Повышение компетентности воспитателей в вопросах обучения детей грамоте
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

        Важно сказать, что подготовка к обучению грамоте проводится не только в старшей и подготовительных группах. Она начинается значительно раньше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_kompetentnosti_vospitateley.docx35.31 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Семинар для педагогов

«Повышение компетентности воспитателей

в организации работы по обучению детей грамоте»

29.10.19

  1. Система обучения грамоте в ДОУ

Важно сказать, что подготовка к обучению грамоте проводится не только в старшей и подготовительных группах. Она начинается значительно раньше.

Так, уже

    Во второй младшей группе эта работа осуществляется под названием «Развитие речи». Когда у детей формируется умение вслушиваться в звучание слова, благодаря тому, что воспитатель  интонационно выделяет звуки в отдельных словах; АУ заблудилась Маша, ЭЭЭ-ревет медведь.

В средней группе – «Развитие общих речевых навыков.

В средней группе:

  • знакомят с терминами «слово», «звук».
  • развивают фонематический слух, который является базой для фонематического восприятия.
  • учат воспроизводить простой ритмический рисунок слова

В старшем дошкольном возрасте «Подготовка к первоначальным навыкам обучения грамоте».

  • активно осваивается слоговая структура слова – это умение делить слова на слоги.
  •  учатся различать согласные и гласные.
  • формируют умения различать на слух твердые и мягкие
  • учат определять позицию звука в слове, называть слова с заданным звуком.
  • осуществляется звуковой анализ слова, состоящего из трех звуков.

В подготовительной к школе группе – «Овладение элементами грамоты».

В подготовительной к школе группе завершается работа по овладению основами грамоты:

  • усложняется звуковое строение слова и действия звукового анализа и синтеза.
  • знакомятся со схемой предложения
  • делят предложения на слова и составляют из слов предложения.
  • знакомятся с буквами печатного шрифта.
  • обучают детей чтению и письму. Подготовка руки к письму. Развивают графические умения.

                           Слоговая структура слова

Мы обучаем детей грамоте в определенной последовательности:

Сначала раздел «Слоговая структура слова». Он предшествует разделу «Звуковой (фонемный) анализ».

Задачи:

  1. Слоговое деление слова, являющееся для детей более естественным, чем звуковой анализ, подготавливает почву для появления у детей новой языковой ориентации на форму слова; слогоударные схемы слов строятся на порядок легче, чем звуковые схемы.
  2. Работая с ними дети могут овладеть первичными навыками моделирования до начала содержательно более сложной работы со звуками. Потому что работа со слогами предполагает множество подвижных занятий: простукивание, прохлопывание. Ритмический рисунок слова надо пропрыгать, прошагать.

        Используются стихи, считалки, забавные игры с перестановкой ударений.

Все это делает занятия динамичными, веселыми, что чрезычайно важно для детей – дошкольников.

                                       Практическая часть

Игры по развитию слоговой структуры слова

                      1. «Длинные и короткие слова»

Ребята, слова бывают разные: добрые и злые, нежные, умные, смешные.

Назовем смешное слово: клоун.

Назовем вежливое слово: спасибо.

Назовем нежное слово: мама.

Еще слова бывают короткие и длинные (показываю короткий шарф и длинный).

Короткое слово состоит из одного слога: кит, кот, дом, бык. А длинное из нескольких слогов: крокодил, самолет, носорог.

Чем можно измерить наши шарфы? Сантиметровой лентой или линейкой. А слова можно прошагать, отстукать, прохлопать, и даже пропрыгать.

Прохлопаем короткие слова. Прохлопаем длинные слова.

          2.Игра «Самый внимательный»

  • Сесть, если услышишь короткое слово.
  • Вытянуться вверх, если услышишь длинное слово.

Электричка, вездеход, мел, мед, картина, бык, телевизор, рой, командир, космонавт, лай, чай, рай, принцесса, пароход, лук, сук, лисица.

            3.Упражнение «Подели слова на слоги»

Сначала вспомним способы деления слов на слоги.

  • Сколько в слове гласных, столько и слогов.
  • Это знает каждый из учеников

  • Тяжелы рога по весу, ходит важно он по лесу:
    Он хозяин, а не гость — хмурый и сердитый …
    (лось)хлопок
  • Рога ветвисты. По лесу скачет он весь день, называется … (олень)
    (подбородком)
  • Прилетает к нам с теплом, строит домик под окном (ласточка)

Сколько слогов? (три слога) (хлопки)

  • У пятнистой кисочки на ушах есть кисточки (рысь)
  • Рыжий маленький зверек по деревьям - скок-поскок (белка)

Сколько слогов? (два слога)

  • Кто в глухом лесу живет, любит есть малину, мед (медведь)
  • На белку он чуть-чуть похож — спина в полосках - запасливая крошка.

(бурундук)

                         


2 вариант

       Нужно выбрать животного, птицу в названии которого количество слогов соответствует количеству вагонов в паровозе.

        Соединить линиями картинки с одинаковым количеством слогов.

           Какие слова из одного, двух, трех, пяти слогов?

Под весёлый стук колёс,
Мимо елок и берез едет наш
паровоз.

Пассажиров тут и там он везет по городам.
         Прибыл наш паровозик для зверей. Он отправляется в Ромашково. В нём три вагона. Каждое животное может ехать только в определённом вагоне. В первом вагоне поедут животные, в названии которых 1 слог, во втором – 2 слога и так далее. Давайте рассадим пассажиров по местам с учётом количества слогов словах.

В паровозе с одним вагончиком какие животные поедут? (лось, рысь, мышь, ёж).

  • В паровозе с двумя вагончиками какие животные поедут? (медведь, олень).
  • У паровоза два вагона.
  • В паровозе, где три вагончика какие животные или птицы поедут?(ласточка, собака).
  • Кто поедет в паровозе, где четыре вагончика? (бурундуки).
  • Кто поедет в паровозе, где пять вагонов? (подберезовик).

В коробке набор различных предметов. Нужно выбрать предмет, в котором количество слогов соответствует количеству окошек в домике.

          Посмотрите!

  • Этот дом - с крышей и 1м окном.
  • В этом доме есть крылечко, есть труба и всего лишь 2 окна.
  • В третьем доме тоже есть труба, да к тому же 3 окна.
  • Заходите смело в любой дом!
  • Приглашаем вас! Мы ждем!

Какие слова из одного, двух, трех слогов?

Предметы: СОБАКА   МЫШКА  НОСОРОГ   СЛОН   КАПИТАН

САМОЛЁТ   МОТОЦИКЛ  КОТ   МУХА   КОРАБЛЬ.      

Таким образом, к концу старшего дошкольного возраста ребенок должен научиться читать. Причем, если семилетний ребенок читает только слоги и простые односложные слова, то это низкий уровень; если читает медленно по слогам – это средний уровень; а если читает короткие тексты, оценивается как высокий уровень. Само направление работы, начиная со средней группы, в программе обозначено как «Подготовка к обучению грамоте».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система методической работы по повышению педагогической компетентности воспитателей по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников.

Формы работы по повышению педагогической компетентности воспитателей по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников....

Повышение компетентности родителей в вопросах приобщения детей раннего возраста к ценностям семейно-бытовой культуры

Обучающий  материал по повышению компетенции родителей в вопросах семейно-бытовой культуры с участием детей раннего возраста. Основные задачи: познакомить родителей с основами семейно-бытовой кул...

Доклад "Повышение компетентности родителей в вопросах развития детей при помощи актуальных форм и технологий"

Августовская конференция педагогических работников системы образования Гурьевского городского округа 2018 год...

Повышение компетентности родителей в вопросе готовности ребёнка к школьному обучению

Подготовка к школе – это переход от дошкольного детства к школьной жизни.Это путь  не прямой, на нем есть препятствия.Представим, что этот путь – лестница.Препятствия – ступеньк...