РАЗВИТИЕ КОЛОРАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
статья по логопедии
Автором предлагается статья, в которой дается обоснование актуальности проблемы развития колоративной лексики к детей дошкольного возраста с ТНР. Также представлен фрагмент перспективного плана по развитию колоративной лексики у дошкольников с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ КОЛОРАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Проблема нарушений речи и их коррекции у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи является одной из актуальных проблем логопедии, что обусловлено значительной распространенностью этой формы речевого дизонтогенеза и связано с потребностями теории и практики организации логопедической работы с названной категории детей.
Увеличение числа детей, имеющих тяжелые нарушения речи, требует обращения исследователей и практиков к проблеме организации коррекционно-педагогической помощи с целью достижения главной цели – преодоления имеющихся нарушений речевого дизонтогенеза, развития метаязыковых операций в области семантики лексикона.
Интерес к прилагательным-цветообозначениям в лингвистике был и остается чрезвычайно высоким, так как прилагательные цвета имеют высокую активность функционирования в языке, характеризуются семантическим богатством и значимостью. Ученые на разнообразном и богатом материале стремятся уяснить сложную и своеобразную природу данных слов. Сделано немало попыток показать роль «цветовых» прилагательных в процессе формирования новых значений слов и словосочетаний.
Согласно Р.М. Фрумкиной, колоративная лексика является группой слов, выражающей значение цвета. Под колоризмом понимается языковая или речевая единица, включающая корневой морф, который связан семантически или этимологически с цветонаименованием [4].
В.И. Иваровской названы десять основных цветов: белый, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, серый, черный, оранжевый, фиолетовый [2].
Для подтверждения теоретических положений, рассмотренных различными учеными о недостаточном уровнем развития лексики у дошкольников с ТНР в целом, и колоративной лексики в частности, нами было проведено исследование по выявлению исходного уровня развития колоративной лексики у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Для исследования уровня развития колоративной лексики у дошкольников с ТНР нами модифицирована диагностическая методика психолого-логопедического обследования речи Г.А. Волковой [1] и исследования Н.А. Курочкиной [3], где выделили три направления: исследование колоративной лексики в импрессивной речи, исследование колоративной лексики в экспрессивной речи, использование колоративной лексики в самостоятельной речи.
Анализируя результаты исследования колоративной лексики в импрессивной речи у дошкольников с ТНР, выявили, что у 14,3% дошкольников отмечается высокий уровень, 85,7% детей демонстрируют средний уровень. Результаты исследования колоративной лексики в экспрессивной речи у дошкольников с ТНР, выявили, что у 42,9% дошкольников отмечается средний уровень, у 57,1% детей наблюдается низкий уровень. Согласно полученным результатам исследования колоративной лексики в самостоятельной речи у дошкольников с ТНР, 28,6% испытуемых имеют средний уровень, у 71,4% детей отмечается низкий уровень. Обобщая результаты исследования колоративной лексики у дошкольников с ТНР, выяснили, что у 57,1% детей отмечается низкий уровень, для 42,9% испытуемых имеют средний уровень.
Для того чтобы решить поставленную цель – развитие колоративной лексики у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, а также реализовать системную работу мы разработали перспективный план по развитию колоративной лексики у дошкольников с ТНР в соответствии с изучаемыми лексическими темами. Реализую деятельность по развитию колоративной лексики у дошкольников с задержкой психического развития в рамках каждой лексической темы, мы выделяли два направления работы: развитие колоративной лексики в импрессивной речи; развитие колоративной лексики в экспрессивной речи.
Приведем пример фрагмента перспективного планирования по развитию колоративной лексики у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи по двум лексическим темам: «Весна», «Насекомые» (таблица 1).
Таблица 1
Фрагмент перспективного плана по развитию колоративной лексики у дошкольников с ТНР
Лексическая тема | Направление работы | Тема занятия | Цель занятия |
«Весна» | 1 направление – развитие колоративной лексики в импрессивной речи | «Цветная весна» | Познакомить детей с красным, желтым, оранжевым цветом. Научить определять красный, желтый и оранжевый цвета предметов. |
2 направление – развитие колоративной лексики в экспрессивной речи | «Краски весны» | Научить детей называть красный, желтый и оранжевый цвета предметов. | |
«Насекомые» | 1 направление – развитие колоративной лексики в импрессивной речи | «Земля – наш общий дом» | Познакомить детей с зеленым и черным цветом. Научить определять зеленый и черный цвет предметов. |
2 направление – развитие колоративной лексики в экспрессивной речи | «Насекомые бывают разные» | Научить детей называть зеленый и черный цвет предметов. | |
Итоговое занятие | «Цвета радуги» | Способствовать обобщению и закреплению колоративной лексики у дошкольников с задержкой психического развития |
Таким образом, работа по развитию колоративной лексики у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи требует от педагога тщательной подготовки, следованию поэтапности, направлениям, учета особенностей развития детей данной категории.
Список литературы
- Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - Спб.:Детство-Пресс, 2003. – 165 с.
- Иваровская В.И. Лексическое значение цветовых прилагательных в синагматико-парадигматическом и словообразовательном аспектах//Вестник СПбГУ. – 1998. – № 2.
- Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года: Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 271 с.
- Фрумкина Р.М. Психолингвистика. – М.: Академия, 2001. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему "Использование технологии музыкально-ритмического воспитания в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"
МАСТЕР-КЛАССЦель мероприятия: Обмен опытом педагогической деятельности по использованию технологии музыкально-ритмического воспитания в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников с тяж...
Консультация для родителей."Кинезиологические упражнения как средство развития психических процессов у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"
Кинезиология - это наука о развитии головного мозга через движения. Применяя комплекс специальных кинезиологических упражнений мы развиваем межполушарное взаимодействие, а значит создаем предпосылки д...
«Работа с родителями по развитию фонематического слуха у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
Материал нацелен на привлечение внимания родителей к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, так как успех в воспитании и обучении детей в ДОУ во многом з...
«Совместная работа учителя- логопеда с родителями по развитию фонематического слуха у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
Успех в воспитании и обучении детей в ДОУ во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей....
НАРУШЕНИЯ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Аннотация. В статье раскрываются особенности нарушения эмотивной стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи. Эмотивная лексика играет важную роль в развитии нравственности и эмоционал...
НАРУШЕНИЯ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
В статье раскрываются особенности нарушения эмотивной стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи. Эмотивная лексика играет важную роль в развитии нравственности и эмоциональной сферы личнос...
«РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему, формируется под влиянием как генетических, ...