массаж пальчиков
картотека по логопедии
Картотека массажа пальчиков с использованием массажера Су-Джок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
massazh_palchikov.docx | 39.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Массаж и самомассаж № 1 «Звери» (Су - Джок) | Массаж и самомассаж № 3 «Медведь» (Су - Джок) | ||
Правая рука, Дети любят всех зверей: Птиц, и ящериц, и змей, Пеликанов журавлей, Бегемотов соболей, Голубей и глухарей. Левая рука И клестов, и снегирей. Любят горного козла, Дикобраза и осла, Черепаху и ужа. | Кольцо из массажера Су – Джок катаем по пальцу вверх, вниз, сменяя палец, начиная с большого пальца, на каждую новую фразу. | Правая рука, Шел медведь к своей берлоге Да споткнулся на пороге. «Видно, очень мало сил Я на зиму накопил», - Так подумал и пошел Левая рука Он на поиск диких пчел. Все медведи - сладкоежки, Любят, есть медок без спешки, А наевшись, без тревоги До весны сопят в берлоге. | Кольцо из массажера Су – Джок катаем по пальцу вверх, вниз, сменяя палец, начиная с большого пальца, на каждую новую фразу |
Массаж и самомассаж № 2 «Колечки» (Су - Джок) | Массаж и самомассаж № 4«Мячик» (массажный мяч) | ||
Правая рука, Птичек мы окольцевали, Наблюдали, узнавали, Улетев, в какие дали, Где морозы переждали, Что пернатые клевали, Левая рука Гнезда, где свои свивали. Где вы яйца отложили, Как вы бури пережили, Сколько вы, в конце концов, В гнездах вывели птенцов. | Кольцо из массажера Су – Джок катаем по пальцу вверх, вниз, сменяя палец, начиная с большого пальца, на каждую новую фразу | Я мячом круги катаю, Взад – вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму И другой рукой начну. А теперь последний трюк: Мяч летает между рук. | Катаем мячик между ладонями, Смена рук, соответственно тексту, смена рук, соответственно тексту, смена рук, соответственно тексту, смена рук, переброс мяча из рук в руку |
Массаж и самомассаж № 5 « 17 Бусин» | Массаж и самомассаж № 7 « Четки - 1» | ||
Заяц и ежик на встречу друг другу Шли по дорожке, по полю по лугу. Центральная бусина Встретились – и разбежались они. Быстро бежали – поди догони! Не догонишь! | Нужны бусы с одной большой бусиной посередине. Ребенок берется за край и перебирает бусы, пока не дойдет до центральной бусины, а затем двигается от центра к концу. Бусы перебираются на ударный слог. | Чётки мы перебираем, Всё на свете мы считаем. За день всходит только раз В синем небе солнце глаз. И гордится голова: У неё – то глаза два! Смена руки Мы пускаем пузыри: Раз пузырь и два и три. Мы считаем дырки в сыре: Раз и два, и три, четыре. Будем пальчики считать: Раз, два, три, четыре, пять. | Ребенок проговаривает строчку и откладывает бусину (но не как на счетах, а держа чётки этой же рукой). Работают 1,2 и 3 пальцы, а 4,5 держат чётки. |
Массаж и самомассаж № 6 «Китайские шары» | Массаж и самомассаж № 8 «Четки - 2» | ||
Вы видали циркача? Мяч ведет вокруг мяча! Смена руки Кружит с видом знатока, Будто шмель вокруг цветка. | Берем два каучуковых мяча, кладем их в одну руку и без помощи второй руки стараемся обвести один мяч вокруг другого. | Чётки мы перебираем, Всё на свете мы считаем. И заходит только раз Целый вечер солнца глаз, И гордится голова – У неё и уха два. И на ветках – снегири: Раз снегирь и два, и три. И изюминки в пломбире: Раз и два, и три, четыре. И утят считает мать: Раз, два, три, четыре, пять. | Ребенок проговаривает строчку и откладывает бусину ( но не как на счетах, а держа чётки этой же рукой). Работают 1,2 и 3 пальцы, а 4,5 держат чётки. |
Массаж и самомассаж № 9 «Разминка» (массажный мяч) | Массаж и самомассаж № 11 «Пульки» | ||
Мячик сильно пожимаем И ладошку поменяю. Здравствуй мой веселый мячик, Скажет утром каждый пальчик, Брат у брата мяч берет, Только брату отдает. По столу круги катаю , Из-под рук не выпускаю. Взад-вперёд его качу; Вправо-влево – как хочу. Поиграю я в футбол И забью в ладошку гол. Сверху левой, снизу правой Я его катаю - браво. Поверну, а ты проверь – Сверху правая теперь! | Движения с мячом выполняются соответственно тексту, сменяя руки. Катание мяча между большим и другими пальцами. На каждое слово – один пальчик, а смена рук – после каждой строчки. Катание мяча по столу мячик соответственно тексту, Это четверостишье повторяется два раза сменив руку. переброс мяча из рук в руку, Смена рук, соответственно тексту, | Круглую рожицу, а не косую Каждому пальчику я нарисую. Пальчики, как озорные мальчики, - Целых четыре весёлых братишки. Смена рук Пятый братишка – на голову ниже, Только умишком и он не обижен. Даже такое порою бывает: Маленький всем четверым помогает! | Катание пульки между большим и другими пальцами. На каждую строчку – один пальчик, а смена рук – после четверостишия. |
Массаж и самомассаж № 10 - 1 «Горох » | Развитие координации пальцев № 12 « Бурундук» | ||
В ведро насыпали горох И пальцы запустили, Устроив там переполох, Чтоб пальцы не грустили. | Делаем «сухой бассейн» с фасолью или горохом. В пластмассовые ведра насыпают горох или фасоль и, соответственно материалу, подбирают стихотворение (на дне «бассейна» прячется игрушка из киндер-сюрприза). | Правая рука, Поднял ушки бурундук, Он в лесу услышал звук: - Это ч то за громкий стук, Тук да тук, тук да тук? - А пойдем, - сказал барсук,- Левая рука Сам увидишь этот трюк: Это дятел сел на сук И без крыльев, и без рук Ищет он, где спрятан жук, - Вот и слышен перестук! | Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному и щелкает. На каждую строчку новый палец. 1рука – начало с мизинца. 2 рука - начинает с большого пальца. |
Массаж и самомассаж №10 - 2 « Фасоль» | |||
В ведре не соль, совсем не соль, А разноцветная фасоль. На дне – игрушки для детей, Мы их достаем без затей. | В пластмассовые ведра насыпают горох или фасоль и, соответственно материалу, подбирают стихотворение (на дне «бассейна» прячется игрушка из киндер-сюрприза). |
Развитие координации пальцев № 13 «Репка» | Развитие координации пальцев № 16 «Птичка» | ||
Правая рука, Тянут, тянут, Бабка с дедокой Из земли Большую репку: «Вот пришла бы Левая рука Наша внучка, Помогла б Собачка Жучка. Где же кошка, Мышка – крошка?» Хоть держалась крепко, Вытянулась репка! | Вытягивание пальцев за ногтевую пластину. На каждую строчку новый палец. 1рука – начало с мизинца. 2 рука - начинает с большого пальца. Соединяем пальцы домиком. Потом подняли пальцы вверх. | Правая рука, Ищет птичка и в траве, И на ветках, и в листве, Левая рука И среди больших лугов Мух, червей, слепней, жуков. | Поочередное соединение всех пальцев с большим. На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: 2,3,4,5,5,4,3,2. Затем смена рук. |
Развитие координации пальцев № 14 «Цепочки» | Развитие координации пальцев № 15 «Ладонь - кулак» | ||
Впереди - селен, красив – Тянет всех локомотив. Мы сцепились, как вагоны: Дайте нам скорей «Зеленый»! Мы - вагончики трамвая, Тоже вместе быть желаем. Мы – машины и прицеп. Очень крепок этот сцеп. Так же крепко взяв за руку, Объяснил дедуля внуку: «Много есть людей вокруг – Всех важнее верный друг! Он тебя всегда поймет И на выручку придёт!» | Потягивание сцепленных пальцев в виде колечек (цепочек) в противоположные стороны. На каждое двустишие. Большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы Вся ладонь Беремся за запястье противоположной руки. | Руки, как глазки, Закрылись - открылись, Словно из сказки Они появились. Один кулак - одна ладошка, И поменяй их быстро, крошка! Теперь – ладошка и кулак, И всё быстрее делай так! | Руки ладонями вниз на столе. Затем одновременно сжимают в кулак и снова ложатся ладонями на стол. А теперь правая рука сжимается в кулак, левая – прямая, затем смена рук: одновременно правая распрямляется, а левая – сжимается в кулак. |
Развитие координации пальцев № 17 «Ножки» | Развитие координации пальцев № 20 «Пианист» | ||
Наши пальчики как ноги, Побежали По дороге. Очень быстро Мы бежали, Но споткнулись И упали. | Соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой (наискосок)- это первая пара, после чего пару размыкают, обводят с разных сторон и делают вторую пару. Делаем пальцами, так как будто они шагают по пальцам. Выполняем движения соответственно тексту, | Пианист Бемоль В музыке король. Говорит бемоль Ноты, как пароль: «До, ре, ми, фа, соль, Принесите соль. До, ре, ми, фа, соль, Посолить фасоль». | Пальцы опускаются на стол по порядку – от мизинца к большому – на каждый слог стиха. После каждой строчки – смена рук. |
Развитие координации пальцев № 18 «Пальчики кивают» | Развитие координации пальцев № 19 «Горошки» | ||
1рука – начало с большого пальца Вот и встретилась семья, Рад тебя увидеть я. Всех мы в гости пригласили, Всех здороваться учили. В знак приветствия кивать 2 рука - начинает с мизинца. Может пальчик номер «Пять», Безымянный может ниже, Средний – силой не обижен, Этот – знает все на свете, А вот этот любят дети! | Руки на уровне груди, пальцы вверх, ладони смотрят друг на друга. На каждую строчку - «кивание» одного пальца 2 – 4 раза. |
С блюдца я беру горошки, Словно птица клювом крошки. И полны мои ладошки – Руки держат все горошки. | Насыпаем в блюдце, ребенок большим и указательным пальцем берет горошины одну за другой и удерживает их в руке, и так набирает целую горсть. После двустишья - смена рук. |
Упражнения с предметом № 21 «Полянка» с колючим ковриком | Упражнения с предметом № 2 3 «Колодец» со счетными палочками | ||
На полянке, на лужайке Целый день скакали зайки. И катались по траве, От хвоста и голове. Долго зайцы так скакали, Но напрыгались, устали. Мимо змеи проползали, «С добрым утром!» - им сказали. Стала гладить и ласкать Всех зайчат зайчиха – мать. Шла медведица спросонок, А за нею - медвежонок. А потом пришли детишки, Принесли в портфелях книжки. Стали книжки открывать И в тетрадочках писать: Все! Тетрадочки убрали И обедать побежали. | Берем квадратный фрагмент порогового коврика «травка» и обе руки делают на нем движения соответственно тексту. (прыгаем, катаемся, прыгаем, ложимся, ползем, гладим, «переступаем» ребром ладони, шагаем пальцами(2,3 пальцем), раскрываем ладони как книжку, пишем пальцами буквы, бежим). | А из нашего колодца Никогда вода не льется. Нет ни кранов и ни труб – Мы кладём из спичек сруб! Очень – очень аккуратно Мы кладем и, вероятно, - Со стараньем возведен – В мире лучшем будет он! Ровно – ровно, спичку к спичке, Пусть совсем не для водички, Понимаем я и ты: Смотрим мы для красоты! | Складываем счетные палочки в форме колодца, на каждую строчку выкладываем по одной палочки, а если ребенок успевает, то и по две. |
Упражнения с предметом № 22 «Прищепка» с прищепками | Упражнения с предметом № 24 «Мишка» со стопором | ||
Вот проснулся, встал гусёнок, Пальцы щиплет он спросонок. - Дай, хозяйка, корма мне Раньше, чем моей родне! | Берем бельевые прищепки и прищепляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого пальца) на каждый ударный слог. | Шёл мишутка – топ да топ – Вдоль звериных тайных троп, Но устал и сел на пень И ему подняться лень. | Нажимаем пальцем ( кроме большого пальца) на стопор. Нажим проводится на каждый ударный слог стиха. После двустишия – смена рук. |
Упражнения с предметом № 25 «Прогулка» с крышками | Упражнения с предметом № 26 «Узловка» с веревкой | ||
Крышки пальчики обули, Смело в них вперёд шагнули. смена рук И пошли по переулку На веселую прогулку. смена рук Пальцы – словно балеринки, Но одетые в ботинки. смена рук Каждый пальчик – будто ножка, Только шаркает немножко. | Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательный и средний пальцы обеих рук. И «идем»пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия - смена рук. | Лезет, лезет альпинист – В этом деле он артист. По скале и по верёвке Он наверх залезет ловко! | Берем веревку диаметром 4 – 6 мм и завязываем на ней 4-8 узлов. Подвешиваем её вертикально. Ребёнок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при лазанье по канату) и так двигается дальше. |
Упражнения с предметом № 27 «Цапля» со счетными палочками | Упражнения с предметом № 28 «Пальцеход» с пуговицами или аппаратом Кузнецова | ||
Очень длинный клюв у цапли, Вы длинней найдёте вряд ли. Клювом меряться пришли Аисты и журавли. | Нужны 4 счетные палочки. Они раскладываются на столе перед ребёнком, который берёт их одноименными пальцами, от указательного – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку, на каждую строчку – по одной палочке. | Ходит цапля по болоту На прогулку, на работу – Очень нужно цапле там Взять еду своим птенцам! | Нашиваем на плотный материал 16 пуговиц – по 8 в два ряда. Ребёнок «ходит» по ним указательным и среднем пальцами обеих рук, наступая на пуговицы на каждый ударный слог стиха. Дойдя до конца двустишия, снова переходим к двум первым пуговицам. |
Упражнения с предметом № 29 «Друзья» с эспандером | Упражнения с предметом № 30 «Проглот» с носовым платком | ||
Я в друзьях души не чаю, Я друзей своих встречаю. Каждый руку мне пожмёт, Каждый мне привет пошлёт! | Берем кистевой эспандер (резиновое кольцо или любой другой эспандер, который ребенок сможет сжать). Сжимаем на каждый ударный слог. После каждой сточки – смена рук. | У меня живет проглот - Весь платок он скушал, вот! Сразу стало у проглота Брюхо, как у бегемота! | Берём небольшой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает! Потом предлагаем то же самое сделать ребёнку. Сначала одной рукой, потом другой. Можно одновременно комкать и 2 платка руками. |
Упражнения с предметом № 31 «ДОЖДИК» с пипетками | Упражнения с предметом № 32 « Птицы» с горохом или фасолью | ||
Шлеп – шлеп – шлеп – Иду по лужам. Хлюп – хлюп – хлюп – Вода в ботинках. Кап – кап – кап – Мне зонтик нужен. Оп – оп – оп – Вода по спинке. | Берем пипетку и на каждый ударный слог капаем в стакан. | Снегирь, и сорока, и клест, и синицы – Зимуют у нас эти чудные птицы. И чтоб они жили по – прежнему с нами, Мы будем кормить их, конечно же, сами. | Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку |
Упражнения с предметом № 33 « Котенок» с бельевыми прищепками | Упражнения с предметом № 34 «Карандаши» с карандашом. | ||
Кусается сильно котенок – глупыш, Он думает: это не палец, а мышь (смена рук)
Но я же играю с тобой, малыш, А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!» | Бельевая прищепка (проверяем на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой). Поочередно «кусаем» ногтевые фаланги ( от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха). После 1 – го двустишия – смена рук. | Словно ловкими жуками, Пальчиками, как крючками, Перехватим карандаш. Карандаш в руках катаем И ладошки согреваем. Очень быстро мы катаем, Никогда не замерзаем. | Перехватывает карандаш согнутыми указательными пальцами правой и левой руки. Катает карандаш между ладонями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
брошюра для родителей " массаж пальчиков"
Материал полезен как консультация для родителей....
Массаж пальчиков "Ёжик на прогулке"
Я провела с детьми упражнения с шариком-массажёром Су-Джок...
Массаж пальчиков карандашами для развития мелкой моторики
Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук....
Презентация массаж пальчиков"Ежик на прогулке"
Презентация массаж пальчиков"Ежик на прогулке"...
Массаж пальчиков «Ёжик на прогулке»
ull;Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.•Оборудование: шарик – массажёр Су-Джок....
Массаж пальчиков с шариком Су-джок
Индивидуальная работа...
Консультация кмц. Массаж пальчиков для развития речи у детей: полезные упражнения и весёлые игры
Консультация для родителей детей раннего возраста. Пальчиковые игры, массаж....