Развитие связной речи у дошкольников посредством дидактических игр
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Сытина Ольга Ивановна

Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_svyaznaya_rech_.pptx2.24 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие связной речи дошкольников посредством использования дидактических игр ». Подготовила учитель – логопед Сытина О.И.

Слайд 3

Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности. «Развитие связной речи определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка» (Л.С. Выготский )

Слайд 4

Развитие связной речи в дошкольном возрасте является важнейшим условием успешного обучения детей в школе.

Слайд 5

Формы связного высказывания диалог монолог повествование описание рассуждение

Слайд 6

Задачи обучения детей связной речи

Слайд 7

Младший возраст 1 - Развивать диалогическую форму речи. 2 - Вовлекать детей в беседу во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. 3 - Формировать у детей речевую культуру: напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания ». 4 - Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

Слайд 8

Средняя группа 1 - Совершенствовать диалогическую речь: активизировать участие в беседе, понятно отвечать на заданные вопросы и уметь правильно задавать вопросы самим ребёнком. 2 - Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала . 3 - Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

Слайд 9

Старшая группа 1 - Развивать умение поддерживать беседу. 2 - Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытку высказывания своей точки зрения. 3 - Развивать монологическую форму речи. 4 - Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. 5 - Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины. 6 - Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. 7 - Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

Слайд 10

Подготовительная к школе группа 1 - Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. 2 - Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми, воспитывать культуру речевого общения. 3 - Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. 4 - Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием . 5 - Помогать составлять план рассказа и придерживаться его. 6 - Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. 7 - Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему

Слайд 11

1 - пересказ 2 - рассказ по сюжетной картинке или по картине известного художника 3 - рассказ по серии сюжетных картинок 4 - описательный рассказ 5 - драматизация 6 - творческий рассказ Виды занятий по развитию речи

Слайд 12

Р ечевое развития детей 2-4 лет: Дошкольники в этом возрасте должны уметь (высокий уровень): Пере сказывать знакомую сказку, словесно описывать событие из своей жизни ( Как провёл выходные? Что понравилось в цирке)? С оставлять небольшой описательный рассказ об игрушке с помощью наводящих вопросов или по сюжетной картинке, например: « Кукла обедает», «Мальчик играет в игрушки ». Знать героев сказки и их характерные признаки, например: в олчок серый бочок, мишка косолапый . Знать последовательность действий. Уметь начинать и заканчивать сказку теми же словами, что и в книге.

Слайд 13

Р ечевое развития детей 4 – 5 лет: В этом возрасте важно уметь: П ридумывать простые предложения из 3-4 слов; П ересказывать тексты объёмом 3-5 предложений; В ыразительно читать стихи. Для продуктивного речевого развития полезно использовать дидактические пособия и игры. Уметь составлять рассказы по картине, серии картин, из личного опыта объёмом до 5 предложений.

Слайд 14

Р ечевое развития детей 5 – 6 лет: Дошкольники этого возраста должны уметь: С оставлять простые и сложные предложения. С оставлять рассказы по картинке, серии картинок, из личного опыта ( 5-6 предложений). П ересказывать текст в объёме до 5 предложений. З нать и объяснять значение пословиц и поговорок. В ыразительно читать стихи.

Слайд 15

Р ечевое развития детей 6 – 7 лет: Дошкольники этого возраста должны уметь: С оставлять простые и сложные предложения. Например, из заданных слов: весна, ручьи, наступила, побежали. И з предложенных словосочетаний образовывать новые: платье из шерсти – шерстяное платье, деревянный ящик – ящик из дерева, яблоко покраснело – покрасневшее яблоко. Использовать в речи притяжательные прилагательные: хвост зайца – заячий хвост; лапа волка – волчья лапа. С оставлять рассказы по картинке, серии картинок, из личного опыта ( 7- 8 предложений). П ересказывать текст в объёме до 8 предложений. З нать и объяснять значение пословиц и поговорок. В ыразительно читать стихи, отгадывать загадки.

Слайд 16

Составление описательного рассказа о предмете. Последовательность работы. 1.Обследование игрушки, предмета 2. Вопросы по уточнению свойств 3.Составление плана рассказа 4. Рассказ 5. Помощь, подсказка, наводящие вопросы 6. Оценка

Слайд 17

Рассказ по картине. 1.Предварительная работа ( наблюдение, чтение). 2.Рассматривание картины. 3.Беседа по содержанию, уточнение. 4.Составление плана рассказа. 5. Рассказ. 6.Помощь, подсказка ребенку.

Слайд 18

Пересказ. 1. Создание познавательного интереса, мотивация. 2. Первичное ознакомление с художественным произведением. 3.Разбор и проговаривание незнакомых слов и понятий, беседа по содержанию. 4. Повторное чтение художественного произведения взрослым с установкой на пересказ. 5. Пересказ художественного произведения ребёнком (с учётом речевого развития ребёнка): от начала до конца; по частям; по ролям; от лица героя.

Слайд 20

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление, она является: и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь, формируется умение правильно выражать свои мысли.

Слайд 21

Основные виды дидактических игр. - Настольно-печатные игры ( парные картинки, лото, домино, разрезные картинки). - Игры с предметами (игрушки , природный материал). - Словесные игры.

Слайд 22

Примеры дидактических игр . Для дошкольников 3-4 лет можно предложить игру «Скажи наоборот». Взрослый начинает фразу, а ребёнок заканчивает: Слон большой, а мышь …. (маленькая). У мамы волосы длинные, а у папы …. (короткие). Волк смелый, а заяц … (трусливый). Игра «Кто что ест»? (кошка лакает молоко, собака грызёт кость). Игра « Кто где спрятался»? (понимание предлогов: под, на, за, в).

Слайд 23

Примеры дидактических игр для детей 5 – 6 лет. « Узнай по описанию » : взрослый загадывает какой-то предмет и называет его характеристики, ребёнок должен отгадать задуманное, например, жёлтый, овальный, кислый (лимон); зелёный, круглый, сладкий, большой (арбуз); « Назови ласково » : лиса – лисичка, утка – уточка, воробей – воробышек и т.д. « Один-много »: один лимон – много лимонов; один мяч – много мячей, одна берёза – много берёз и т.д. « Мяч давай, части тела называй » или « Мяч бросай, мебель быстро называй ». Взрослый говорит обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Тот, возвращая мяч, должен перечислить соответствующие слова. Игра будет интересней, если участие будут принимать несколько детей. Для выявления понимания дошкольником назначения предметов используется игра « Что для чего ?»: - Чем рисует художник? - С помощью чего пришивают пуговицу? - Какой предмет понадобится для игры в футбол?

Слайд 24

Примеры дидактических игр для детей 6 -7 лет. «Назови одним словом»: грач, журавль, аист – это… пальто, куртка, плащ – это… кресло, кровать, диван – это…. «Профессии»: Кто водит автомобиль? Кто разносит почту? Ребёнку предлагаются предметы или предметные картинки, ему нужно назвать их признаки: Мяч какой? Груша какая? Кресло какое? Цветы какие? С тол из дерева какой? (деревянный), стакан из стекла какой? (стеклянный), котлеты из курицы какие? (куриные). Употребление антонимов: чистый – (грязный), добрый – (злой), весёлый – (грустный), тепло – (холодно), далеко – (близко), друг – (враг). «Кто как передвигается?» П тица – (летает), змея – (ползает), человек – (ходит, бегает). «Кто что делает?» повар – (готовит), врач – (лечит), художник – (рисует).

Слайд 25

Обладая хорошо развитой связной речью, ребёнок может дать развернутый ответ , последовательно и логично излагать свои собственные суждения.

Слайд 26

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный материал для родителей на тему "Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи"

Информационный материал для родителей на тему «Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи». План. Некоторые теоретические вопросы. 1. Актуальность данной проблемы. 2. ...

Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприя­тие и воспроизведение текстовых учебных материалов, уме­ние давать развернутые отв...

Формирование структуры предложения, как одно из ведущих звеньев развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи посредством графических схем-моделей предложений

статья посвящена развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования структуры предложения с помощью графических схем - моделей....

Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».

Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья посвящена поиску новых форм и методов работы с детьми с ОНР по развитию связной речи, одной из которых явилась сказкотерапия. Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивш...

Консультация: «Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи»(презентация)

Консультация "Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи"будет очень полезна педагогам и родителям!так как в ней собранно все самое главное ....