Методическая разработка "Особенности обучения детей с РАС"
статья по логопедии
Все дети с расстройствами аутистического спектра могут учится; при этом необходимо учитывать, что часто их образовательные потребности существенно отличаются от потребностей типичных сверстников. Для успешной инклюзии в образовательную среду и полноценного участия в жизни общества детям с РАС необходима индивидуализированная программа поддержки и обучения, адаптируемая к их персональным особенностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности обучения детей с РАС
Все дети с расстройствами аутистического спектра могут учится; при этом необходимо учитывать, что часто их образовательные потребности существенно отличаются от потребностей типичных сверстников. Для успешной инклюзии в образовательную среду и полноценного участия в жизни общества детям с РАС необходима индивидуализированная программа поддержки и обучения, адаптируемая к их персональным особенностям.
Основные составляющие успеха
На сегодняшний день не существует медицинских способов «лечения» аутизма, но есть эффективные программы обучения и адаптации детей с РАС. Залог их успеха – направленность на развитие социального взаимодействия и коммуникации. Как правило, программы являются результативными, если они:
- направлены на развитие социальной коммуникации и взаимодействия;
- основаны на прикладном анализе поведения;
- применяются в естественной среде;
- используют позитивное подкрепление.
Исследования показывают, что рано начатые поведенческие программы помощи, в которых участвует семья ребенка с РАС, демонстрируют превосходные результаты.
Инклюзия на первом месте
Сегодня любой ребенок с особенностями развития имеет право на инклюзивное образование, подразумевающее общение с типично развивающимися сверстниками.
Основной залог успеха инклюзивного образования для детей с РАС – многовариантность удовлетворения разных образовательных потребностей, возможность перехода из одних образовательных условий в другие по мере развития ребенка.
Важно, чтобы дети были вместе! После окончания школы ребенок с нарушениями развития будет жить среди обычных людей, а не в специально организованной группе. Люди с особыми потребностями – прежде всего люди. У них те же права и потребности, что и у других людей: жить в семье, учиться, дружить, ходить в кафе, играть на детской площадке. Необходимо работать над развитием доступной среды, под которой следует понимать не только комфортабельное пространство (лифт, пандус и т.д.), но и отсутствие предубеждений и барьеров в отношении к людям с ментальными особенностями.
Сильные стороны людей с РАС
Родители и педагоги, работающие с детьми с РАС, знают их сильные стороны, многие из которых помогают добиваться успехов. Это:
- способность хорошо воспринимать конкретные понятия, правила и последовательности;
- наличие развитой долговременной памяти;
- математические способности;
- навыки работы с компьютерной техникой;
- навыки визуального мышления;
- чтение, начиная с раннего возраста;
- честность (иногда чрезмерная);
- предельная концентрация (при выполнении нравящейся ребенку работы);
- навыки ориентации в пространстве
У людей с РАС могут проявляться разные интересы и способности. Это помогает им в учебе, дальнейшем трудоустройстве и выборе хобби.
Поведенческие подходы лежат в основе
любой успешной программы
Наиболее эффективными на сегодняшний день считаются программы, которые основаны на анализе поведения, непосредственной работе с ребенком, обучении сотрудников детских садов и школ и вовлечении родителей. Дети с аутизмом очень разные, поэтому программа помощи должна основываться на учете сильных и слабых сторон ребенка. Программа помощи должна быть интенсивной и постоянной, «курсовой» подход имеет достаточно низкую эффективность.
Мотивация и поощрение
Мотивация является важнейшей составляющей обучения для любого ребенка. Всем детям ставят оценки и хвалят за успехи. Но для многих детей с расстройствами аутистического спектра социальная похвала или абстрактное поощрение не всегда являются эффективными. Поэтому успешная программа обучения должна включать в себя оценку мотивации и разработку индивидуального плана: когда и за что ребенок получает поощрения.
Социальное взаимодействие
Трудности с развитием социальных навыков относятся к области ключевых дефицитов у детей и взрослых с РАС. Несмотря на имеющиеся трудности, дети с РАС так же, как и их сверстники, нуждаются в друзьях и общении. Поэтому программа работы должна быть направлена на помощь ребенку с аутизмом в развитии социальных навыков, общения и игры с сверстниками. Нужно обучать тому, как вступать в диалог, играть с соблюдением определенных правил, отказываться от того, что неприятно, и т.д.
Коммуникация – основа развития ребенка
Одним из важнейших ключевых дефицитов человека с РАС, с которым часто приходиться работать педагогам, являются трудности в развитии коммуникации, языка и речи. Некоторые дети с аутизмом начинают говорить рано, но их речь не всегда несет направленный, коммуникативный характер; другие совсем не пользуются вербальной речью.
Цель программы, с одной стороны, научить ребенка использовать коммуникацию, начиная с самых ранних этапов развития, с другой – предоставить эффективный способ соглашаться или отказываться, выражать желания и потребности, задавать вопросы и комментировать.
Для этого необходимо не только учить ребенка коммуникативным, языковым и речевым навыкам, но и вводить дополнительную, а в некоторых случаях и альтернативную коммуникацию.
Особенности восприятия и обработки информации
Многим детям с РАС свойственны особенности восприятия и обработки информации. К ним относятся трудности с выделением сигнала из шума, с переключением от одной активности к другой, с исполнительными функциями и планированием. Они также лучше усваивают информацию при наличии визуальной поддержки и поддержании высокого темпа занятий для удержания внимания.
Наиболее эффективно включать в общекомандный план работы с ребенком элементы сенсорной программы, поведенческие стратегии, поиск адекватных способов коммуникации и социального взаимодействия.
Очень важно давать ребенку с особенностями время для обработки информации, не торопить его, поддерживать его инициативу. Лучше избегать использования слишком длинных фраз и идиом.
Также нужно использовать стратегии, помогающие структурировать пространство, организовать различные учебные зоны, создать зрительную поддержку, подготовить учебные материалы, индивидуальные и групповые расписания и все, что будет окружать ребенка во время его пребывания в образовательном учреждении.
Обучение без ошибок
Учебный процесс для ребенка с РАС строится исходя из необходимости обучения на основе позитивного опыта. Это помогает педагогу вовремя дать подсказку и оказать поддержку, определить необходимый уровень подсказки или физической поддержки и спланировать стратегии отхода от них. В современной учебной программе ассистент или тьютор чаще всего помогает учителю организовывать работу с группой или классом, а не с одним ребенком. Это позволяет эффективнее строить учебный процесс и снизить риска развития зависимости от поддержки.
Принцип частичного участия
Некоторым детям сложно участвовать во всех групповых активностях. Для них должна быть предусмотрена возможность участия лишь в той части занятий, где он/на могут овладеть новыми социальными навыками (это и называется «частичным участием»). Для того чтобы такое участие было успешным, необходимо подобрать вспомогательные материалы, которые заинтересуют ребенка. Если же групповая активность слишком продолжительная, используется принцип «обратных цепочек», когда ребенок присоединяется к остальным только на последнем этапе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Обучение детей решению арифметических задач в подготовительной к школе группе""
Представлено учебное пособие: схемы составления арифметических задач (условие, вопрос, решение, ответ). Данное пособие облегчает понимание детьми что такое задача и как ее составить....

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗОК И КОРОТКИХ РАССКАЗОВ
Объект исследования: процесс обучения пересказу сказок и коротких рассказов детей дошкольного возраста с отклонениями в эмоциональном развитии.Предмет исследования: методические основы обучения дете...

Учебно-методическое пособие «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ И ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Цель: Формирование основ безопасности жизни детей на дороге....

Собственное учебно-методическое пособие "Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию из опыта."
Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию из опыта....

Методическая разработка "Обучение детей дошкольного возраста рисованию, лепке, аппликации на основе предметов народного искусства"
Материал содержит описание основных направлений работы с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста при обучении детей дошкольного возраста рисованию, лепке, аппликации на основе предме...

Методическая разработка: " ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМ-МОДЕЛЕЙ"
В своей работе я попыталась отобразить систему работы по развитию навыков составления описательных рассказов с использованием схем-моделей, а так же сформулировать методические рекомендации по о...