Статья
материал по логопедии

Фоминова Екатерина Владимировна

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya2.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Ключевые слова: общее недоразвитие речи; лексика; дошкольный возраст; актуализация слов; нарушение речи.

Аннотация: в данной статье проанализированы особенности лексико-семантического компонента  речи у детей с ОНР.

На сегодняшний день в современной логопедии одной из проблем, которой уделено большое внимание, является проблема языкового развития дошкольников с общим недоразвитие речи. Ее исследование связывается с изучением особенностей лексико-семантического компонента, поскольку слово является основной единицей языка. В лексико-семантический компонент входит  лексикон, в котором каждому слову соотносится его значение в данном языке, и правила взаимодействия значений слов, по которым из них формируется смысл более сложных конструкций, прежде всего предложений. Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривают как разные сложнейшие нарушения речи, при которых у детей страдает развитие всех сторон речи, относящихся к ее фонетическому и смысловому компоненту, при нормальном слухе и интеллекте [3].

Изучая лексикон детей с ОНР необходимо принимать во внимание, что между фонетической формой слова и его лексическим и грамматическим значением имеется взаимосвязь и то, что не всякое сочетание звуков можно воспринимать как слово, а лишь то, которое относится к конкретному предмету, процессу, качеству или действию и имеет  грамматическую оформленность. Процесс называния, обозначения предмета, явления может затрудняться при нарушении одного из условий, указанных выше, а, следовательно, и речевая деятельность в целом.

Проанализировав ряд источников по данной проблеме, мы выделили некоторые особенности лексико-семантического компонента у дошкольников с общим недоразвитием речи. Рассмотрим их ниже.

Многие ученые (Антипова Ж.В,  Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Левина Р.Е. и др.) в процессе изучения особенностей лексики у дошкольников с недоразвитием речи  указывают на специфику речевого развития, а именно: скупость словаря, неточное употребление слов, речевые парафазии, недоразвитие семантических полей, трудности актуализации словарного запаса. Одной из явных особенностей речи этих детей является более существенное расхождение в объеме пассивного и активного словарного запаса, чем у детей в норме. Дети данной категории могут понимать значение многих слов, так как они есть в их пассивном лексиконе, но использование их в спонтанной речи затруднено. [1;3;4].

Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова утверждают, что у детей дошкольного возраста с ОНР отмечается недостаточность словарного запаса, которая выражается в том, что дети в возрасте 6 лет не знают большого количества слов: наименований ягод, рыб, цветов, диких животных, профессий, частей тела и предмета (ежевика, карась, незабудка, рысь, ткачиха, затылок, манжета) [4].

Такие авторы, как Н.В. Серебрякова, Л.Г. Парамонова сообщают, что замены слов, входящих в одно семантическое поле, у детей данной категории являются наиболее встречающимися речевыми парафазиями. Замены слов, доминирующие среди имен существительных, относятся к одному родовому понятию (лось-олень, оса-пчела, тигр-лев).

Подмены имен прилагательных говорят о том, что дети не различают основных признаков, не выделяют свойства предметов (высокий – длинный, низкий – маленький, узкий – маленький и другие). Эти замены реализуются в результате недостаточной дифференциации признаков величины, высоты, ширины, толщины [5].

Исследователи Н.П. Деревянко, Е.А. Лапп считают, что процедура  поиска слова детьми с ОНР реализуется на базе семантических признаков и фонетического  образа слова. Определив значение слова, ребенок перебирает в своем сознании всплывающие фонетические образы слов для того, чтобы сопоставить его с конкретным фонетическим образом. В ходе поиска слова осуществляется отбор аналогичного по звучанию слова, но другого значения, из-за недостаточной закрепленности значения и звучания (косарь – кассир, персик – перец, циркуль – цирк).

У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечаются искажения фонетической структуры слова в результате расстройства актуализации словарного запаса (тракторист – тракторичист, шахматист - шахматерист, кудахчет - кудакает). Расстройства становления словаря у дошкольников с ОНР выражаются в наиболее позднем становлении лексической системности, организации семантических полей, качественной специфики данных процессов [2].

Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова указывают на то, что в отличие от детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием у детей с ОНР обнаруживается отставание в становлении семантических полей. Организация семантических полей у детей с общим недоразвитием речи обладает определенной спецификой:

  • ассоциации у детей с ОНР в наибольшей мере имеют  немотивированную, случайную тенденцию;
  • более сложным звеном развития семантических полей у дошкольников с ОНР является выделение центра (ядра) семантического поля и его структурная организация;
  • у дошкольников с патологией речи обнаруживается небольшой объем семантического поля, что выражается в ограниченном числе смысловых связей. К примеру, в парадигматических ассоциациях у детей с ОНР доминируют отношения аналогии (стол – стул, тетрадка – ручка). Отношения противопоставления, родовидовые отношения встречаются нечасто. Вместе с тем,  у 7-летних детей с нормой речевого развития отношения противопоставления составляют большое количество всех парадигматических ассоциаций (высоко – низко, близко – далеко);
  • скрытый период реакции на слово-стимул у дошкольников с ОНР продолжительнее, чем в норме: у детей без речевой патологии - до 10 сек, у дошкольников с ОНР - до 40 сек [4].

Также обнаруживаются разные способы установления значения слова, что говорит о разной структуре значения при сравнении способов толкования значения слов дошкольниками без речевой патологии и с общим недоразвитием речи. Дети с нормальным речевым развитием при толковании значения слова используют денотативные признаки лишь в малом количестве случаев, в то время, как у дошкольников с ОНР этот способ доминирует. (фрукты – бананы, яблоки, груши.)

Значительные различия отмечаются в стратегии, которая основана на выделении ситуативных признаков денотата: у детей без нарушений речи этот способ используется лишь в единичных случаях, у детей с общим недоразвитием речи составляет почти четвертую часть всех ответов (транспорт – по земле ездит). Н.В. Серебрякова и Л.Г. Парамонова отмечают, что у детей дошкольного возраста с ОНР в 9 раз чаще, чем у детей с нормой обнаруживается стратегия толкования значения слова через описание внешних, несущественных признаков денотата (мебель – квадратная, желтого цвета)[5].

С точки зрения Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, при объяснении значения слова дети с общим недоразвитием речи наиболее часто используют денотативные признаки, что говорит об их превалировании в структуре значения даже обобщающих слов. Лишь небольшим количеством детей с ОНР лексико-семантические признаки используются при толковании значения слова, в отличие от детей с нормой речевого развития, которые используют их чаще всего.

У всех детей при объяснении значения конкретных существительных превалирует способ описания с помощью родового понятия, т.е. имеет место соотнесение данного слова с конкретным семантическим полем, но при этом различительные признаки не указываются (морковь – овощ). У детей с ОНР применение различительных признаков, характеризующих точное значение слова, в отличие от детей без речевых нарушений, вовсе не отмечается (молоток – железный, им стучат) [4].

По мнению Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, дети с ОНР чаще, чем дети без речевой патологии, раскрывают  значение слова через функциональный признак денотата (кружка – из нее пьют). Между тем дети с недоразвитием речи чаще употребляют описание внешних, несущественных признаков предмета.

Количественные и качественные характеристики способов толкования прилагательных детьми с нормальным речевым развитием и патологией также оказываются различными. У детей без речевой патологии имеет место более высокий уровень развитости структуры значения прилагательного. Так, только у дошкольников с нормой развития речи отмечается «истинная дефиниция», т. е. точное толкование значения слова на основе выделения значимого различительного признака (высокий – большой по протяженности, маленький – небольшой по размеру). Тем временем не выявлено ни одного случая употребления этого способа толкования детьми с ОНР [3].

Как указывает Ж.В. Антипова, при определении значения прилагательных дети дошкольного возраста актуализируют не только синтагматические (круглый - мячик), но и парадигматические связи (высокий - низкий). Однако дети с нормой речевого развития этот способ применяют гораздо чаще. При этом эти дети чаще всего используют прилагательные, близкие по семантике. Дошкольники с патологией речи используют прилагательные, которые по семантике далеки (низкий - разный). Дети с нормальным речевым развитием преимущественно называют предмет, используя синтагматические связи, которому всегда соответствует данный признак (круглый - шар, маленький - цыпленок). Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи гораздо чаще называют предмет, для которого этот признак непостоянен (маленький - шкаф) [1].

При толковании значения прилагательного дети с ОНР иногда воспроизводят случайные ассоциации, чего не наблюдается у детей без речевой патологии. Эти дети в возрасте 6 лет используют и антонимы. Однако если дети без речевой патологии используют антонимы с отрицанием (тяжелый - нелегкий), то дети с недоразвитием в ряде случаев воспроизводят антоним без отрицания (легкий - тяжелый), т. е. теряют цель задания и переключаются на ассоциации.

По словам Н.П. Деревянко, Е.А. Лапп, превалирующим способом толкования  значения глагола является включение его в контекст (ехать – в автобусе). Дети с ОНР очень редко применяют другие стратегии. Этот факт можно объяснить недоразвитием словоизменения глагола у детей с патологией речи. Наблюдаются серьезные различия и в применении «истинной дефиниции», т. е. объяснения слова через конкретизацию действия, его описание. Дети без  патологии речи используют этот способ во много раз чаще, чем дети с ОНР. У детей с нормальным речевым развитием не встречаются случайные ответы (бежать – драться) и отказы, в то время как у детей с ОНР они составляют большой процент. Большую трудность для детей с ОНР представляет и группировка глаголов (стоит, растет, сидит (сидит)). При группировке глаголов дошкольники с нормальным и нарушенным развитием базируются на лексическом (корневом) значении слова. Ситуации объединения глаголов на базе общих приставок немногочисленны и наблюдаются лишь у детей с нормой речевого развития [2].

Таким образом, анализ показывает, что спонтанное речевое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи протекает замедленно и своеобразно, из-за чего различные звенья системы долго остаются не сформированными. Отмечаются различия в объеме активного и пассивного лексикона, в толковании значения существительных, прилагательных, глаголов, а также способы объяснения значений слов у детей дошкольного возраста с ОНР и нормальным речевым развитием различны.

Медленное протекание речевого развития в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка со взрослыми и сверстниками. Незнание значений многих обиходных слов, неправильное их употребление препятствует осуществлению полноценной деятельности общения и затрудняют дальнейшее развитие ребенка.

Список литературы:

  1. Антипова Ж.В. Формирование словаря у детей дошкольного возраста с ОНР / Ж.В. Антипова // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. – М.: Просвещение, 2011. – С.25-36.
  2. Деревянко Н.П. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.П. Деревянко, Е.А. Лапп // Практическая психология и логопедия.  – 2012. – № 4.– С.22–25.
  3. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 2011. – 320 с.
  4. Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. –  СПб.: Акцидент, 2013. – 224 с.
  5. Серебрякова Н.В. Особенности организации семантических полей у детей с общим недоразвитием речи: межвузовский сборник / Н.В. Серебрякова, Л.Г. Парамонова. – СПб.: Акцидент, 2014. – С.41-47.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...