«Фонематический слух- основа правильной речи»
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
игровой тренинг для совместного выполнения родителей с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
(игровой тренинг для совместного выполнения родителей с детьми) | 19.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Фонематический слух- основа правильной речи»
(игровой тренинг для совместного выполнения
родителей с детьми)
Составитель: учитель-логопед Курачева А.В. |
Сегодня нашу встречу мы посвятим важной проблеме, которой зачастую уделяется мало внимания – развитию фонематического слуха.
Мы поговорим, нет, не только поговорим, но и поиграем….. Но давайте все по порядку: что же это за слух такой?
Фонематический слух - это способность воспринимать на слух все звуки речи, особенно близкие по звучанию, и выполнять элементарный звуковой анализ.
При помощи фонематического слуха ребенок воспринимает, не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, что-то приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «Мишина машина» в «Мыши на машине».
Дети с недостаточным развитием фонематического слуха, приступая к обучению грамоте, испытывают затруднения в звукобуквенном анализе, они не могут усвоить правила грамматики и правописания.
Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить, и в этом могут принимать непосредственное участие самые первые педагоги – родители.
Методика развития фонематического слуха строится на последовательной отработке двух этапов:
Первый этап – позволяет создать базу, фундамент для развития тонкого слуха и начинается эта работа с детьми младшего дошкольного возраста.
Зовите к экранам своих детишек. Ребята! Играть готовы? Тогда начинаем.
Первое упражнение «Угадай, что звучит».
Цель данного упражнения научить детей дифференцировать бытовые шумы.
В процессе упражнения можно обыгрывать любые бытовые ситуации: шум льющейся воды, звон посуды, шаги человека, мяуканье кошки, шуршание бумаги.
Ребята! Внимательно послушайте, какие шумы будут издавать предметы: шуршание бумаги, стук карандаша, звук льющейся воды, хлопки в ладоши.
Сейчас ваша задача узнать звук какого предмета я буду воспроизводить. Предметы убираю со стола, чтобы работали только ваши ушки.
Второе упражнение обычные «Жмурки». Ребенку нужно двигаться на оговоренный звук, например, хлопки в ладоши или звон колокольчика.
Упражнение-имитация «Три медведя». Почитайте сказку про трех медведей вместе, а затем говорите за персонажей. Ребенку следует угадать, когда говорит мама-медведица, папа-медведь и медвежонок. Попробуем?
Чьим голосом я сейчас буду говорить?
В процессе упражнения «Громко или тихо?» придумайте действия, которые ребенок должен выполнять при тихом или громком мамином голосе.
Я сейчас буду читать стихи, когда голос будет звучать громко – ребята хлопают, тихо – топают. (Червячки).
Упражнение «Похлопай». Ребенку нужно повторить за взрослым ритм хлопков и чередующихся пауз разной длины.
Ребята! Послушайте внимательно, как я буду хлопать и повторите за мной.
Когда дети освоили первый этап, можно переходить к основному, второму этапу. Работа начинается с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Развиваем фонематический слух на речевом материале.
Упражнение «Хлоп. Топ. Стоп». Договоритесь с ребенком, какой звук он должен узнать из звукового потока. Ребята! Приготовьте ваши ладошки и ушки, будьте внимательны: я буду говорить разные звуки, когда я скажу звук с, хлопните в ладоши, если услышите другой звук, ладошки молчат.
Во время упражнения я прикрываю рот экраном, чтобы ребенок не считывал звук с губ.
Хорошо, вы справились. Задание усложняется.
Отойдите на противоположную стену от экрана, будьте внимательны: я буду говорить разные слова, когда я скажу слово со звуком с, делайте шаг вперед. Но не забывайте, что звук может стоять и в начале, и в конце, и в середине слова. Готовы? Слушайте.
- Собака, робот, лодка, лиса, мотор, рак, зима, шуба, телевизор, прогулка, сосиска, друг, сумка, жук.
Упражнение «Поэт Незнайка»
В своих стихах Незнайка в словах перепутал звуки. Нужно найти ошибку и сказать какой надо поставить звук, чтобы получилось правильное слово?
Ой! – кричат вокруг хозяйки – в огород забрались майки.
Между гор издалека течёт бурная щека.
Мишка плачет и ревёт, просит пчёл, чтоб дали лёд.
Писем мы не написали – тучку целый день искали.
Любопытные мартышки собирают с ёлок фишки.
Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят двери.
Упражнение «Таинственное письмо»
Теперь Незнайка написал письмо в стихах, но в некоторых словах на этот раз он пропустил звуки.
Отгадайте, какие слова он хотел написать? Какой звук пропущен?
Написал письмо я зайке, но забыл приклеить ...арки.
Своей младшей дочке Тосе заплетает мама ...осы.
Подарили нам игрушки: целый день палили ...ушки.
Землю роет старый к...от, под землёю он живёт.
В зоопарке живёт с…он, словно дом огромен он.
В процессе упражнения «Что общего?» произносим три-четыре слова, в каждом их которых есть определенный звук, ребенку необходимо сказать, какой общий звук для всех слов.
Желательно, чтобы заданный звук находился в словах на разных позициях - в начале, в середине и в конце. Например: цапля, нарцисс, молодец. Какой звук общий?
Используя эти игры в совместной игровой деятельности с детьми, вы сможете самостоятельно не только научить своих детей слышать звуки родного языка, но и подготовить ребят к успешному обучению в школе.
Удачи вам! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонематический слух – основа правильной речи.
игры на развитие фонематического слуха...
Фонематический слух - основа правильной речи
Материал для родительского уголка. Рекомендации по развитию фонематического слуха....
Фонематический слух - основа правильной речи.
Памятка для педагогов и родителей....
Фонематический слух-основа правильной речи
семинар-практикум для воспитателей. Теоретический и практическый блоки....
Мастер-класс для педагогов "Фонематический слух - основа правильной речи"
Игровые упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха....
Фонематический слух - основа правильной речи
Хорошо развитый фонематический слух влияет на правильное произношение звуков, понимание речи окружающих в целом.В статье указаны какие игры на развитие этого слуха можно проводить с ребенком дома....
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 летФонематический слух – основа правильной речи МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...