Логопедическое занятие в старшей группе: «Расписные яица к пасхе»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Ромашова Татьяна Вячеславовна

Цель: ознакомить с историей возникновения праздника, с историей росписи яиц, образцами росписи.

Задачи:

Образовательные: Дать детям представление о христианском празднике «Пасха», его значении, о культуре и традициях празднования. Познакомить с русским народным искусством – росписью яиц.

Развивающие: Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, мышления и воображения; развитие связной речи, расширение и активизация словаря.

Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к Родине к ближнему, к истории православных праздников, воспитывать чувство прекрасного, чувство меры.

Оборудование: Для ребят – «яйцо-малёвка», гуашь, кисти, баночка для воды, салфетка, 2 деревянных ложки, два яйца.

Для учителя-логопеда – картинки «яйца-писанки», «яйца-малёвки», репродукции к празднику Пасха, аудиозапись колокольного звона.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasha.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие в старше группе:

«Расписные яица к пасхе»

Цель: ознакомить с историей возникновения праздника, с историей росписи яиц, образцами росписи.

Задачи:

Образовательные: Дать детям представление о христианском празднике «Пасха», его значении, о культуре и традициях празднования. Познакомить с русским народным искусством – росписью яиц.

Развивающие: Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, мышления и воображения; развитие связной речи, расширение и активизация словаря.

Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к Родине к ближнему, к истории православных праздников, воспитывать чувство прекрасного, чувство меры.

Оборудование: Для ребят – «яйцо-малёвка», гуашь, кисти, баночка для воды, салфетка, 2 деревянных ложки, два яйца.

Для учителя-логопеда – картинки «яйца-писанки», «яйца-малёвки», репродукции к празднику Пасха, аудиозапись колокольного звона.

1.Организационный момент

- Звучит колокольный звон (фонограмма)

Под напев молитв пасхальных

И под звон колоколов

К нам летит весна из дальних,

Из полуденных краёв.

- Что это прозвучало? ( Колокольный звон)

- Когда и где мы его слышим? ( В церкви, по праздникам.)

- К какому празднику готовятся все люди?

- Каждую весну весь мир отмечает светлый праздник Пасха или Христово Воскресенье. Вот об этом празднике мы сегодня и поговорим.

2. Основная часть

1) Рассказ о празднике Пасха — самый главный христианский праздник. В это день верующие отмечают воскресение из мёртвых Иисуса Христа. Православная церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет.

Церковное предание гласит, что после снятия с креста Иисуса, тело его погребли в пещере в саду Иосифа, его ученика. Но вход завалили большим камнем и поставили стражу, чтобы тело Христа не похитили. На третью ночь с небес сошёл ангел Господень и отвалил камень от входа. Воины, стоявшие на страже, от страха окаменели, а потом, очнувшись, побежали к иерусалимским священникам доложить о случившемся. Женщины, пришедшие поутру, чтобы по обычаю помазать тело Христа благовонным миро, не нашли его. В пещере же был ангел, который сказал им: «Вы ищете Иисуса распятого, его нет здесь. Он воскрес из

мёртвых». Затем сам Иисус явился Марии Магдалине и ученикам своим, с которыми в течение сорока дней говорил о Царстве Божьем.

Вот почему празднование Пасхи — «праздник праздников», прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. В этот день принято печь пасхальные куличи, делать творожную пасху и красить яйца.

Яйцо — это символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» — и расцеловаться в знак всепрощения и любви к близким.

В пасху много играли, давайте и мы поиграем.

2) Игра «Передай, не урони!»

Дети встают в круг. Водящий отдает одно деревянное яйцо любому ребенку в кругу, второе яйцо - ребенку в противоположной части круга. Со словами песенки дети начинают передавать яйца по кругу в любую сторону.

Слова песенки:

Катись, катись, яичко,

По нашему кружочку.

Найди, найди, яичко,

Для себя дружочка.

С последним словом передача яиц по кругу заканчивается. Те, у кого в руках остались яйца, выходят в центр круга и отдают яички водящему. Тот говорит:

В круг, дружочки, выходите

И вдвоем для нас спляшите.

Все хлопают. Дети пляшут по одному или в паре.

3) Изготовление кулича

Стихотворение выполняется с движениями

Любят взрослые и дети

Этот праздник все на свете!

Жили-были Дед и Баба

Лени воли не давали,

По хозяйству хлопотали:

Избу к Пасхе побелили,

Всё почистили, помыли.

Попросил дед бабу к празднику кулич испечь, а баба рецепт кулича потеряла. Теперь не может вспомнить, какие продукты ей нужны. Может вы ей поможете?

Крепкий круглый пузырёк

Цветом бел, внутри желток.

Курочки его несут,

Расскажите, как зовут. (Яйцо)

Я живу в морской воде,

Нет меня - и быть беде!

Каждый повар уважает

И по вкусу добавляет. (Соль)

Любят пить котята

Да малые ребята. (Молоко)

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

В торты, пироги и плюшки

Положить меня должны. (Мука)

Он на веточке созрел,

Он красив и загорел.

Любят белки грызть его,

Прятать на зиму в дупло. (Орех)

Виноградинку сушили,

На солнцепёке положили.

Она от зноя истомилась,

А во что же превратилась? (Изюм)

- Молодцы! Помогли бабушке вспомнить все ингредиенты. Пора печь.

4) Сопряженная гимнастика пальцев рук и языка.

- Повторяйте за мной

В миску молоко налили

Про муку мы не забыли

Тесто в миске замешали

Подождали, настояли.

Мы изюм положили

И про сахар не забыли

Напечём мы куличей,

По вкусней по горячей.

наливаем из воображаемого стакана С-С-С

руками просеваем Ш-Ш-Ш

руками «мнём тесто», «покусать язычок»

руки встряхнуть, «лопаточка»

руками сыпем, «часики»

руками сыпем, «качели»

руками «мнём тесто», «пошлёпать язычок» пя-пя-пя

«держим воображаемый кулич руками», вдох носом, выдох через рот

5) Роспись яйца

- Сейчас мы с вами превратимся в мастеров росписи и тоже сделаем красивые расписные яички.

Пасхальные яйца в прошлые времена окрашивали натуральными красителями: отваром луковой шелухи – в красный цвет, отвар ольхи – коричневый, настой почек тополя – в жёлтый и называли их крашенками. (картинка)

На яйцо часто наносили узоры-символы. Такие яйца назывались – писанками, а техника росписи – малёванки. Название «малёванки» пришло от слова малевать, пасхальные яйца расписывают придуманными узорами, используя краски. Малёванки имеют сотню символов, знаков. (Картинка)

Отличие в том, что для крашенок использовали варёные яйца, а для писанок непременно сырые.

Каждый рисунок имел своё значение.

Символы были разные. Звёздочки рисовали на рождение девочек, как пожелание нравственной чистоты, а мальчикам расписывали дубовыми листочками – символ красоты, стойкости, жизненной силы. Сосновые веточки – пожелание здоровья и долголетия, бабочка несла детям весёлую, лёгкую и беззаботную жизнь, мельница – для получения большого урожая.

Цвет тоже означал разное:

красный – цвет радости, жизни, любви;

жёлтый – посвящается солнцу, луне, звёздам;

зелёный – символизирует весну;

сочетание красного и белого – благодарность богам за защиту от зла.

Занимайте место за столом и приступайте к раскрашиванию яйца.

6) Представление работ.

- Вот и закончилась наша работа. Посмотрите, какие замечательные малёвки у вас получились. - Кому бы вы хотели его подарить?

- К какому большому празднику мы с вами готовимся?

7) Оформление выставки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в старшейгруппе на тему: «Добрый лес! Чудесный лес! Полон сказок и чудес!

Занятие напрвлено на:-прордолжать учить устанавливать причинно- следственные связи между осенними природными явлениями; анализировать, сравнивать, выделение характерных ризнаков,обобщать; -учить ...

Конспект занятия по рисованию «Расписные ткани»

Познакомить с новой техникой в рисовании батик....

Конспект занятия в старшейгруппе Игра-викторина «Что? Где? Когда?»

Ход занятия: Дети вместе с воспитателем становятся в круг.               В круг широкий, вижу я, Встали все мои дру...

Конспект занятия «В тереме расписном я живу, в гости всех к себе позову».

Цель: знакомство с загадками, поговорками, песнями и играми о русском быте и гостеприимстве...

конспект занятия "В тереме расписном живу. К себе в избу всех гостей приглашу"

Продолжать знакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям....

Конспект занятия по рисованию "Расписные платки"

Конспект занятия по образовательной области: "Художественно - эстетическое развитие"...

Конспект занятия в старшейгруппе по рисованию "Весеннее небо"

Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по мокрому». Закреплять технику рисования деревьев. Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воо...