Статья из опыта работы «Игровые технологии - путь к правильной речи дошкольника»
статья по логопедии
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Самым эффективным средством при обучении детей с нарушениями речи были и являются игровые технологии. В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным заданием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игровые технологии - путь к правильной речи дошкольника»
«Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто жить, готовясь, в детстве не живет»
С. Я. Маршак
Дошкольный возраст - это возраст игры. Общеизвестно, что дошкольники много и с удовольствием играют и легче принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования. Среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Однако, в последние десятилетия произошли большие изменения в образовательных структурах. Наблюдаются два взаимосвязанных процесса:
- Усложнение научно – технического прогресса
Появилось больше компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, телевизоров и других гаджетов, стал доступным Интернет. Соответственно это изменило и формы общения, хотя потребности в общении сохранились на том же уровне. Все меньше дети разговаривают и играют во дворе, в компаниях, больше взаимодействуют с компьютером, общаются через Интернет. Меньше разговаривают, глядя на человека, глаза в глаза, больше по телефону.
- Усложнение дефектов речи
Характер, глубина, количество и структура дефектов речи изменились.
Во– первых, если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, не одна группа.
Во- вторых, усложнились дефекты в самой структуре речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, и связная речь.
Помимо всего этого, дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности:
- Дефицит внимания;
- Низкий уровень развития самоконтроля.
- Низкий уровень познавательной активности.
- Быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность.
- Особенности зрительно-пространственного восприятия.
- Низкий уровень мотивации к обучению.
Вот поэтому самым эффективным средством при обучении детей с нарушениями речи были и являются игровые технологии.
В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным заданием.
В настоящее время в продаже имеется большое количество пособий для автоматизации поставленных. Но иногда, дети испытывают на этом этапе значительные трудности, в силу возраста или особенностей развития, а учитывая специфику логопедической работы очень трудно удержать ребёнка на одном месте и добиться от него многократного повторения одного и того же звука до его автоматизации.
Что бы решить эту задачу и превратить однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру, приходиться придумывать разнообразные способы, чтобы заинтересовать ребёнка игровыми сюжетами, моментами, приёмами, и желательно каждый раз новыми.
Для проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий в моем кабинете подобраны игрушки, дидактические и компьютерные игры.
Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент.
Игрушки погружают детей в какую-то сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям или приглашают их поиграть, научить тому, чему учатся сами дети. В процессе занятия, путём выполнения упражнений по заданию героя, дети так же могут выполнять роли (спортсмены, путешественники, космонавты, пассажиры и др.).
В конце занятия герои благодарят детей за помощь.
Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей.
Для привлечения внимания ребёнка к артикуляционной гимнастике использую игровую ситуацию. Погружаясь в мир «веселого Язычка», у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных артикуляционных укладов. А стихотворное и наглядное сопровождение упражнений превращает артикуляционную гимнастику в веселую игру.
Для развития правильного речевого дыхания использую следующие игровые приемы: «Прожорливые фрукты», «Прокати машинку», «Бабочка лети», «Сдуй снежинку», «Покатай карандаш», «Фокус», и т. п.
Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяю такие формы работы: игровой самомассаж, игры с пальчиками с речевым сопровождением; игры с песком, мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, кукольные театры, игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» и т. п.
Вся работа по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку. Игровая мотивация стимулирует к заинтересованности в положительном результате. С другой стороны, игровая мотивация служит и усложнением при закреплении навыка правильного произношения, т.к. увлёкшись игровым сюжетом, ребёнок перестаёт контролировать произношение и может проиграть. Поэтому ему приходится концентрироваться на двух задачах одновременно: соблюдать правила игры и контролировать правильное произношение
Дети с удовольствием играют в такие настольные игры, как: «Веселый поезд», «Волшебная дорожка», «Посади цветок», «Диванные подушки», «Рыбка», «Фрукты и ягоды для ежат» и многие другие.
Для развития фонематического слуха и формирования основ слогового и звукового анализа использую такие игровые упражнения как: «Угадай что звучит», «Близко – далеко», «Слушай – выбирай», «Какое слово отличается?», «Найди звук», «Угадай слово», «Поймай заданный звук», «Домики», «Звонкий – глухой», «Твердый – мягкий», «Поезд», «Собери слово», «Где звук?» и др.
Совершенствование грамматического строя речи, пополнение словарного запаса, развитие связной речи – это неотъемлемые компоненты речевого развития ребёнка, необходимые для грамматически, лексически и синтаксически-правильного насыщенного высказывания ребёнка.
Для этого использую такие игры, как: «Один – много», «Назови ласково», «Сосчитай», «Из чего сделано?», «Продолжи предложение», «Нелепицы», «Придумай сказку», «Исправь предложение», «Придумай продолжение истории», и другие, а также игры- драматизации, игры-инсценировки.
При знакомстве с буквами и обучении детей чтению использую в своей работе красочные и интересные для детей игровые задания такие как: «Найди букву среди других», «Засели домик», «На что похожа буква?», «Назови знакомые буквы», «Выбери букву и придумай слово, которое начинается с этого звука», «Какие буквы ты видишь», «Назови букву и найди на картинке все слова, начинающиеся с этого звука»
Все эти игры являются многофункциональными, не требуют много времени на подготовку и сложного оборудования, так как мной изготовлены картотеки картинок на многие звуки, которые можно использовать в разнообразных играх.
Применяемые мною игровые технологии используют и воспитатели группы в образовательной деятельности и в режимных моментах, в индивидуальной работе с детьми. Совместно мы работаем над формированием предметно-развивающего пространства в группе, создаем благоприятные условия для полноценного развития наших воспитанников.
Провожу консультации для родителей по использованию игр в коррекционной работе, предлагаю памятки, буклеты. Также нравятся детям и их родителям итоговые праздники в виде соревнований, путешествий, на которых в виде игры участники закрепляют полученные знания и умения.
Таким образом, использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее
разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы "Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников"
Культурно - гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности и содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только треб...

Статья из опыта работы «Игровые методы и приёмы при обучении творческому рассказу детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»
Ограниченный набор методических приемов при обучении детей с нарушением зрения составлению рассказов по картине, приводит к отсутствию интереса, активности к данному виду занятий со стороны и педагого...

Статья из опыта работы «Пересказ как средство развития связной речи дошкольника»
Статья из опыта работы «Пересказ как средство развития связной речи дошкольника»...

Доклад из опыта работы: «Игровые технологии в детском саду»
Доклад из опыта работы:«Игровые технологии в детском саду»...
Сообщение из опыта работы" Игровые технологии в экологическом воспитании детей раннего возраста"
В дошкольном детстве закладываются основы личности ребенка, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы н...

Статья из опыта работы "Использование технологии «Кроссенс» в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Статья из опыта работы "Использование технологии «Кроссенс» в работе с детьми старшего дошкольного возраста"...