывания ребёнка в группе.
Вся работа над лексико-грамматическими темами построена в 4 этапа
Работа над каждой темой | Логопед | Воспитатель | |
1. 2. | Знакомство с понятиями, с названиями предметов, действий, признаков. Экскурсии, целевые прогулки, практическая деятельность. Подробное рассматривание предметов, выделение их основных частей, признаков, действий; упражнение в практическом словоизменении, словообразовании; описание предметов, сравнение двух однородных предметов. Занятия, беседы. | Начинает работу над пониманием грамматического значения слова, категориального значения частей речи (значение предметности, процесса, признака), над образованием новых слов с помощью суффиксов и приставок. Участвует в работе по активизации словаря, отрабатывает чисто произносимый материал и определённые словосочетания. | Определяет вместе с логопедом объём пассивного и активного (в нём – чисто произносимого) словаря, речевые навыки, которые необходимо закрепить. Ведёт работу над обогащением словарного запаса детей по лексическим темам. Продолжает работу над совершенствованием грамматического строя речи. |
3. | Работа над предложением, закрепление отдельных моделей словоизменения. | Отрабатывает определённые модели словоизменения, употребления словосочетаний, составление предложений определённого типа. | Продолжает упражнять в составлении предложений. |
4. | Работа над связной речью: пересказ, составление рассказов, драматизация, заучивание стихов, поговорок, текстов по теме. | Вводит полученные знания в самостоятельную связную речь. | Разучивает стихи, читает и рассказывает худ. литературу. |
Систематически и воспитатель, и логопед обучают детей рассказыванию по картине, по серии картинок, пересказу коротких рассказов, составлению рассказов из личного опыта. |
Итак, воспитатель, прежде всего, закрепляет навыки правильной речи,
формированием которых занят, прежде всего, логопед. Воспитатель же начинает работу по уточнению и расширению словаря детей и продолжает её совместно с логопедом, тем самым, обеспечивая необходимую базу для эффективной логопедической работы.
Взаимосвязь между логопедом и воспитателем осуществляется в процессе речевой работы, при чётком разграничении их функций. Решая общие задачи, не тот, ни другой не подменяет друг друга, что же касается выбора и разработки приёмов и методов проведения занятий, каждому из них предоставляется свобода творческих поисков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно- исследовательская разработка « Совместная работа логопеда и воспитателя по коррекции речи старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием»
Научно- исследовательская разработка « Совместная работа логопеда и воспитателя по коррекции речи старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием»...
Рабочая тетрадь совместной работы логопеда и воспитателя по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи и моторной сферы у детей 5-6 лет с ОНР.
Практическое пособие представляет собой сборник заданий, дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, распределённых по лек...
«Организация совместной работы логопеда и воспитателя по развитию детей с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС»
ЧОУ УЦДО«Все Вебинары.ру»...
«Организация совместной работы логопеда и воспитателя по развитию детей с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС ДО»
Частное образовательное учреждение Учебный Центр дополнительного образования «Все вебинары.ру»...
Статья "Совместная работа логопеда и воспитателя в развитии связной речи у детей с ОНР"
Из этой статьи можно узнать:Какие выделяют уровни речевого развития?Что необходимо воспитателю в работе с детьми ОНР и о чём должен помнить.Что может отрицательно сказаться на речевом развитии детей, ...
«Оказание совместной работы логопеда и воспитателя по развитию детей с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС ДО»
Частное образовательное учреждение Учебный Центр дополнительного образования «Все Вебинары.ру»...