Проект «Послушный ветерок»
рабочая программа по логопедии
Предварительный просмотр:
Актуальность
Многие дети, занимающиеся на логопункте, плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. Цель дыхательных упражнений увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Кроме того дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.
Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба. Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя — в ротовую или носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке артикуляционного аппарата) звучать по-разному: «[м], [мь]», «[н], [нь]» — при прохождении воздуха через носовую полость; «[б], [бь]», «[д], [дь]» — при выходе воздушной струи через рот. При произнесении фрикативных звуков [с], [ш], [ж] и др. требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков [р], [рь], нужна сильная воздушная струя.
Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения.
Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.
Цель: формирование у детей умения управлять органами дыхания, развить нижнедиафрагмальное дыхание.
Задачи:
1.Развитие дифференцированного речевого и ротового выдоха у детей.
2.Развитие сильного, плавного, направленного выдоха без участия речи.
3.Развитие сильного плавного выдоха:
- на материале гласных звуков,
- на материале согласных звуков
- на материале слогов, слов
- на материале предложений и фраз.
4.Формирование и закрепление нижнедиафрагмального дыхания.
Особенности проекта:
Образовательная область – «Речевое развитие».
Тип проекта – игровой.
По числу участников – групповой.
По времени продолжения – долгосрочный.
По характеру контактов - в контакте с семьей.
Участники проекта:
1.Дети.
2.Педагоги.
3.Специалисты: учитель-логопед.
4.Родители.
Система мониторинга
Программы предусматривает в начале и в конце учебного периода (сентябрь, апрель) проведение диагностика обследования речевого дыхания у детей с тяжелым нарушением речи. В работе используется методика обследования речевого дыхания Е.Ф. Архиповой с элементами методики А.И. Максакова с определением типа дыхания, целенаправленности и силы воздушной струи, длительности внеречевого выдоха, особенностей фонационного дыхания, методы исследования внешнего дыхания. Обследование проводится индивидуально и включает в себя несколько заданий:
1. Доминирующий тип дыхания определяется визуально и тактильно в процессе различных экспериментальных ситуаций: в положении лежа с игрушкой (рукой) положенной на живот, в положении сидя или стоя. Доминирующий тип дыхания уточняется методом наблюдения в процессе двигательной активности и речевой деятельности детей.
2. Длительность внеречевого выдоха и его сила. Ребенок должен был произнести выдох через рот. Чтобы увлечь их, разыгрывали ситуацию: как можно дольше дуть на ватку (снежинку). Время выдоха фиксировали с помощью секундомера.
Силу выдоха, умение целенаправленно посылать воздушную струю определяли в ходе игры «Дует ветер». По заданию следовало подуть на бумажного лыжника так, чтобы он как можно дальше перемещался по гладкой поверхности стола (как дуть, показывал экспериментатор). Путь, пройденный лыжником, измеряли линейкой.
3. Длительность фонационного выдоха определялась экспериментатором на слух с использованием секундомера. Сначала ребенку показывалось, а затем предлагалось самому сделать быстрый вдох ртом и долго тянуть звук А: «Быстро вдохни воздух ртом и затем долго-долго, как сможешь, красиво пой звук А». Время звучания звуков (выдоха) фиксировали с помощью секундомера.
Ожидаемый результат:
- Дети научатся правильному речевому дыханию, в результате речь станет более чёткой, разборчивой.
- Будет разработан перспективный план и картотека по формированию речевого дыхания.
- Конечным продуктом проекта будет являться:
- Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
- Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.
Этапы реализации проекта
План реализации проекта:
Месяц | Темы занятий |
Октябрь | «Осенние листочки» |
«Пароходы» | |
«Федорины помощники» | |
«Прогулка в лес» | |
Ноябрь | «Путешествие по цветущему саду» |
«Узнай фрукт» | |
«Узнай овощ» | |
«Приключение Буратино» | |
Декабрь | «Зоопарк» |
«Свистульки» | |
«Произнеси так, как я» | |
Январь | «В гостях у дедушки Мороза» |
«Узнай по голосу» | |
Февраль, март | «Звуковые дорожки» |
«Поезд» | |
«Шаловливые котята» | |
«Веселые клоуны» | |
«Мы едем в цирк» | |
«Поможем Кате и Вите» | |
Апрель, май | «Поездка в деревню» |
Инсценировка сказок «Колобок» | |
«Три медведя» | |
«Теремок» | |
Весенний праздник |
Вывод:
Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки.
В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.
Использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.
Литература:
- Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии: «Послушный ветерок» М., «Школа – пресс», 1999.
- Лукьянов Л.А., Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П. Тренируем дыхание. М.,Знание 1987.
- Симкина Л.П.,.Титаровский Л.В. Азбука здоровья М.,Амрита – Русь, 2006
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005
Приложение 1
Качественные и количественные результаты по развитию речевого дыхания детей старшего дошкольного возраста
- Результаты вводного обследования речевого дыхания детей старшего дошкольного возраста.
Тип дыхания. Выявленный результат свидетельствует о преимущественной несформированности у дошкольников 5-6 лет с тяжелым нарушением речи полного и совершенного типа дыхания, который позволял бы не только набирать наибольшее количество воздуха, но и выдыхать его полно, сильно и эластично с участием всех видов мускулатуры. У большей части детей не сформирован брюшной тип дыхания. Так у 80% дошкольников (10 человек) сформирован грудной тип дыхания, у 10% детей (2 человека) сформирован смешанный тип дыхания.
Длительность внеречевого выдоха фиксировалась с помощью секундомера. Сила выдоха (умение целенаправленно посылать воздушную струю) измерялась линейкой. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у большей части детей 5-6 лет с тяжелым речевым нарушением развитие внеречевого дыхания имеет преимущественно низкие показатели. У 100% дошкольников (12 человек) имеют низкие показатели длительности внеречевого выдоха (от 3 сек до 6 сек).
Сила выдоха. При выявлении силы выдоха, были получены следующие данные: так 100% дошкольников (12 человек) имеют низкие показатели силы внеречевого выдоха (от 3 см до 6 см).
Длительность фонационного выдоха. Отмечено, что при выполнении задания при произнесении звуков у всех детей дрожал голос, чувствовалась прерывистость в произнесении, что свидетельствовало: дети по возможности пытались использовать почти весь воздух, находящийся в легких, что часто отмечается у данных детей. Можно отметить то, что у большей части детей длительность фонационного выдоха имеет преимущественно низкие показатели. Так нами выявлено, что 92% дошкольников (11 человек) имеют низкие показатели длительности фонационного выдоха (от 3 сек до 6 сек) и 8% детей (1 ребенок) имеют средний показатель длительности фонационного выдоха.
В связи с полученными данными следует сделать вывод о том, что у детей 5-6 лет с тяжелым нарушением речи не сформировано правильное диафрагмальное дыхание, речевое дыхание нарушается при выполнении простых речевых задач и характеризуется малым объемом вдыхаемого воздуха, нерациональным использованием выдоха, прерыванием выдоха для дополнительного вдоха. Для детей является важным аспектом в овладении правильным диафрагмальным дыханием.
Поэтому, для данных детей были подобраны игры и упражнения для преодоления трудностей в овладении правильным диафрагмальным дыханием. Комплекс методических приемов с использованием некоторых положений парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
- Результаты итогового обследования речевого дыхания детей старшего дошкольного возраста.
В конце учебного года была проведена итоговое обследование по формированию диафгармального дыхания. Обследование проводилось по тем же методикам, что и в начале года. Полученные результаты свидетельствует о положительной динамике в развитии речевого дыхания детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет у детей с тяжелым нарушением речи. Все дети 100% (12 детей) овладели навыком диафрагмального дыхания, но у некоторых детей требуется контроль со стороны взрослых. Для дальнейшего закрепления полученного навыка, были даны рекомендации родителям.
У детей отмечается увеличение силы выдоха, длительность внеречевого выдоха, длительность фонационного выдоха.
Динамика развития речевого дыхания детей
старшего дошкольного возраста
Длительность внеречевого выдоха | Сила выдоха | Длительность фонационного выдоха | |||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
3-4 сек. – 25% 5-6 сек. – 75% 7-8 сек. – 0% | 3-4 сек. – 0% 5-6 сек. – 42% 7-8 сек. – 58% | 3-4 см. – 25% 5-6 см. – 75% 7-8 – 0% | 3-4 см. – 0% 5-6 см. – 50% 7-8 см.– 50% | 3-4 сек. – 25% 5-6 сек. – 67% 7-8 сек. – 8% | 3-4 сек. – 0% 5-6 сек. – 33% 7-8 сек. – 67% |
Показатель | Начало года | Конец года |
внеречевого выдоха | 3-4 сек. – 25% (Н) 5-6 сек. – 75% (С) 7-8 сек. – 0% (В) | 3-4 сек. – 0% (Н) 5-6 сек. – 42% (С)
|
| 3-4 см. – 25% (Н) 5-6 см. – 75% (С) 7-8 – 0% (В) | 3-4 см. – 0% (Н) 5-6 см. – 50% (С)
|
фонационного выдоха | 3-4 сек. – 25% (Н) 5-6 сек. – 67% (С) 7-8 сек. – 8% (В) | 3-4 сек. – 0% (Н) 5-6 сек. – 33% (С) 7-8 сек. – 67% (В) |
Приложение 2
Логопедическое занятие «Осенние листочки»
Пр.сод.: Расширить словарь детей по теме осень. Уточнить знания детей об осени. Развитие слуховой памяти. Развитие длительного плавного выдоха. Преодоление твердой атаки гласных. Активизация в речи детей прилагательных, обозначающих признаки времени года. Воспитание чувства прекрасного. Упражнять в использовании существительных уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Материал: осенние листочки, картинка про осень, куклы на каждого ребенка.
Ход занятия:
- Ребята, мы с вами уже познакомились с веселым язычком. Знаем, где он живет (в домике-ротике). Знаем, что двери в домике умеют открываться и закрываться (рот открыт, закрыт). Наш язычок умеет выбегать из домика и греться на солнышке (лопаточка), умеет поежиться от холода (стрелочка).
А теперь слушаем сказку дальше.
Однажды солнышко спряталось за тучи, и забарабанил по крыше дождь (язычком стучим в зубы, произносим д-д-д - дети выполняют по показу логопеда). Молодцы. Но наш язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Котенок лакал молоко вот так (водим язычком по верхней губе сверху вниз, рот открыт). А что было дальше, я расскажу на следующем занятии (дети убирают зеркала).
- А у нас на дворе тоже дождь. Отгадайте загадку:
Дождик с самого утра
Птицам в дальний путь пора Громко ветер завывает
Это все когда бывает?
- Правильно осенью. (Рассматривание картины “Осень”).
- Какое время года?
- Какого цвета листья на деревьях?
- Как можно ласково сказать о листе? (Листочек, желтенький).
- Почему нет солнышка?
- Что на небе?
- Что из туч льется?
- Как можно сказать о маленькой туче? (Тучка, тученька). А сейчас я загадаю вам еще одну загадку:
Падают с ветки
Золотые монетки
Правильно это листочки. (Рассматривание кленовых листочков).
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы, листья рябины (загибают пальчики, начиная с большого)
Листики тополя, листья осины
Листики дуба мы соберем
Маме осенний букет отнесем (“Шагают” по столу средним и указательным пальчиками)
- А у нас тоже есть листочки. (На уровне рта ребенка подвешены на ниточках сухие разноцветные листья деревьев. Рассматриваем их).
Медленно наберем воздух через нос. Следим, чтобы не поднимались плечи.
Вытягиваем губы трубочкой, дуем на листочки, не раздувая щек. (Повторить 3-5 раз).
- Молодцы, хорошо.
- Ребята, а тут подул ветерок, сорвал листочки, и листочки закружились и полетели на землю.
Игра «Листья»
Листья осенние тихо кружатся, (кружатся на цыпочках, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (движения реками влево – вправо)
Будто опять закружиться хотят. (поднимаются, кружатся)
- Ребята, а пока мы с вами играли в листочки, наши куклы расплакались, надо их укачать.
Упражнение “Укачаем куклу”:
Дети стоят, спинки прямые, на руках держат кукол. Протяжно распевая “а-а-а”. (Повторить 3-5 раз).
Логопедическое занятие «Пароходы»
Пр. сод. Продолжать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания. Учить детей выделять из ряда звуков гласный звук [у]. Учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом. Развивать и совершенствовать двигательные навыки детей. Развивать фонематический слух.
Материал: Картинки: дудочка, заборчик, улыбка, лопаточка. Зеркала на каждого ребенка, таз с водой, бумажные кораблики.
Ход занятия:
- Ребята, взяли зеркала, посмотрели какие мы красивые, улыбнулись. А теперь смотрим на картинки, какие я буду показывать. (Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Заборчик», «Дудочка», «Лопаточка»),
- А сейчас послушайте стихотворение:
По волнам корабль плывет, Мели, льдины, ураганы.
Капитан его ведет. Он моряк отважный,
Не страшны ему туманы, Это знает каждый.
- И мы с вами сейчас будем капитанами. И поведем свои корабли через туманы, мели, льдины, ураганы. На, Алина, посмотри в бинокль, нет ли где корабля. (Ребенок смотрит в бинокль и видит корабль.)
- А как корабль гудит? (Дети: у - у - у).
Когда корабль далеко он гудит тихо, а когда подъезжает все громче и громче. (Дети гудят сначала тихо, затем громче и громче). Дети подходят к столу, где стоит таз с водой, опускают в воду бумажные кораблики, набирают воздух через нос и начинают медленно и плавно дуть на парус своего кораблика. Логопед следит, чтобы дети не поднимали плечи, дули, держа губы трубочкой, не раздувая щек.
Плывет, плывет кораблик
На запад, на восток,
Канаты - паутинки
А парус - лепесток.
- И приплыли мы с вами к берегу. Не пора ли нашим капитанам подкрепиться?
Только мы вышли на берег, как начался дождик.
Физкультминутка “Дождик”
Капля раз,
Капля два
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
Мы зонты свои раскрыли
От дождя себя укрыли
прыжок на носках руки на поясе 4 раза 8 прыжков
руки развести в стороны руки полукругом над головой.
- Добежали мы с вами до берега, и дождик закончился. (Дети садятся на стульчики). А кушать мы сегодня с вами будем сливы.
Пальчиковая гимнастика
Пальчик толстый и большой
В сад за сливами пошел,
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
Средний пальчик очень мелкий
Он срывает сливы с ветки,
Безымянный поедает,
А мизинчик – господинчик
В землю косточки бросает.
- А сейчас давайте еще раз вспомним, как гудит наш корабль: у - у - у.
Игра “Поймай звук”
- Я буду называть звуки, а вы, как только услышите звук у, сразу хлопайте в ладоши, ловите его.
Логопедическое занятие «Прогулка в лес»
Пр.сод.: Продолжать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания. Продолжать учить детей правильно употреблять в речи предлоги. Развивать силу голоса: учить говорить тихо, громко, шепотом. Развивать фонематический слух, совершенствовать двигательные навыки детей.
Материал: Картинки: лопаточка, дудочка, лошадка, иголочка; зеркала на каждого ребенка; картинки с санками, горкой, зимним лесом, мостом, снегирем.
Ход занятия:
- Ребята, взяли зеркала, посмотрели какие мы красивые, улыбнулись. А теперь смотрим на картинки, какие я буду показывать. (Артикуляционная гимнастика: «Дудочка», «Лопаточка», «Иголочка», «Лошадка»).
- А сейчас послушайте стихотворение.
Ночью ветер волком выл, Раскатала белый холст
И по крыше палкой бил. Набросала светлых звезд
Утром глянули в окно, И потехи на дома
Там волшебное кино Нахлобучила зима.
- Итак, как вы уже знаете, какое у нас сейчас время года? (Зима). И сегодня мыс вами отправимся в зимний лес. Сели мы с вами на санки, скатились с горки, пошли по мостику и пришли в лес. А в лесу ведь шуметь нельзя, вы знаете об этом? Тогда пойдем тихонько и будем говорить, какие в лесу растут деревья (Дети перечисляют). Пришли мы в лес, и тут началась вьюга. Давайте вспомним, как вьюга воет (у - у - у). Я встала, спинка у меня прямая. Я делаю глубокий вдох носиком, губы дудочкой и выдыхаю у -у - у. Сильная вьюга. Вьюга затихает. Кончилась вьюга. Ветер подул с новой силой. Запуржило, закружило.
Снежинки пуховые
Вы кружитесь, мерцаете
Веселые живые
В молчании лесном
И землю устилаете
Блестящим серебром.
- Ребятишки, и в нашем лесу есть снежинки, и мы сейчас сделаем так, чтобы наши снежинки закружились. Для этого мы на них подуем. Встаем прямо, спинки выпрямили, вдыхаем через носик, губы дудочкой и медленно выдыхаем. (Дети дуют на снежинки).
А сейчас сели на место и со снежками поиграем.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре
Мы с тобой снежок лепили
Круглый крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий
Раз - подбросим
Два - поймаем
Три - уроним
И...- сломаем.
Игра «Поймай звук».
«Приключения Буратино»
Задачи: развивать мелкую и артикуляционную моторику, фонематический слух, фонематическое восприятие, внимание, мышление, речевое дыхание;
Оборудование: коробка – посылка от Буратино, слоговые дорожки, дидактическое пособие «Сердитая тучка» для выработки длительной направленной воздушной струи, дидактическое пособие «Зонт», картинки для игры «Подарки для Буратино», золотой ключик из картона, разрезанный на несколько частей (по количеству заданий).
Ход занятия:
1. Организационный момент
- Здравствуйте, дети! Сегодня нам пришла какая-то посылка. Догадайтесь, от кого она. Вот загадка:
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт он длинный,
Кто же это? … (Буратино).
2. Основная часть
Откроем посылку от Буратино после того, как выполним артикуляционную гимнастику.
- улыбка;
- лопата;
- часики;
- чистим зубки.
- Посмотри, в посылке какая-то записка. Читаю: «Здравствуйте, дети! Лиса Алиса хитростью выманила у меня золотой ключик и спрятала его. Ключик можно найти, выполнив несколько заданий. Я не знаю, как это сделать. Пожалуйста, помоги мне!». Вы готовы помочь Буратино? (Да). Много заданий нам предстоит выполнить, но, прежде чем начнём помогать Буратино, разомнём наши пальцы.
3. Пальчиковая игра «Пирожки».
Испекли мы пирожки с разною начинкой
(имитация движения: лепка пирожков)
И с капустой пирог
(Загибают по одному пальцу)
И с картошкой пирог,
И с морковкой пирог,
И с луком пирог.
И, конечно, на дорожку –
Ароматную лепёшку!
4. «Волшебные дорожки» (Выработка длительного плавного выдоха на примере гласных звуков)
- В поисках золотого ключа Буратино отправился в лес, в котором живёт лиса Алиса. Чтобы Буратино не было скучно, он пел песню.
Провести пальцем по дорожке и произнести слоги: а-а-а,о-о-о,у-у-у
- Молодцы! Вы правильно выполнили задание вот вам первая деталь золотого ключика.
5. «Сердитая тучка» (выработка длительной направленной воздушной струи).
- Пошёл Буратино дальше. Ой, кажется, скоро пойдёт дождь! Что делать? Будем дуть на капельки и на тучку, может она улетит. Дуть нужно долго, плавно, не надувая щек. Тучка ненадолго улетела, и мы успеем починить наш зонт. Собрать зонт и назвать картинки, которые изображены на каждой части зонта. Молодцы! Вот вторая деталь золотого ключа. Пора нам отдохнуть.
6. Физкультминутка «Буратино».
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два - нагнулся.
Руки в сторону развёл,
Видно, ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
7. «Подарки для Буратино».
- Буратино так устал искать лес, в котором жила лиса и решил вернуться домой. Друзья Буратино решили не оставлять друга в беде и пришли к нему в гости. Каждый принёс подарок. Назови, какие подарки принесли друзья. Например, Красная шапочка подарила торт. Чебурашка подарил фрукты. Петрушка подарил арбуз.
- Молодцы! Вы правильно назвали друзей и подарки, которые они принесли. Вот третья деталь золотого ключа.
- Ура! Мы собрали ключик!
8. Заключительная часть.
- Посмотрите, какой Буратино стал весёлый! Почему? (Мы помогли ему найти ключик).
- Молодцы! Спасибо всем за помощь!
Логопедическое занятие «Страна Мыльяндия»
Цели: развивать произвольное внимание, двигательную память, ориентацию в пространстве; формировать навыки самоорганизации и контроля; - совершенствовать общую и речевую моторику; вырабатывать плавную воздушную струю.
Оборудование: баночки с мыльными пузырями; сигнальные карточки; шапочки; ленточки красного, синего, зелёного цвета.
Ход занятия:
Логопед:
Есть на планете Земля Родина твоя и моя,
В ней черпаем мудрость и силу –
Это страна Россия.
И много стран ещё больших и малых
И только что образовавшихся и очень старых.
А можно страны выдумать свои –
Их много: слушай и смотри:
Страна – Спортландия, где бег, прыжки метания.
Страна, где сказочка за сказочкой,
Где Леший, Буратино, Златовласка
И Емелюшка на печке, и водяной живёт на речке.
В одной стране буквы, в другой стране звуки поют.
А у нас страна иная новая, незнакомая.
(Предлагает детям набрать через нос воздух и, плавно выдыхая выдувать мыльные пузыри – выработка плавной воздушной струи).
Дети: берут мыльную воду, трубочки и выдувают множество мыльных пузырей, свободно разойдясь по залу.
Логопед: Посмотри-ка поскорей - Страна мыльных пузырей.
Вот их сколько, всех не счесть, есть крупнее, мельче есть.
Логопед: Задаёт детям вопросы:
- Какие пузыри вы видите?
- Какого они цвета?
- Лёгкие они или тяжёлые?
- На что они похожи?
- Что с ними происходит, когда они приземляются?
( Дети отвечают на поставленные вопросы.)
Физ.минутка
Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Котята и пузыри».
У котёнка лапки – мягкие подушки,
А внутри царапки острые игрушки.
(После этих слов дети – котята (три человека) ловят мыльные пузыри и считают, сколько поймали) Все остальные дети остаются по кругу.
Логопед: Какой звук издают пузыри, когда лопаются?
Дети: Пах!
Логопед: Большой пузырь делает: «Пах» (громко) Поменьше — «Пах» (тише) Маленький — «Пах» (шепотом)
Игра «Посмотри и скажи»
(Логопед показывает детям сигнальные карточки, где нарисован большой мыльный пузырь, поменьше и маленький.) (Детям нужно называть звук, которые издают пузыри, когда лопаются.)
Логопед: Ребята, на какие предметы похож мыльный пузырь?
Дети: Воздушный шарик, яблоко, ёлочная игрушка, снежный ком, мяч, арбуз и т.д.
Игра: «Как слышишь, так и двигайся»
Логопед: Раздаёт детям шапочки — 3 воздушных шарика; 3 мячика; 3 арбуза и предлагает детям побегать легко, как летают шарики, попрыгать, как скачут мячики и попрыгать шумно, как падают арбузы, затем шапочки поменять.
Логопед:
Ветер сильный вдруг подул,
Всех по залу вас раздул.
Разлетелись, полетели
И утихли – снова сели.
Дети садятся на корточки.
Игра: «Займи своё место» (с ленточками)
Логопед: Раздаёт детям по 2 ленты трёх цветов – красные, синие, зелёные и 3 обруча того же цвета.
Дети: Под музыку бегают врассыпную, по окончании занимают обручи «своего» цвета. По окончании игры дети становятся по кругу.
Логопед: Всем удачи вам желает Страна мыльных пузырей.
Логопедическое занятие« Произнеси так, как я».
Тема: Выработка плавного речевого выдоха.
Цель: Учить детей слитно произносить фразу из 2-3 слов, а после из 5-6 слов.
Описание: Дети учатся на одном выдохе произносить слова
«Игра Эхо».
«Гудок».
Тема: Выработка умения регулировать силу голоса.
Цель: Развить умение пользоваться тихим и громким голосом.
Цель: Учить говорить тихо, громко.
Дети делятся на 2 группы, одна изображает детей которые заблудились в лесу, а другая – эхо, дети, которые заблудились громко зовут АУ, дети изображающие эхо, повторяют тихо те же слова, участники игры меняются.
Развитие слухового внимания
Упражнение научить детей менять силу голоса от громкого к тихому.
Описание: Дети становятся в один ряд лицом, к педагогу, и поднимают руки через стороны вверх до встречи их ладонями. Затем медленно опускают через стороны вниз, одновременно с опусканием рук дети произносят звук «У» сначала громко, а затем все тише и тише. Опустив руки, замолкают.
Развитие мелкой моторики
Упражнение «Очки, ушки, зайки»
Активизация и обогащение словаря.
Учить детей группировать предметы (картинки) называть обобщающим словом: « Одежда, мебель, обувь, посуда, игрушки, и т.д.»
Логопедическое занятие «Федорины помощники»
Цели:
— Уточнять, актуализировать и закреплять словарный запас по теме «Посуда».
— Развивать моторику артикуляционного аппарата для формирования правильного уклада поставленных звуков.
— Развивать физиологическое дыхание, формировать направленную воздушную струю.
— Развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие.
— Развивать мелкую моторику рук.
— Воспитывать умение определять эмоциональное настроение человека по мимике.
Предварительная работа: Чтение произведения Корнея Чуковского «Федорино горе».
Оборудование: игрушечная цветная посуда (большая и маленькая), предметные картинки к артикуляционной гимнастике, зеркала, картонные чашки, разрезные картинки чайника, деревянные ложки, сухой бассейн (наполнен горохом).
Ход занятия:
Логопед приглашает детей к себе и организует приветствие (Он задает вопросы, а дети отвечают и показывают движения, сопряженные с речью).
— Как живёте? ( Вот так!)
— Как идёте? (Вот так!)
— Как шалите? (Вот так!)
— Как грозите? (Вот так!)
— Поиграть хотите? (Да!)
Логопед: Чтобы сесть на свои места, вы должны выбрать по одной чашке с моего подноса. Подойдите к такому же блюдцу, что и чашка, которую вы выбрали (на столах).
(Дети выбирают по одной чашке, находят блюдце соответствующего цвета, ставят на него чашечку и садятся на стулья.)
Логопед: Дети, у вас на столах чашки и блюдца. А как их назвать одним словом? (посуда).
Логопед: Молодцы. Сегодня мы будем разговаривать о посуде.
Артикуляционная гимнастика
Логопед: Взяли все зеркальце, смотрим в него и выполняем за мной, как я.
(На доске предметные картинки для упражнений появляются поэтапно).
Первое упражнение: «Месим тесто».
Второе упражнение: «Блинчики».
Третье упражнение: «Вкусное варенье».
Четвертое упражнение: «Чашечка».
Отработка воздушной струи
Логопед: Ребятки, блины мы испекли, чашки у вас есть, давайте мы с вами выпьем чай, но он очень горячий, на него надо подуть. Сейчас мы с вами выполним упражнение «Подуем на чай». По моей команде вы сделаете вдох и подуете на «пар», не поднимая плечики, не раздувая щёк, вытянув губы трубочкой. Вот так (показ).(Повторить 2-3 раза).
Упражнение «Подуем на чай» (Логопед раздает детям макеты кружек).
Знакомство с Федорой.
Логопед: Ой, ребята посмотрите, кто к нам в гости пришел. Это Федора. Поздоровайтесь (дети здороваются).
Федора: Здравствуйте, дети. Я пришла к вам. У меня чайники разбились, помогите их мне собрать.
Логопед: Конечно, поможем. Дети, повторим – из чего состоит чайник? (крышка, носик, ручка, донышко)
(Федора раздаёт детям разрезные картинки чайника из 4 частей. Дети собирают. По ходу работы логопед уточняет у детей: Чего не хватает? Федора благодарит детей).
Игра под музыку на деревянных ложках
Федора: Ребята, подойдите ко мне (дети встают из-за стола и подходят).
Посмотрите, что это? (Федора достает из корзинки деревянные ложки).
Федора: Да это ложки. Но они не простые, а деревянные. Раньше ими кушали. А сейчас на них играют. Давайте вместе поиграем. (Федора раздаёт детям ложки, организует детей. Дети играют на ложках, воспроизводя заданный ритм.)
Федора: Молодцы. Хорошо играете. Не устали?
Подвижная игра «Посуда»
Логопед: А теперь давайте мы с вами отдохнём, и ты Федора с нами поиграй, пойдёмте на коврик поиграем в игру «Посуда».
Вот большой стеклянный чайник (Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули – «носик».)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, (Присели, одну руку поставили на пояс.)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками в воздухе круг.)
Только стукни, разобьются. (Хлопают в ладоши, топают.)
Вот серебряные ложки, (Потянулись, сомкнули руки над головой.)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос, (Легли, вытянулись.)
Он посуду нам принёс.
Игра «Помоги найти посуду»
Логопед: Ребята, посмотрите на Федору. Какая она, весёлая или грустная? (дети: грустная) Федора, почему у тебя лицо такое грустное?
Федора: Я посуду всю свою потеряла. Помогите мне её найти. Поможете? (дети: да)
Логопед: Конечно, поможем.
Логопед с детьми подходят к сухому пальчиковому бассейну, начинают доставать игрушечную посуду. Логопед спрашивает, кто что нашел, дети называют предметы посуды.
Логопед: Что мы сейчас искали? (дети: посуду). Здесь посуда разная, большая и маленькая. Давайте поможем Федоре навести порядок, разделим посуду. На маленький поднос соберем маленькую посуду, а на большой поднос — большую.
Логопед задает уточняющие вопросы по ходу работы (это какая тарелка, большая или маленькая, ребенок отвечает по возможности самостоятельно).
Логопед: А сейчас, ребятки, давайте вернём посуду Федоре. А ты, Федора, береги свою посуду, относись к ней бережно, вовремя её мой, держи в чистоте и в порядке.
Федора: Спасибо, ребятки, что помогли мне найти мою посуду. И за это я вас отблагодарю.
(Дети возвращают посуду Федоре, а Федора их благодарит и дарит им сладости).
Логопед: Спасибо тебе, Федора, за подарки. Забирай свою посуду, помни наши наставления и советы.
Логопед: Ребятки, понравилось вам играть? С чем мы сегодня играли? (с посудой). Молодцы вы сегодня очень хорошо поиграли, дружно, улыбнитесь друг другу. Оглянитесь, какие у нас лица? (веселые). Я желаю вам сохранить хорошее настроение и с хорошим настроением встретиться снова.
Логопедическое занятие «Поездка в деревню»
Занятие по нормализации плавности речи на этапе сопряжено-отраженной речи
Цель: воспитание навыков плавной речи
Задачи:
- Отработка ритмичного послогового произнесения на материале звукоподражаний;
- Постановка диафрагмального дыхания, развитие фонационного выдоха на материале щелевых согласных и гласных, отработка ритма дыхания;
- Обучение навыкам правильной голосоподачи и голосоведения на материале гласных (отработка мягкой атаки голоса);
- Выработка координации дыхания, голоса и артикуляции;
- Закрепление навыков мышечного расслабления на основе контраста напряжения – расслабления, выработка рефлекса «расслабления»;
- Развитие чувства ритма. Упражнение в восприятии и воспроизведении ритмов итеративного (невербального и слогового), периодического (музыкального и стихотворного).
- Закрепление навыков ритмичного послогового произнесения на материале звукоподражаний в игре-драматизации;
- Воспитание речевой активности, общительности.
Оборудование:
Картинки: жук и листочек, солнце и тучка, цветы, ручеёк
Ритмическая дорожка «Ослик»
Музыкальная запись «Лошадка»
Игрушки для сказки (кукла, кошка, собака, гусь, курица, лягушка, петух), табличка со словом МАМА, домик
Игровое панно «Поляна»
Ход занятия:
Нас пригласили в деревню. Мы поедем на лошадке. Поедем весело, с музыкой (включается запись «Лошадка»)
Ходьба под музыку.
Тпру! Приехали. Лошадка отдохнёт. Садитесь.
Нас уже ждут.
Самовар кипит. Покажем, как кипит самовар: ФФФ (контроль рукой работы диафрагмы).
И каша готова. Покажем, как пыхтит каша (ППП).
Пойдём в деревню через луг. На лугу цветы. Давайте понюхаем (контроль рукой): АХ!
Идём дальше. Найдите листики. (картинка лежит на полянке). Поднимите его, посмотрите, кто под ним?
А под листиком жук. Жук полетел вот так (показ с руками)
Ж _________ Ж________
Давайте покажем, как жук жужжит и летит.
Улетел жук.
Вдруг солнце спряталось за тучку. Стало холодно (картинка).
Покажите, как вам холодно: раз-2-3-4-5…
Солнышко показалось. Стало жарко. Мы разомлели на жаре.
(Упражнение повторяется 3 раза)
Напряженье улетело…
И расслаблено всё тело…
Идём дальше. Видим тропинку. По ней ослик идёт и кричит.
(выкладывается ритмическая дорожка с произнесением звукосочетаний)
ИА! ИА!
Дальше идём. Навстречу петух. Давайте вспомним стишок про петуха. А ладошки нам помогут (проговаривание потешки с попеременным отбиванием слогов руками по коленям).
Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!
Мы не-сём пе-ту-ха.
Жарко! Надо умыться. А вон с горки ручеёк бежит тоненькой струйкой (картинка). Подставляй ладошки.
И_______________ (движение руками)
Теперь вы.
Наконец пришли в деревню. В этом доме живёт девочка Аня (появляется кукла). Послушай историю про Аню.
«Решила Аня научить кошку читать. Позвала её.
Помоги мне (ребёнку даётся коробка с игрушками, он ищет кошку и ставит рядом с куклой).
Говорит Аня кошке:
Читай: МА-МА (выкладывается табличка со словом).
А кошка ей в ответ: МЯУ – МЯУ!
(Что ответила кошка?)
Позвала Аня собаку.
(дети достают по ходу рассказа животных и проговаривают за них текст)
Собачка, читай: МА-МА
А собака ей в ответ: ГАВ-ГАВ!
Позвала Аня гуся.
Гусь, читай: ма-ма.
А гусь ей в ответ: ГА-ГА!
Позвала Аня курицу.
Курочка, читай: ма-ма.
А курочка ей в ответ: КО-КО!
Пошла Аня к пруду. А там лягушка сидит. Говорит Аня лягушке:
Лягушка, читай: ма-ма.
А лягушка ей в ответ: КВА-КВА!
Побежала Аня к маме и всё ей рассказала. А мама ей отвечает:
Анечка, читают только дети.
(логопед берёт руки ребенка в свои и обозначает деление текста на синтагмы переворачиванием ладоней пословно и лёгкими нажатиями в местах пауз)
А кошка мяукает. Собака лает. Гусь гогочет. Курица кудахчет. А лягушка … квакает.
Подведение итогов.
Логопедическое занятие «Узнай фрукт»
Развитие дыхания: Формирование плавного длительного вдоха.
Упражнение «Узнай фрукт».
Логопед ставит на стол блюдо с апельсином, лимоном, яблоком. Дети рассматривают, нюхают, и называют их. Затем логопед завязывает глаза, и просит сделать вдох, не поднимая плеч и узнать по запаху предложенный фрукт.
Если ребенок не узнает, предлагается определить фрукты на вкус.
Артикуляционная гимнастика « Толстячки – худышки»
Надувать щеки, что бы они стали толстые, втянуть в себя воздух, чтобы щеки стали худые.
Развитие понятийной стороны речи. Дети называют по показу предметы (объекты) по картинкам: трава, цветы, дом, вода, машина, солнце, и затем объясняют, значение слов.
Логоритмическое упражнение:
Водичка, водичка, умой мое личико
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели.
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
Упражнение на развитие чувства ритма:
Педагог хлопает в ладоши, сколько раз хлопнул, дети повторяют.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Послушный ветерок
логопедический проект по формированию правильного речевого дыхания у дошкольников...
педагогический проект "Послушный ветер-ветерок"
Предстаалена работа по реализации 2-недельного проекта на развитие у детей правильного дыхания, в ходе проекта были привлечены родители к созданию пособий и дыхательных тренажеров...
Логопедический проект "Послушный ветер - ветерок"
краткосрочный...
Педагогический проект «Послушный ветерок»
Педагогический проект «Послушный ветерок»...
Логопедический проект «Послушный ветерок»
Использование дыхательных упражнений по профилактике фонетических нарушений у детей с ТНР....
Образовательный проект "Послушный ветерок"
Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта.Дыхание входит в сложную функциональную речев...
логопедический проект "Послушный ветерок"
Логопедический проект "Послушный ветерок". «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством дыхательных упражнений»(изгото...