Статья из опыта работы «Игровые технологии - путь к правильной речи дошкольника»
статья по логопедии
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Самым эффективным средством при обучении детей с нарушениями речи были и являются игровые технологии. В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным заданием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_-_put_k_pravilnoy_rechi_doshkolnika.docx | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игровые технологии - путь к правильной речи дошкольника»
«Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто жить, готовясь, в детстве не живет»
С. Я. Маршак
Дошкольный возраст - это возраст игры. Общеизвестно, что дошкольники много и с удовольствием играют и легче принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования. Среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Однако, в последние десятилетия произошли большие изменения в образовательных структурах. Наблюдаются два взаимосвязанных процесса:
- Усложнение научно – технического прогресса
Появилось больше компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, телевизоров и других гаджетов, стал доступным Интернет. Соответственно это изменило и формы общения, хотя потребности в общении сохранились на том же уровне. Все меньше дети разговаривают и играют во дворе, в компаниях, больше взаимодействуют с компьютером, общаются через Интернет. Меньше разговаривают, глядя на человека, глаза в глаза, больше по телефону.
- Усложнение дефектов речи
Характер, глубина, количество и структура дефектов речи изменились.
Во– первых, если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, не одна группа.
Во- вторых, усложнились дефекты в самой структуре речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, и связная речь.
Помимо всего этого, дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности:
- Дефицит внимания;
- Низкий уровень развития самоконтроля.
- Низкий уровень познавательной активности.
- Быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность.
- Особенности зрительно-пространственного восприятия.
- Низкий уровень мотивации к обучению.
Вот поэтому самым эффективным средством при обучении детей с нарушениями речи были и являются игровые технологии.
В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным заданием.
В настоящее время в продаже имеется большое количество пособий для автоматизации поставленных. Но иногда, дети испытывают на этом этапе значительные трудности, в силу возраста или особенностей развития, а учитывая специфику логопедической работы очень трудно удержать ребёнка на одном месте и добиться от него многократного повторения одного и того же звука до его автоматизации.
Что бы решить эту задачу и превратить однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру, приходиться придумывать разнообразные способы, чтобы заинтересовать ребёнка игровыми сюжетами, моментами, приёмами, и желательно каждый раз новыми.
Для проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий в моем кабинете подобраны игрушки, дидактические и компьютерные игры.
Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент.
Игрушки погружают детей в какую-то сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям или приглашают их поиграть, научить тому, чему учатся сами дети. В процессе занятия, путём выполнения упражнений по заданию героя, дети так же могут выполнять роли (спортсмены, путешественники, космонавты, пассажиры и др.).
В конце занятия герои благодарят детей за помощь.
Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей.
Для привлечения внимания ребёнка к артикуляционной гимнастике использую игровую ситуацию. Погружаясь в мир «веселого Язычка», у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных артикуляционных укладов. А стихотворное и наглядное сопровождение упражнений превращает артикуляционную гимнастику в веселую игру.
Для развития правильного речевого дыхания использую следующие игровые приемы: «Прожорливые фрукты», «Прокати машинку», «Бабочка лети», «Сдуй снежинку», «Покатай карандаш», «Фокус», и т. п.
Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяю такие формы работы: игровой самомассаж, игры с пальчиками с речевым сопровождением; игры с песком, мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, кукольные театры, игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» и т. п.
Вся работа по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку. Игровая мотивация стимулирует к заинтересованности в положительном результате. С другой стороны, игровая мотивация служит и усложнением при закреплении навыка правильного произношения, т.к. увлёкшись игровым сюжетом, ребёнок перестаёт контролировать произношение и может проиграть. Поэтому ему приходится концентрироваться на двух задачах одновременно: соблюдать правила игры и контролировать правильное произношение
Дети с удовольствием играют в такие настольные игры, как: «Веселый поезд», «Волшебная дорожка», «Посади цветок», «Диванные подушки», «Рыбка», «Фрукты и ягоды для ежат» и многие другие.
Для развития фонематического слуха и формирования основ слогового и звукового анализа использую такие игровые упражнения как: «Угадай что звучит», «Близко – далеко», «Слушай – выбирай», «Какое слово отличается?», «Найди звук», «Угадай слово», «Поймай заданный звук», «Домики», «Звонкий – глухой», «Твердый – мягкий», «Поезд», «Собери слово», «Где звук?» и др.
Совершенствование грамматического строя речи, пополнение словарного запаса, развитие связной речи – это неотъемлемые компоненты речевого развития ребёнка, необходимые для грамматически, лексически и синтаксически-правильного насыщенного высказывания ребёнка.
Для этого использую такие игры, как: «Один – много», «Назови ласково», «Сосчитай», «Из чего сделано?», «Продолжи предложение», «Нелепицы», «Придумай сказку», «Исправь предложение», «Придумай продолжение истории», и другие, а также игры- драматизации, игры-инсценировки.
При знакомстве с буквами и обучении детей чтению использую в своей работе красочные и интересные для детей игровые задания такие как: «Найди букву среди других», «Засели домик», «На что похожа буква?», «Назови знакомые буквы», «Выбери букву и придумай слово, которое начинается с этого звука», «Какие буквы ты видишь», «Назови букву и найди на картинке все слова, начинающиеся с этого звука»
Все эти игры являются многофункциональными, не требуют много времени на подготовку и сложного оборудования, так как мной изготовлены картотеки картинок на многие звуки, которые можно использовать в разнообразных играх.
Применяемые мною игровые технологии используют и воспитатели группы в образовательной деятельности и в режимных моментах, в индивидуальной работе с детьми. Совместно мы работаем над формированием предметно-развивающего пространства в группе, создаем благоприятные условия для полноценного развития наших воспитанников.
Провожу консультации для родителей по использованию игр в коррекционной работе, предлагаю памятки, буклеты. Также нравятся детям и их родителям итоговые праздники в виде соревнований, путешествий, на которых в виде игры участники закрепляют полученные знания и умения.
Таким образом, использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее
разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы "Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников"
Культурно - гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности и содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только треб...
Статья из опыта работы «Игровые методы и приёмы при обучении творческому рассказу детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»
Ограниченный набор методических приемов при обучении детей с нарушением зрения составлению рассказов по картине, приводит к отсутствию интереса, активности к данному виду занятий со стороны и педагого...
Статья из опыта работы:"Здоровьесберегающие технологии"
Статья из опыта работы...
Статья из опыта работы «Пересказ как средство развития связной речи дошкольника»
Статья из опыта работы «Пересказ как средство развития связной речи дошкольника»...
Доклад из опыта работы: «Игровые технологии в детском саду»
Доклад из опыта работы:«Игровые технологии в детском саду»...
Статья из опыта работы по патриотическому воспитанию «Воспитание патриотической позиции дошкольников к истории страны »
Патриотизм - это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями, проблемами. Патриотизм представляет своего рода фундамент общественной и государ...
Сообщение из опыта работы" Игровые технологии в экологическом воспитании детей раннего возраста"
В дошкольном детстве закладываются основы личности ребенка, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы н...