Консультация для воспитателей "Фонематический слух - что это?"
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Фонематический слух - что это?
(консультация для воспитателей)
Известно, что слуховой аппарат ребёнка функционирует задолго до того, как он появился на свет. Ещё в утробе матери он слышит все звуки материнского тела, биение её сердца, модуляцию голоса. Он слышал звуки, приходящие извне. Звучащая речь входит в жизнь ребёнка с первых часов его жизни. Мать разговаривает с ним тогда, когда малыш не в состоянии что - либо понять, но мозг маленького человека обладает повышенной чувствительностью к звучащей речи. Звуковая оболочка слова очень рано начинает привлекать внимание ребёнка, он реагирует на интонационные средства языка: темп, тембр, ритм, мелодику речи. Так ребёнок начинает постепенно различать звуки, такой процесс называется - звукоразличение.
Очень важно для ребёнка научиться слышать звуки речи и не путать их друг с другом.
Речь идёт о фонематическом слухе. (От слова фонема - звук речи. В русском языке 42 фонемы - 6 гласных и 36 согласных ).
Фонематический слух - способность к слуховому восприятию речи, умение различать звуки речи в их последовательности в словах, умение различать близкие по звучанию звуки.
Если ребёнок не обладает такими качествами, то он путает звуки при произнесении, переставляет их, заменяет другими, потому что не слышит разницы между нужным звуком и его заменителем. И вот РАК звучит как ЛАК, РОЖКИ как ЛОЖКИ, ЛЮК вместо ЛУК.
Теперь представьте, что на фоне вот таких нарушений мы начинаем учить с ребёнком буквы. Буква - это графическое изображение звука. И было бы всё просто, если каждой букве соответствовал только один звук. Но в русском языке такого нет ! Практически все согласные звуки обозначают по два звука - мягкий и твёрдый. Видя букву „ЭЛЬ” мы не знаем какой звук следует произнести: твёрдый Л, с которого начинается слово ЛУК, или мягкий ЛЬ, с которого начинается слово люк. То же происходит и с гласными. Имя буквы Я состоит из двух звуков ИА. Видя эту букву в начале слова, мы произносим - НАША, но, встретив букву Я справа от согласной, мы не произносим звук Й. а просто мягко произносим эту согласную М-АЧ.
Итак, работа читающего не сведена к простому узнаванию и называнию каждой буквы. Поэтому русскому чтению невозможно научиться путём заучивания букв.
Представьте себе, что ребёнок не умеет анализировать звуковой состав слова, не осознаёт его, а буквы выучил. Слово БАЛ он прочтёт так: БЭ-А-ЭЛЬ (или ЛЭ, как часто неправильно его учат).
„Буквы ты знаешь. А теперь произнеси всё вместе. Какое слово получится? “ - просит мама, вызывая недоумение ребёнка, который понимает, что от него хотят не тех действий с буквами, которым он обучен. А каких? Очень трудно, почти невозможно догадаться об этом ребёнку. Особенно, если его фонематический слух не сформирован, не готов к сложному процессу - звуковому анализу слова.
Именно от этого процесса будет зависеть насколько быстро, легко и безошибочно ваш ребёнок научиться читать, а затем и грамотно писать.
Как показало обследование экспериментальных групп, у многих детей проблема с фонематическим слухом существует. Поэтому, гораздо важнее помочь ребёнку от неё избавиться, тем самым подготовив его к безболезненному обучению грамоте, чем торопиться с изучением букв.
Учитель-логопед:
Кутузова Валентина Владимировна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ "Развитие фонематического слуха у детей"
Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Эти упражнения помогут детям распознавать заданный звук в словах, определять место звук...
Консультация: "Развитие музыкального слуха"
«В детях с самых ранних лет должно развиватьсячувство изящного, как один из первейших элементовчеловечности. Влияние музыки благодатно, и чемраньше они начнут испытывать его на себе - тем ...
Консультация развитие музыкального слуха
рекомендации для родителей...
консультация "Развитие ритмического слуха"
для родителей и воспитателей...
Консультация: "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста".
В настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста наблюдается увеличение числа детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Среди них значительную часть составляют дошкольн...
Консультация "Развитие фонематического слуха"
Фонематический, или речевой, слух дает ребенку возможность различать и узнавать звуки родного языка, понимать последовательность их расположения в словах, которые он слышит. Именно фонематический слух...
Консультация " Формирование фонематического слуха у детей"
знакомство родителей с приемами формирования фонематического слуха у детей...