Рекомендации, консультации учителя-логопеда для родителей
консультация (подготовительная группа)
Рекомендации, консультации учителя-логопеда для родителей воспитанников подготовительной группы компенсирующей направленности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 01.04.2020г.
Рекомендации родителям по преодолению речевых нарушений.
Эти рекомендации адресованы неравнодушным родителям, которые хотят помочь своим детям поскорее преодолеть речевые нарушения. Ваш ребенок занимается с логопедом в детском саду 2-3 раза в неделю в зависимости от речевого диагноза. Коррекция речи – это сложный и длительный процесс, требующий значительных усилий логопеда, ребенка и родителей. Чтобы сформировать навык правильного произношения звуков, необходимо слоги, слова, предложения и тексты с этими звуками повторить бесчисленное количество раз. В детском саду такой возможности нет. Поэтому, если родители не закрепляют полученные навыки дома, устранение недостатков затягивается, речевые нарушения переходят в хроническую форму и ведут в дальнейшем к школьной неуспеваемости.
Хотелось бы подчеркнуть, что вы, родители, первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа - Ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.
Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно возвращаемся к опыту детства - к жизни в семье. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Умение говорить, слушать, пользоваться языком также относится к числу вещей, которые ребенок, живущий среди людей, постигает очень рано.
Чтобы родители стали хорошими учителями для своих детей, они должны знать, что работа по исправлению недостатков произношения звуков включает три основных этапа: подготовительные упражнения; постановка (вызов) звука; закрепление звука в слогах, словах и введение его в речь.
Подготовительные упражнения направлены на развитие у ребенка правильного восприятия звука на слух (умение отличать правильно произносимый звук от неправильного), на укрепление и улучшение движений мышц артикуляционного аппарата (воспроизведение правильных движений языка, губ, нижней челюсти), на выработку сильной воздушной струи (например, при произнесении звука [р] нужно уметь сильно выдувать воздух на кончик языка, чтобы привести его в колебательное состояние).
Чем лучше будет проведена подготовительная работа, тем быстрее ребенок научится правильно произносить звуки. Трудно сказать, сколько понадобится времени для подготовительных упражнений. В одних случаях - три занятия, в других - несколько недель. Это зависит от степени нарушения подвижности мышц артикуляционного аппарата, от состояния речевого слуха, а также от индивидуальных особенностей ребенка.
Постановка (вызов) звука – это задача логопеда. Но иногда, при несложном нарушении, это удается и родителям. Чтобы вызвать у ребенка правильный звук, необходимо тщательно изучить положение органов речи при нормальном произнесении звука и способы его вызывания. Для этого сядьте за стол, поставьте перед собой зеркало и, произнося наиболее трудные звуки (шипящие, свистящие, сонорные), внимательно посмотрите, какое положение принимают ваши губы, зубы, язык. Запомните это положение. Это важно для исправления дефекта, для постановки звука. Затем посадите перед зеркалом ребенка и попросите его произнести тот или иной звук. Присмотритесь, какое положение принимают его органы речи, сравните с положением и движением органов речи у себя. Теперь основная задача заключается в том, чтобы добиться правильного изолированного произнесения звука. Если удается вызвать звук по подражанию, то, минуя подготовительный этап, можно сразу приступить к закреплению звука в словах и речи. Если звук не получается, не стоит усердствовать, иначе можно только закрепить неправильное произношение. Выполняйте подготовительные упражнения, а звук поставит логопед.
Закрепление звука и введение его в речь. При закреплении звука необходимо соблюдать определенную последовательность. Сначала звук закрепляется в слогах, затем в словах и лишь потом во фразах.
Остановимся более подробно на первом этапе работы по исправлению недостатков произнесения звуков.
Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости помогать детям, неправильно произносящим ту или иную группу звуков, в семье.
Выполняя дома определенные целенаправленные упражнения, данные логопедом, родители помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо произносит.
Важную роль в формировании произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).
Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти, как уже было сказано, полезна артикуляционная гимнастика.
Различные упражнения способствуют:
- выработке целенаправленной воздушной струи;
- расслаблению мышц языка;
- умению удерживать язык в спокойном, расслабленном положении;
- укреплению мышц языка;
- подъему мышц языка вверх;
- вырабатыванию подъема спинки языка вверх и т.д.
Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно по несколько минут.
Выполняется артикуляционная гимнастика стоя или сидя перед зеркалом.
Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается. Выполняются эти упражнения под счет, с хлопками, под музыку.
Работая дома с детьми, родителям следует помнить:
1. Принуждать ребенка нельзя. Занятия будут результативны, если они проводятся в форме игры.
2. К последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущие.
3. Все упражнения надо выполнять естественно, без принуждения.
- Некоторые упражнения выполняются по счету, который ведут взрослые. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась наиболее важная устойчивость положений губ, языка.
- При проведении упражнений не всегда у ребенка может все получиться, и это иногда вызывает отказ от дальнейшей работы. В таком случае родители не должны фиксировать ребенка на том, что у него не получается, надо подбодрить ребенка, вернуться к более простому упражнению, указав, что раньше тоже не получалось, а теперь он уже научился.
- По всем возникающим вопросам обязательно консультироваться с логопедом, воспитателем.
Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: "давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка." Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки, опираясь на картинку-образ.
СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ
(комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж-Щ-Ч.)
Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.
Первая дверь - это губы. Давай откроем ее (упражнение "Лягушки").
Вторая дверь - зубы. Откроем и ее (упражнение "Окошко")
Что же делает наш Язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка - твоя губа (упражнение "Лопаточка")
Посмотри, как сладко и спокойно спит Язычок (некоторое время удерживать язык на нижней губе). Наконец он проснулся, улыбнулся (упражнение "Улыбка"), взял трубу и заиграл "Ту-ту, я проснулся!!!" (упражнение "Дудочка").
Пошел Язычок на кухню, а там мама тесто месит "Пя-пя" (упражнение "Помесим тесто") и блины печет (упражнение "Блинчик"). Взял Язычок чашку с чаем (упражнение "Чашечка"), варенье, бублики (упражнение "Бублик") и стал завтракать. Но кушал он не аккуратно и испачкал верхнюю губу в варенье (упражнение "Вкусное варенье»). После еды решил Язычок показать маме настоящий фокус (упражнение "Фокус").
Захотелось Язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покататься (упражнение "Качели").
Потом увидел наш Язычок лошадку и захотелось ему на ней покататься. Весело ему было скакать на лошадке (упражнение "Лошадка")
Нагулялся Язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь - зубы, а затем и первую- губы (сомкнуть губы).
Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь - основное средство общения. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но малыша можно этому научить. Особенно необходимо развить слуховое внимание и фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребенок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.
Цель наших упражнений - научить ребенка слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.
Цель всех этих игр - развитие слухового внимания (концентрации, устойчивости, переключения).
Игры для развития фонематического слуха рекомендуются для детей после 3-х лет. Хороший фонематический слух необходим ребенку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи.
Малыша с пеленок учат реагировать на интонацию, ритм и звучание слов. Уже в конце первого года жизни ребенок замечает различия в звучании слов. Он начинает отличать одни речевые звуки от других, старается правильно произносить их. К концу второго года он различает все звуки родного языка и может заметить дефектное произношение звуков в словах своих сверстников, пытается исправить их. Ему становится доступным фонематическое различие звуков. Такой путь в овладении звуковой стороной слова совершает каждый ребенок. Чтобы компенсировать задержку в речевом развитии ребенка, этот путь не должен осуществляться стихийно. Взрослый должен своевременно прийти на помощь малышу и целенаправленно руководить развитием его речевой деятельности. Все это необходимо и ребенку без отклонений в речевом развитии, ведь сознательное отношение к языку является основой для освоения всех сторон языка (фонетической, лексической, грамматической) и форм речи (диалогической и монологической).
Рекомендуемые упражнения помогают малышу осваивать звуковую систему родного языка, подготовят ребенка к усвоению грамоты, письменной речи.
- Игра на различение неречевых звуков, развитие слухового внимания и слуховой памяти "Отгадай, что звучит".
Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: колокольчик, бубен, барабан, бумага, фольга, дудка, трещотка, погремушка и т. д.
Ход. Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит колокольчиком и т. д. и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать. Вместо ширмы можно предложить ребенку просто сесть спиной к взрослому.
- Игра на различение одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса "Угадай, кто кричит"
Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребенку домашних животных: корову, собаку, кошку, лошадь и др.
Ход. Взрослый показывает ребенку приготовленные картинки или игрушки и обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных. Затем он просит малыша послушать и угадать, кто придет к ним в гости. Взрослый закрывает рот листом бумаги и подает голос, подражая одному из животных. Ребенок угадывает, кто это. Игру можно повторять 5-6 раз. Необходимо следить, чтобы малыш внимательно слушал, активизировать его вопросами.
- Игра на различение слов "Волшебная палочка"
Оборудование: предмет, который может сыграть роль волшебной палочки (лазерная указка, карандаш, обернутый фольгой и т. п.).
Ход. Взрослый и малыш рассматривают предметы в комнате. У взрослого в руке волшебная палочка, которой он дотрагивается до предмета и громко называет его. Вслед за этим название предмета произносит ребенок, стараясь сделать это как можно четче. Взрослый постоянно обращает внимание ребенка на то, что они произносят слова. Необходимо следить, чтобы ребенок правильно соотносил слова с предметами.
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. (В.А. Сухомлинский)
Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.А. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети. Если движения напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети.
Речевые и моторные зоны расположены по соседству, поэтому "раздражая одну, совершенствуется другая"
Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.
Тренировать пальцы рук можно уже с 6-месячного возраста. Простейший метод - массаж: поглаживание пальцев рук в направление от кончиков пальцев к запястью.
Ежик топал по дорожке
И грибочки нес в лукошке.
Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать.
Дети загибают по очереди пальцы ,делая массаж, сначала на левой , потом на правой руке. В конце упражнения руки у ребенка должны быть сжаты в кулачки.
Желаю Вам успехов в занятиях, радости в общении!
Дата: 6.04.2020г.
МАМЫ И ПАПЫ!
Эта простая игра поможет развитию фонематического слуха, то есть умения слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове. Именно это является основой формирования правильного звукопроизношения и правописания.
Игра-сказка «Путешествие в страну «А»
Под текст стихотворения стройте вместе с ребёнком из песка сказочную страну. Таким образом речь согласовывается с действием. Ребёнок становится непосредственным участником процесса…
Есть прекрасная страна, где принцессу зовут А…
(Поставьте в песочницу фигурку и спросите у ребёнка, как могут звать принцессу).
В реке плещутся А-кулы… (Создайте в песочнице реку – прокопайте канавку и т.д.).
А-исты в садах живут…
У принцессы есть друзья, которых зовут А… (Аня, Антон и…кто ещё?).
Кто может жить в этой стране – мама, папа , бабушка и… кто ещё?
Как ты думаешь, что любит есть принцесса – кашу, варенье, малину и… что ещё?
Посмотри на другие фигурки, назови их. В каких названиях ты услышал звук «А»?И т.д.
Дата: 9.04.2020г.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ
ГИМНАСТИКА
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Для выработки правильного произношения Вашему ребёнку необходимыувлекательные игры-тренировки артикуляционного аппарата.
Поощряйте ребёнка за малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.
«ЛОПАТОЧКА»
Рот открыт, широкий расслабленный язык ле жит на нижней губе.
У меня лопатка –
Широка да гладка.
«ЧАШЕЧКА»
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Ты любишь пить чай? Тогда не зевай!
Рот открывай, чашку доставай.
«СТРЕЛОЧКА»
Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд.
Раскрывай пошире рот
И тяни язык вперёд.
1, 2, 3, 4, 5 – стрелку будем выполнять.
«ТРУБОЧКА»
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
Язычок вперёд тяни
Да края его загни.
До чего же хороша
Наша трубочка-труба!
«ГРИБОК»
Рот открыт. Язык присосать к нёбу. Как настоящий лесной гриб, язык поднялся и прилип.
А в лесу растут грибы,
Очень вкусные они.
Язычок поставили,
Как грибок достали мы.
В лес пошли мы погулять
И грибков насобирать.
Упражнения выполняйте
перед зеркалом!
Дата:13.04.2020г.
ЕСЛИ РЕБЁНОК НЕ
ПРОИЗНОСИТ ЗВУКА «Р»
Мамы и папы!
Правильное произношение детьми наиболее сложного по артикуляции звука «Р» происходит на 6-м году жизни. Это возможно, если у ребёнка достаточно развиты органы артикуляции, речевое дыхание, сила голоса.
Если вашему ребёнку трудно даётся звук «Р», постарайтесь как можно чаще закреплять звукопроизношение дома в игре.
Начните со сказки. В некотором царстве, в некотором государстве, высоко в горах жил звук «Р». Произнеси этот звук. Какой он? Радостный или грустный? Звук «Р» мог превращаться… Раз, два, повернись, и в животных превратись! Изобрази сердитого тигра и покажи, как он грозно рычит (р-р-р…). А теперь – дятла, как он стучит по дереву (тр-р-р-р…). Изобрази, как мурлычетласковая кошечка (мур-р-р-р…). Покажи, как любопытный воронёнок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голосом (кар-р-р-р…), а мама-ворона отвечает ему низким голосом (кар-р-р-р…).
Вокруг звука «Р» рычали звери. Как они рычали? Падали камни (произнеси звукотрывисто). Грохотал гром (произнеси «Р» с усилением и ослаблением голоса).
Используйте «волшебное» зеркало, чтобы всё видеть и помогать звуку «Р»!
Поощряйте ребёнка за старание в произношении звука, проявлении интонационной выразительности!
Дата: 16.04.2020г.
МИНУТКИ ЗДОРОВОЙ РЕЧИ
МАМЫ И ПАПЫ!
Если ваш ребёнок плохо говорит…
- Используйте эти игровые приёмы. В них отразится не только помощь, но и ваша душа.
- Соединяйте полезное с приятным и забавным!
Итак, ВМЕСТЕ С РЕБЁНКОМ:
Произносите, часто меняя звуки П – Б (Папа – бабушка). Пусть он с удовольствием мимически изображает старенькую бабушку или напыщенного папу.
Произносите на широкой улыбке, часто меняя звуки Т – Д (тётя – дядя).
Произносите на гримасе Бабы Яги: глаза вытаращены, шея напряжена, пальцы рук растопырены, голос идёт из живота, язык лежит на нижней губе, меняя звуки К – Г (конфеты – Гуси). Будто бы Баба Яга кого-то пугает.
Выполняйте эти упражнения перед зеркалом не более 30 секунд.
Они способствуют формированию навыка правильного произношения, развитию интонационной выразительности речи, а также освежению голоса, снятию отёка с голосовых связок.
Дата: 17.04.2020г.
ЗВУКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!
МАМЫ И ПАПЫ!
Простые игровые приёмы ЗВУКОТЕРАПИИ нравятся всем. Они не только учат ребёнка правильно произносить звуки, но и оздоравливают.
Познакомьте ребёнка с оздоровительными секретами ЗВУКОВ!
- Звуки А и О, А и У плавно пропевайте вместе с ребёнком. Они дают хороший настрой на любую работу.
- Звук У пропевайте в перерывах между различными видами деятельности: «ветер подул, подул и сдул в окошко всю усталость…»
- Звук Я даёт обезболивающий и самоутверждающий эффект.
- Звук Н пропевайте усиленно – активизирует творческие способности.
- Звук В исправляет неполадки в нервной системе и в спинном мозге.
- Звук Э снимает сглаз.
- Звук Ю произносите с акцентом, не пропевая. Это благотворно действует на почки, мочевой пузырь, снижает болевые спазмы.
- Звук Е снимает усталость и стресс.
Дата: 21.04.2020г
К ЗДОРОВЬЮ - ВМЕСТЕ С ПАЛЬЧИКАМИ!
МАМЫ И ПАПЫ!
Весёлое, увлекательное и полезное занятие для ребёнка – это пальчиковые игры. Они не толькоразвивают мозг малыша, но и помогают снять эмоциональное напряжение.
Играйте вместе с ребёнком! Используйте для таких игр небольшие стишки,считалки, песенки.
! Для начала познакомьте малыша с ладошкой, пальчиками.
! Прочитайте потешку, рассмотрите иллюстрацию, спросите ребёнка: «Как зайка шевелит ушами? Как курочка открывает рот?»
! Покажите свой образец из пальцев. Побуждайте малыша звукоподражать:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я, вот и вся моя семья
Для ребёнка очень важно Ваше спокойно-ласковое настроение и эмоциональный контакт. Это своеобразная школа сенсорики, развития речи и добрых взаимоотношений между Вами и малышом!
Дата:23.04.2020г.
ИГРЫ НА ПЕСКЕ
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Знаете ли Вы, что игра в песок позитивно влияет
на эмоциональное самочувствие детей и взрослых? И это делает её прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка. Ведь тактильные ощущения непосредственным образом связаны с мыслительными операциями, с их помощью познаётся мир и развивается речь.
«ОТПЕЧАТКИ НАШИХ РУК»
На ровной поверхности чуть влажного песка по очереди с ребёнком сделайте отпечатки кистей рук. Предложите ему прислушаться к своим ощущениям. Расскажите ребёнку о своих ощущениях и спросите его, что чувствует он. Затем можно подвигать руками.
Попробуйте:
*поскользить ладонями по поверхности песка, как машинка, змейка, санки и др.;
*выполнить те же движения, поставив ладонь ребром;
*создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные узоры и найти сходство с предметами окружающего мира;
*«поиграть» пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера;
*оставить на песке пальцами загадочные следы и пофантазировать, чьи они…
Играя на песке, ребёнок учится осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольности внимания и памяти.
Играя, ребёнок учится понимать себя и других.
Дата: 30.04.2020г.
Консультация для родителей
«Как организовать логопедические
занятия дома»
Прежде чем начать занятия, подготовьте все, что может вам понадобиться:
- Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
- Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: разрезные картинки, раскраски, пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, счетные палочки, шнуровки и т.д..
- Тетрадь или альбом для наклеивания картинок по лексическим темам.
Рекомендации по проведению занятий:
- Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15-20 мин.(начинать надо с 3-5 мин.).
- Занятия должны проводиться 2-3 раза в день.
- Не заставляйте ребенка заниматься, если он плохо себя чувствует.
- Объясняя что-то ребенку, пользуйтесь наглядным материалом.
- Не употребляйте слово «неправильно», поддерживайте все начинания, хвалите даже за незначительные успехи.
- Когда ребенок не может правильно воспроизвести новый звук, искажает его при произношении, то занятие следует прекратить, так как ребенок запомнит неправильную артикуляцию звука.
- Если во время занятия у Вас появились вопросы, затруднения, то обратитесь за консультацией к логопеду или воспитателю.
Для достижения результата необходимо заниматься каждый день.
Ежедневно важно проводить:
- Игры на развитие правильного речевого дыхания.
- Игры на развитие мелкой моторики.
- Артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза вдень).
- Игры на формирование лексико-грамматических категорий. («Правила дорожного движения», «Космос», «Насекомые»)
- Знакомство с детской литературой.
- Игры на развитие слухового внимания.
Основная трудность для родителей — нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей - игра.
Желаю успеха!
Предварительный просмотр:
18.04.2021г.
«Организация логообразовательной среды для родителей»
При внедрении комплексно-тематической модели построения образовательного процесса в ДОУ дети с хорошей речью имеют ряд преимуществ перед детьми с речевыми нарушениями, потому как дети-логопаты менее полно и адекватно понимают речь взрослых и других детей; менее часто выбираются другими детьми как партнеры для совместной деятельности; имеют меньше речевых возможностей самим вступать во взаимодействие со взрослыми и сверстниками для получения нужной информации.
Как следствие, у детей с плохой речью знания, полученные в результате совместной деятельности, являются менее системными и полными, нежели у сверстников без речевых нарушений. Все это может привести к снижению детской самооценки, неуверенности, возможной неуспешности в будущем. В то же время Программа ДОУ должна обеспечить
равные стартовые возможности для последующего обучения всем детям. Решение этой проблемы мы видим в более активной позиции логопеда дошкольного учреждения.
На сегодняшний день в педагогической теории и практике коррекционно-ориентированного воспитания детей с нарушением речи существует явное противоречие между особыми образовательными потребностями детей и неподготовленностью родителей к их удовлетворению. В этом случае следует применять метод трансляции родителям знаний, которые не могли быть ими получены в их собственном прошлом опыте. Иначе говоря, педагог предоставляет основную роль родителям, сам занимая место помощника или консультанта. Для этого родители должны не только узнавать о том, чем занимается их ребёнок в дошкольной образовательной организации, но и непосредственно участвовать в совместной с ним деятельности, а также получать комплексную поддержку и помощь в вопросах воспитания и развития детей. Поэтому используются различные новые формы взаимодействия с семьями, в которых воспитываются дети с нарушениями речи. Они заключается в коррекционно-развивающих занятиях «ребёнок + родитель». Руководствуясь этим принципом и девизом: «Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ», учитель-логопед строит своё общение с семьёй. Оно проводится поэтапно и на каждом этапе родители должны повысить уровень своей психолого-педагогической компетентности. Таким образом, модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума.
Цель: привлечение внимания родителей к коррекционной и воспитательной работе с детьми.
Задачи: устанавливать партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника; оказывать помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных задач, поддерживать их уверенность в своих педагогических возможностях; обучать родителей приёмам логопедической работы; повышать грамотность в области коррекционной педагогики, пробуждать интерес и желание заниматься со своим ребёнком; формировать навыки наблюдения за ребёнком и умение делать правильные выводы, привычку обращаться за помощью вопросах коррекции и воспитания.
К инновационным формам взаимодействия с семьями, воспитывающих детей с нарушениями речи относятся:
- досуговые (совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках),
- познавательные (семинары-практикумы, педагогический брифинг, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей),
- наглядно-информационные (информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей);
- индивидуальные формы работы с семьёй.
Наш опыт организации работы логопеда с родителями на базе МБДОУ д/с №30 п. Вимовец показал, что эффективно создавать логообразовательную среду для родителей воспитанников.
Логообразовательная среда включает:
- возможность получения родителями разнообразного практического материала. В их распоряжении «лекотека» – подборка речевых игр, которые они могут взять из логопедического кабинета, «Игры на развитие словаря и грамматической стороны речи», которые постоянно будут находиться в поле зрения родителей, напоминая о необходимости речевых упражнений с ребёнком;
- взаимообучение родителей через организацию службы родителей-консультантов. Звание консультантов получают родители, уже посетившие практикумы. Они могут поделиться знаниями с родителями-новичками;
- регулярную смену содержания специального информационного стенда для родителей «Советы логопеда» (лексическая тема, изучаемые звуки и буквы, новые пальчиковые игры, фотопрезентации с занятий, списки родителей-консультантов, прайс-листы, которые сориентируют родителей в большом разнообразии развивающих игр, литературы и игрушек;
- видеотека. Родителям не всегда понятны принципы выполнения задания. После просмотра мультимедийной презентации у взрослых появляется возможность выполнять домашние задания в соответствии с требованиями учителя-логопеда. Используя программу Power Point в форме компьютерной игры, можно отработать произношение того или иного звука, совершенствовать фонематические процессы, лексико-грамматический строй и связную речь. К примеру, элементарный приём поочерёдного появления картинок с отрабатываемым в составе слова звуком уже вызывает интерес у дошкольников к домашним заданиям;
- детско-родительское занятие, драматизация сказок – одна из нетрадиционных форм организации взаимодействия с семьями воспитанников, предусматривающая максимальную активность как детей, так и их родителей, других близких родственников. Такое занятие направлено не только на развитие детей, обобщение приобретённых ими знаний, но также способствуют формированию критичного отношения к своему ребёнку и приобретению ряда педагогических компетенций взрослыми («Домашние животные», «Сказки-миниатюры», «Пальчиковый театр»);
- индивидуальные практикумы. Сюда входят различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения, обучение навыкам звукового анализа и синтеза;
- совместные тренинги для родителей и детей по обучению дыхательной гимнастике и развитию речевого дыхания, артикуляционной гимнастике, развитию мелкой моторики («Весёлые шнурки»);
- круглый стол, мастер-классы. Обмен опытом родителей: домашние уроки по заданию логопеда;
участие в конкурсах детско-родительского творчества совместно изготовленные с родителями («Сказка о весёлом язычке», «Моя мама», «Моя любимая буква»).
Вполне возможен вариант, когда форма традиционная, а содержание новаторское.
Так, родительское собрание – хорошо зарекомендовавшая себя форма работы, может осуществляться разными путями: педагогическая мастерская, деловая игра, викторины, речевые аукционы и др. Родительской собрание начинается с объявления в приёмной, на которое родители часто не обращают внимания, если педагоги группы не сопровождают его устным комментарием. Поэтому другие эффективные пути – это смс-информирование, индивидуальные приглашения (обязательно с обращением к родителям по имени-отчеству, указанием точной даты и времени проведения мероприятия).
Информация в письменной форме. Буклеты или письменные консультации, размещаемые на информационных стендах. Например, буклет «Артикуляционная гимнастика» выдаётся родителям в помощь подготовки язычка для постановки дефектного звука, буклет «Игры на песке». Важно, чтобы родители поняли возможные последствия нарушений произношения при отсутствии коррекционной работы. Для этого на первой странице фонетического дневника (индивидуальной тетради ребёнка) учитель-логопед пишет обращение к родителям: «Вы любите своего ребёнка? Вы хотите, чтобы ваш ребёнок добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, состоялся как личность, чувствовал себя свободно и уверенно? Учите своего малыша говорить. Учась, он учится думать. И говорить он должен правильно». Наверняка, после таких слов каждый родитель задумается о значимости выполнения домашних заданий и рекомендаций логопеда.
Если работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе и не «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты. Приведенные приемы не исчерпывают всего многообразия работы и общения логопеда с родителями в нашем детском саду. Это лишь незначительная их часть, которая может сделать встречи интересными и запоминающимися. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Последовательность (но не принудительность!), регулярность (не навязчивость!) и методичность (не скукота!) сделают наши усилия плодотворными.
Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация его задач определяют направляющую роль ДОО по отношению к семейному воспитанию.
Привлечение родителей и других членов семьи к образовательной работе ДОО необходимо, прежде всего, для детей. И не только потому, что они узнают, учатся чему-то новому. Важнее другое – с каким уважением, любовью и благодарностью смотрят воспитанники на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно говорят, у которых такие золотые руки.
Литература
- Коршакова, А.В., Бовыкина, И.В. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе по коррекции нарушений речи у старших дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 72 с. (Библиотека журнала «Логопед»). (6)
- Бачина, О.В., Самородова, Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»). (8)
- Белкина, Е.И., Красноборова, Л.В. Проект «Организация логообразовательной среды для родителей» / Е.И. Белкина, Л.В. Красноборова // Логопед. – 2014. – №3. – С.66 – 74.
- Вакуленко, Л.С. Инновационные формы взаимодействия логопеда с семьями, воспитывающими детей с нарушениями речи / О.Н. Вакуленко // Логопед. – 2012. – №6. – С.56 – 63.
Предварительный просмотр:
11.05.2021г.
Консультация для родителей компенсирующей группы
«Советы логопеда
будущим первоклассникам»
Подготовил: учитель-логопед МБДОУ №30
Сафонова Н.А.
Все родители задают главный вопрос – готов ли мой ребенок к школьному обучению?
Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше её результат.
Рекомендации для родителей.
Развитие фонематических процессов и коррекция нарушений звукопроизношения.
1. К моменту поступления в школу ребенок должен правильно произносить все звуки речи родного языка и не путать их между собой в речевом потоке. Перед школой необходимо проконсультироваться с логопедом.
2. Если ваш ребенок говорит, по вашему мнению, абсолютно «чисто», не помешает, все-таки, обратиться к логопеду и проверить так ли это на самом деле.
3. Работу по устранению дефектов звукопроизношения должен проводить только специалист. Самостоятельное вмешательство родителей в процесс коррекции звукопроизношения может привести к отрицательному результату.
4. Обратите внимание на сформированность слоговой структуры речи у вашего ребенка. К шести годам ребенок безошибочно, не переставляя и пропуская слоги, должен произносить слова типа: милиционер, экскаватор, велосипедист и т.д.
5. Формируйте у ребенка способность к различению на слух всех звуков речи, - это поможет в дальнейшем избежать трудностей в овладении письменной речью.
6. Развитию фонематических процессов помогут упражнения, которые можно выполнять не только дома, но и по дороге в детский сад, на прогулке, в магазине и т.д. - Произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку), когда услышит заданный звук. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Р]». Так можно «играть» с любым звуком речи.
· Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на звук [Ш] (или любой другой звук).
· Предложите самостоятельно придумать 5-7 слов, начинающихся на заданный звук.
· Попросите вспомнить и назвать учебные принадлежности (продукты из магазина, домашних или диких животных и т.д.), в названиях которых «спрятался» звук [С] (или любой другой).
· Произносите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку) когда услышит мягкий согласный звук в начале слова (Например: лента, лапка, моль, мир, мяч, лужа, ремонт, рама , кошка, кедр, санки, сено, и т.д.); в конце слова (моль, укол, якорь, забор, огонь, вагон и т.д.); в середине слова (малина, коляска, корабль, вареный, косилка, косынка).
· Предложите ребенку самостоятельно придумать слова, начинающиеся: на мягкие и твердые согласные звуки; звонкие и глухие согласные.
К моменту поступления в школу у ребенка должны быть сформированы процессы языкового анализа и синтеза, которые являются важной операцией при последующем обучении ребенка. Развитию навыков языкового анализа и синтеза помогут следующие задания, выполнение которых не требует специальных условий и могут происходить, например, на прогулке:
1. Сосчитай, сколько слов в предложениях: «Мама моет посуду.», «Петя пьет вкусный сок.», «Папа едет на работу.». Назови первое и последнее слово в предложении.
2. Самостоятельно придумай предложение, в котором будет два, три слова и т.д.
3. Придумай предложение с маленьким словом «на» (так можно придумывать с любым предлогом), например: «Ваза стоит на столе.»
4. Придумай предложение с первым словом "веселый" (или любым другим), постепенно добавляя слова, связанные между собой по смыслу. Например: «Веселый…», «Веселый кот…», «Веселый кот прыгнул…», «Веселый кот прыгнул на …», «Веселый кот прыгнул на диван.».
5. Составь как можно больше слов, используя буквы заданного слова. Например: метрополитен, велосипедист, экскаватор и др. Можно использовать любые длинные слова.
6. Доскажи слог, чтобы получилось слово. Например: ма-ли-(на), ка-ран-(даш), кар-тош-(ка) и др.
7. Сосчитай сколько слогов в словах. Пример: слон, дом, кран, пень (слова с одним слогом); каша, лето, сумка, урок, сырок (слова с двумя слогами); малина, картина, цыпленок (слова с тремя слогами).
8. Назови первый звук в словах. (Произносим слова с первым гласным звуком: утка, аист, указка, апельсин, игла, обруч и т.д.; с первым согласным звуком: кошка, шуба, зонт, лента и т.д.)
9. Назови последний звук в словах. В 8 и 9 задании родители обращают внимание на то, что ребенок должен произнести именно звук, а не букву.
10. «Угадай слово». Родители предлагают ребенку угадать слово, которое они произносят по отдельным звукам, делая между ними в произнесении паузу. Например: [с] - [л] –[о] –[ н].
11. «Где спрятался звук?». Ребенок должен определить приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки» (в начале), в слове «миска» (в середине), в слове «нос» (в конце)».
12. «Рассыпушки». Ребенку предлагается собрать слова из букв, которые «рассыпались», т.е. поменялись местами. Такое задание не обязательно выполнять дома, сидя за столом; интереснее разгадывать слова, написанные во время прогулки палочкой на песке или земле. Можно загадывать слова из 3, 4 и 5-ти букв. Например: а р к (рак), и а л с (лиса), с о т л (стол), о к ш к а (кошка).
Развитие зрительно-пространственных представлений.
1. «Найди спрятанное». Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет или игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево и сделай один шаг и т.д.».
2. Попросите ребенка показать различные части тела: правый глаз, левую руку и т.д. Усложните задание попросив показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д. Такой вид упражнений помогает сформировать умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства.
3. На улице можно предложить ребенку рассмотреть окружающие предметы и назвать их расположение относительно друг друга. Например: «Машина стоит около дома.», «Автобус едет справа от девочки.», «Цветы растут слева от дерева.» и т.д.
4. «Графический диктант по клеточкам». Рисунки графических диктантов можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе. Это задание помогает не только развивать зрительно-пространственную ориентировку, но и готовит руку к письму.
5. Предложите ребенку сложить по образцу какой-либо предмет из сборного конструктора или кубиков.
6. «Найди отличия в картинках». Такие задания можно встретить в детских журналах.
7. «Чего не хватает?» . На рисунке изображены предметы, у которых художник не нарисовал какой-либо детали. Ребенок должен определить чего не хватает и дорисовать. Материалы к игре можно найти в специальной литературе и в детских журналах.
8. «Что изменилось?» Разложите перед ребенком игрушки или картинки, предложите запомнить и закрыть глаза. Поменяйте игрушки местами и спросите, что изменилось?
Самое главное: внимательно относитесь к своей собственной речи, старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком и проводить с ним время, окружая его грамотным речевым общением и своим вниманием. Помните, что у ребенка с недостаточно сформированной устной речью, в дальнейшем неизбежно появление школьных трудностей в процессе овладения письмом.
Советы логопеда
Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, должны соответствовать возрасту.
При общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните
Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно – ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие.
Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ребёнком, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша».
Родителям важно знать, что нарушения и недостатки устной речи могут повлиять на формирование письменной речи, затруднять процесс обучения чтению и письму у ребенка и проявляться в специфических ошибках. Следовательно, необходима ранняя своевременной коррекция устной речи, профилактическая работа в первом классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация учителя-логопеда ДОУ для родителей "Как подготовить ребенка к школе"
Наглядная консультация....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»
Словообразование родственных слов представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является соста...
Документация учителя-логопеда "Журнал записи родителей на консультацию к логопеду", "Журнал консультаций логопеда" , "Книга отзывов работы логопеда ДОУ "
В своей публикации хочу затронуть важную часть логопедической работы – это взаимодействие учителя –логопеда с родителями.Родители - главные помощн...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
В коррекционной работе можно выделить два этапа:1.Подготовительный. 2. Коррекционный.Подготовительный этап.Цель этапа — подготовить ребенка к усвоению однокоренных сл...
Консультация учителя-логопеда для родителей «7 игр, которые помогут выучить буквы» Консультация по логопедии (подготовительная группа)
Как быстрее всего выучить буквы с ребёнком? Актуальный вопрос всех родителей детей – будущих первоклассников. Существует множество весёлых игр на изучение букв. Предлагаю 7 игр, которые об...
Консультация учителя-логопеда для родителей: «Правила выполнения домашнего задания учителя-логопеда ДОУ».
Консультация учителя-логопеда для родителей «Правила выполнения домашнего задания учителя-логопеда ДОУ». Выполнение домашнего задания – очень важное дело для исправления звукопр...