Уроки логопеда
консультация по логопедии
Уроки логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_logopeda_2.docx | 546.73 КБ |
sovety_logopeda_3.docx | 547.51 КБ |
sovety_logopeda_4.docx | 548.37 КБ |
uroki_logopeda.docx | 127.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые мамы и папы!
Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Современных родителей проблемы с речью начинают беспокоить по достижении ребенком 2,5–3 лет. Понаблюдайте за вашим малышом.
Вас должно насторожить, если ребенок:
- очень вял, нехотя реагирует на окружающее;
- часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону;
- имеет сильное течение слюны;
- выполняет простые словесные команды (пойди на кухню и принеси чашку и т.д.);
- не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т. д.;
- говорит «ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к другим лицам; вместо «девочка» говорит «де»; «зайчик» – «за»; «иди» – «ди»; «смотри» – «апи»;
- употребляет слова – фрагменты, то есть такие, в которых сохранены только части слова: «ако» - молоко, «дека» - девочка.
Все это – серьезный повод немедленно обратиться за консультацией к логопеду. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, т. к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.
Предварительный просмотр:
Уважаемые мамы и папы!
Логопедические обследования, проводимые ежегодно в детском саду, показывают, что состояние речи детей среднего возраста 4–5 лет часто не соответствует возрастной норме, а ведь к четырем годам все звуки уже должны быть полностью сформированы и правильно употребляемы в речи. Не будем останавливаться на причинах неблагополучия. Постараемся выделить те мероприятия, которые должны выполнять родители, желающие слышать чистую речь детей. Итак:
- критически относитесь к речевым проявлениям детей, начиная с рождения, и в случаях любых отклонений от нормы обращайтесь к логопеду, не успокаивая себя убеждением, что все само собой образуется;
- обязательно проконсультируйте ребенка у лор-врача по поводу наличия аденоидов, т. к. аденоиды существенно влияют на речь, и у ортодонта;
- если ребенку показана аденотомия или исправление прикуса, то не затягивайте с решением этих проблем;
- большинство детей, страдающих нарушением звукопроизношения, имеют нарушения фонематического слуха, с помощью которого мы различаем сходные по звучанию или артикуляции звуки. Логопед, к которому вы обратитесь, научит вас, как развивать фонематический слух.
посещайте с ребенком логопедические занятия, выполняя тщательно домашние задания. Без выполнения этих заданий, без постоянного контроля над поставленными звуками невозможно будет добиться положительных результатов.
- через полгода после того, как все звуки будут поставлены, покажите ребенка логопеду с целью проверки надежности результатов;
- в случае тяжелых речевых нарушений сделайте все, чтобы ребенок попал в логопедическую группу своевременно.
Не откладывайте решение этого вопроса из года в год, слушая советы не компетентных людей.
Предварительный просмотр:
Уважаемые мамы и папы!
Шесть лет – это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе. Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе. У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение:
- правильно произносить все звуки языка;
- выделять первый и последний звук в слове; придумывать слова на заданный звук;
- разделять слово на слоги; определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;
- сливать два названных звуков слог: М+А=МА;
- повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА;
- определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова–предлоги
Важно выяснить:
- насколько богат словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;
- насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, возраст;
- сформированы ли у него слова-обобщения;
- что знает об окружающем мире, ориентируется ли во времени; может ли назвать дни недели, времена года;
- умеет, ли исключить из предложенного ряда «лишнее»;
- может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.
Больше занимайтесь с ребенком рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т. е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки. Предложите ребенку «срисовать» четко написанную вами прописью фразу типа «Он ел суп».
Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 – количественный и порядковый. Время от времени повторяйте с ребенком выученные стихи.
Всегда интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду. В случаях любых затруднений обращайтесь к логопеду или воспитателю.
.
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ
НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Формирование произносительной стороны речи – это сложный процесс, в ходе которого ребенок учится воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизведения. Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс, включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются ЦНС.
Одним из условий для правильного формирования звукопроизношения является достаточное развитие речевой моторики. Чтобы правильно произносить звуки речи, ребенок должен уметь воспроизводить необходимые артикуляторные уклады, включающие сложный комплекс движений. Голосовая основа слога всегда обеспечивает ту акустическую эффективность, без которой язык не мог бы выполнять социальную функцию общения.
Исправление звукопроизношения необходимо вести в 4 этапа. При этом логопедическое воздействие на каждом этапе в зависимости от вида речевого нарушения – имеет свои особенности.
I. Подготовительный этап | II. Этап постановки звука |
Упражнения направлены на активизацию внимания к разговорной речи, на формирование мотива речевой деятельности, коммуникативное намерение.
Упражнения направлены на активизацию внимания к собственной речи, умение управлять высотой, силой голоса.
Упражнения направлены на достижение нужной артикуляционной позы ставящегося звука.
По мере тренировки движений руки совершенствуется состояние речи. | Особенностью работы является опора на вспомогательные средства: зонды, шпатели, др. приспособления для механической постановки звуков. В работе используются дополнительные опоры - символика и моделирование, знаково-символические средства для постановки звука по подражанию. |
III. Этап автоматизации звука | IV. Этап дифференциации звуков речи |
Проводится по общей схеме в зависимости от индивидуальных психических особенностей ребенка. | Проводится отработка звуков с опорой на различные анализаторы. |
Учитывается не только специфика речевого недоразвития, но и особенности личности каждого ребенка, его интересы, компенсаторные возможности. Большое внимание уделяется развитию общей и речевой моторики, воспитанию слухового восприятия, внимания, памяти, т. е. нормализации всех тех факторов, которые лежат в основе нарушений звукопроизношения и обусловливают особенности их проявления.
Желаем Вам успехов!
ХАРАКТЕРИСТИКА
НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ
НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У
У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Звукопроизношение - процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы.
Под дефектами звукопроизношения следует понимать устойчивые индивидуальные отклонения от нормы в произношении звуков речи, вызванные специфическими причинами и требующие для своего преодоления специальной логопедической помощи.
Внешне дефекты звукопроизношения могут выражаться в одном из таких вариантов, как полное отсутствие в речи того или иного звука (в этих случаях звук просто пропускается, не произносится); замена одного звука речи другим; искаженное произношение звука.
Нарушения звукопроизношения у детей могут выступать либо как самостоятельный дефект речи, либо как один из симптомов какого-то более сложного речевого расстройства. О дефектах звукопроизношения как самостоятельном нарушении речи принято говорить в тех случаях, когда они являются единственным отклонением от нормы в речи ребенка. Если же они проявляются на фоне недостаточного для его возраста словарного запаса и аграмматично построенной или даже вообще не сформированной фразовой речи, то они представляют собой, лишь один из симптомов более сложного речевого расстройства. В этом последнем случае в процессе логопедической работы нельзя ограничиваться коррекцией одного только звукопроизношения.
Наиболее частыми являются нарушения произношения свистящих и шипящих звуков (сигматизмы) или их затрудненное произношение (парасигматизмы). Среди них встречаются фонетические сигматизмы (межзубный, призубный, шипящий, боковой, губно-зубной, носовой, щечный, смягчение звука) и парасигматизмы (замена любым другим звуком: ш, ч, т, х, с, и др.) Просторечным названием нарушений произношения шипящих звуков является термин шепелявость. Шепелявость - затруднения при произнесении шипящих согласных. Одной из разновидностей шепелявости является цыканье - произнесение всех или некоторых шипящих как звук [ц]. У шепелявости существует несколько причин - неправильное строение ротовой полости и расположение зубов, природное неумение выговаривать эти звуки, ношение брекетов и др.
Нарушения произношения сонорных звуков представлены двумя группами, имеющими самостоятельные терминологические оформления.
- нарушения произношения звуков [л - ль] - ламбдацизм (полусмягченное, полное
отсутствие, межзубное, губно-губное, носовое) и параламбдацизм (замещение другими звуками: в, у, р, д, ы).
- нарушения произношения звуков [р - рь] – ротацизм (горловое – картавость
(увулярное, велярное), доральное, боковое и параротацизм (замена на л, д, т, й).
- нарушения произношения заднеязычных звуков [г - гь], [к - кь], [х - хь] имеют
самостоятельное название соответственно: гаммацизм, каппацизм, хитизм.
- нарушение звука [й] носит название йотацизм.
Редко встречаются нарушения других согласных звуков.
- дефекты звонкости – расстройство звукопроизношения: замена звонких
согласных глухими или их смешение.
- дефекты мягкости – расстройство звукопроизношения: замена мягких
согласных твердыми или их смешение.
Детям с тяжелыми нарушениями речи обычно доступны неречевые артикуляции, они в состоянии правильно произносить большинство звуков или даже все звуки изолированно и в слогах. Но, отличительной особенностью детей с моторной алалией является то, что они не могут реализовать эти возможности при произнесении слов.
Желаем Вам успехов!
КАК СФОРМИРОВАТЬ ГРАМОТНУЮ РЕЧЬ?
(памятка для родителей)
- В речи малыша, обязательно исправляйте ошибки, но делайте это тактично. Если вы будете смеяться над ребенком, то обидите его, и ребенок может потерять к вам доверие.
- Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и т. д.).
- Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте ребенку полезные поручения. Благодарите ребенка за помощь.
- Для развития речи очень важно не только развивать произносительные навыки, но и совершенствовать умение ребенка понимать смысл речи не только в определенной ситуации, но и вне ситуации. По дороге или придя домой, обсуждайте с малышом то, как прошел его день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты.
- Помните о том, что слушая вашу речь, ребенок впитывает информацию об окружающем мире. Поэтому стилем вашего общения с ребенком должно стать не просто обозначение какого-то явления или предмета, а детальное его описание. Например: ребенку недостаточно просто сказать «Вон летит ворона». Ему нужны «комментарии» к этой вороне. Примерно вот так: «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать».
- Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.
- И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу.
Желаем Вам успехов!
ПОЧЕМУ У РЕБЕНКА
РЕЧЬ ФОРМИРУЕТСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ?
Младенец, появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть способность в определенный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Это так называемая языковая способность, которая реализуется в ходе общения со взрослыми через имитацию ребенком слышимой им речи. При этом большую роль играет языко-речемыслительная деятельность ребенка, которая обеспечивает формирование неосознанных языковых обобщений. В результате он осваивает основные единицы языка и законы их функционирования. Речь ребенка оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих.
Если, в силу, каких либо причин имитационная или языко-речемыслительная деятельности не формируются вовремя, то в дальнейшем у ребенка отмечается недоразвитие речи той или степени тяжести.
В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формировании речи.
- несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;
- недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка.
К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором – незачем, все и так будет сделано вовремя. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера. Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.
Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции. Если же у ребенка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса) или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.
Если у ребенка отмечаются проблемы с развитием речи, а родители постоянно просят его: «скажи», «повтори», то картина недоразвития речи, как правило, усугубляется наличием у ребенка стойкого речевого негативизма.
Речевой негативизм, или отказ от речи, может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях. Родители часто описывают такое положение дел, когда ребенок единожды произносит какое-либо слово, как бы пробует его «на вкус», и больше его не повторяет в течение месяцев. Иногда дело доходит, чуть ли не до драки. Родители сначала просят повторить за ними слово, потом умоляют, потом требуют, в конце концов, ребенка наказывают – ставят в угол. Но это приводит только к одному, со временем все задания, требующие от ребенка словесных реакций, активно им игнорируются или отвергаются.
Ребенок молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос, например: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Какая игрушка у тебя в руках?» и т.д. Он мычит и показывает пальцем, если просит что-либо, а чаще старается сам удовлетворить собственные потребности. Такая «самостоятельность» ребенка, когда он без посторонней помощи, сам достает нужную вещь со шкафа, включает телевизор и т.д., радует родителей, хотя свидетельствует чаще о несформированности навыков речевой коммуникации и о наличии стойкого речевого негативизма.
Если вы хотите помочь своему ребенку, забудьте слова «скажи» и «повтори» хотя бы на первое время!
Желаем Вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки логопеда. Для вас, родители!
Игры со звуками...
Уроки логопеда
Здесь описано упражнение для коррекции свистящих звуков....
"Уроки логопеда для взрослых"
В статье представлены рекомендации для взрослых по самостоятельной постановке у себя звука "Р"....
Уроки логопеда
Дифференциация звуков....
"Уроки логопеда - укрепляем мышцы"
Причинами нарушения произношения могут быть слабость мышц языка и губ или легкое расстройство координации движений (неумение выполнять языком и губами точные целенаправленные движения).Любые логопедич...
Уроки логопеда! (укрепляем мышцы)
УРОКИ ЛОГОПЕДА (укрепляем мышцы) Причинами нарушения произношения могут быть слабость мышц языка и губ или легкое расстройство координации движений (неумение выполнять языком и губами точные целе...
Уроки логопеда
В данном материале содержатся интересные упражнения и задания для выполнения артикуляционной гимнастики, игры на развитие внимания, памяти. Всё это представлено в красивом и красочном оформлении....