Консультация для родителей "Развитие слухового внимания, фонематического и речевого слуха"
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Одной из форм пропаганды педагогических знаний среди родителей являются консультации. Цель данной консультации - обеспечить практическим материалом, который можно было бы использовать для закрепления у детей навыков правильного произношения в условиях семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие слухового внимания, фонематического и речевого слуха»

Прочитайте ребенку стихотворение, предложите ему внимательно вслушаться в содержание и рассказать о замеченном смысловом несоответствии.

Январским ясным утром

В начале сентября

Взошла луна, а звезды

Упали на поля.

Нарцисс закукарекал,

Расцвел петух-чудак.

А я в подвал спустился,

Чтоб подмести чердак.

Пересказал с английского А. Жуков

Если ребенок не может найти ошибки, задайте ему вопросы по содержанию, а затем прочтите текст еще раз.

Поупражняйтесь с ребенком в различении на слух близких по звучанию слов, в нахождении недостающих и лишних звуков в словах, в четком произнесении изолированных звуков. (Упражнения направлены на развитие фонематического и речевого слуха).

Какой звук пропал в слове?

Расскажите ребенку, что Незнайка написал зайке письмо в стихах, но в некоторых словах он пропустил один звук.  Попросите его отгадать, какие слова он хотел написать; выясните, какой звук пропущен. (Если ребенок легко справляется с заданием, спросите его, где пропущен звук: в начале, середине или конце слова).

Землю роет старый к…от (крот),

Под землею он живет.

В зоопарке живет с…он (слон),

Словно дом огромен он.

На арену вышли …игры (тигры),

Мы от страха все притихли.

А. Максаков

Своей младшей дочке Тосе

Заплетает мама …осы (косы).

Мама кукле шар…(шарф) вязала,

Ей Наташа помогала.

Написал письмо я зайке,

Но забыл приклеить ..арки (марки).

А. Максаков

Подарили нам игрушки:

Целый день стреляли …ушки (пушки).

Серый вол… (волк), голодный, злой,

Бродит по лесу зимой.

Нам темно. Мы просим папу

Нам включить поярче ла..пу (лампу).

Прыгал птенчик по дорожке

И клевал большие к…ошки (крошки).

Какой звук лишний в слове?

Скажите ребенку, что Незнайка написал новые стихи, но в некоторых словах у него оказался лишний звук. Предложите ему выяснить, какое слово Незнайка написал неверно; какой звук оказался лишним в слове?

Говорит Володя Коле:

Стройку (тройку) получил ты в школе.

В нашем доме на окошке

Сидят серенькие крошки (кошки).

Вадик спит и видит слон (сон),

Что летит в ракете он.

Предложите ребенку найти ошибки в словах и исправить их.  (Упражнение направлено на совершенствование слухового, фонематического восприятия и звукопроизношения).

Найди ошибку и назови слово правильно.

Расскажите ребенку, что в других стихах Незнайка в словах перепутал звуки: вместо шишки написал фишки, вместо дом – ком. Пусть он выяснит, какие звуки перепутал Незнайка? (Вместо слова фишки надо было сказать «шишки». Здесь Незнайка перепутал звук (ш) со звуком (ф)). Верно. А здесь что неправильно?

Подарила мама … ночке (дочке)

Разноцветные платочки.

Очень рада …бочка (дочка)

Маленьким платочкам.

А. Максаков

Между гор издалека

Течет бурная …щека (река).

- Ой! – кричат вокруг хозяйки. –

 В огород забрались …майки (зайки).

Мишка плачет и ревет:

Просит пчел, чтоб дали …лед (мед).

Писем мы не написали,

…Тучку (ручку) целый день искали.

Слезы льются у Оксанки:

У нее сломались…банки (санки).

Стужа. Снег. Метут метели.

Темной ночью бродят …двери (звери).

Утром…кости (гости) к нам пришли,

Всем подарки принесли.

Сшил себе котенок тапки,

Чтоб зимой не мерзли …шапки (лапки).

Любопытные мартышки

Собирают с елок …фишки (шишки).

Доски на гору везем,

Будем строить новый …ком (дом).

Под водою рак живет,

В поле красный …лак (мак) растет.

Прилетел из леса ..лук (жук)

И залез под толстый сук.

Мышка спряталась под горку

И грызет тихонько …норку (корку).

Здесь хорошее местечко –

Протекает мимо …печка (речка).

Проследите, чтобы ребенок при замене в словах одного звука другим правильно называл изолированные звуки, особенно при произнесении мягких согласных.

Поупражняйте ребенка в умении правильно заменять один звук другим.

Замени звук другим.

Спросите ребенка, из каких звуков состоит слово мышка (какой звук первый, второй, третий и т.д.). Затем предложите заменить в слове один звук другим так, чтобы образовалось новое слово; мышка – мишка – мошка – мышка.

Мышка в норке

Мышка в норке росла,

Мышка грызла корки,

Только грызла тоска

Мышку в этой норке.

И решила от тоски:

«Я меняю Ы на И»

Какое получилось новое слово?  (Мишка).

Мишка в норке живет,

Мишка лапу сосет.

Косолапый тужит:

«Очень скудный ужин!

В этой норке тесно,

Жить неинтересно,

Как-то сыро и темно…

Я меняю И на О!»

Какое теперь получилось слово?   (Мошка).

Мошка в норке живет,

Мошка крошку сосет.

«Неуютно дома –

Целые хоромы.

От кровати до ворот –

Очень длинный перелет.

Это не годится:

Я ведь вам не птица!

Нет ни в чем моей вины,

Я меняю О на Ы!»

А теперь какое получилось слово?  (Мышка).

Мышка в норке сидит,

У нее довольный вид.

Н.Голь

Предложите ребенку отгадать загадки, а затем назвать, с какого звука начинаются слова-отгадки.

Обожгу – попробуй тронь! –

Хоть я вовсе не огонь.

(Крапива)

Из пшеницы и овса

Смотрят синие глаза.

(Васильки)

Бредут вразвалку

По тропинке

К воде подушки

Да перинки –

Они пловцы

Прекрасные,

На ножках –

Ласты красные.

(Гуси)

Кружок дырявый

Поверчу –

И говорю,

С кем захочу.

(Телефон)

Плутовкой издавна слывет,

В округе курам счет ведет

И ловит мышек ловко,

Хотя не мышеловка.

(Лиса)

Речка – льняная,

Лодка – стальная.

Проплывает она –

Пропадет волна.

(Утюг)

На клумбе голубой

Бубенчик золотой

По утрам расцветает,

Свет и жар излучает.

(Солнышко)

В. Кремнев

Покажет.

Хоть без рук, -

Где север,

А где юг.

(Компас)

Использованная литература

Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок: пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 152 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр на развитие слухового внимания, речевого и фонематического слуха.

Цель. Развитие слухового внимания, умения определить направление звука.Оборудование. Звоночек (колокольчик, дудочка и т.п.).Описание игры. Дети сидят в разных местах комнаты, в каждой группе какой-ниб...

СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ. ЗНАКОМСТВО СО ЗВУКОМ И БУКВОЙ.

СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ. ЗНАКОМСТВО СО ЗВУКОМ И БУКВОЙ....

консультация для родителей "Слуховое внимание"

             Данная консультация поможет родителям в развитии  слухового внимания. Я предлагаю использовать  игры и игровые упражнения....

Слуховое внимание\фонематическое восприятие.

Представляю вашему вниманию игры для развития слухового внимания и фонематического слуха....

Картотека игр на развитие слухового внимания, речевого и фонематического слуха

Картотека игр на развитие слухового внимания, речевого и фонематического слуха...

Речевые игры для развития слухового внимания, речевого, фонематического слуха

Предлагаются игры по развитию слуха. Подбор игр идет в строгой последовательности:сначала для развития слухового внимания, то есть умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам;далее...

Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)

Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...