Образовательная практика «Пальчиковый игротренинг в коррекции речевой патологии».
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Направление представленной практики:взаимосвязь между развитием речи и формированием мелкой и общей моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovyy_igrotrening.docx | 66.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №1
Образовательная практика
«Пальчиковый игротренинг
в коррекции речевой патологии»
Авторы: Бочкарева В.Г., Шведина Е. А.,
воспитатели логопедической группы,
учитель-логопед Герасимова Е.В.
Планирование педагогической работы по реализации образовательной практики «Пальчиковый игротренинг в коррекции речевой патологии»
Срок реализации практики: 2019-2020г.г.
№ п/п | Содержание работы | Срок выполнения | Предполагаемый результат |
1. | Изучение методической литературы по теме | Сентябрь | Систематизация знаний, формирование библиотеки |
2. | Диагностика состояния мелкой моторики мелкой моторики | Октябрь | Выявление уровня состояния мелкой моторики у детей |
3. | Составление перспективного плана на учебный год с учётом лексических тем | Октябрь | Выстраивание системы работы по реализации практики |
4. | Изготовление дидактического материала | Ноябрь | Включение игротренинга в проведение образовательного процесса (коррекционный час, занятия учителя-логопеда, занятия воспитателя). Пополнение логопедического центра в группе. |
5. | Предоставление материалов практики для публикации в методическом журнале ДОО | Ноябрь | Публикация в методическом журнале |
6. | Участие в рамках программы МУНОП «Сопровождение педагогического процесса ДОО по преодолению проблем речевого развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» | Март | Презентация системы работы по реализации практики |
7. | Итоговая диагностика | Май | Эффективность реализуемой практики. |
8. | Публикация методического материала в образовательных интернет-ресурсах | Май | Презентация системы работы по реализации практики. Свидетельство о публикации. |
Лексическая тема | Вербальные игры | Невербальные игры | Игровой материал |
Педагогическая диагностика | «Прятки», «Ладушки», «Крючочки», «Коза», «Мячик», «Три колодца», «Пять пальцев». | Игры с мозаиками, конструкторами, пирамидками, мелким строительным материалом. Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги. «Найди и положи рядом такой же» —разложить геометрические фигуры по цвету и форме. Катание между ладонями карандашей, орехов, шариков. Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа). Расстегивание и застегивание пуговиц, молний. Су-джок – «Крючочки». | Небольшие мячики, шарики, наборы мозаик, конструкторы, пирамидки, кольца различной величины. 35, стр.18, 19, 32. 100, стр.12-16. 105, №2. |
Неделя дорожной безопасности | «Фокусник», «А теперь всем детям встать», «Хлоп». | Игры со спичками «Жила-была крыша». Су-джок «Шарик пальчиком катаю». | Небольшие мячики, шарики. П\и № 39, 42 100, стр.16-17. 98, стр.57. 105, №3. |
«Овощи. Огород» | «Капуста», «Шла ворона через поле»,«У Лариски две редиски», «Тыква», «Овощи», «Горох». | Бусы из фольги. Игры с фантиками. Игры с наборами мелких игрушек. Рисование по точкам: яблоко, груша... Рисование ножницами: помидор, огурец. Выкладывание на пластилине: овощи из зёрнышек. Фигурки из палочек. «Собираем урожай» — лепка разноцветных шариков из «Найди вторую половинку» —разрезные; картинки. «Чудесный мешочек» —овощи и фрукты определить на ощупь. «Сушка овощей» — двойные трафареты развесить на веревке. Су-джок «Шарик». | Наборы мелких игрушек, крупы, бумага. Лексическая тема «Овощи», карточка №3. п/и, карточки №83, 92. 35, стр.68. 102, стр.3. 105, №4. |
«Сад. Фрукты» | «Апельсин», «Слива», «Гости», «Кисточка», «Будем мы варить компот», «Урожай». | Лепка «Фрукты в вазе». Выгнуть из проволоки силуэты овощей, фруктов. Выкладывание контуров нитками на фланелеграфе. Фигурки из цветных палочек. «Красивые листочки» — обводка трафаретов листьев, штриховка и раскрашивание. «Что выросло на грядке?» - выкладывание овощей и фруктов пластилиновыми жгутиками по контуру. «Волшебные рисунки» — рисование овощей и фруктов пальцем на песке. Су-джок «В огороде и в саду». Игры с массажным кольцом «Апельсин». | Проволока, пластилин, краски, фломастеры. Лексическая тема «Фрукты», карточка № 4. П/и, карточка №1. 102, стр.4. 104, стр.33. 105, №18, 5. |
«Лес. Грибы. Ягоды» | «На берёзе, на осине», «На пеньке живёт семья», «Кулачки мы вместе сложим», «За ягодами», «Утром гномы в лес пошли», «Вот полянка», «Ягоды», «По грибы», «Дерево», «Лес», «Этот пальчик в лес пошёл», «За грибами», «Корзинка», «Грибы на поляне», «Поехали, поехали», «Ягодки». | Фигурки из палочек. Выкладывание цветными нитками на мини-фланелеграфе (листочки, грибы, деревья). Фигурки из палочек – «Грибок», «Цветы». Выкладывание крупами по нарисованному контуру. Найти грибы (ягоды) в «Чудесном мешочке». Су-джок «Волшебный шарик». Игры с массажным кольцом «Гриб». | Лексическая тема «Деревья осенью», карточка №2. Лексическая тема «Грибы, ягоды», карточка № 7, 31 П/и, карточки №20, 50, 62, 75, 89. 35, стр.63 102, стр. 2, 3, 4, 5. 103, стр.4. 99, стр.40, 41. 105, № 22, 7. |
Осень | «Зайчик», «Дождь»,«Пальчики в лесу», «Ветер по лесу гулял», «Рябиновые бусы», «Солнечные лучи», «Деревья», «Пальчики в лесу»,«Листья»,«Дождик», «Грабли», «Лес», «Беленькое облако». | Игры с крупами. Игры с комканой бумагой. Прокатить шарик поочерёдно различными пальцами. Обвести трафареты осенних листьев, раскрасить или заштриховать их. Составить узор из листьев, раскрасить. Рисование «Осенний лес». С помощью трафаретов составить осенний пейзаж. Пальчиковые рисунки «Дерево», «Корни растений». Игры с вкладышами. Катание гладкого и ребристого карандашей между ладошками. Су-джок «Поиграем с шариком». | Крупы разного размера, бумага, трафареты, краски, вкладыши, бумага, краски, шарики. Лексическая тема «Осень», карточка №1. П/и, карточка № 53, 85, 94. 100, стр21. 104, стр.37. 105, №23. |
«Продукты питания» | «Пирожки», «Шалун», «Щи-талочка», «Однажды хозяйка с базара пришла», «Каша». | Игры с трафаретами. Су-джок «Мячик». | Трафареты, мелкие камушки, крупы. п/и, карточка №6, 7. 102, стр.7. 105, № 14. |
Перелётные и водоплавающие птицы | «Птицы летают», «Птички клюют», «Птенчики в гнезде», «Шла ворона через поле», «Эта птичка - соловей», «Дрозд-дроздок», «Уточка», «Воробей живёт под крышей», «Утёнок», «Утята», «Петушок», «Птенцы», «Курочка», «Птичек стая», «Скворечник», «Ворона», «Совушка-сова», «Гуси нападают». | Рисунки ладошками. Игры с губками. Оригами. Рисование с помощью трафаретов и заполнение объема клочками цветной бумаги по методу мозаики. Игры с фантиками. Фигурки из веточек, палочек, ниточек. «Кто спрятался в комочке?» — разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображенными на них контурами птиц. «Сухой бассейн» — найти фигурки птиц на ощупь в «сухом бассейне». «Птичьи следы на песке» — рисование на песке пальчиками. «Заготовка корма для зимующих птиц» - рассортировать фасоль и горох. Выкладывание птицы пластилиновыми жгутиками по контуру. «Птицы из проволоки» — выгибание из проволоки геометрических форм (овала, круга, треугольника) и выкладывание из них птицы. «Мама кормит птенчика» - перекладывание зерен риса, семечек подсолнуха пинцетом с одной тарелочки на другую. Коллективная работа «Птицы на кормушке» - пластилинография. «Разрезные картинки» — складывание картинки птицы из 6-8 частей. Су-джок «Весёлый мячик». | Губка, цветная бумага, цветные палочки, трафареты. Лексическая тема «Перелётные птицы», карточка № 6. П/и, карточки № 21, 35, 45, 51, 70, 78, 81. 35, стр.67. 103, стр.9, 10, 12. 105, № 9. |
Страна, в которой я живу | «Здравствуй», «Флажок», «Дом», «Весёлый оркестр», «Прогулка», «Моя семья», «Небо синее в России», «Дружат в нашей группе», «Наша группа», «Пальчики засыпают», «Ступеньки», «Весёлые подружки», «Обогрей». | Рисунки ладошками (дорисовывание). Игры на застегивание. Перематывание клубочков. Обводка трафаретов, раскрашивание - богатырь, русская красавица. Мелкий строительный материал «Москва», «Городище», «Псков». Фигурки из палочек. Узоры из мозаики по мотивам русской народной росписи. Сортировка рисовой крупы и гороха. «Кто в домике живет?» — найти фигурки в «сухом» бассейне. Су-джок «Шарик пальчиком катаю». Игры с массажным кольцом «Семья». | Шнуровки, клубки ниток, трафареты. Лексическая тема «Наша страна», карточка № 28, 32. П/и, карточки № 24, 26, 66, 99. 103, стр.15, 16. 102, стр.9-10. 104, стр.7. 105, № 3, 6. |
Домашние животные и их детёныши | «Коготочки», «Бурёнушка», «Погладим котёнка», «Кролик, котята и щенок», «Тим и Том», «Утро», «Сидел козёл», «Идёт коза рогатая», «Этот телёнок пьёт молоко», «У нашего котища», «Кот Тимоша жил на крыше», «Поросята», «Бычок», «У черепашонка», «Козлята», «Кот и бабочка», «Котик», «Утята», «Гусь», «Петушок», «Курочка», «Повстречались два котёнка», «Лошадки», «Овечки», «Собака», «Кошка», «Коза», «Котята», «Козочки», «Серенький котёнок»», «Вот так встреча», «Трусливая мышка», «Вот окошко распахнулось», «Туки-тук», «Двое толстых поросят», «Два козлика». | Игры с тестом, мозаиками, трафаретами, крупами. Игры с природным и бросовым материалом. Игры со спичками (выкладывание стихов – коровка, мышка). Обводка трафаретов, выкладывание по контуру различными материалами. Рисование кончиками пальцев, игры со скомканной бумагой (корм для птичек) Рисование по точкам. «Подарок для мышек и мышат» — сортировка семечек тыквы и подсолнуха. «Собери семью» — наложить на контур соответствующий трафарет животного. «Кто пришел?» - рисуем на песке следы, разные по величине (большим пальцем, указательным, мизинцем). «Собери картинку» — разрезные картинки из 4-6 частей. «Нарви молодой травки для кроликов» — мелко порвать зеленую бумагу. «Кто где живет?» — называние и выкладывание из пластмассовых палочек домиков животных (конура, нора, сарай). Су-джок «Крючочки». | Мозаики, трафареты, крупы, спички, природный и бросовый материал. Железнова, карточки 13-14, 21-22, 45- 46, 47- 48, 29- 30, 37-38, 35-36. Лексическая тема «Домашние животные», карточка № 8, 33. п/и, карточка №30, 44, 49, 57, 58, 79, 88, 95. 35, стр.34, 60, 62. 99, стр.43. 103, стр.13, 17. 102, стр. 6, 14, 15. 104, стр.11, 36, 38, 48. 105, №2. |
Дикие животные и их детёныши | «Десять мышек», «У лисы в лесу глухом», «Змея», «Птички полетели», «Где обедал, воробей?», «Сидит белка на тележке», «Жили-были зайчики», «Заинька, топни ножкой», «Мышка», «Зайцы», «Ёжики», «Белочка», «Весёлая лягушка», «Крот», «Мышки», «Жаба», «Мёд и медвежонок», «Зайчик», «Часы». «Ёжики», «Белочки», «На лужок», «Мишки», «Волк и лиса», «Зайка и ушки», «Зайка и барабан», «Зайки в норке», «Зайка и зеркало», «Мышка», «Вышли белки на лужок», «Белочка-хозяйка», «Обезьянки», «Серый волк», «У жирафов». | Игры с тестом, мозаиками, трафаретами, крупами. Игры с природным и бросовым материалом. Игры со спичками (выкладывание стихов) – «Ёжик», «Однажды в джунглях». Обводка трафаретов, выкладывание по контуру различными материалами. Рисование кончиками пальцев, игры со скомканной бумагой (корм для птичек). Фигурки из палочек (жираф). Выложить фигурку крупой по нарисованному контуру. Рисование по точкам. Раскрашивание. «Чудесный мешочек» — определить на ощупь игрушки. Выкладывание животных из геометрических фигур. «Ежи и ежата» — втыкание спичек в большой или маленький пластилиновый комочек (фигурка ёжика). «Чтобы мишке было теплее» — мелко порвать бумагу, потом засыпать мишку «в берлоге». Су-джок «Колючий ёжик». | Лексическая тема «Дикие животные», карточки № 9, 12, 17. Железновы, карточки № 1-2, 19-20, 43-44, 17-18, 23-24. П\и, карточка №4, 55, 56, 93, 98. 103, стр.5, 7, 11, 23, 25, 27, 29. 104, стр.34, 40, 44, 63. 99, стр.39, 41. 105, №11. |
Мир игры | «Фокусник», «Мячик», «Веер», «Кольцо», «Разминка», «Ладошка», «Игрушки», «Дружба», «Шарик», «Пальчиковые забавы», «Как называются пальчики?», «Мы вчера с сестрёнкой Валей», «По ровненькой дорожке», «Не плачь, куколка моя». | Игры с трафаретами: обвести трафарет игрушки, раскрасить или заштриховать. Вылепить любимую игрушку. Нарисовать игрушку (по образцу, по памяти). Выложить силуэт игрушки цветными нитями (минифланелеграф). Фигурки из палочек. Игра «Чудесный мешочек» - найди и назови игрушку. «Собери пирамидку». «Мячи для котят» - лепка из пластилина. «Что спряталось и комочке?» — разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями игрушек. Рисуем на песке большие и маленькие предметы (мяч, шар, кубик). «Сухой бассейн» - какая игрушка спряталась? «Матрешки разбежались» — собрать на ковре матрешек и вложить их одна в одну. «Разрезные картинки» — собрать картинку с изображением игрушки из 6-8 частей. «Мастерская» - изготовление игрушек из природного материала. «Чудеса из бумаги» — изготовление игрушек методом оригами. Су-джок «Ловкие пальчики». Игры с массажным кольцом «Друзья». | Трафареты, пластилин, минифланелеграф, цветные нити, сухой бассейн, мелкие игрушки, карандаши, небольшие мячи, шарики. Карточки № 33-34. «Играем с карандашами», упр.11. п/и, карточки № 27, 27-а, 61. 35, стр.57. 101, стр.12-16, 18-19. 103, стр.8. 104, стр.19, 27. 105, №6, 4. |
Зима | «1,2,3,4, мы с тобой снежок слепили», «Зима», «Лёд», «Погреемся», «Наступила зима», «Закружились, завертелись белые снежинки», «Как на горке снег, снег», «Весь засыпан снегом лес». | Разложить льдинки (из картона) по формочкам. Выкладывание из жгута, верёвочек, салфеток (сугробы, снежинки, деревья). Создание панно из ватных дисков. «В лесу родилась елочка» - обводка трафарета елки, штриховка слева направо, справа налево. «Пластилиновые жгутики» - выкладывание елки по контуру пластилиновыми жгутиками зеленого цвета. «Снеговик» - заготовить круги из квадратов разной величины методом обрывания; намазать заготовки клеем, посыпать крупной солью или манкой и выложить снеговика. «Зимнее дерево» — выкладывание дерева из спичек. Су-джок «Кручу-верчу». | Лексическая тема «Зима, зимние месяцы», карточка № 11. п/и, карточки № 48, 48-а, 96, 97, 97-а. 102, стр.10. 104, стр.23. 105, № 7. |
Зимующие птицы | «На двери висит замок», «Голуби», «Воробьи», «Птички», «Филин», «Журавлёнок встал на ножки». | Рисунки ладошками. Игры с губками. Игры с оборванной бумагой. Оригами. Выкладывание птичек из мелких геометрических фигур. Рисование с помощью трафаретов. Игры с фантиками. Игры со спичками (выкладывание стихов)- «Гололедица». Су-джок «Колкие иголки», «Дорожка». | П/и, карточки №38, 38-а. 102, стр.11. 105, №10, 2. |
Зимние забавы | «4 братца», «Мой мизинчик», «Прятки», «Наш малыш», «Падал снег на порог», «Передай другому», «Мы во двор пошли гулять», «Пирог», «Снежный ком», «Нисколько не скользко», «Падал снег на порог». | Игры с трафаретами. Вырезывание из бумаги (снежинки). Выкладывание из палочек снежинок разной формы, саночек. Лепка (рисование) «Зимние забавы», «Снежная баба». Выложить из риса зимний пейзаж по воображению (на картоне, барельефы). Снегопад в лесу - на трафаретах ёлочек из бархатной бумаги разложить комочки ваты. «Лепим снежки большие и маленькие» — сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями. Су-джок «Прыжки». | Трафареты, палочки, бумага. Лексическая тема «Зима. Зимние забавы», карточка № 15. «Играем с карандашами», упр.12. П\и, карточка №5, 33. 102, стр.11-12. 105, № 8. |
К нам приходит Новый год! | «Какая у кого песенка?», «Я считаю», «Ёлочка», «Мы на ёлке веселились», «Подарки», «Ёлка», «Праздник». | Вырезывание снежинок. Изготовление игрушек для украшения группы, ёлки (трафареты, цветная бумага, шишки, фантики). Бусы из фольги. Смотать клубочки из шерстяных ниток – шарики для ёлочки. Рисование открыток, украшенных конфетти, снежинками. «Новогодний подарок для белочки» — собрать в мешочки грецкие, кедровые орехи, фундук, затем определять орешек на ощупь. Су-джок «Колкие иголки». | Ножницы, бумага, фольга. Лексическая тема «Новый год», карточка № 16. п/и карточки №9, 10, 11. 102, стр.12. 104, стр.46. 105, №10. |
Транспорт | «Вертолёт», «Пассажиры в автобусе», «Кто приехал?», «Шла по улице машина», «Вертолёт», «Пропеллер», «Самолёты загудели», «Плывёт, едет, скачет», «Лодочка», «Весёлый автобус», «Лодка», «Пароход», «Транспорт», «Кораблик». | Графические дорожки. Проволочные фигурки. Обводка и штриховка предметов транспорта. Раскраски. Фигурки из палочек (лодка, пароход, машина, лодка, самолёт). Игры со спичками (выкладывание стихов – вертолёт, самолёт, кораблик). Выкладывание из конструктора «Улица города». Прокатывание шариков по дорожкам усложнённой конфигурации. «Что у кого?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями автобуса, машины. «Грузим камушки ни грузовик» - камушки рассыпаны по ковру. «Проехала машина» - рисование на песке следов от машины. «Разрезные картинки» — сложить картинку из 6-8 частей. «Грузовик» - заготовка геометрических фигур методом обрывания из бумаги (2 прямоугольника, квадрат, 3кружка), выкладывание грузовика и наклеивание. «Пластилиновые жгутики» — выложить грузовик, автобус пластилиновыми жгутиками по контуру. Су-джок «Ёжик». | «Дорожки», проволока, раскраски. Лексическая тема «Транспорт», карточка № 21. «Играем с карандашами», упр.9, 10,15. п/и, карточка 36, 82. 35, стр.68. 101, стр.23. 103, стр.3. 102, стр.21-22. 99, стр.44. 105, № 15. |
Посуда, пища | «Катя», «Маша каши наварила», «Мельница», «Радо солнцу небушко», «Наша Маша кашу варила», «Хлебушек», «Пекарь», «Женины гости», «Пирожки», «Пальцы», «Мы готовим». | Лепка из солёного теста. Игра «Чудесный мешочек» - пластмассовая, стеклянная, деревянная посуда, продукты. Выложить из мозаики любую посуду. Фигурки из палочек (мельница, колоски, мороженое). «Чайная пара» — обводка трафаретов с последующим вырезанием и раскрашиванием их цветными точками ватными палочками. «Пластилиновые жгутики» — выкладывание посуды по контуру пластилиновыми жгутиками. «Склеим чашку» — собрать трафарет чашки, разрезанный на 6-8 частей. «Разноцветная ваза» — заполнение объема трафарета вазы цветными клочками бумаги по методу мозаики. Су-джок «Испечём мы каравай». | Карточки № 41-42. Лексическая тема «Посуда», карточка № 14. П/и, карточки №59, 68, 91. 102, стр.12-13. 104, стр.43. 99, стр.40. 105, №12. 35, стр.70. |
Мебель | «Стул», «В домике», «Стол», «Ножки, спинка и сиденье», «Качалочка», «Наша квартира», «Кисточка», «Дом», «Домик», «Труба». | Игры с пластилином, кубиками. Выкладывание цветными нитями, мозаикой (стол, стул, этажерка). Поделки из бумаги и коробочек различных предметов мебели. Обводка и штриховка трафаретов. Лепка «Комната 3 медведей». Фигурки из палочек (кроватка, табуретка, стол) Игра «Чудесный мешочек». «Наша мебель» - обрывание лишней бумаги по контуру нарисованных предметов (шкаф, стол). «Что спряталось в комочке?» - разглаживание смятого в комочек трафарета мебели из бумаги и обводка. Су-джок «Мяч». | Кубики, мозаика, пластилин, трафареты. Лексическая тема «Мебель», карточка № 13. «Играем с карандашами», упр. 14. п/и, карточка № 18, 72, 74. 35, стр.37, 38, 39. 102, стр.24-25. 105, № 14. |
Профессии | «Строим дом», «На работу», «Весёлые маляры», «Маляр», «Летят опилки белые», «Утюжок», «Подъёмный кран», «Что принёс нам почтальон?», «Повар», «Динь-дон», «Пила», «Гвозди», «Питер», «Дом на горе», «Щели», «Домик», «Братцы-трудяги», «Пальчики-садовники», «Строим стенку». | Игры-шнуровки. Рисование с помощью трафаретов. Игры с волчками. Фигурки из палочек (дом и ворота, мост, окно, лопата, грабли, пила). «Построим дом из кубиков». Игра «Кто в домике у тебя живет?» Продавец - «Оторви чек» — отрываем клочки бумаги от полоски. «Витаминный завод» - лепим «витамины» из пластилина и раскладываем в коробочки. Повар - сортировка фасоли, бобов, горошин. Шофер - собрать машинку из геометрических фигур, из деталей конструктора «Лего». Воспитатель - «Игрушки. Разрезные картинки из 4-х частей», учим Неумейку шнуровать ботинки, застегивать крючки, пуговицы, кнопки. Строители -выкладывание домов из цветной мозаики. Врач-окулист - выкладывание из палочек букв разной величины для диагностики зрения. Скульптор- лепка животных, птиц из пластилина. Слесарь-сборщик- выгибание из проволоки разной длины основных частей машины и сборка (выкладывание на столе). Овощевод-сбор продукции для овощного магазина: обрывание по контуру «овощей» и «фруктов» из готовых геометрических форм. Ткач - плетение коврика из полосок цветной бумаги. Су-джок «Пинцет». | Шнуровки, волчки, трафареты. Лексическая тема «Инструменты», карточка № 19, 29, 30. «Играем с карандашами», упр. 1, 10. П/и, карточка №2, 12, 52, 65, 84. 104, стр.29, 31. 99, стр.42 102, стр.20-21. 35, стр.76. 105, №5. |
Мир технических чудес | «Шмели», «Тра-та-та», «Грабли», «Пылесос», «Гвозди», «Ладушки-ладошки». | «Целое из частей». Рисование (лепка) бытовых электроприборов. «Разноцветные проводки» (спиральки из проволоки). Фигурки из палочек по памяти, с предварительным рассматриванием образца (телевизор, часы, орудия труда). Игры с волчками (чей волчок дольше крутится). Игры со спичками «Зеркальные спички». «Орудия труда» - обрывание лишней бумаги по контуру (топор, лопата, молоток). «Удобный инструмент» — обматывание палочки (ручки инструмента) ниткой. «Красивые инструменты» — обводка трафаретов инструментов и заполнение их объема маленькими кружочками (от дырокола). Су-джок «Кручу-верчу». | Разрезные картинки, проволока. Лексическая тема «Инструменты», карточка №19. П\и, карточка №100 104, стр.59. 105, №7. 35, стр.80. |
Защитники Отечества | «Вертолёт», «Флажок», «Шарик», «Лошадка», «Парашютисты», «Солдаты», «Бойцы-молодцы», «Эй, попрыгали на месте». | Рисунки ладошками (обводка, дорисовывание). Игры с пластилином. Выкладывание из пуговиц, крышечек, семян. Трафареты «Русский богатырь» - обводка, раскрашивание, штриховка. Игры с мелкими игрушками. Су-джок «Ловкие пальчики». | Пуговицы, семена, крышки, трафареты. Лексическая тема «День защитника Отечества», карточка № 23. П\и, карточка № 41 105, №6. |
Одежда, обувь, головные уборы | «Мизинчик», «Тюльпан», «Пальчик-мальчик», «Веер», «Алёнка», «Как у нашей кошки», «Ботинки», «Гномики-прачки», «Новые кроссовки», «Обувь», «Варежки», «Крючочки», «Стирка». | Застегивание и расстёгивание пуговиц разной величины, крючков, молний, замочков. Фигурки из палочек (танк, звёзды, флажок). Выкладывание салюта из круп по нарисованному контуру. Игры-шнуровки. Игры с трафаретами, оборванной бумагой (аппликация). Одевание кукол по сезону (мальчик, девочка). Вырезание из бумаги (симметрия). «Кому что?» - головные уборы сказочных героев, профессий, раскладывание мелких картинок. Прокатывание шариков по дорожкам. Растягивание резинок. Плетение косичек из ленточек, шнурков, ниточек. «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями одежды и обуви. «Пришить» к платью рукава, воротник, карман, пуговицы, дополнить картонный трафарет нужной деталью. «Сушим бельё» - пристегнуть прищепками к веревке одежду кукол, носовые платки. «Подбери пуговицы по цвету». «Ножницы потерялись» - обрывание лишней бумаги у контурных изображений предметов одежды. «Разрезные картинки» - собирание картинок с предметами одежды. «Маленький модельер» - конструирование предметов одежды из геометрических форм. «Бабушкины помощники» - наматывание клубков из толстых ниток. «Красивая одежда» - заполнение объема трафарета юбки или блузки мелкими готовыми геометрическими фигурами по методу цветной мозаики. Су-джок «В огороде и в саду». Игры с массажным кольцом «Новые кроссовки». | Трафареты, бумага, цепочки, образцы для выкладывания. Наборы мелких картинок, фантики. Лексическая тема «Одежда, обувь, головные уборы», карточка № 10 п/и, карточка № 8, 13, 14, 16, 17. 35, стр.33. 101, стр.22. 102, стр.13, 18. 105, № 18, 8. |
Самая красивая мамочка моя | «Моя семья», «Кто приехал?», «Очки», «Рожица», «Пальчики-помощники», «Семья», «От сосулек-звон, звон», «Мамочка», «Наш малыш», «Алёнка», «Помощники», «Мамина помощница», «Ладушки», «Помощник», «Бабушкины покупки», «У бабы Фроси». | Игры с куколками на пальчиках, с тестом. Оригами, открытка (аппликация, рисование)– цветы, ветка мимозы в подарок маме. Игры с оборванной бумагой, с фантиками. Фигурки из палочек (тюльпан). Рисование на песке, на манке. Бусы для мамы (скомканная бумага). «Что купила мама?» - найти «овощи» и «фрукты» в «сухом бассейне». «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке». «Поможем сыну застегнуть пуговицы на рубашке». «Научим дочку шнуровать ботинки». Су-джок «Мой весёлый мячик». | Колпачки, бумажные куколки, тесто. Лексическая тема «Семья», карточка № 18, 25. Железновы, карточки 5-6, 25-26. П/и, карточки № 8, 67. 35, стр.63, 71, 75. 103, стр.20. 102, стр.8, 19. 104, стр.15. 105, № 13. |
Ранняя весна | «Скакалка», «Качели», «Как живёшь?», «Весна», «От сосулек-звон, звон», «На солнечном окошке», «Тучки», «Месяц», «Мальчик-пальчик», «Круговорот воды в природе». | Игры с минифланелеграфами, с трафаретами (сюжеты). Оригами. Игры с цветными полосками бумаги (плетение). Игры с пластилином. «Следы от капели» - пальчиками ставим точки (на манке, на листе бумаги красками). «Солнце светит ярко-ярко» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка. «Кто скоро проснется после зимней спячки?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями. Су-джок «Весёлый мячик». | Пластилин, бумага, трафареты. Лексическая тема «Комнатные растения», карточка № 22. Железновы, карточки 3-4. П/и, карточки № 71, 73, 101. 35, стр.79. 105, №9. |
Животный мир морей и океанов | «Качаем лодочку», «Утята», «Разминка», «Акула», «Три маленькие рыбки», «К речке быстро мы спустились», «Рыбка», «Рыбки», «Щука», «Весёлые щучки», «Пескари», «Путешествие капельки воды», «Краб», «Сколько ног у осьминога». | Игры с трафаретами. Целое из частей. Обрывание «Рыбы в аквариуме». Панно из фантиков «На морском дне», «В аквариуме». Алмазная мозаика «Золотая рыбка». Фигурки из палочек (рыбка, ракушка). Выкладывание аквариума с рыбками цветными нитками. Игры со спичками (рыбка, краб). Су-джок «Поиграем». | Фантики, трафареты. Лексические темы «Морские обитатели», «Путешествие капельки воды», карточки № 20, 36. Железновы, карточки 15-16. п/и, карточка №34, 86. 102, стр.19. 104, стр.35, 41. 99, стр.46. 105, № 19. 35, стр.96. |
Неделя театра | «Пианино», «Домовёнок Кузя», «Гитарист», «Воздушный шарик», «Прыг-топ», «Пальчики танцуют», «Руки в стороны, в кулачок», «Светит солнышко в окошко», «Дружные пальчики», «Тук-ток», «Где же ручки». | Игры со спичками (выкладывание стихов) – «Плим», «Фокус». Су-джок «Мяч». | «Играем с карандашами», упр.4. Железновы, карточки 7-8, 9-10. П\и, карточки № 25, 40, 54. 103, стр.19. 104, стр.1, 47, 48, 57. 105, №14. |
Безопасность | «Шла по улице машина», «Вертолёт», «Пропеллер», «Мы ручками похлопаем», «Колыбельная для пальчиков-мальчиков», «На двери висит замок», «Части тела», «Вьюшки». | Су-джок «Будь здоров». | Лексическая тема «Человек», карточка № 32. П/и, карточки № 37,43, 77. 104, стр.13. 105, №1. 35, стр.29. |
Загадки космоса | «Алые цветы», «Какая у кого песенка?», «Непоседа-ветер». | Игра «Бирюльки». Рисование восковыми мелками, граттаж. Выгни из проволоки силуэты ракеты, космонавтов. Вырезывание звездочек. Фигурки из палочек (звёздочка, ракета). Су-джок «Шарик». | Палочки, восковые мелки, фольга, проволока. П\и, карточки № 63, 69. 105, № 21. |
Скворцы прилетели, на крыльях весну принесли | «Весна», «Сколько птиц», «После зимней спячки», «Ласточка», «Кап-кап-кап», «Весенний дождик», «Встреча птиц», «Птенчики в гнезде», «Флажок», «Берёзка», «Ходит по двору индюк». | «Червячки для птичек» - лепка из пластилина, бумаги. «Делаем гнёздышко для птенчиков» - устелить «гнездо» мелкими клочками из ваты. «Напоим птиц» - работа с водой и пипеткой. «Каждому листочку - свое место» - закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки. «Красивый одуванчик» - втыкание спичек в пластилиновый комочек. Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулачке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон. Су-джок «Ёжик». | Лексическая тема «Перелётные птицы весной», карточка № 26, 27. п/и, карточка № 23, 29, 29-а, 32. 104, стр.49. 35, стр.50. 105, №15. |
Книжкина неделя | «Три пингвина», «Тюльпан», «Четыре братца», «Дождик», «Ох, ох, что за гром», «Сколько ног у осьминога». | Изготовление книжек-самоделок. Вырезывание мелких картинок. Переборка бус, круп. Игры с трафаретами. Су-джок «Мячик-ёжик». | Бусы, крупы, трафареты, картинки. П\и, карточки № 23-а, 30, 31. 35, стр.97. 105, №17. |
День Победы | «Весна», «Флажок», «Шарик», «Берёзка». | Су-джок «Поиграем». | Железновы, карточка 30-31 35, стр.39, 43, 52. 105, №19. |
Лето Насекомые | «Две сороконожки», «Оса», «Улитка», «Я весёлый майский жук», «Бабочка», «Комарик», «Улей», «Паучок», «Божья коровушка», «На ромашке – две букашки», «Чок-чок, каблучок», «Осы», «Червячки», «Пчёлки», «Гусеничка», «Муравьишка», «Жучки», «Червячок», «Улитка», «Божьи коровки», «Летнее утро», «Червячки», «Жил-был маленький гном», «Вот полянка», «Тихий дождик», «Два таракана», «Два рыжих таракана». | Графические дорожки. Игры с мелкими мозаиками (сюжетное выкладывание) Фигурки из палочек (бабочка, жук, стрекоза Су-джок «Шарик» | Образцы графических дорожек, мозаики. Лексические темы «Насекомые», «Лето», карточки № 5, 24, 35. Железновы - карточки 11-12, 27-28. п/и, карточки № 46, 47, 60, 64, 76, 80, 87, 90. 35, стр.60. 103, стр.1, 2, 6, 21, 22, 26, 28. 102, стр.27-28. 104, стр.36, 38, 39. 99, стр.40. 105, №21. |
Школа | «Я считаю», «Пальчик-мальчик», «Лесенка», «Скакалка», «Прятки», «Мы писали», «В школу», «Колокольчик»,. | Выкладывание букв цветными нитями, палочками, крышками. Печатание букв и слов. Лепка букв и цифр. Рисование мелками на доске, на асфальте. Фигурки из палочек (карандаш, тетрадь). Катание карандаша между ладонями. Су-джок «Весёлый счёт». | Лексическая тема «Школа», карточка № 34, 39-40 102, стр.22-23. 105, № 16. |
Диагностика состояния мелкой моторики
у детей старшего дошкольного возраста
Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.
Обработка и анализ результатов:
0 баллов – с заданием не справился: отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован.
1 балл – с заданием справился с помощью педагога: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения – уровень развития сформирован в недостаточной мере.
2 балла – с заданием справился полностью: точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.
Низкий уровень (средний балл равен 0) – мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Ребёнок затрудняется выполнять работу с ножницами, сгибать лист пополам. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Затрудняется в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускает их элементы.
Средний уровень (средний балл равен 1) – общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Ребёнок испытывают небольшие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.
Высокий уровень (средний балл равен 2) – общая и мелкая моторика сформированы хорошо, развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляется быстро и легко.
Задания для диагностики развития мелкой моторики рук
1 блок. Упражнения на координацию движений
- «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показать, как выполнить это упражнение. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3.
- «Посолим капусту» - ребёнок как бы растирает комочек соли.
- Скатывание шарика из листа бумаги.
2 блок. Упражнения на повторение фигур из пальцев
- Одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, затем обеих рук.
- Поместить указательный палец на средний сначала на правой руке, потом на левой.
- Упражнение «Игра на рояле» - поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца, правой рукой, затем левой рукой.
- Упражнение «Вилка» - вытянуть вверх расставленные пальцы: указательный, средний и безымянный; большой палец удерживает мизинец на ладони.
3 блок Работа с бумагой
- Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук).
- Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | 1 блок | 2 блок | 3 блок | Средний балл | Уровень | |||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | |||||||||||||||
с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | ||
Список литературы:
№ | Литература |
35 | Черенкова Е.Ф. «Оригинальные пальчиковые игры». Москва, «Рипол классик.ХХI век», 2007. |
103 | Чернова Е.И., Тимофеева Е.Ю. «Пальчиковые шаги». Санкт-Петербург «Корона-Век», 2007. |
100 | Крупенчук О.И. «Тренируем пальчики – развиваем речь!». Санкт-Петербург, Издательский дом «Литера», 2009. |
98 | Синицына Е.И. «Умные пальчики». Серия «Через игру – к совершенству», Издательство «Лист», 1999. |
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Хлоп-топ». Серия «Практическая логопедия», Москва, Издательство «Гном и Д», 2004. | |
101 | Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. «Мяч и речь». Санкт-Петербург, Издательство «Дельта», 2001. |
99 | Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников» Пособие для родителей и педагогов. Издательство АСТ, 1999. |
104 | Николаев А. «Пальчиковые игры». Москва, «РИПОЛ классик», серия «Играем и учимся», 2012. |
105 | Мишенева А.А. «Су-джок игры». Сборник игр и упражнений. |
102 | Плутаева Е., Лосев П. «Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет». Журнал «Дошкольное воспитание», 2005 - № 3, 5. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей с ОНР
Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционные и профилактические направления деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд. Речевая патолог...
Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей с ОНР
Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционные и профилактические направления деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых. Сам...
Практикум для молодых специалистов Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей «Методика выполнения дифференцированной артикуляционной гимнастики»
Дифференцированная артикуляционная гимнастика направлена на развитие определенной группы недостаточно или неправильно работающих мышц, а также их целостный двигательный комплекс. Это гимнастика создае...
Образовательная практика «Пальчиковый игротренинг в коррекции речевой патологии»
Направление представленной практики: Взаимосвязь между развитием речи и формированием мелкой и общей моторики....
«Игровые технологии в коррекции воспитательной работе с детьми с речевой патологией в дошкольной образовательной организации»
Овладение практическими приемами работы по созданию игрушек-пособий из дерева и применение их в коррекционно-образовательном процессе...
Образовательная практика «Пальчиковые словесные игры и упражнения, как средство развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста».
Опыт работы образовательной практики во 2 младшей группе "Пальчиковые словесные игры,как средство развития речевой активности младших дошкольников"...