НОД «Путешествие в подводное царство»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предоставленный материал помогает педагогу дошкольного образовательного учереждения расширить представление детей о рыбах, закрепить навык правильного произношения звука [р] в словах и предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ryby.docx | 27.41 КБ |
prezentatsiya_vodnyy_mir.ppt | 992 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №75
Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи для детей старшей подготовительной группы (6-летнего возраста).
Тема: ««Путешествие в подводное царство».
Учитель-логопед:
Фокина С.Г.
Используемые технологии:
- Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.
- Технология деятельностного подхода
- Игровые технологии
- Здоровьесберегающие технологии
- ИКТ
Санкт-Петербург
2020 год
«Путешествие в подводное царство»
Цель: расширить представление детей о рыбах, закрепить навык правильного произношения звука [р] в словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- Совершенствование лексико – грамматических средств языка и развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи.
- Автоматизировать звук Р в словах, предложениях;
- Уточнить и продолжать учить давать характеристику звука;
- Продолжать учить составлять предложения;
- Расширить знания детей об обитателях морских глубин;
- Активизировать словарь по данной теме;
- Продолжать обучать элементам грамоты: учить делить слова на слоги; определять место заданного звука в слове
- Формирование понятия “родственные слова”.
Коррекционно - воспитательные:
- Вызывать желание принимать активное участие в поисках разрешения проблемной ситуации
- Воспитывать умение действовать в коллективе;
- Воспитывать интерес к явлениям природы;
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, чуткость, доброту;
- Воспитывать у детей самоконтроль за речью;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения в совместной работе.
Коррекционно - развивающие:
- Стимулировать речевую активность детей
- Работать над развитием артикуляционной и общей моторики;
- Способствовать развитию координации речи с движением;
- Развивать связную речь посредством беседы о рыбах, активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы, формировать умение размышлять, логическое мышление, творческое воображение;
- Развивать слуховое восприятие: слушать неречевые звуки (шумы);
- Развитие зрительного внимания, восприятия, дыхания, голоса, фонематического слуха;
- Развитие умения слушать вопросы педагога и на них отвечать,
- Развитие вкусовой и тактильной чувствительности (развитие чувства кожного стереогноза)
Предварительная работа:
Беседа о рыбах и обитателей морей и океанов.
Рассматривание иллюстрации, плакатов из альбомов «Живая природа. В мире животных».
Чтение и просмотр энциклопедии «Обитатели морей и океанов», художественной литературы Л. Н. Толстого «Акула»,
Отгадывание рифмованных загадок.
Разучивание игровых упражнений, словесных, дидактических игр.
Создание в группе зоны «Мир морей и океанов».
Материалы к совместной непрерывной образовательной деятельности:
- Иллюстрации и картинки с изображением рыб и обитателей морей и океанов
- Мяч
- Магнитная доска
- Компьютер
- Презентация
- Бумажные кораблики
- Буква Р
- СD с записью звуков океана
- Набор игрушек «Обитатели морей»: краб, камешки, ракушки, морские коньки, рыбки
- Ткань
- Емкость с песком
- Мягкая игрушка «золотая рыбка»
- Стеклянная бутылка с письмом от золотой рыбки
- Сладкое угощение (печенье).
Организация детей.
Использование методических приемов:
- Игровые (с ролевым поведением детей, использование сюрпризного момента).
- Наглядные (демонстрация, рассматривание иллюстраций и картинок).
- Словесные (ситуативная беседа-разговор, вопросы, познавательные игры, анализ деятельности).
- Практические (минимальная помощь).
Интеграция образовательных областей:
- Речевое развитие (активизация диалогической речи детей).
- Познавательное развитие (исследовательская деятельность детей).
- Социально-коммуникативное развитие (объединение детей для совместной деятельности, умение договариваться).
- Физическое развитие (физкультминутка, отсутствие ограничение двигательной активности).
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | |
Мотивация. | Эмоциональный настрой. Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними. Отгадывание загадки. Какой первый звук в слове рыба? На экране подводный мир. | Здороваются -Звук /р/. Рассматривание иллюстраций, плакатов рыб и обитателей морей и океанов. |
Проблематизация. | Развитие слухового внимания. Включается запись «Звуки моря». Что вы услышали? На стол выкладывается бутылка с запиской от золотой рыбки. Обращают внимание на стоящую на столе бутылку. Озвучивает проблему: Что это у нас за бутылка, как вы думаете, от кого она? Давайте посмотрим, что в ней. Да, тут для нас послание от золотой рыбки! -Ребята, а что нам делать? -А как? -На чем можно путешествовать на море? | Дети присаживаются, закрывают глаза и слушают. Рассматривают бутылку и приходят к выводу, что в бутылке послание. Кто-то просит помощи. Читают письмо от золотой рыбки. (ответы детей). Помочь Золотой рыбке. Отправится в морское путешествие. Дети предполагают: -на катере, -корабле, -лодке, -яхте, -шлюпке, -плоту, -пароходе |
Целеполагание | Соглашается с детьми и интересуется, как помочь золотой рыбке «что мы можем для этого сделать?» | Предположения детей: - выполнить задания от морского царя, чтобы освободить золотую рыбку. |
Планирование будущей деятельности. Реализация плана. Рефлексия. | Прежде чем выполнять задания, давайте проведем тренировку. Работа над речевым дыханием. Упражнение «Кораблик». Цель: развивать длительный плавный выдох. Работа по теме занятия. Характеристика звука Р. Анализ артикуляционного уклада звука [ р]. Координация речи с движением “Рыбка плавает в водице”. Беседа. Лексико-грамматические игры и упражнения. Игра «Место обитания рыб». Эксперимент. Практическая деятельность. Приглашаю к столу, я хочу угостить вас водой (соленой и несоленой). Слого-звуковой анализ слова /рыба/. Упражнение «На дне морском». Развитие тактильного восприятия (развитие чувства кожного стереогноза). Логопед приглашает детей к ткани, лежащей на столе. Под тканью в емкости с песком спрятаны обитатели и предметы морей и океанов — игрушки: ракушки, камешки, рыбка, массажный шарик-«морской еж»). Опустите руки «под воду», которую изображает эта ткань, почувствуйте морское дно, отыщите морских обитателей и, ощупывая их, попробуйте узнать, кто у вас в руках, не вытаскивая их. Упражнение «Скажи наоборот». (Пополнение экспрессивного словаря словами – антонимами). Подберём противоположные слова о морских обитателях. Подбор родственных слов к слову «рыбак». Игра с мячом «Семейка слов». Ребята, помогите рыбаку наловить рыбы. Давайте поиграем в мяч и подберем родственные слова к слову «рыбак». «Где звук?» Упражнение «У кого какой хвост?». Релаксация. Включается шум моря. Закройте глаза, послушайте, как плещутся волны. Итог занятия. - Где мы сегодня с вами были? - Понравилась ли вам наше путешествие по морским просторам? -Какое задание было для вас наиболее трудным? – Что было легко? – Вы хотели бы ещё отправиться в путешествие? -Для чего мы делали эти задания? (Рыбке помочь) А вот и рыбка! (показывается мягкая игрушка). Какая она? Рыбка исполняет желание и дарит подарки. До свидания! | Кораблики, сделанные из тонкой яркой бумаги, ставят у самого края стола. Дети дуют на бумажные кораблики, соревнуясь, чей кораблик одержит победу в гонках или раньше пристанет к берегу. Дети сопоставляют с речевым профилем звука. Соотнесение звука с буквой Р. Вместе с логопедом выполняют двигательную гимнастику и продолжают работу. Рассуждения детей о местах обитания. Предположения, что обитают: -в море -реке -озере -аквариуме. Дети пьют и высказывают свое мнение, какая вода. Дети делают звуко-слоговой анализ. Дети называют предмет, не вынимая рук из - под ткани, после ответа достают и проверяют правильность выполненного задания -Кит большой, а морской конёк маленький. Дети в рифму подбирают слова: рыба, рыбки, рыбешка, рыбный, рыбачить, рыболов, рыбачка. Дети определяют позицию звука Р в словах, находят правильные схемы к слову. - У щуки хвост щучий Дети представляют, как качаются на волнах. Ответы детей. Рассказывают какое было занятие, интересно ли было работать, какие были затруднения (подобрать картинки, составить схему слов). Делают выводы, каким образом оказали помощь золотой рыбке (выполнили все ее задания). Красивая, золотая, проворная, небольшая. Дети получают наклейки с изображением обитателей водного мира. До свидания! |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Блещет в речке чистой Спинкой серебристой.
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного ООД с детьми подготовительной группы «Путешествие в подводное царство»
Конспект интегрированного ООД с детьми подготовительной группы "Путешествие в подводное царство"...
Презентайия "Путешествие в подводное царство"
Дополнительный материал к занятию...
Путешествие в подводное царство
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в старшей группе детского сада...
НОД "Путешествие в подводное царство"
НОД "Путешествие в подводное царство"...
Конспект занятия: "Путешествие в подводное царство"
Учить детей добывать знания о морских обитателях об их приспособленности к жизни в воде....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе Образовательная область «Познание» Тема: «Путешествие в подводное царство»
Уточнить и конкретизировать знания детей о морских обитателях, об их приспособленности к жизни в воде, познакомить с «этажами» подводного царства. Формировать умение делать простейшие выводы и умозакл...
"Путешествие в подводное царство"
Открытое занятие по рисованию...