Игры, стимулирующие речевое развитие.
картотека по логопедии

Никифорова Наталья Петровна

С самого рождения у малыша начинает накапливаться пассивный словарь. Поэтому с самых первых дней с малышом уже можно и нужно разговаривать и проводить целенаправленные игры – упражнения в данном направлении. Это очень важно для дальнейшего развития активной речи ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_stimuliruyuschie_rechevoe_razvitie.docx84.98 КБ

Предварительный просмотр:

                       ИГРЫ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

С самого рождения у малыша начинает накапливаться пассивный словарь. Поэтому с самых первых дней с малышом уже можно и нужно разговаривать и проводить целенаправленные игры – упражнения в данном направлении. Это очень важно для дальнейшего развития активной речи ребенка.


1 месяц

О чем ты плачешь?
Когда малыш плачет, он хочет о чем-то нам сказать. Попытайтесь понять малыша, спросите: «Ты хочешь кушать?», «Ты хочешь к маме?».

Губки – язычки
К концу месяца малыш уже сможет копировать простейшие движения взрослых: шевелить губками, открывать – закрывать рот, делать губы трубочкой, показывать язычок, двигать им.

Названия предметов
Возьмите ребенка на руки и походите с ним по квартире. Обращайте внимание малыша на различные предметы и четко называйте их: окно, картина, стол, зеркало и т.д. Это упражнение поспособствует развитию понятийного аппарата младенца.

Ласковые разговоры
Ласково и нежно поговорите с малышом, стараясь вызвать ответную реакцию – улыбку, первое гуление.

Человеческие звуки
Поговорите с малышом при помощи звуков – пожужжите, пофыркайте, посвистите, пошипите, пожурчите, поцокайте, пощелкайте и т.д.

На высокой волне
Разговаривайте с ребенком, меняя интонацию (вопросительно, утвердительно, иронично, сомневаясь, с воодушевлением и т.д.), интенсивность (громко, тихо, шепотом) и темп речи (медленно, быстро, с остановками).

Поем звуки
Склонитесь над малышом и пропойте ему гласные звуки, при этом ясно артикулируя губами: а-а-а (рот широко открыт), о-о-о (рот округлен), у-у-у (губы трубочкой) и т.д. Вскоре малыш присоединится к вам и станет повторять за вами звучащие звуки.
2 месяц

Милая беседа
Сядьте поудобнее, согните ноги. Разместите малыша у себя на коленях и мило побеседуйте: расскажите ребенку о том, как вы познакомились с его папой, о составе вашей семьи, о том, что вы любите, о своих планах и т.д.

Звуковое эхо
Спойте малышу пары звуков «А-а-а – О-о-о», «У-у-у – И-и-и». Останавливайтесь после каждого спетого звука, приглашая малыша повторить за вами.

Моё имя
Склонитесь над малышом и позовите малыша по имени. Отстранитесь и снова позовите. Встаньте слева от малыша, а потом справа и снова позовите малыша по имени, побуждая его отыскивать вас взглядом.

Гимнастика для губ
Сделайте малышу вокруг рта массаж. Затем подвигайте губки ребенка: приподнимите верхнюю губку вверх, нижнюю опустите вниз, нажмите слегка на щечки, чтобы губы образовали трубочку и т.п.

Агу
Учите малыша говорить «агу». Скажите ему: «Скажи агу-гу». «Скажи агы-гы». «Скажи агп-га» и т.д. Во время занятия стимулируйте звуковое взаимодействие – гладьте его по щекам, подбородку, бровям.

Чьи ушки?
Уложите малыша на диван и присядьте рядом. Ласково поговорите с малышом, нежно дотрагиваясь до называемых частей тела и лица:
Чьи ушки?
Анины.
Чьи глазки?
Аринины.
Чьи ножки?
Аринины.
Чьи ручки?
Аринины и т.д.

 
Ля-ля-ля вместо песенок
Наклонившись над малышом, спойте одну ласковую песенку на народную музыку: русскую, украинскую, белорусскую и т.д. Пойте без текста «на ля-ля». Сделайте паузу и повторите эту песенку еще раз.
3 месяц
  Первый диалог
Где-то после двух месяцев у детей появляется гуление - певучее и выразительное произнесение гласных звуков [а, у, ы], часто в сочетании с согласными [г, м] – агу, гу-гу. Обязательно отвечайте вашему малышу, подражая ему. И тогда кроха с удовольствием вступит с вами диалог.
http://shkola7gnomov.ru/upload/image/101557716.jpg

Аудиозаписи
Маленькие дети способны улавливать и различать множество звуков. Но со временем из-за невостребованности, дети утрачиваю эту способность. Включайте детям записи со звуками природы, птичьими голосами, а так же народные песни,  детские песенки на русском языке.
 
Да-да-да
Спойте малышу песенку, нежно поглаживая ручки, ножки, шейку, животик малыша кусочком меха:
Да-да-да, я пою
Арине песенку свою.

Азбука
Повесьте на стену плакат с азбукой. Поднесите малыша к плакату и, показывая на буквы, пропойте алфавит: А-Б-В-Г-Д и т.д.

Предметные картинки
По всей квартире развесьте предметные картинки. Возьмите малыша на руки и, «прогуливаясь» по квартире, подносите его к иллюстрациям и спокойным четким голосом называйте изображенные предметы: цветы, мяч, диван и т.д.

Перед зеркалом
Поднесите малышу к зеркалу и четко артикулируя, произносите отдельные звуки и слоги. Малыш будет наблюдать за вами в зеркало и стараться вам подражать.

Нет наших ушек
Малыш лежит на спине. Склонитесь над ним и скажите:

Нет наших ушек (накройте ушки ребенка своими ладошками). Вот они (откройте ушки).
Нет наших щечек (накройте щечки ребенка своими ладошками). Вот они (откройте щечки).
Нет нашего носика (накройте носик ребенка своими ладошками). Вот он (откройте носик) и т.д.

4 месяц

Рассказ о тебе
Серьезным деловым тоном расскажите малышу о нем самом: как он жил в животике, как появился на свет, как научился держать голову, как мылся, как кушал, как вы с ним занимались и т.д.

Мое тело
Малыш лежит на спине. Возьмите его ручки в свои и постучите ими по называем частям тела и лица ребенка.
Мы по щечкам постучим:
Стук, стук, стук, стук.
Мы по грудке постучим:
Стук, стук, стук, стук.
Мы по ручкам постучим:
Стук, стук, стук, стук.
Мы по ножкам постучим:
Стук, стук, стук, стук.

Губки шлеп-шлеп-шлепают

Положите малыша к себе на колени ножками к себе. И поиграйте с его губками: оттягивайте подбородок вниз, опуская нижнюю челюсть и возвращая ее обратно. При этом губки будут делать легкий хлопок. Говорите как бы за ребенка слоги: ба-ба-ба, ма-ма-ма, га-га-га и т.д.

Тихо – громко
Склонитесь над ребенком и проговаривайте или пропевайте слоги то громким, то тихим голосом: МА – ма, БА – ба, ГА – га, Та- та и т.д.

Дождик за окном
Когда на улице идет дождик – поднесите малыша к окну. Скажите, что идет дождь, капельки капают «кап – кап- кап». Расскажите стихотворение:
Дождик-дождик - кап-кап-кап,
Динь-дон по дорожке.
Нам нельзя идти гулять -
Мы промочим ножки.

5 месяц

Тихо – тихо – тишина
Положите малыша себе на живот, чтобы ваши лица оказались друг напротив друга. Слегка раскачивайтесь с малышом из стороны в сторону и тихим голосом рассказывайте стихотворение:
Тихо, тихо спит ежиха,
Тише, тише дремлют мыши.
Не кричите слишком громко,
Укачали медвежонка.
                     (В.Игнатьев)

Где мамин носик?
Малыш лежит на спине. Спросите: «Где мамин носик»? Возьмите его руку в свою и дотроньтесь ею до вашего носа. Затем спросите: «А где …(имя ребенка) носик?». Дотроньтесь рукой ребенка до его носика. Таким же образом спросите малыша про ваши и его глазки, щечки, ручки и т.д.

Картинки животных
Развесьте по квартире иллюстрации животных. Подносите к ним малыша и называйте их четким голосом, озвучивайте их голос: «Это кошка. Мяу - мяу. Это собака. Гав – гав» и т.д.

Где часы?
В доме для ребенка есть немало привлекательных вещей, например настенные часы. Поднесите к ним малыша, покажите и скажите: «Это часы». В следующий раз спросите ребенка: «Где часы?» Если малыш затрудняется их найти – покажите еще раз.
Можно рассказать ребенку стихотворение про часы:

На стене часы висят,
Целый день они стучат:
Тик – так, тики – так,
Тик – так, тики – так.


Таким же образом научите малыша устанавливать связь со значимыми для него предметами и звучащими словами.
6 месяц

Хлопаем в ладоши
Расположите малыша у себя на коленях, возьмите его руки в свои, хлопайте ими и приговаривайте:


Детка хлопать так умеет,
Своих ручек не жалеет.
Вот так, вот так-так,
Своих ручек не жалеет!

 

Шел баран
Соорудите из подушек воображаемые горы. Возьмите в руки мягкую игрушку барашка. Рассказывайте ситалку и изображайте, как барашек «шел по крутым горам»:


Шел баран по крутым горам,
Вырвал травку, положил на лавку.
Кто ее возьмет, тот вон пойдет.
На последней строчке спрячьте барашка. А затем начните игру сначала.

 

Лиса хвостик потеряла
Возьмите кусок меха, который может послужить лисьим хвостиком. Рассказывайте ребенку потешку, при этом то показывайте ему «лисий хвостик», то поглаживайте им.


Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
… (имя ребенка) в лес пошел,
Лисий хвост нашел.
Лиса рано приходила,
… (имя ребенка) ягод приносила,
Рыжий хвост отдать просила.

 

С добрым утром
Когда малыш утром просыпается, рассказывайте ему стихотворение «С добрым утром!»:


Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою:
- С добрым утром!
- С ясным днем! –
Вот как славно мы поем!
                  (Е.Благинина)


В конце стихотворения обнимайте и целуйте малыша и говорите: «Доброе утро, …(имя ребенка).

 

Сорока - белобока
Возьмите руку ребенка в свою. Указательным пальцем водите круговыми движениями по детской ладошке, дотрагиваясь по очереди до каждого пальчика ребенка:


- Сорока-белобока! Где была?
- Далеко!
- Что делала?
- Кашу варила, деток кормила.
Этому дала (погладьте мизинец),
Этому дала (погладьте безымянный палец),
Этому дала(погладьте средний палец),
Этому дала (погладьте указательный палец),
А этому не дала (потрепите большой палец).
Ты дров не носил, ты печку не топил!

Речь ребенка развивается активными темпами где-то после полугода, когда малыш начинает осознавать, что он может издавать различные звуки, меняя форму губ и языка. В 6 месяцев дети начинают лепетать.

В этом возрасте их речь состоит из повторов слогов, включающих гласный и согласный звуки. Между 6 и 9 месяцами ребенок вместо издаваемого раньше с помощью губ "ба-ба" произносит "да-да" - уже с помощью языка.

После того как малыш пройдется по всем гласным алфавита ("ах-ба-ди-да-га-ма"), он начинает соединять такие "слова" вместе - "ба-ба-ба-ба", сочетая их со специфическими булькающими звуками, возникающими при прохождении звука во рту. Наконец, около 9 месяцев появляются первые слова - "мама", "папа", хотя пока не всегда малыш четко соотносит их с теми, кого они обозначают.

7 месяц
Где это?

Малыш уже хорошо понимает вопрос «Где?». Поэтому почаще спрашивайте его о разных предметах, которые всегда находятся в привычном ребенку месте: «Где окно?», «Где коляска?», «Где твоя кроватка?», «Где лампа?» и т.д. Малыш будет показывать вам на них пальчиком.
Где кошка?
Затем начинайте задавать ребенку вопрос о тех предметах, которые не имеют своего постоянного места в доме: «Где мячик?», «Где кошка?» и т.д.


Где неваляшка и где пирамидка?


Расположите перед ребенком неваляшку и пирамидку. Скажите: «Это неваляшка, а это пирамидка». Теперь спросите малыша, где неваляшка, а где пирамидка. Кроха взглядом ответит вам. Поменяйте игрушки местами и опять спросите.


Перекличка


Малыш в этом возрасте подолгу лепечет. Повторяйте за малышом эти слоги, которые он произносит.


Поговори с игрушкой


Возьмите в руки игрушку и поговорите с малышом как бы от ее имени: «Привет малыш! Как тебя зовут? Арина. А меня собачка Гав. Где твоя мама? А вот, вижу. А папа? На работе? А вот посмотри, как я умею подпрыгивать вверх (подбросьте игрушку вверх и снова поймайте её). А ты так умеешь?» и т.д.


Тихо – тихо – тишина


Возьмите куклу в руки и расскажите малышу стихотворение, в конце каждой строчки прикладывайте палец к губам:


Тихо. Тихо. Тишина. Тссс-
Кукла бедная больна. Тссс-
Кукла бедная больна. Тссс-
Просит музыки она. Тссс-
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.

             (В.Берестов)


После окончания стихотворения спойте малышу любую песенку громким голосом, чтобы он ощутил контраст между тихим и громким звучанием.


Ладушки


Возьмите ручки ребенка в свои и похлопайте ими в ладошки, приговаривая:


- Ладушки, ладушки!
Где были?
- У бабушки!
- Что ели?
- Кашку!
- Что пили?
- Бражку!
Кашку поели,
Бражку попили,
Полетели-полетели-полетели,
На головку сели!


Вскоре малыш сам начнет хлопать в ладошки, как только услышит первую строчку этой потешки.


По имени


Учите малыша откликаться на своё имя – зовите его по имени. Так же знакомьте его с именами других детей, с которыми общается ваш малыш.


Пестушки и потешки


Наполните жизнь малыша потешками и пестушками.

Во время умывания:


***
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.
***
Носик, носик!
Где ты, носик?
Ротик, ротик!
Где ты, ротик?
Щёчка, щёчка!
Где ты, щёчка?
Будет чистенькая
Дочка.
***
Нос и щечки мой, ручонка!
Чистый будет наш мальчонка!
(или «Будет чистая девчонка»!)


Во время подмывания:


***
Раз ку-ку, два ку-ку,
Провалился кот в муку.
Нос в муке, хвост в муке,
Попка в кислом молоке.


Во время купания:


***
Кто тут будет куп-куп,
По водичке - хлюп-хлюп?
В ванну быстро - прыг, прыг,
В ванне ножкой - дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.


Во время одевания:


***
О-о-ой, соловушка поет,
Слова молвить не дает!
Соловейка, соловей,
Одевайся веселей,
Там, за дверью - Дед Мороз,
Щип за щечку!
Щип за нос!

      (Н. Пикулева).


***
Одеваем рёвушку:
Шапку на головушку,
Валенки - на ножки,
А на них - калошки!
Ты постой, не реви,
А шубейку натяни!
(Г. Лагздынь)

Во время утреннего просыпания:


***
Ручки-ручки-потягушки
И ладошки-похлопушки.
Ножки-ножки-топотушки,
Побегушки, попрыгушки.
С добрым утром, ручки,
ладошки и ножки,
щечки-цветочки -чмок!


В конце потешки поцелуйте ребенка.

Во время засыпания:


***
Глазки спят и щечки спят
У усталых малышат.
Спят реснички и ладошки,
Спят животики и ножки.
И малюсенькие ушки
Сладко дремлют на подушке.
Спят кудряшки, ручки спят,
Только носики сопят.

        (отрывок из колыбельной И.Гуриной)

Во время кушаний:


***
Мышка в кружечке зеленой
Наварила каши пшенной.
Ребятишек дюжина
Ожидает ужина.
Всем по ложечке досталось –
Ни крупинки не осталось!

                        (Пересказ С.Маршака)


***
Это - ложка,
Это - чашка.
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
Кашки гречневой не стало!


***
Куклу?
Кормили.
Зайку?
Кормили.
Мишку?
Кормили.
А Машу?
Забыли.


***
Наша ложка непослушна:
Вместо рта полезла в ушко.
Ай-ай-ай! Какая ложка!
Накажу ее немножко.

                (Г. Лагздынь)


***
Плывет кораблик по волнам,
Плывет, плывет - и прямо в рот! АМ!

Поднося ложку ко рту малыша, слегка раскачивайте ее, как "кораблик".

Если малыш плачет:


***
Ты не плачь, не плачь, не плач,
Я куплю тебе калач.
Если будешь плакать –
Куплю худой лапоть!


8 месяц


Пока, пока!


Когда вы или кто-то другой выходит из комнаты или куда-то идет – нужно говорить: «Пока, пока!» и махать на прощание ребенку ручкой.


Холодная и теплая вода


Подставьте руки малыша под струю теплой воды и скажите: «Теплая водичка». Затем включите прохладную воду и скажите: «Холодная водичка».


Простые просьбы


Ребенок уже понимает и может выполнять простые просьбы: «Дай, ложись, иди ко мне, выплюнь» и т.д.


Рассказываем об игрушках


Возьмите в руки любую игрушку и немного расскажите о ней: «Это котенок. Он белого цвета. Мягкая шерстка. Вот у него нос, уши, глаза, усы, лапы, хвост».


Звуковое сопровождение


Играя с малышом, сопровождайте ваши действия звуками: «машинка едет «ж-ж-ж», самолетик летит «в-в-в», поезд гудит «ту-ту»», а так же такие слова как «бум», «бах», «шлёп», «хлоп» и т.д.


Веселый клоун и грустный ёжик


Возьмите в одну руку клоуна – он будет у вас играть веселого героя, в другую – ёжика – он будет грустный. Разыграйте перед ребенком диалог – говорите за клоуна весело, а за ежика грустно. Придумайте историю, что случилось с ёжиком (не может насобирать грибов, боится лисицу и не знает, что ему надо сворачиваться клубочком, потерял маму и т.д.)


Задавайте вопросы


Общаясь с ребенком, задавайте ему вопросы: «Ты хочешь пить?» «Во что поиграем?» «Когда же наш папа придет?» «Ты не видел, куда я дела свою расческу?» и т.д. Малыш хоть и не сможет ответить вам, но по крайней мере попытается. Выждав минутку - сами ответьте за ребенка «Хочу пить» «Поиграем в пирамидку». «Папа придет скоро» «Вон лежит расческа».


9 месяц


Слово - предмет


Чтобы ребенок усвоил взаимосвязь между словом и предметом, назовите ребенку любой предмет, например, «книжка» и вслед за этим покажите малышу книжку, «погремушка» - через несколько секунд покажите малышу погремушку и т.д.


Изображение – предмет


Проведите для ребенка ассоциативные связи между предметами и их изображениями. Рассматривая иллюстрации в книгах или на картинках, показывайте ребенку соответствующие предметы. «Это барабан (показываем нарисованный), а это тоже барабан (показываем настоящий). На нем можно играть – вот так «бум-бум-бум» (бьем ладошкой по барабану)». «Это кися (показываем нарисованную), а это настоящая кошка (гладим кошку) и т.д.


Где? Где? Где?


Положите перед ребенком три знакомых ему предмета, например, пирамидку, юлу и матрешку. И спросите: «Где пирамидка?», «Где юла?» «Где матрешка?» Поменяйте местами игрушки и снова задайте вопросы.


Пойдем гулять
Перед тем как пойти спать, умываться, кушать, гулять, играть, оповещайте об этом малыша. Говорите: «Сейчас мы пойдем гулять», «Сейчас приготовиться кашка и будем кушать» и т.д.


Кукушечка


Покажите ребенку нарисованную или игрушечную кукушку и спойте украинскую песенку:


Прилетела кукушечка
Из темного леса,
Села.
Села и запела:
- Ку-ку!
Ку-ку!
Ку-ку!


У Арины есть...


Начинайте знакомить ребенка с названиями частей тела. Ребенок лежит на спинке, а вы приговариваете:


У Арины есть глазки, чтоб смотреть. (Дотроньтесь до глаз.)
У Арины есть ушки, чтобы слушать. (Дотроньтесь до ушей.)
У Арины есть носик, чтобы нюхать. (Дотроньтесь до носика.)
У Арины есть ротик, чтобы кушать. (Дотроньтесь до ротика).
У Арины есть ножки, чтобы бегать. (Поделайте ногами ребенка «велосипедик»)
У Арины есть ручки, чтобы махать. (Помашите руками.)http://shkola7gnomov.ru/upload/image/91284120.jpg


Жили у реки утята


Во время купания запустите к ребенку в ванну резиновые игрушки утят и расскажите стихотворение:


Жили у реки утята,
Очень дружные ребята.
В речке плавали, играли,
И друг друга догоняли.
Поиграйте с ребенком в игрушечных утят.


10 месяц


Новые слоги


Побуждайте малыша повторять за вами новые слоги, которых еще нет в речи вашего малыша: «за, но, ва» и т.д.


«Лепетные» слова


Учите малыша произносить первые осознанные слова из знакомых ему слогов: «Скажи ма-ма. Где мама?», «Скажи па-па. Где папа?», «Скажи ба-ба. Где баба?», «Скажи га-га. Где гусь?», «Скажи ням-ням», «Скажи дай» и т.д.


Повседневные предметы


Знакомьте малыша с названиями предметов, которые его окружают. Перед тем как надеть шапку, покажите ее ребенку, дайте потрогать и скажите «шапка», ставя перед ребенком тарелку с кашей, скажите «это тарелка, а тут каша», если малыш взял в руки мяч, скажите «мяч» и т.д.


Рассматривание книг


Активно рассматривайте с малышом детские книги с крупными предметными рисунками во всю страницу. Спрашивайте: «Где гав-гав, где мяу-мяу, где ко-ко?» Побуждайте малыша повторять за вами эти слова.


Чтение книг


Читайте малышу книги с потешками, детскими стихами (А.Барто, Е.Благининой и др), параллельно привлекая внимание малыша к иллюстрациям.


Где же наши ушки?


Продолжайте знакомить ребенка с названиями частей тела. Рассказывайте стихотворение, дотрагиваясь до называемых частей тела:


Где же наши ушки? Слушают пестушки!
А где глазки? Смотрят сказки!
А где губки? Прячут зубки!
Ну а ротик на замочек!


Этот пальчик хочет спать


Поиграйте с пальчиками малыша. Рассказывая стихотворение, дотрагивайтесь до каждого пальчика и сгибайте его:


Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - лёг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики - "ура!"
Всем на улицу пора!


Гуси, гуси, га-га-га


Покажите ребенку игрушку или картинку гуся и волка и расскажите потешку:


- Гуси, гуси!
- Га-га-га
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Летите домой!
- Серый волк под горой зубы точит, съесть нас хочет!
- Ну, летите, как хотите,
Только крылья берегите!


Зайка, зайка прыг да скок.


Рассказывайте ребенку стихотворение и изображайте игрушечным зайчиком соответствующие действия.


Зайка, зайка прыг да скок,
Побежал через мосток.
Быстро в огород попал,
И морковки там нарвал.


11 месяц


Вот сколько мячиков


Положите перед ребенком 2-3 мячика и несколько других игрушек. Спросите: «Где мячики?» Ребенок должен разыскать все мячики, если он пока нашел только один, помогите ему: «Где еще мячик?». Объедините мячики в кучку и скажите: «Вот как много мячиков».


Пожалей, погладь, позови


Побуждайте малыша выполнять, а главное понимать ваши просьбы: «Пожалей лялю (куклу)», «Погладь кошку», «Поцелуй маму», «Понюхай цветочек», «Позови папу кушать, скажи «иди папа!» и т.д.


Первые запреты


Именно в этом возрасте малыш сталкивается с первыми запретами. Их не должно быть много. По возможности обезопасьте квартиру (закройте розетки, уберите с нижних полок бьющиеся и другие опасные предметы и т.п.). Но всё же, наверняка, останутся какие-то ситуации, когда вам будет необходимо твердо сказать «нельзя» и постараться переключить внимание ребенка на что-то другое (благо, в этом возрасте это сделать не так трудно).


На улице


Гуляя с ребенком на улице обращайте его внимание на окружающую природу (деревья, травку, цветы, животных, снег, дождь, сосульки, песок, камушки и т.п.), немного рассказывайте о том, что вы видите: «Посмотри, светит солнышко. Яркое и теплое». «Вон воробей – клюёт зернышки» и т.д.


Увидев на улице, например, голубей, можно рассказать о них стихотворение:


Гули-гули прилетали!
Гули-гули ворковали:
Гуль-гуль, гуль-гуль!


Инсценировки с игрушками


Выстраивайте с игрушками, куклами небольшие сюжеты. Их может быть множество, всё зависит от вашей фантазии. Например, встретились заяц и собачка, поздоровались, сказали, что «я - заяц», а «я – собачка», решили бегать, кто быстрее, прыгать кто выше, покушали, легли спать и т.д. Или куколка ехала на машине на танцы, позвала с собой и матрешку, они поехали вместе, машина сломалась, не едет, куколки стали чинить, починили, приехали на танцы, стали танцевать и т.д.


Зайка прискакал


Возьмите игрушку зайчика и поиграйте с ребенком в веселую игру. Рассказывая стихотворение, изображайте зайчиком движения:


К Арине зайка прискакал,
Возле Насти прыгать стал.
Прыг-скок, прыг-скок,
Обними меня, дружок.


На последней строчке зайчик «бросается» в объятия к малышу. В следующий раз вместо слова «обними» можно сказать: «поцелуй, пожалей, догони» и т.д.


Где ладошки, пальчики

 

Посадите малыша к себе на колени лицом к вам. Возьмите руки ребенка в свои и рассказывая стихотворение, выполняйте соответствующие движения:


Где ладошки, пальчики? (хлопаем в ладоши)
В лесу ловили зайчика (перекрещиваем руки ребенка на его груди, как бы обнимая самого себя).
Ушки на макушке (руки приставляем к голове как ушки), хвосток – малышок (дотрагиваемся до попы),
Весь дрожит, к мамочке спешит (слегка трясем малыша, раскачивая его на коленях).
Поймали, обняли - дальше побежали (обнимаем малыша)


Курочка - рябушечка


Возьмите игрушку курицы и разыграйте с ней диалог:


- Курочка - рябушечка, куда ты пошла?
- На речку.
- Курочка - рябушечка, за чем ты пошла?
- За водичкой.
- Курочка - рябушечка, зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить.
- Курочка - рябушечка, как цыплятки просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи-пи!


В конце можно показать ребенку игрушечных цыпляток, которые «пьют» водичку.

12 месяц


Ролевые игры


Ребенок уже вполне может играть в свои первые ролевые игры – покормить куколку, помыть, покачать ее на ручках, спеть баю-бай, уложить её спать, накрыть одеялом и т.д.


Кто что делает


В этом возрасте малыш много наблюдает. Поясняйте малышу то, что ему интересно: «Дядя пилит ветки», «Мальчик катается на велосипеде», «По дороге едет машина», «Мячик укатился» и т.д.


Детские слова


Чтобы ребенку было понятнее, пока можно говорить на его языке, облегченными словами: «топ-топ, ням-ням, бах, кися, бибика». Но если ребенок коверкает слова, говоря, например, вместо заяц – яя, а вместо солнца – соне, то тут, повторяя это слово за ребенком, надо произносить его правильно, не яя, а заяц, не соне, а солнце. Таким образом, малыш будет учиться говорить так, как надо, а не заучивать неправильно их произношение.


Что это? Кто это?


Теперь уже вы начинаете спрашивать ребенка. Взяв в руки зайчика, спросите «Кто это?». Если малыш затрудняется ответить, скажите за него «Заяц. Скажи заяц». Тоже самое спросите и про мячик: «Что это?» Пусть ребенок попытается ответить.
Ищем предмет по картинке
Положите перед ребенком несколько игрушек или предметов, соответствующих изображениям на картинках. Покажите картинку и попросите найти такой же предмет, что и на картинке.


Пальчики


Рассказывайте ребенку стихотворение и выполняйте соответствующие действия с его пальчиками:


Первый пальчик - подержи,
Второй пальчик - покажи,
Третий пальчик- постучи,
Третий пальчик - поиграй,
Пятый тоже не зевай,
Всей четверке помогай.


Мишка косолапый


Всем детям без исключения нравится эта веселая потешка. Разучите ее с малышом:


Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенку поет.
Вдруг упала шишка прямо Мишке в лоб.
Мишка рассердился, и ногою - топ!
Не пойду я больше по лесу гулять!
Не пойду я больше шишки собирать!


Мыли мылом ушки


Посадите малыша к себе на колени или рядом с собой и, рассказывая стихотворение, выполняйте соответствующие действия:


Мыли мылом ушки,
(изображаем, как мы моем ушки)
Мыли мылом ножки,
(изображаем, как мы моем ножки)
Ах, какие ладушки,
(ладошки поднимаем над головой)
Ладушки – ладошки.
(крутим ладошками над головой).
Наварили кашки,
Помешали ложкой,
(как в «сороке-вороне» пальчик водим по ладошке)
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки!

 

Кто как говорит

 

Когда вы гуляете или идете куда-то с малышом, сидящим в колясочке, проговаривайте ему названия животных и те звуки, которые они издают: «Кошка: мяу-мяу; собака: ав-ав; корова: му-у-у; коза: ме-е-е; овечка: бе-е-е; гусь: га-га-га-га; утка: кря–кря, цыплёнок: пи-пи-пи-пи; курочка: ко-ко-ко-ко» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация логопеда " Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие"

взаимосвязь тонкой моторики и речевого развития известна давно, поэтому развивая моторику преодолеваем отклонения возникшие в речевом развитии....

развиваем пальчики стимулирующие речевое развитие

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития. Массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществ...

Консультация для родителей: «Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие»

Консультация для родителей: «Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие» О том, что тонкая (пальцевая) моторика и речевое развитие взаимосвязаны известно уже давно… В давние времена еще наши п...

Игры стимулирующие речевую активность детей .

Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. В это время интенсивно развивается мозг, и формируются его функции....

Статья "Пальчиковые игры - эффективное средство стимулирующее речевое развитие дошкольника"

В  статье рассказывается сколько пользы приносят пальчиковые игры, почему они так актуальны, как помогают в развитии речи....

Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие. Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?

Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке....