Консультация для родителей "Произношение и речевой слух".
консультация по логопедии (младшая группа)

Семененя Вера Васильевна

Материал о значении развития речевого слуха , артикуляционной гимнастики для развития речи ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx474.94 КБ

Предварительный просмотр:

       Консультация для родителей.  

        Произношение и речевой слух    

C:\Users\Asus\Desktop\teatr2.jpg                                                                            Наше понимание звучащей речи зависит от умения различать звуки языка. Различать – значит отделять один звук от другого, не путать похожие, понимать различия между ними. Так, например, корейцу, скорее всего, будет сложно определить, в чем разница между словами «шина» и «сына», так как его речевой слух «не настроен» определять звуки «с» и «ш» как разные, они сливаются для него в один.  Научиться слышать два разных звука для него может оказаться довольно трудной задачей. То же самое на самых ранних стадиях происходит с самыми маленькими носителями русского языка. Из слышимого потока родной речи ребенку только предстоит научиться «вылавливать» звуки, и многие из них на первых порах будут для него абсолютно неразличимыми. Ма-ла, чи-щи, ци-си, ди-ти, ку-ху, ша-са – вот только краткий список пар слогов, которые малыш может слышать как абсолютно одинаковые. Артикуляционные упражнения помогут ребенку быстрее «присмотреться» к звукам, понять и почувствовать между ними разницу, так как различать их малыш одновременно учится и слушать, и артикулировать.  

 Произношение и письмо.                                                                                                                  Как известно, у детей часто возникают проблемы с правильным написанием слов. Ребятишки могут постоянно путать буквы, менять одну букву на другую, казалось бы, совершенно не похожую, делая это с завидным упорством, несмотря на порицание со стороны взрослых. Опытные учителя и наставники, видя регулярные подмены букв на письме, посоветуют родителям обратить внимание не на прилежание ребенка, а на его логопедические проблемы.                                                                                    Ребенок может не до конца различать звуки на слух, и именно поэтому в его тетрадках появляется «мяцо» вместо «мясо», «герево» вместо «дерево», «курма» вместо «хурма» и даже «коска» вместо «кошка». При произношении эти логопедические проблемы могут быть скрыты. Во-первых, речь дошкольников и младших школьников может быть недостаточно четко артикулирована, а во-вторых, например, «ку» и «ху» могут восприниматься ребенком как варианты одного и того же. Почувствовать разницу звуков и таким образом избавиться от проблем с путаницей и подменой букв также помогут артикуляционные упражнения, которые направлены именно на то, чтобы сформировать устойчивый артикуляционный комплекс.    

C:\Users\Asus\Desktop\1255199_1.png

 Произношение и чтение.                                                                                                       Во многих случаях артикуляционная гимнастика для дошкольников может способствовать динамичному развитию беглого чтения – по той же причине, по которой она влияет на коррекцию письма. Как известно, при «взрослом» – беглом – чтении лишь некоторые слова читаются линейно, по слогам, от первого к последнему. Это касается необычных имен, названий городов, лекарств, а также незнакомых терминов. Именно в этих случаях взрослый, как ребенок, может запинаться, путаться и ошибаться. В стандартных же ситуациях лексема узнается в целом, а ее форма уточняется. Именно поэтому дети с большим запасом слов читают быстрее, а дети с бедным лексиконом читают, постоянно запинаясь. Однако причиной проблемного чтения может быть и недостаточная  сформированность речевого слуха. Ребенку трудно соотносить то, что он видит, с тем, что он слышит, так как звуковой состав слова для него не совсем ясен. Чтение для него наполнено неожиданностями и удивлением, так как он постоянно наталкивается на несовпадения внутреннего речевого слуха с написанным словом. Дети с устойчивыми серьезными недостатками произношения постепенно учатся соотносить написанное и произносимое, у них формируются свои, индивидуальные артикуляционно-графические комплексы. Но речь сейчас не о них, а о тех детях, у которых к моменту попыток чтения речевой слух и артикуляция развиты недостаточно. Предупредить возникновение этих проблем также поможет артикуляционная гимнастика для малышей.                                                            Обратная связь.                                                                                                      Так как связь между слухом, произношением, письмом и чтением неразрывна, упражнения для развития речи могут быть не только артикуляционные. Звуки речи часто начинают правильно артикулироваться и после упражнений на умение различать их на слух, и после освоения грамоты, и тогда, когда ребенку часто читают вслух, оставляя ему возможность следить глазами за читаемым текстом. Поэтому артикуляционная гимнастика для дошкольников не сводится лишь к укреплению органов речи. Это более сложный и разносторонний процесс. На что направлены упражнения. И так, артикуляционная гимнастика для детей подразумевает несколько целей. Первая – самая прозаическая и очевидная – это развитие органов речи: укрепление мышц языка, губ, нижней челюсти и щек. Вторая цель – постановка речевого дыхания. Произносимый звук – это выдох. Не случайно нам сложно разговаривать во время бега, плавания, кашля. Не случайно, что о том, кто не может сказать ни слова от волнения, говорят: «У него перехватило дыхание». Основа произносимой речи – это чистый выдох, поэтому при говорении очень важно правильно вдыхать и выдыхать. Третья цель – это формирование контроля над органами речи. Ребенку могут быть физически доступны движения языком, но этого мало: нужно, чтобы язык его «слушался». Это хорошо видно на примере многих полуторагодовалых детей, у которых некоторое время можно наблюдать, так называемую,  эхолалическую речь. Малыш может совершенно чисто, «по-взрослому», говорить «бумага», «корова», «лицо», «упала», «мыло», однако эти «слова» представляют собой  единые  звукокомплексы. В норме такая  эхолалия быстро проходит, и ребенок заново учится говорить эти слова, и часто они становятся доступными для артикуляции очень не скоро. Это очень любопытное явление.  Как таковые органы речи физически готовы произносить звуки и их сочетания очень рано. Произнесение слов недоступно ребенку по другой причине: из-за отсутствия контроля над органами. И именно в этом смысле артикуляционная гимнастика для детей влияет не только на чистоту дикции, но и на развитие речи в целом. Когда делать упражнения?  Для упражнений можно не выделять специального времени. Любая игра в конечном итоге направлена на обучение или формирование какого-либо навыка, в том числе игра может быть и артикуляционная. Речь ребенка развивается постоянно, и, как правило, он очень заинтересован в том, чтобы учиться говорить. Заниматься можно ненавязчиво и непрерывно. Помимо постоянной помощи ребенку в виде «ответной реакции» на его произношение, можно играть с малышом, целенаправленно развивая его органы речи и слух. Например, артикуляционной зарядкой можно заполнять время одевания. Многие дети не любят одеваться, и такая игра будет не только отвлекать их от капризов, но и развивать. Подобных моментов, требующих активного общения с родителями, в расписании ребенка отнюдь не мало, и если многие из них заполнять развитием речи, это будет очень плодотворно.

C:\Users\Asus\Desktop\hello_html_m7d2445f5.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «При работе по развитию речевого слуха детей помогают скороговорки, чистоговорки, считалочки, потешки»

Данная работа поможет педагогам и родителям разобраться при работе по  развитию речевого слуха детей....

Консультация для родителей "Развитие слухового внимания, фонематического и речевого слуха"

Одной из форм пропаганды педагогических знаний среди родителей являются консультации. Цель данной консультации - обеспечить практическим материалом, который можно было бы использовать для закрепления ...

Консультация для родителей на тему: "Речевой слух. Что это и для чего?"

Консультация для родителей по развитию фонематического слуха у детей...

Конкурс-игра по развитию речевого слуха с детьми старшей и подготовительной к школе группы, имеющими нарушения слуха.

Конкурс-игра по развитию речевого слуха с детьми старшей и подготовительной к школе группы, имеющими нарушения слуха. Цель: совершенствовать произносительные навыки детей, речевое дыхание; развив...

Консультация для воспитателей "Воспитание речевого слуха".

Человек с самого рождения существует в постоянном окружении многообразных звуков. Воспринимая их, он ориентируется в среде, общается с другими людьми, обменивается опытом игровой, учебной и трудовой д...

Консультация "Воспитание речевого слуха"

Консультация для педагогов и родителей...

Консультация для родителей "Произношение и речевой слух"

Консультация для родителей. Произношение и речевой слух ...