Конспект коррекционно-развивающего занятия "Транспорт"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Елисеева Наталья Сергеевна

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Тема: Транспорт

Цель: закрепление и обобщение знаний о транспорте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transport.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Количество детей: 4 ребенка

Возраст: 6-7 лет

Продолжительность занятия: 20 мин.

Тема: Транспорт

Цель: закрепление и обобщение знаний о транспорте.

Задачи:

Образовательные:

- Учить формулировать учебную проблему самостоятельно.

- Повышать речевую активность через обогащение и активизацию словаря.

- Закреплять умения обобщать и классифицировать.

Коррекционно-развивающие:

- Учить составлять предложения по опорным картинкам.

- Развивать грамматический строй речи (образование форм Родительного падежа имён существительных, образование относительных прилагательных, согласование существительных с числительными).

- Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление, память.

- Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

- Воспитывать умение слушать друг друга.

- Воспитывать интерес к познанию нового.

Оборудование: презентация, су-джок шарики, воздушные шары красного и зелёного цвета.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети входят в зал, здороваются.

Логопед:

Сияет солнышко с утра

И слышно птичек пение.

И мы с друзьями как всегда

В хорошем настроении.

- Давайте улыбнемся друг другу, чтобы ваше настроение было хорошим целый день.

- Ребята, отгадайте загадки.

Что за чудо – длинный дом!                     Смело в небе проплывает,
Пассажиров много в нем.                          Обгоняя птиц полет,
Носит обувь из резины                              Человек им управляет.
И питается бензином.                                Что такое?
(Автобус)                                                    (Самолет)

Братцы в гости снарядились,                 Я в любое время года
Друг за друга уцепились,                       И в любую непогоду
И помчались в путь далек,                     Очень быстро в час любой
Лишь оставили дымок.                           Провезу вас под землей.
(Поезд)                                                     (Метро)

2.    Сообщение темы занятия.

Логопед:

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Правильно, о транспорте.

3.    Уточнение и расширение словаря по теме: «Транспорт».

Логопед: - Ребята, посмотрите на экран (слайд №2). А как вы думаете, что обозначают символы в маленьких кружочках? 

Дети: рыбка обозначаем водный транспорт, птичка – воздушный транспорт, лошадка обозначает наземный транспорт, а червячок – подземный.

Логопед: - Верно, транспорт бывает наземным, подземным, водным и воздушным.

- А какой транспорт мы называем воздушным? Наземным? Подземным? Водным?  

Дети: воздушный это транспорт, который движется по воздуху, наземный – это тот, который движется по земле, подземный – под землей, а водный – тот, который движется по воде.

Логопед: - Посмотрите внимательно на картинку и назовите воздушный транспорт, наземный, подземный, водный.

4.    Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

Логопед: - Ребята, еще раз внимательно посмотрите на картинку, постарайтесь запомнить то, что на ней изображено. Теперь закройте глаза (смена слайда на слайд №3).

- Угадайте, чего не стало? (ответы детей)

5. Развитие грамматического строя речи.

Логопед: - Ребята, давайте вспомним, а кто управляет транспортом (слайд №4).

Составьте предложения по образцу: «Паровозом управляет машинист» и т.д.

Дети:

Паровозом управляет машинист.

Кораблем управляет капитан.

Автомобилем управляет водитель или шофер.

Самолетом управляет летчик или пилот.  

Логопед: - Ребята, расскажите  куда прибывает (приезжает) транспорт?  (слайд №4).

Дети: 

Самолет прибывает в аэропорт.

Паровоз прибывает на вокзал.

Автомобиль прибывает в гараж.

Корабль прибывает в порт.

6. Образование относительных прилагательных.

Логопед: - Ребята, посмотрите на экран. Как вы думаете, от какого транспорта все эти части?

Упражнение «Из чего — какой» (слайд №5).

Дверца из металла (какая?) – металлическая.
Руль из пластмассы (какой?) –  ….
Сиденье, обшитое кожей (какое?) –  ….
Колесо из резины (какое?) –  ….

7. Развитие мелкой моторики.

Будем мы с тобой играть, будем транспорт называть

Дети катают Су – Джок шарики между ладонями.

Автомобиль и вертолет, трамвай, метро и самолет,

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Пять пальцев мы в кулак зажмем,

Пять видов транспорта мы назовем.

Дети сжимают пальцы в кулачок.

8. Развитие мышления, внимания, уточнение словаря по изучаемой теме.

Логопед: - Ребята, посмотрите внимательно и назовите лишнюю картинку в каждом ряду. Объясните свой выбор (слайд №6).

Дети:

- В первом ряду лишний корабль, потому что он относится к водному транспорту, а все остальное к наземному.

- Во втором ряду лишний вертолет, потому что он движется по воздуху, а все остальное по земле.

- В третьем ряду лишний троллейбус, потому что у него четыре колеса, а у остального транспорта по два.

9. Согласование существительных с числительными, образование форм Р.п. имён существительных.

Логопед: - Назовите, каких предметов много на картинке? А теперь давайте посчитаем транспорт, только считать будем вот так: одна лодка, две лодки, три лодки…(слайд №7).

10. Физкультминутка (слайд №8).

- Встаньте со своих мест, мы немного разомнемся.

Самолёты загудели,
(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолёты полетели,
(руки в стороны, поочередно наклоны в стороны)
На поляну тихо сели,
(присесть, руки к коленям )
Да и снова полетели.
(руки в стороны с наклонами в стороны)

12. Закончи предложение.

Логопед: - А сейчас мы поиграем в игру «Закончи предложение». Я читаю начало предложения, а вы заканчиваете предложение по картинке (слайд №9).

Пассажиры плывут на большом … (корабле).

Ребята ловят рыбу с … (лодки).

Марина и Саша выходят из … (трамвая).

На лесной поляне приземлился … (вертолет).

У Паши нет … (мотоцикла).

Пассажиры идут к … (самолету).

Мотоциклист догоняет … (автомобиль).

Миша наблюдает за … (автобусом).

11. Составление предложений по опорным картинкам.

Логопед: - А теперь вы сами составьте, пожалуйста, предложения по опорным картинкам (слайд №10).

Опорные картинки:

Ребята, автобус, парк

Люди, самолет, облака

12. Итог занятия.

Логопед:

- Ребята, вам понравилось со мной играть?

- Какое задание было сложным? Какое задание для вас было самым лёгким?

Я хочу подарить вам шарики. Кому понравилось сегодня играть, если вам всё понятно, возьмите зелёный шарик. А кому не понравилось играть, если что-то не понятно, возьмите красный шарик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия психолога в старшей логопедической группе с применением утилиты "Несколько мышей" и с использованием лексичекой темы "Транспорт"

Одно занятие из цикла "Несколько мышей" в логопедической группе с использованием лексических тем, изучаемых в данный период....

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Зимний день"

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Зимний день» Лексическая тема: Зима (признаки, одежда) Цель: развитие мелкой моторики, мышления, навыков рефлексии. 1.    Ритуал прив...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста с поведенческими проблемами «Волшебный цветок»

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с поведенческими проблемами "Волшебный цветок", цель: коррекция двигательной расторможенности, агрессивных проявлений, психического напряжения, раз...

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Скоро в школу"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста, с нарушениями в развитии внимания и эмоционально-волевой сферы. В занятие представлены упражнения направленные на развитие переключения, концентрации,...

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Путешествие во времени" для детей с нарушением зрения 5-6 лет

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми с нарушением зрения адрессован моим коллегам - учителям-дефектологам, студентам педвузов, родителям.Занятие «Путешествие во времени». Старшая группа...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...