АЛЬБОМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Агафонова Алина Николаевна

Выявление симптомов недоразвития дефицитарного и атипичного развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Альбом Глозман2.58 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 Чиполлино Альбом нейропсихологического обследования Ж.М.Глозман Для детей 5-6 лет Агафонова А.Н.

Слайд 2

Цель: выявление симптомов недоразвития, дефицитарности и атипичного развития детей.

Слайд 3

Задачи нейропсихологической диагностики: Описание индивидуальных особенностей и диагностика состояния психических функций в норме и при различных отклонениях (атипиях) психического функционирования . Дифференциальная ранняя диагностика ряда заболеваний центральной нервной системы Определение причин и профилактика различных форм аномального психического функционирования Разработка и применение систем дифференцированных и индивидуализированных методов восстановительного или коррекционно-развивающего обучения

Слайд 4

Специфика нейропсихологической диагностики в дошкольном возрасте Необходимо провести тщательный отбор диагностического материала по следующим критериям : доступности (сложности); знакомости ; привлекательности ( наглядности, занимательности , способности привлекать внимание).

Слайд 5

Требования к процедуре обследования Необходимо чередовать разнородные задания Учитывать ограничения объема восприятия и внимания дошкольников Проводить исследование детей в микрогруппе, начиная выполнение задания с ребенком более готовым к контакту Игровая форма является лучшим видом тестрирвания

Слайд 6

Нейропсихологическое обследование детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет включает в себя следующее: 1.Предварительная беседа Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Где ты живешь? Какое сейчас время года? Ходишь ли ты в детский сад? В какую группу? Как зовут твою маму? Нейропсихологическое обследование детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет включает в себя следующее:

Слайд 7

Копирование 4 простых фигур: круг , квадрат, ромб и треугольник

Слайд 8

2 . Латерализация функций (D/S) причесывается чистит зубы рисует ударяет по мячу перекрест пальцев перекрест предплечий ведущий глаз (посмотри в трубочку ) ведущее ухо(послушай часы ) ведущая нога (попрыгай на одной ножке )

Слайд 9

3.Корректурная проба 4.Динамический праксис Правая рука (ладонь—кулак—ребро) Правая рука (кулак—ладонь—ребро) тоже самое с левой рукой

Слайд 10

5.Называние реальных изображений Называние низкочастотных слов НОСИК (ЧАЙНИКА) НОЖКИ ( СКАМЕЙКИ) ШЛЯПКА (ГРИБА) Показ пар картинок по наименованиям ГРИБ — ВЕДРО ЧАЙНИК — СКАМЕЙКА ВЕЛОСИПЕД — ЛАМПА МЯЧ — ЯБЛОКО

Слайд 11

6.Узнавание зачеркнутых и наложенных изображений

Слайд 12

Графическая проба на динамический праксис

Слайд 13

Оральный праксис (имитация): надуть щеки, надуть одну щеку, поцокать , упереть язык в щеку. Идентификация эмоций веселый (1) 1 4 7 9 злой (2) 3 8 10 испуганный (5) 2 5 6

Слайд 14

Порядковый счет 1...10__________________ 10...1________________ Зрительная память выбор из 16 картинок. 1) ГРАДУСНИК, ГУСЬ, БАНАН 2) САПОГ, КОЗА, КУСТ

Слайд 15

Аналогии

Слайд 16

Слухоречевая память кот лес брат дождь рука друг снег

Слайд 17

Четвертый лишний

Слайд 18

Составление рассказа по картинке « Разбитая чашка» Составление рассказа по серии предварительно разложенных картинок

Слайд 19

Пересказ текста с опорой на вопросы «Лекарство» «Всякой вещи свое место»

Слайд 20

МАЛЬЧИК СПАСАЕТ ДЕВОЧКУ МАЛЬЧИК ПОЙМАЛ ДЕВОЧКУ ГРУЗОВИК ОБРЫЗГАЛ МАШИНУ Книга прикрыта газетой Дочка везет маму Мама везет дочку Понимание логико-грамматических отношений

Слайд 21

Альбом нейропсихологического обследования Цветковой Л.С. Для детей 6-7 лет Агафонова А.Н.

Слайд 22

Особенностью данного нейропсихологического альбома Цветковой Л.С. является: На первое место вынесены тесты, направленные на исследование эмоциональной сферы, произвольных форм деятельности и внимания, так как это соответствует реальной практике нейропсихологического обследования и детей т.к. нейропсихолог, врач, психолог, логопед должен установить контакт с ребенком, исследовать состояние его эмоциональной сферы. Второй особенностью является тестирование на определение самооценки личности Третья особенность «Методического альбома» заключается в увеличении количества материала (вербального и невербального) по каждой сфере психической деятельности. Эта особенность позволяет исследующему специалисту выбирать материал по степени его сложности, строить различные варианты плана проведения обследования (например, начинать с понимания низко-частотных слов и идти к знакомым словам, или наоборот; группировать картиночный материал по сходству и различию и т.д.). Объем материала дает возможность узнать тонкие трудности (дефекты, несформированность) в выполнении тестов, а следовательно, не всегда видимые трудности при однородном и малом объеме материала.

Слайд 23

Четвертая особенность это то, что каждый тест, с одной стороны, направлен на исследование состояния именно данной психической функции, и мы получаем точные сведения о ее состоянии при правильной процедуре применения пробы и качественном анализе результата. А с другой - практически каждый тест многозначен и, используя его, можно увидеть состояние не одной, а нескольких функций.

Слайд 24

Нейропсихологическое обследование детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет включает в себя следующее: Сколько тебе лет? Как тебя зовут? Как зовут твою маму (папу, бабушку, дедушку)? Назови все времена года. Сейчас утро, день или вечер? Назови все дни недели. 1-й день какой? Понедельник. Дальше сам. Назови все месяцы года. Где ты живешь? Скажи свой адрес, телефон. Какие деревья ты знаешь? Назови.

Слайд 25

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА Инструкция Нарисуй рот так, чтобы было видно, что у человека радость (горе), что он смеется (плачет) и т.д.

Слайд 26

Исследование самооценки личности Инструкция. Где ты находишься: там или здесь? Каким ты себя считаешь? Поставь значок «+». После инструкции щ отдельном листе провести пробу. Тест повторить в конце обследования на другом листе.

Слайд 27

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ РИТМОВ (ИЛИ ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХОМОТОРНЫХ КООРДИНАЦИИ Простые ритмы Инструкция. Я буду стучать по 2, или по 3, или по 4 раза. Внимательно слушай и покажи ту группу палочек, где их столько, сколько раз я стучала.

Слайд 28

ПОИСК ЗАДАННОЙ ФИГУРЫ СРЕДИ РЯДА ДРУГИХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ ИНСТРУКЦИЯ. 1. БЫСТРО ПОКАЖИ И СОСЧИТАЙ ВСЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ; А ТЕПЕРЬ КРУГИ И Т.Д. (РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ). 2. А ТЕПЕРЬ ПОКАЖИ ВСЕ КРАСНЫЕ ФИГУРЫ; А ЗАТЕМ ЗЕЛЕНЫЕ И Т.Д. (ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА, ОБОБЩЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ).

Слайд 29

ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС. ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДМЕТОВ И ОБРАЗЫ-ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ Предметные картинки. Инструкция. Назови этот предмет: слон, ...? Покажи, где слон, лев, ...?

Слайд 30

ПРОБЫ НА ЗРИТЕЛЬНО-ПРЕДМЕТНЫЙ ГНОЗИС (ВОСПРИЯТИЕ). Инструкция. Скажи что отсутствует на рисунке? Дорисуй недостающие части предмета.

Слайд 31

ЗАШУМЛЕННЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ КАРТИНКИ Инструкция. 1. Назови фигуры, которые ты здесь видишь 2. Обведи их карандашом.

Слайд 32

ИСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ И РЕЧЕВЫХ ПРОЦЕССОВ (экспрессивная речь) 1. СПОНТАННАЯ РЕЧЬ. Ребенку задают общий вопрос, например: Ты ходишь в детский сад (в школу)? Нравится тебе там? Расскажи мне, что там делают дети? {речь ребенка записывается.) 2. ДИАЛОГ. Как тебя зовут? Сколько тебе лет? А маму и папу как зовут? Спроси меня о чем-нибудь. Ты любишь животных? А теперь все вместе расскажи то , о чем мы говорили. 3. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ РЕЧЬ. Счет от 1 до 10 {можно положить перед ребенком ряд чисел или он сам должен их разложить). Перечисление месяцев года: январь, февраль... Рассказ стихотворения. 4. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ. Называются слова, ребенок должен найти соответствующую картинку Инструкция. Я назову букву, а ты покажи ее. Буквы называются сначала вразброс и только по одной, а затем тоже по одной, но близкие по оппозиционному признаку: (звонкий звук - глухой и т.д.) «Покажи букву П, а теперь Б» и т.д.

Слайд 33

НАЗЫВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ по картинкам типа «что делает»? (Инструкция. Скажи одним словом «Что делает девочка, дедушка и т.д.»)

Слайд 34

ФОНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА а) определение количества букв в словах - ДОМ, КОНЬ, б) определение количества слогов в словах (разделить слово) - лодка, сова, квартира, мишка, медведь, пароход, гимнастика

Слайд 35

Импрессивная речь ПОНИМАНИЕ РЕЧИ. 1. Понимание простых и сложных инструкций: Дай мне свои руки. Положи руки на стол. Встань и подойди к двери, вернись и сядь на стул. 2. Понимание слов, обозначающих части тела. Покажи: (проба «глаз - нос - ухо») По 1 - глаз, нос, ухо, рот, затылок, подбородок, зубы, плечо, колено. По 2 - глаз-нос, ухо-брови, лоб-волосы и т.д. 3. Понимание устной речи. а) Педагог рассказывает содержание одной из трех картинок. Ребенок должен ее найти. Инструкция. Найди где: девочка бросает мяч; дедушка идет по тротуару. 4. Понимание логико-грамматических конструкций по картинкам. Вопрос: Найди картинку: где - девочка бросает мяч под кровать; где - скамейка стоит около дерева; где - лодка плывет к пристани; где - бабочка летит над птичкой;

Слайд 36

ИССЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ Чтение и узнавание букв. Инструкция. 1. Назови букву, которую я тебе покажу. 2. Назови две буквы которые я тебе покажу (в-д, ч-ш, т-ш, и др.). 3. Покажи букву, которую я тебе назову ( в-д, и-ш, д-б и др.).

Слайд 37

Чтение слов, предложений и текстов Слова: САД, УХО, ГЛАЗ, ДАЧА, ХЛЕБ, СТУЛ, ДОМ, КНИГА, ШКОЛА, МАМА, КЛАСС, Предложения: В саду за высоким забором росли яблони. На опушке леса охотник убил волка. Текст СТАДО Пастух пас стадо. Пастух заснул. Из леса вышел волк и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок, он погнался за волком и отбил овечку.

Слайд 38

ИСЛЕДОВАНИЕ ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ■ Инструкция. Я прочту тебе интересный рассказ. Ты запомни его содержание, потом будешь пересказывать. УМНАЯ ВОРОНА Л.Н. Толстой Хотела ворона пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине вода была только на дне. Вороне нельзя было достать воду. Она стала кидать в кувшин камушки и столько побросала, что вода стала выше и можно было пить. Вопросы: 1. Ворона умная или глупая? 2. Почему?

Слайд 39

НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ КАРТИНКИ, СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК, ПОНИМАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК И НАХОЖДЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ КАРТИН В СЕРИИ Инструкция. Составить рассказ

Слайд 40

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Слайд 41

«Обобщение»

Слайд 42

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АЛЬБОМ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ.

Альбом предназначен для обследования речи у детей с тяжелыми нарушениями речи от 4 до 7 лет по разделам речевой карты.Ниже представлена Часть 1: исследование неречевых психических функций....

Альбом "Психодиагностическое обследование дошкольника"

Описание методик исследования восприятия, ощущения, внимания, мышления, представлений,эмоционально-волевой сферы. Каждая методика включает в свое описание:автора, название, цель, необходимое оборудова...

Диагностика "Нейропсихологическое обследование"

нейропсихологическое обследование...

Презентация на тему: «Методы нейропсихологического обследования двигательных функций"

Методы нейропсихологического обследования двигательных функций может быть использован как для детей дошкольного возраста, так и для младших школьников....

Альбом нейропсихологического обследования.

Альбом нейропсихологического обследования....

Протокол нейропсихологического обследования ребенка 5 лет

При обследовании используется методика Ж.М. Глозман, А.Е. Соболевой, Ю.О. Титовой...

Альбом нейропсихологического обследования речевой функции Т.Г. Визель

Альбом нейропсихологического обследования речевой функции Т.Г. Визель...