Работа с дошкольниками над родственными словами
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В этой статье мне хочется дать материал для работы с дошкольниками по выделению родственных однокоренных слов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_doshkolnikami_nad_podborom_rodstvennyh_slov.docx | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ НАД ПОДБОРОМ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ
Подготовила учитель-логопед I КК Ельчищева Любовь Николаевна, МКДОУ Нововоронежский детский сад № 4
Одной из важнейших задач такой работы является подготовка ребенка к овладению грамотным письмом, ибо если это не будет сделано в дошкольном возрасте, то в дальнейшем ему будет не выбраться из бесконечных проблем с русским языком.
Эта задача не может быть решена при той бедности словарно го запаса и неточном пониманием смыслового значения многих слов, которые характерны сейчас более чем для половины поступающих в массовые школы детей. Эти упущения дошкольного возраста создают в дальнейшем непреодолимое препятствие для овладения учащимися морфологическим принципом письма, являющимся основным принципом русской орфографии
Овладение этим принципом связано не только с необходимостью изучения большого количества грамматических правил, но, главное, и с умением применить их на практике. Правда, и дети с бедным словарным запасом вполне могут выучить и запомнить любые правила грамматики, однако они оказываются совершенно беспомощными перед их практическим применением. Это объясняется тем, что для применения большинства правил нужно уметь быстро и безошибочно подбирать проверочные слова, а детям с бедным словарным запасом просто не из чего их выбирать. Мешает этому и неточное понимание смыслового значения многих слов, приводящее к неправильному их подбору. Не чувствуя смыслового «родства слов, даже старшеклассники не редко к слову ГРОЗА в качестве проверочного подбирают ГРАД, к слову НОЧНОЙ — НАЧАЛО, к слову ПЕЧАЛЬНЫЙ — ПЕЧКА и т.п. Отсюда и тяжелейшая безграмотность примерно половины учащихся наших современных массовых школ...
Основная причина этого кроется в том, что еще в дошкольном возрасте дети не были приучены хоть сколько-нибудь задумываться над языковыми явлениями, над смыслом употребляемых ими слов, то есть что в них свое временно не было заронено это «золотое зерно которое потом обязательно имело бы свое дальнейшее самостоятельное развитие. Только поэтому даже многие старшеклассники до сих пор так и не могут понять, что родственными к слову «ночь» являются только слова, имеющие непосредственное отношение именно к ночи (ночка, ноченька, ночной, ночник, ночничок, ночлег, ночлежник, ночлежка, ночевать и др.). Тогда как слово «начало», несколько «созвучное ночи, имеет совершенно иное значение, никак с ночью не связанное. Однако большинства приведенных выше «родственных» ночи слов в словаре этих учащихся просто нет, а если некоторые из них и имеются, то в силу несистематизированности словарного запаса они существуют «сами по себе и никак не «привязаны к ночи.
Ввиду сказанного, в этой статье нам хочется дать конкретный речевой материал с родственными однокоренными словами, разъяснительная работа с которым поможет направить мысль детей по данному вопросу в нужное русло.
Ребятам старшего дошкольного возраста в процессе работы по подбору родственных слов сначала нужно помогать наводящими вопросами. Например, можно попросить их подобрать родственные слова к слову вода. В случае затруднений могут быть заданы такие вопросы:
— А как воду можно назвать ласково? (ВОДИЧКА)
— А как ещё? (ВОДИЦА)
— Что часто бывает на реке весной, когда тает снег? (НАВОД Н ЕН И Е)
— Как называются цветы, которые растут в воде? (ВОДЯНЫЕ)
— Как называются лодки, которые ходят под водой? (ПОДВОД НЫЕ)
— А как называются люди, которые работают под водой?
(ПОДВОДНИКИ)
— Как называются люди, которые «лазают» под водой? (ВОДОЛАЗЫ)
— Как называются ПТИЦЫ, КОТОРЫЕ плавают в воде? (ВОДОПЛАВАЩИЕ)
— Как называется, когда вода падает с высоты? (ВОДОПАД)
— Как называется прибор, которым измеряют воду? (ВОДОМЕР)
— Как называется приспособление, которое нагревает воду? ( ВОДОГРЕЙ)
— Кто возит воду? (ВОДОВОЗ)
— Что «проводит» воду в дома? (ВОДОПРОВОД) и т.п.
Здесь специально включены сложные слова, чтобы дети смогли получить первое практическое представление о словообразовании и научились понимать смысловое значение этих слов (если вода ПАДАЕТ, то это ВОДОПАД; если воду ИЗМЕРЯЮТ это ВОДОМЕР; если ее ГРЕЮТ, то это ВОДОГРЕЙ ). Такая работа чрезвычайно важна, поскольку если она не проведена в дошкольном возрасте, то в школе мы сплошь и рядом встречаемся с полным непониманием самого смысла ложных слов, что приводит к грубым ошибкам на письме. Например, когда мы попросили
6-го (!) класса произнести по слогам слова «пылесос» и «пароход», то он произнес их следующим образом: пу-ле-сос, по-ро-ход. Это значит, что он даже не задумывался о структурном и смысловом значении этих слов,то есть о том, что пылесос сосет пыль, а пароход ходит при помощи пара. Но ведь все это он вполне мог и даже должен быть знать еще в дошкольном возрасте!
Приступая к работе с приведенными ниже текстами, перед каждым из них сначала следует подобрать как можно больше родственных слов на данную тему и убедиться в том, что после необходимых пояснений ребенку стал понятен смысл каждого слова. Например, в отношении приведенных ниже слов он должен понять, что дерево отличается от деревца своим размером и «возрастом», что деревушка и деревенька — это уменьшительно ласкательные названия деревни, а само слово деревня означает то, что вся она построена из дерева (то есть что это не какие-то каменные «палаты»).
В данном конкретном случае (как и во многих других) желательно показать детям соответствующую картинку, что значительно облегчит им понимание смысла употребляемых слов, поскольку не все городские дети хорошо представляют себе деревню с ее невысокими деревянными домами.
Дерево, деревце, деревянный, деревня, деревушка, деревенька
ДЕРЕВНЯ, ДЕРЕВУШКА у берега реки,
Дома в ней ДЕРЕВЯННЫЕ, они невысоки.
А рядом с ДЕРЕВЕНЬКОЙ лесок есть небольшой,
Все ДЕРЕВЦА, ДЕРЕВЬЯ знакомы нам с тобой.
Далее мы приводим все за рифмованные тексты подряд, однако каждое представленное в них «гнездо» однокоренных родственных слов нужно отрабатывать очень тщательно и не спеша, приучая ребенка к самостоятельному подбору родственных слов в дополнение к тем, которые даны в том или ином четверостишии.
Весной ЗЕЛЕНЕЕТ листва,
ЗЕЛЁНЫМ становится лес,
ЗЕЛЁНЕНЬКОЙ стала трава
И в ЗЕЛЕНИ садик наш весь.
***
В лесу всё ОСИНЫ, ОСИНКИ,
Листочки на них ОСИНОВЫЕ,
И лес тот зовётся ОСИННИКОМ,
В нём много есть ПОДОСИНОВИКОВ.
***
В лесу БЕРЁЗОВОМ БЕРЁЗЫ да
БЕРЁЗКИ,
Тот светлый лес зовут БЕРЕЗНЯКОМ,
Растут грибы в нём только ПОДБЕРЁЗОВИКИ,
Мы собирали их вчера с моим дружком.
В СОСНОВОМ лесу много СОСЕНОК, СОСЕН,
СОСНЯК зеленеет зимой,
Иголки СОСНОВЫЕ сосны не сбросят,
Нет жёлтой из них ни одной.
* **
А в ЕЛЬНИКЕ ЕЛИ И ЁЛОЧКИ,
Но мрачен ЕЛОВЫЙ лес.
Зеленеют на елях иголочки
И подняться хотят до небес.
* **
На деревьях ЛИСТВЕННЫХ есть
ЛИСТЬЯ и ЛИСТОЧКИ.
Весной они упрятаны в маленькие почки.
Летом зеленеет пышная ЛИСТВА,
А к осени желтеет, как и вся трава.
* **
ЯГОД и ЯГОДОК много в лесах,
ЯГОДНЫХ много там мест.
ЯГОДНИК в этих бывает местах.
Кто же те ягодки ест?
* **
Из ТРАВИНОК маленьких состоит ТРАВА.
Зеленеет ТРАВКА, как и вся листва.
ТРАВЯНЫМ покровом покрыты все луга,
ЗАТРАВЕНЕЛИ даже у речи берега.
* **
У РОЗОЧКИ Розовый цвет,
В РОЗАРИИ РОЗА растёт,
Нам летний приносит привет,
Всё лето красиво цветёт.
* **
На клумбах ЦВЕТОЧНЫХ ЦВЕТЫ
РАСЦВЕТАЮТ
И целое лето ЦВЕТУТ,
А к осени поздней они ОТЦВЕТАЮТ,
С них все лепестки опадут.
* **
Растут на лугу РОМАШКИ,
Мы любим РОМАШКОВЫЙ луг,
Играем мы там в пятнашки,
РОМАШЕЧКИ — верный наш друг!
* **
Шалаш наш КАМЫШОВЫЙ,
Он весь из КАМЫША,
Из КАМЫШИНОК крыша
Уж очень хороша!
* **
Много РЕК и РЕЧЕК есть в РЕЧНОМ краю.
РЕЧЕНЬКУ любимую я сразу узнаю.
А в ЗАРЕЧЬЕ дальнем соловьи поют,
Песни соловьиные послушать нас зовут.
* **
В БОЛОТИСТОМ краю есть множество болот —
БОЛОТА крупные и мелкие БОЛОТЦА.
Лишь в сапогах БОЛОТНЫХ ходит там народ,
Надеясь, что тропиночка найдётся.
***
В ОЗЁРНОМ крае всё ОЗЁРА, ОЗЕРЦА,
По ЗАОЗЁРНОй улице идём.
Не видно этой улице конца—
Мы лучше в город ПРИОЗЕРСК зайдём.
* **
В краю ЛЕСНОМ ЛЕСОЧКИ и ЛЕСА,
Полянки светлые и ПЕРЕЛЕСКИ,
Дом ЛЕСНИКА, где бродит всё лиса;
За лесом деревенька есть — ЗАЛЕСЬЕ.
* **
В ГОРНОМ крае — ГОРЫ и ПРИГОРКИ
И местность тут ГОРИСТАЯ вокруг.
Перед горами видим мы ПРЕДГОРЬЕ
И ГОРКУ небольшую встретим вдруг.
* **
Работают в ГОРАХ, конечно, ГОРНЯКИ,
А ГОРЦЫ постоянно там живут.
От нас все горы очень далеки,
Но мне всё кажется — они меня зовут!
* **
ПОЛЕВОДЫ работают в ПОЛЕ.
Наше ПОЛЮШКО дорого нам—
Много вольных хлебов в нём на воле
И деревня ЗАПОЛЬЕ есть там.
* **
В домах наших ОКНА, а есть и ОКОНЦА
С прозрачным ОКОННЫМ стеклом.
В ОКОШЕЧКО светит нам ясное солнце,
Его с нетерпеньем мы ждём.
* **
Большие ДОМА, небольшие ДОМИШКИ
Так часто рисуются в маленьких книжках
ДОМАШНИХ животных я видел там тоже,
Но кто же им ДОМИК построить поможет?
* **
ГОРОДСКИЕ жители в ГОРОДЕ живут,
ГОРОДОК свой славный очень берегут.
ГОРОЖАНЕ в ПРИГОРОД летом уезжают,
Там они у речки спокойно отдыхают.
* **
Любимую ЗЕМЛЮ ЗЕМЕЛЬКОЙ зовём.
Порою ЗЕМЛЯНКУ в земле мы найдём.
Все люди — ЗЕМЛЯНЕ, а кто ЗЕМЛЯКИ?
Живут с нами рядом? От нас далеки?
* **
Цвет НЕБА назвали НЕБЕСНЫМ,
Мы все в ПОДНЕБЕСЬЕ живём.
На НЕБУШКО любим смотреть
И рады к нему полететь.
***
В темноте зажигаем мы СВЕТ,
Нам лампочки СВЕТЯТ и СВЕЧИ.
Ранним утром приходит РАССВЕТ,
Дню СВЕТЛОМУ рады все дети.
* **
Дорогое СОЛНЦЕ, СОЛНЫШКО моё!
Без тебя какое же может быть житьё?
Своим светом СОЛНЕЧНЫМ согреваешь нас,
Дорогое солнышко, приходи сейчас!
* **
Я люблю СОБАЧОНОК, СОБАК,
Но «СОБАЧНИКОМ» СТАТЬ НЕ ХОЧУ…
Яс СОЕАЧКОЙ дружу просто так
И проделкам СОБАЧЬИМ учу.
* **
У МЫШКИ хорошие очень МЫШАТА,
И есть у них бабушка-МЫШЬ.
МЫШИНЫМ всем играм она строговата
И с нею ты не пошалишь!
* **
У ВОЛЧИЦЫ родился ВОЛЧОНОК,
Это мамин любимый ребёнок
Папа-ВОЛК с ним частенько играет,
К ВОЛЧЬЕЙ жизни его приучает.
От слова ВОДИТЬ происходят слова:
ВОДИТЕЛЬ, ВОЖДЕНЬЕ, ВОЖДИ,
Ещё ПРОВОДНИК, ПОВОДОК, ПРОВОДА...
ПРОВОДКУ менять подожди!
* **
ДЫМИТ ДЫМОВАЯ труба,
Клубится над нею ДЫМ.
Люблю я ДЫМОК от костра,
Когда у костра мы сидим.
* **
СТРОИТЕЛИ работают на СТРОЙКЕ,
СТРОИТЕЛЬСТВО большое развели,
Красивые возводятся ПОСТРОЙКИ
На высоту большую от земли
* **
На траву вдруг упала РОСА,
Мы РОСИСТОЙ тропинкой идём,
И росинки блестят, как слеза,
Только РОСНЫХ мы слёз не найдём.
* **
ДОЖДИК начался почти с утра,
ДОЖДИНКИ стучат всё в стекло.
Плащи ДОЖДЕВЫЕ надеть нам
ДОЖДЛИВОЕ время пришло.
* **
На небе ГРОЗОВЫЕ облака,
Нахмурились все тучи очень ГРОЗНО,
И хоть ГРОЗА не началась пока,
Но вечером она начнётся поздно.
* **
На небе много ОБЛАЧКОВ и ОБЛАКОВ,
Как видно, ОБЛАЧНЫМ сегодня будет день.
В ЗАОБЛАЧНУЮ высь подняться я готов.
Когда БЕЗОБЛАЧНО, мы часто ищем тень.
* **
Осенней ТЁМНОЙ ночью на дворе ТЕМНО,
В окнах ЗАТЕМНЁННЫХ свет горит давно.
ТЕМНОТА окугала деревья и кусты.
ТЁМНЕНЬКОЙ тропинки не боишься ты?
* **
Много разной РЫБЫ и РЫБЁШКИ
В нашей речке водится всегда.
Рядом с РЫБАКАМИ вечно кошки –
РЫБНЫЙ запах манит их сюда. .
* **
Есть новые ПЛАТЬЯ и старые ПЛАТЬИШКИ,
Из ткани они ПЛАТЬЕВОЙ
Для куклы мы сшили красивое ПЛАТЬИЦЕ
И в волосы бант голубой.
* **
СТОЛЫ есть, СТОЛИЩИ и СТОЛИКИ ,
В чём разница в этих словах?
И что за СТОЛИШКО в домике?
Он плохонький в наших глазах?
* **
Есть много ДОРОГ и ДОРОЖЕК,
Но по какой нам пойти?
Берём мы рюкзак свой ДОРОЖНЫЙ,
Он пригодится в пути.
* **
ДОРОЖЕНЬКИ дальние нам предстоят,
Кусты ПРИДОРОЖНЫЕ вдоль них стоят,
Растёт ПОДОРОЖНИК у каждой ДОРОГИ,
Нередко им лечат уставшие ноги.
* **
Реки зимой покрываются ЛЬДОМ,
ЛЬДИНКИ сверкают на солнце.
Дворцы ЛЕДЯНЫЕ мы строим кругом
И делаем в них оконца.
* **
Слышали про СЕВЕР мы холодный,
Только СЕВЕРЯНЕ там живут.
Дует ветер СЕВЕРНЫЙ морозный,
Но они оттуда не бегут.
* **
Королева СНЕЖНАЯ из СНЕГА состоит,
Множеством СНЕЖИНОК плащ её покрыт.
В царстве королевы ЗАСНЕЖЕННЫЙ дворец,
Его я на картинке увидел наконец.
* **
ЦАРЬ и ЦАРИЦА, ЦАРЕВНА
ЦАРСТВУЮТ в ЦАРСТВЕ своём,
Только о времени ЦАРСКОМ далёком
Из книжек теперь узнаём.
Для нас несомненно, что достаточно серьезная отработка только одних этих текстов, в которых представлено более 40 ( родственных слов, позволит создать у ребенка ту необходимую первоначальную базу по их под бору, на которую он сможет уверенно опираться в течение всех лет своей учебы.
В рамках каждой лексической темы загадки помогают детям осмыслить семантические связи между родственными словами, на практическом уровне усвоить основные способы словообразования и языкового анализ слов.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю... (снег).
С неба всё скользят пушинки
Серебристые . . . (снежинки).
На проселки, на лужок
Всё снижается . . .(снежок).
Землю белой, чистой, нежной
Застелил постелью. .(снежной).
Вот веселье для ребят—
Всё сильнее.. .(снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ...(снежки).
Словно в белый пуховик
Мы одели . . .(снеговик).
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка -...(снегурка).
На снегу-то, посмотри
С красной грудкой . . .(снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил . . . (снег).
И.Лопухина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Изучение родственных слов при работе с детьми с ОНР"
Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР (3ур.) - обогащение словарного запаса за счет обучения их навыкам словообразования. Данная консультация поможет во...
Знакомство дошкольников с родственными словами в игровой деятельности
Знакомство старших дошкольников с родственными словами формирует предпосылки к успешному обучению в школе, развивает навыки словообразования, приучает вдумываться в смысловое зн...
"Изучение родственных слов в работе с детьми с ОНР"
Последовательность ознакомления с родственными словами и представленный дидактический материал обеспечат коррекционный эффект в работе с детьми с общим недовазвитием речи....
Формирование словообразовательных операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в системе работы над понятием «родственные слова»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
«Ознакомление дошкольников с родственными словами»
Буклет для родителей детей старшего дошкольного возраста с играми и упражнениями по ознакомлению с родственными словами....
Выступление на ГМО учителей-логопедов " ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (В СИСТЕМЕ РАБОТЫ НАД РОДСТВЕННЫМИ СЛОВАМИ)"
В процессе словообразовательной работы у детей с ОНР происходит развитие речи, внимания, памяти, мышления и воображения. Конкретная каждодневная реализация этой работы зависит от усилий ло...
"Знакомим дошкольников с родственными словами" (в рамках темы "Зима")
Предлагается материал для знакомства старших дошкольников с родственными словами....