Консультация логопеда: «Звуки русского языка»
консультация по логопедии (подготовительная группа)
В наш просвещённый век родители очень заняты. Им некогда порой позаниматься с ребёнком. Как известно, в любой группе детского сада есть уголок для консультаций. В нашем детском саду существует уголок "консультация спеуиалистов". Я разработала консультации для всех возрастов на каждый месяц. С каждым годом темы обновляются, в зависимости от интересов и запросов родителшей и так далее.Данная консультация предназначена для родителей детей подготовительной группы. Вечером, родители, ожидая детей, знакомятся с нужной для себя информацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_russkogo_yazyka.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация логопеда: «Звуки русского языка»
Достаточно часто при обучении дошкольников грамоте приходится сталкиваться с ситуацией, когда дети быстрее схватывают информацию и свободнее разбираются в ней, чем родители. Особенно это касается различения звуков русского языка. Конечно, школьные годы остались далеко позади.… Поэтому я предлагаю вспомнить основные понятия, которые чаще используются в работе с детьми и помогут Вам при выполнении домашних заданий.
Все, что мы говорим, читаем, пишем - Речь.
Речь бывает: устная и письменная.
Состоит наша речь из предложений. (На столе стоит ваза.)
Что такое предложения? (слова связанные между собой по смыслу)
Предложения состоят из слов. (Стол. Ваза. Стоит)
Слова состоят из слогов. (Ва-за) Слог – это часть слова.
Слоги состоят из звуков. (В) (А) (З) (А)
Какие бывают звуки? Звуки эти разные: гласные, согласные.
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. (Дети пропеть любую мелодию) Гласные звуки обозначают красным кружком. Гласных звуков - 6.
Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя. Всего согласных звуков - 36.
МЯГКИЕ И ТВЁРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "река" слышится мягкий согласный звук [р'], а в слове "рука" - твёрдый согласный звук [р]. Мягкие звуки обозначаем зеленым кружком. Твердые звуки - синим кружком.
Также согласные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы (е, ё, и, ю, я) или (ь) Например: бе, вё, ги, дю, кя.
Согласные звуки являются твёрдыми, если за ними следуют другие гласные (а, о, у, ы, э) Например: ла, мо, ну, пы, рэ.
Всегда твердые - Ж, Ш, Ц Всегда мягкие - Ч, Щ, Й
Мягкий знак и твёрдый знак - буква, а не звук!
ЙОТИРОВАННЫЕ ЗВУКИ [Й’Э], [Й’О], [Й’У], [Й’А]
Йотированные звуки: Е, Ё, Ю, Я. Буква одна, а звуков два!
Звуки на письме обозначаем буквами.
Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)
Показывая буквы, надо произносить ее официальное алфавитное название, а не тот звук, который эта буква обозначает.
Например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! а букву необходимо называть «эм»! Буквы «мэ» не существует в русском языке.
В русском алфавите 33 буквы: Аа – «а», Бб – «бэ», Вв – «вэ», Гг – «гэ», Дд – «дэ», Ее – «е», Ёё – «ё», Жж – «жэ», Зз – «зэ», Ии – «и», Йй – «й», Кк – «ка», Лл – «эль», Мм – «эм», Нн – «эн», Оо – «о», Пп – «пэ», Рр – «эр», Сс – «эс», Тт – «тэ», Уу – «у», Фф – «эф», Хх – «ха», Цц – «цэ», Чч – «че», Шш – «ша», Щщ – «ща», ъ – «твердый знак», Ыы – «ы», ь – «мягкий знак», Ээ – «э», Юю – «ю», Яя – «я».
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:
• написать букву в воздухе, на столе;
• выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков,
• веревочек;
• написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
• выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т. д. ;
• вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;
• вылепить из пластилина, теста;
• написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
• выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
Рекомендации по обучению грамоте детей.
1. Играя с ребенком в звуки, полагайтесь, прежде всего, на собственный слух.
2. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки и соответствующие им буквы по – разному. (звук «М», а буква «ЭМ»)
3. Не смешивайте понятие звук и буква. Помните: звук мы слышим и произносим, а букву - видим и можем ее писать.
4. Будьте щедрыми на похвалу, отмечайте даже мельчайшие изменения вашего ребенка, выражайте свою радость и уверенность в его дальнейших успехах.
5. Разумная требовательность взрослого будет только на пользу ребенку.
Вооруженные всеми этими знаниями и умениями вы легче осилите дорогу к школе. Это поможет вам избежать ошибок при чтении и письме.
И главное, помните – все чему вы научите ребенка, а главное, все чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.
Подготовила: учитель – логопед Капацкая О.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Звуки русского языка"
Консультация для родителей «Звуки русского языка. Дифференциация понятий «звук» - «буква». Звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные»....
Какими бывают звуки русского языка?
Консультация для родителей, которая подразумевает обучение различения звуков русского языка. В помощь родителям, которые давно забыли на какие группы делятся звуки и чтобы помочь своему ребёнку ...
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
На основе классификации составляются профили звуков русского языка....
Профили звуков русского языка в таблице 1 часть. Логопедия.
Знание профилей звуков является необходимым условием в работе учителя-логопеда. Для того,чтобы научить правильно и красиво говорить, для начала, нужно знать положение органов артикуляции. Профили...
Профили звуков русского языка в таблице 2 часть. Логопедия
Знание профилей звуков является необходимым условием в работе учителя-логопеда. Для того,чтобы научиться правильно и красиво говорить, для начала, нужно знать положение органов артикуляции. Профи...
Классификация звуков русского языка.
Классификация звуков русского языка....
Классификация звуков русского языка с учетом анатомо-физиологических особенностей их образования
Классификация звуков русского языка с учётом анатомо-физиологических особенностей их образования В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат (активными орган...