Представление инновационных практик "Цветотренинг - действенное средство в работе с детьси с ОВЗ"
проект по логопедии
Дети, с нарушением речи зачастую имеют сочетанные нарушения поведенческого плана. Помочь справиться с данными проблемами поможет ар-терапевтические техники, как цветотренинг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetotrening.docx | 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Цветотренинг – действенное средство в работе с детьми с ОВЗ.
1. Противоречия:
– между традиционно сложившимися формами и методами логопедической работы и необходимостью использования здоровьесохраняющих технологий;
– между необходимостью логопедической помощи дошкольника и их низкой мотивации к логопедическим занятиям.
2. Главные идеи опыта:
– повышение эффективности логопедических занятий через внедрение в практику элемента игровых и арттерапевтических техник.
3. Научное обоснование опыта:
Коллектив МДОУ детский сад «Катюша» много лет работает над проблемой сохранения и укрепления здоровья детей. В последние годы педагоги детского сада экспериментальным путем пытаются определить условия наиболее эффективного использования арттерапии, как средства коррекции психического и физического здоровья детей. Принимая активное участие в экспериментальной работе ДОУ, я познакомилась со многими игровыми и арттерапевтическими техниками. В большей степени мое внимание привлекла техника использования цвета, так называемый игровой цветотренинг. Цвет – это ведь не только красота. Мы редко задумываемся над тем, что воздействует на наши органы чувств, цвет еще и лечит нас. Лечение цветом с давних времен применялось во всем мире. Дети дошкольного возраста, имеющие отклонения в развитии речи, очень часто имеют отклонения в эмоциональном и поведенческом плане. Очевидно, что решать их необходимо комплексно, и цветотерапия в данном случае может многое: успокоить, активизировать, тонизировать, повлиять на настроение и т. д. Подтверждение своим мыслям я нашла в работах большинства ведущих ученых – педагогов, психологов, педиатров – Самарина Л.В., Серов Н.В., Афанасьев С. Э., Салина М., Берлин Б., Кей П..
Доктор Макс Люшер, психолог и исследователь в области цвета, изучая выбор оттенков из цветовой гаммы различными людьми. Он пришел к заключению, что реакция людей на цвет имеет глубокие корни в самом человеке. Люшер сделал вывод, что выбор цвета отражает психологические качества человека, а также гормональные нарушения в нем.
У каждого цвета свои специфические свойства и сила. Цвет воздействует на эмоциональный настрой человека независимо от того, ощущает ли человек его воздействие. Здоровый уравновешенный человек находится в гармоничных отношениях со всеми цветами.
Случаи явного предпочтения одних цветов или откровенной неприязни к другим свидетельствуют о некоторой неуравновешенности.
Например, в системе воспитания японских педагогов сначала выявляются цвета, полостью отсутствующие в рисунках детей. При проведении коррекционной работы восприятие постепенно расширяется и, в конечном итоге, дети овладевают всеми известными цветами, включая ранее отвергаемые. Они считают, что владение всей цветовой гаммой считается основой душеного равновесия и гармоничного видения мира.
Ученые выделили физиологическую и психологическую составляющие воздействия цвета на человека. И эти две составляющие имеют непосредственную близость к эмоциям. Разные эмоциональные состояния вызывают соответствующие изменения в теле: ускорение или замедление пульса, изменение ритма дыхания и т. п.
Эксперимент показали, что воздействие теплых оттенков красного, желтого цветов повышает артериальное давление, частоту пульса и дыхания, а воздействие зеленого, синего цветов понижает эти же показатели, Существует множество примеров воздействия цвета на психику людей.
4.Результат работы учителя:
С использованием цветотерапии повысился интерес детей к логопедическим занятиям, возросла активность детей на занятиях, лучше усваивается материал, тем самым работа по коррекции речи была успешной. Коэффициент эффективности 100%.
II. Основная часть.
1. Характеристика основных элементов данной педагогической системы.
В логопедической работе с детьми подготовительной к школе группы, с фонетико – фонематическим недоразвитием речи базовой программой является «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя» 1973г. Каше Г.А. и Филичевой Т.Б., но наблюдение за поведением детей на занятиях привели меня к выводу, что существующие программа не учитывает изменения, произошедшие в последние годы в нашей жизни и оказавшие негативное влияние на психическое и физическое здоровье наших детей. Совместно с психологом выявили, что у большинства дошкольников существует комплекс проблем поведенческого плана (агрессивность, СНВГ, различные страхи), что, в конечном итоге, негативным образом сказывается на уровне их обучаемости. Следовательно, построив образовательный процесс с учетом психопатических расстройств ребенка, мы сможем получить более высокий результат своей работы.
Терапия цвета на логопедических занятиях используется в течении всего года. Часто какой – либо цвет используется изолированно, а иногда те или иные их сочетания.
2. особенности организации учебно–познавательной деятельности дошкольников логопедической группы.
В системе использования цветотехники на логопедических занятиях я применяю следующие методы:
– валеологическое сопровождение;
– погружение в цвет путем взаимодействия с предметами, игрушками, картинным материалом, чтение стихов – настроев, использование релаксационного тренинга;
– использование цветовых импульсов.
На логопедических занятиях цветотерапии представлено много упражнений на развитие эмоционально – волевых процессов у детей. Но поскольку я все же логопед, то попыталась объединить психологию и логопедию, дополнив занятия специфическими речевыми заданиями.
С помощью цвета можно заниматься автоматизацией звуков. Логопеды знают, как порой утомительно и долго длится период автоматизации поставленного звука. Использование цвета в этот период может прервать скучную работу в интересную, живую и творческую. Дети берут в руки предметы и игрушки определенного цвета, выполняют с ними разнообразные действия, моделируют ситуации. Все действия обговариваются. Нужный звук, таким образом, повторяется многократно, а дети получают удовольствие от процесса работы цвета.
Очень хорошо использовать цвет и для дифференциации звуков. Например, можно предложить детям найти среди желтых предметов сначала те, что содержат в своем названии звук (ж), а потом те, в которых встречается звук (з).
Видя перед собой большое количество предметов определенного цвета, дети непроизвольно входят в некое медитативное, расслабленное состояние.
III.Заключение.
1. Объективные трудности:
– в современной педагогической практике и в логопедической в том числе, использования цвета в целях сохранения и укрепления здоровья детей разработан недостаточно.
Субъективные трудности:
– недостаток материалов и оборудования для использования цветотерапии.
2. Нерешенные проблемы в данной методической системе:
– идет поиск оптимального варианта использования цветотерапии в системе логопедической работы.
3. Перспективы развития данной системы:
– вовлечение родителей в профилактику и коррекцию эмоционально–волевых процессов у детей с нарушением речи при помощи цветотерапии;
– изготовление, сбор цветоигротеки.
4. Рекомендации к использованию данного опыта:
– опыт предназначен для широкого использования логопедами, воспитателями, психологами и другими педагогами.
5. Использованная литература:
1. Бабич Е.Е, Вьюнова Н.И Развитие творческих способностей у старших дошкольников/ Е.Е Бабич, Н.И Вьюнова, Психолог в детском саду – 2004 №3.
2. Бондс Л. Магия цвета (цветотерапия на каждый день). Минск, 1992.
3. Бреслав Г.Э. Цетопсихология и цветолечение. СПб.,2000.
4. Дубровская Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста./ Дошкольная педагогика №6, 2003.
5. Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В, Индивидуальная подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения: Пособие для логопедов. М., 1998.
7. Купер М., Мэтьюз Д. Язык цвета. – М.: Изд-во Эксмо, 2002.
8. Нищева Н.В. Разноцветные сказки. – Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2003.
9. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – Санкт – Петербург: Речь, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальная игра как одно из действенных средств музыкального развития ребенка.
Сообщение из опыта работы....
Представление инновационного педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»
laquo;Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»...
Консультация для воспитателей ДОУ "Пересказ-действенное средство развития речи дошкольников"
Консультация для воспитателей ДОУ "Пересказ-действенное средство развития речи дошкольников"....
Интегрированные занятия – действенное средство духовного развития ребенка( на примере знакомства детей с казачеством)
Консультация для воспитателей...
Картотека игр-забав и упражнений, предусматривающих использование предметно-действенных средств общения.
Картотека игр-забав и упражнений, предусматривающих использование предметно-действенных средств общения....
"Пересказ - действенное средство развития связной речи у детей"
quot;Пересказ - действенное средство развития связной речи у детей"...