Комплекс артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой для постановки шипящих звуков
консультация по логопедии (старшая группа)
Комплекс артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой для постановки шипящих звуков
(по методике Е.Ф. Архиповой)
Учитель-логопед МБДОУ МО «Детский сад №6»
Зеберг Н.В
Забор –Окно –Мост –Лопата –Лопата копает –Вкусное варенье – Теплый ветер
«Забор»
Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы.
Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ребенок не морщил нос. Удержать под счет до 5.
«Окно»
Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.
Методические рекомендации: из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до5
«Мост»
Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.
Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5.
«Лопата»
Цель: выработать широкое и спокойное положение языка, что необходимо для подготовки шипящих звуков.
Методические рекомендации: последовательно выполнять упражнения «Забор» —«Окно» —«Мост». Из положения языка «Мост» выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным и широким. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. Язык на губе.Удержать под счет до 5.
«Лопата копает»
Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка».
Методические рекомендации: выполнить последовательно упражнения: «Забор» —«Окно» —«Мост» —«Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны. Следить, чтобы язык при подъеме не убирался в ротовую полость. Выполнить упражнение в медленном темпе 3—4 раза. Кончик языка загибается вверх.
«Вкусное варенье»
Цель: сформировать верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз.
Методические рекомендации: из положения «Лопата копает» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху вниз 2—3 раза в медленном темпе.
Движения языка сверху вниз по верхней губе.
«Теплый ветер»
Цель: вызывание шипящих звуков по подражанию.
Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» убрать язык за верхние зубы и образовать щель с альвеолами. Руку расположить у подбородка и попросить ребенка подуть на широкий язык. Рука должна ощутить теплую воздушную струю.
Если упражнение не получается, то проводят упражнения Маляр, Качели. .Подуть на язык.
«Маляр»
Цель: растянуть подъязычную связку для звуков [р], [л], а для произнесения шипящих звуков найти место образования щели языка в форме чашечки у твердого нёба.
Методические рекомендации: из положения «Парус» продвигать язык по нёбу в передне-заднем направлении 3—4 раза. Челюсть должна оставаться неподвижной (контролируется рукой). Язык движется по нёбу вперед-назад.
«Качели»
Цель: дифференцировать нижнее и верхнее положение языка, что необходимо для дифференциации свистящих и шипящих звуков.
Методические рекомендации: из положения «Парус» перейти к упражнению «Мост». Чередовать 5—6 раз в темпе, заданном логопедом.
«Фокус»
Цель: сформировать сильную правильно направленную воздушную струю.
Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» сильно подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги (3 х 1 см) и сдуть ее. Выполнить 2—3 раза. Язык на верхней губе, дуть на кончик носа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_shipyashchih.docx | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой для постановки свистящих звуков
Комплекс артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой для постановки свистящих звуков(по методике Е.Ф. Архиповой) Учитель-логопед МБДОУ МО «Детский сад №6»Зеберг Н.ВКомп...
Комплекс артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой для постановки звука [Л]
Комплекс артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой для постановки звука [Л](по методике Е.Ф. Архиповой)Учитель-логопед МБДОУ МО «Детский сад №6»Зеберг Н.ВЗабор –Окно...
Комплекс артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой для постановки звука [Р]
Комплекс артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой для постановки звука [Р](по методике Е.Ф. Архиповой) Учитель-логопед МБДОУ МО «Детский сад №6»Зеберг Н.В...
Комплекс артикуляционных упражнений для подготовки язычка к постановке звука «Л».
Артикуляционная гимнастика....
Комплекс артикуляционных упражнений для подготовки язычка к постановке «шипящих », звука «Ш, Ж»
Артикуляционная гимнастика....
Комплекс артикуляционных упражнений для подготовки язычка к постановке «свистящих »звуков С, Сь, З, Зь
Артикуляционная гимнастика....
Комплекс артикуляционных упражнений для подготовки язычка к постановке сонорных звуков
Перечень упражнений артикуляционной гимнастики с картинками для подготовки язычка к постановке сонорных звуков....