"Уроки логопеда для взрослых"
консультация по логопедии по теме
В статье представлены рекомендации для взрослых по самостоятельной постановке у себя звука "Р".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_logopeda_2.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки логопеда для взрослых
Этим летом довелось мне поработать в детском оздоровительном центре.
Очень много впечатлений, эмоций. После городского шума, суеты, нескончаемого потока машин этот детский центр был поистине райским уголком! Расположен он в живописнейшем месте: в лесу среди берёз и сосен, где полно разной ягоды и грибов, вокруг озёра с кристально чистой водой. А пение птичек с утра до вечера заменяло нам все каналы телевидения. Да, конечно, телевизоры в центре были, но, по-моему, никто их не включал – отдыхали все!
Но к реалии жизни возвращает детская речь. Права статистика, утверждая, что из года в год растёт число детей с речевыми нарушениями. В этом мы, учителя-логопеды, воочию убеждаемся, работая в дошкольных образовательных учреждениях. А здесь, в оздоровительном лагере, на каждом шагу слышалась речь с дефектным произношением звуков и детей старшего школьного возраста и взрослых, в том числе, педагогов.
Конечно, трагедии в этом никакой. По-моему, очень многие не испытывают по этому поводу никаких неудобств – они привыкли к такому произношению, считают нормой. К примеру, моя давняя приятельница, у которой уже два внука, никогда не страдала от отсутствия звука «Р» в речи. Вместо «корова» - у неё «коова» и так далее. И вот я уговорила её выполнить несколько простых упражнений для постановки звука «Р». И у неё впервые изолированно появился этот звук! Правда, звучал он как-то тяжело, непривычно – «сыро». Но при желании это можно отработать, «отшлифовать» при помощи упражнений и ввести в речь. А моя приятельница заявила: «А зачем – ведь это моя изюминка?..»
Я хочу дать советы для тех взрослых, у которых есть желание самим себе исправить дефектное произношение звука «Р».
Как научиться правильно выговаривать звук «Р»
Для правильного произношения звука «Р» необходимо, чтобы боковые края языка были плотно прижаты к верхним зубам, а расслабленный кончик языка при этом был прижат к основанию верхних зубов. При этом положении языка надо сильно подуть на кончик языка. Язык завибрировал под воздействием выдыхаемой струи – получился звук «Р». Правда, пока шепотом.
Если с первого раза не получилось, выполните подготовительные упражнения для постановки звука «Р».
Упражнение 1
Широко улыбнитесь, показав сомкнутые зубы. Языком постучите по ним в них три раза по три. Почувствуйте напряжение передней части языка.
Упражнение 2
Улыбнувшись и приоткрыв рот, «покрасьте» языком внутреннюю поверхность верхних зубов так, чтобы язык выскакивал из-за зубов вперёд.
Упражнение 3
Губы – в улыбке, сомкнутые зубы видны. Поцокайте языком, присасывая его кончик к верхним зубам. При этом губы и зубы своего положения не меняют.
Упражнение 4
Присосите-приклейте кончик языка к нёбу. Губы в улыбке, все зубы видны. Открыть-закрыть рот 5 раз с «приклеенным» к нёбу языком («поиграй на гармошке»), растягивая уздечку до предела, затем бросайте язык с сильным шлепком-хлопком!
Упражнение 6
Рот широко открыт, губы в широкой улыбке, все зубы видны, широко распластанный язык поднимается – края прижать к зубам, а кончик прикасается к альвеолам за верхними зубами. Удерживать в таком положении 5-10 секунд. Выполнять 10 раз за один приём.
Все упражнения выполнять перед зеркальцем!
Когда научитесь выполнять эти упражнения, вернитесь к начальному описанию произнесения звука «Р» и теперь попробуйте выполнить. Успеха!
Учитель-логопед Болганова С.А.
Г. Черногорск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки логопеда. Для вас, родители!
Игры со звуками...
Уроки логопеда
Здесь описано упражнение для коррекции свистящих звуков....
«Уроки по этикету». Сценарий урока по этикету «Взрослые и дети» по произведениям Г.Остера для детей старшего дошкольного возраста.
Развлечение по этикету "Взаимоотношение детей и взрослых"...
Уроки логопеда
Дифференциация звуков....
"Уроки логопеда - укрепляем мышцы"
Причинами нарушения произношения могут быть слабость мышц языка и губ или легкое расстройство координации движений (неумение выполнять языком и губами точные целенаправленные движения).Любые логопедич...
Уроки логопеда! (укрепляем мышцы)
УРОКИ ЛОГОПЕДА (укрепляем мышцы) Причинами нарушения произношения могут быть слабость мышц языка и губ или легкое расстройство координации движений (неумение выполнять языком и губами точные целе...
«Уроки фонетики для взрослых»
Представлено заседание «Школы грамотного материнства» на тему "Уроки фонетики для взрослых"....