РАЗВИТИЕ КОЛОРАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
статья по логопедии

Парфёнова Юлия Викторовна

Автором предлагается статья, в которой дается обоснование актуальности проблемы развития колоративной лексики к детей дошкольного возраста с ТНР. Также представлен  фрагмент перспективного плана  по развитию колоративной лексики у дошкольников  с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КОЛОРАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Проблема нарушений речи и их коррекции у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи является одной из актуальных проблем логопедии, что обусловлено значительной распространенностью этой формы речевого дизонтогенеза и связано с потребностями теории и практики организации логопедической работы  с названной категории детей.

Увеличение числа детей, имеющих тяжелые нарушения речи, требует обращения исследователей и практиков к проблеме организации коррекционно-педагогической помощи с целью достижения главной цели – преодоления имеющихся нарушений речевого дизонтогенеза, развития метаязыковых операций в области семантики лексикона.

Интерес к прилагательным-цветообозначениям в лингвистике был и остается чрезвычайно высоким, так как прилагательные цвета имеют высокую активность функционирования в языке, характеризуются семантическим богатством и значимостью. Ученые на разнообразном и богатом материале стремятся уяснить сложную и своеобразную природу данных слов. Сделано немало попыток показать роль «цветовых» прилагательных в процессе формирования новых значений слов и словосочетаний.

Согласно Р.М. Фрумкиной,  колоративная лексика является группой слов, выражающей значение цвета. Под колоризмом понимается языковая или речевая единица, включающая  корневой морф, который связан семантически или этимологически с цветонаименованием [4].

В.И. Иваровской названы десять основных цветов: белый, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, серый, черный, оранжевый, фиолетовый [2].

Для подтверждения теоретических положений, рассмотренных различными учеными о недостаточном уровнем развития лексики у дошкольников с ТНР в целом, и колоративной лексики в частности, нами было проведено исследование по выявлению исходного уровня развития колоративной лексики у дошкольников  с тяжелыми нарушениями речи.

Для исследования уровня развития колоративной лексики у дошкольников  с ТНР нами модифицирована диагностическая методика психолого-логопедического обследования речи Г.А. Волковой [1] и исследования Н.А. Курочкиной [3], где выделили три направления: исследование колоративной лексики в импрессивной речи, исследование колоративной лексики в экспрессивной речи, использование колоративной лексики в самостоятельной речи.

Анализируя результаты исследования колоративной лексики в импрессивной речи у дошкольников  с ТНР, выявили, что у 14,3% дошкольников отмечается высокий уровень, 85,7% детей демонстрируют средний уровень. Результаты исследования колоративной лексики в экспрессивной речи у дошкольников  с ТНР, выявили, что у 42,9% дошкольников отмечается средний уровень, у 57,1% детей наблюдается низкий уровень. Согласно полученным результатам  исследования колоративной лексики в самостоятельной речи у дошкольников  с ТНР, 28,6% испытуемых имеют средний уровень, у 71,4% детей отмечается низкий уровень. Обобщая результаты исследования колоративной лексики у дошкольников  с ТНР, выяснили, что у 57,1% детей отмечается низкий уровень, для 42,9% испытуемых имеют средний уровень.

Для того чтобы решить поставленную цель – развитие колоративной лексики у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, а также реализовать системную работу мы разработали перспективный план по развитию колоративной лексики у дошкольников  с ТНР в соответствии с изучаемыми лексическими темами. Реализую деятельность по развитию колоративной лексики у дошкольников  с задержкой психического развития в рамках каждой лексической темы, мы выделяли два направления работы: развитие  колоративной лексики в импрессивной речи; развитие  колоративной лексики в экспрессивной речи.

Приведем пример фрагмента перспективного планирования по развитию  колоративной лексики у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи по двум лексическим темам: «Весна», «Насекомые» (таблица 1).

Таблица 1  

Фрагмент перспективного плана  по развитию колоративной лексики у дошкольников  с ТНР

Лексическая тема

Направление работы

Тема занятия

Цель занятия

«Весна»

1 направление – развитие  колоративной лексики в импрессивной речи

«Цветная весна»

Познакомить детей с красным, желтым, оранжевым цветом. Научить определять красный, желтый и оранжевый цвета предметов.

2 направление – развитие  колоративной лексики в экспрессивной речи

«Краски весны»

Научить детей называть красный, желтый и оранжевый цвета предметов.

«Насекомые»

1 направление – развитие  колоративной лексики в импрессивной речи

«Земля – наш общий дом»

Познакомить детей с зеленым и черным цветом. Научить определять зеленый и черный цвет предметов.

2 направление – развитие  колоративной лексики в экспрессивной речи

«Насекомые бывают разные»

Научить детей называть зеленый и черный цвет предметов.

Итоговое занятие

«Цвета радуги»

Способствовать обобщению и закреплению колоративной лексики у дошкольников  с задержкой психического развития

Таким образом, работа по развитию колоративной лексики у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи требует от педагога тщательной подготовки, следованию поэтапности, направлениям, учета особенностей развития детей данной категории.  

Список литературы

  1. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - Спб.:Детство-Пресс, 2003. – 165 с.
  2. Иваровская В.И. Лексическое значение цветовых прилагательных в синагматико-парадигматическом и словообразовательном аспектах//Вестник СПбГУ. – 1998. – № 2.
  3. Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года: Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 271 с.
  4. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. – М.: Академия, 2001. –  64 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему "Использование технологии музыкально-ритмического воспитания в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

МАСТЕР-КЛАССЦель мероприятия: Обмен опытом педагогической деятельности по использованию технологии музыкально-ритмического воспитания в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников с тяж...

Консультация для родителей."Кинезиологические упражнения как средство развития психических процессов у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Кинезиология - это наука о развитии головного мозга через движения. Применяя комплекс специальных кинезиологических упражнений мы развиваем межполушарное взаимодействие, а значит создаем предпосылки д...

«Работа с родителями по развитию фонематического слуха у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Материал нацелен на привлечение внимания родителей к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, так как успех в воспитании и обучении детей в ДОУ во многом з...

«Совместная работа учителя- логопеда с родителями по развитию фонематического слуха у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Успех в воспитании и обучении детей в ДОУ во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей....

НАРУШЕНИЯ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация.  В статье раскрываются особенности нарушения эмотивной стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи. Эмотивная лексика играет важную роль в развитии нравственности и эмоционал...

НАРУШЕНИЯ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В статье раскрываются особенности нарушения эмотивной стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи. Эмотивная лексика играет важную роль в развитии нравственности и эмоциональной сферы личнос...

«РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему, формируется под влиянием как генетических, ...