Использование мимических упражнений на логопедических занятиях.
материал по логопедии (средняя группа)

Красноперова Лима Зарифовна

 

Звук произносится хорошо только тогда, когда губы, язык, мягкое нёбо достаточно подвижны, работают слаженно, друг с другом.

Мимические упражнения способствуют подготовке к выработке правильных движений артикуляторных органов, а в результате этих движений и произносятся правильные звуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mimich.upr_.docx318.71 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                         Тренировка мимических мышц, проводится для того, чтобы подготовить речевой аппарат к правильному произношению различных звуков речи, как подготовительные упражнения к последующей артикуляторной гимнастике.

Звук произносится хорошо только тогда, когда губы, язык, мягкое нёбо достаточно подвижны, работают слаженно, друг с другом.

Мимические упражнения способствуют подготовке к выработке правильных движений артикуляторных органов, а в результате этих движений и произносятся правильные звуки.

К числу органов артикуляции относятся губы, нижняя челюсть, язык, мягкое нёбо. Если губы не будут двигаться, объем ротовой полости уменьшится, речь будет невнятной, нарушится дифференциация гласных звуков. Самый важный артикуляционный орган — язык, причем в образовании разных звуков участвуют разные части языка, и в то же время для произношения важно функционирование всего языка. Язык поднимается и опускается, распластывается и суживается в зависимости от того, какие звуки нужно произнести. Даже незначительные неточности в артикуляторных позах вызывают нарушения звукопроизношения. Движения нижней челюсти важны для объема ротового резонатора (полости рта), так как нижняя челюсть, опускаясь и поднимаясь, обеспечивает достаточное открывание рта и его адекватное закрывание. И наконец, большую роль в правильном звукообразовании играет мягкое нёбо. Оно тоже поднимается и опускается.

Вот почему для выработки навыков правильного произношения необходимы тренировочные упражнения. В любом случае мимика ребенка станет более выразительной, лицо более живым, а дикция более четкой. Ребенку станет легче общаться с людьми, звуки речи он будет осваивать быстрее и легче.

Музыка, используемая на занятиях, помогает создать положительный настрой на выполнение упражнений, снять тревожные ожидания. Дополнительная ритмизация позволяет улучшить переключаемость, как в речевом аппарате, так и в общей моторике.

При выполнении гимнастики детям предлагается выполнять движения руками и ногами, иллюстрирующие ситуацию. Это помогает, во-первых, гасить нежелательные сопутствующие движения - синкенезии, во-вторых растормаживать движения в общей и мимической моторике.

В результате комплексного воздействия музыки в сочетании с движениями всего тела и мимической гимнастики, улучшается ее эффективность. А главное дети чувствуют себя более раскованными на логопедических занятиях и выступлениях в зале, им легче начинать общаться с окружающими.

Занятия проводятся в группе детей, после освоения мимических упражнений на индивидуальных занятиях перед зеркалом. Также хорошо помогает детям усваивать упражнения домашние занятия с родителями.

В помощь родителям проводятся мастер – классы для обучения мимической и артикуляторной гимнастике, на которых родители под руководством логопеда осваивают упражнения на собственном опыте.

Упражнения могут проводиться в порядке, определенном педагогом, они разные по эмоциональной направленности: есть успокаивающие, есть тонизирующие. Выбор может быть обусловлен особенностями группы и последующей деятельностью.

Мимические упражнения взяты из пособия Н.В. Нищевой «Веселая мимическая гимнастика». Музыка прилагается.

Описание упражнений:

hello_html_m5e9e23e9.jpgСны

Мы закроем крепко глазки

И во сне увидим сказки.

Побываем на Луне

И поедем на слоне.

Учимся спокойно закрывать и открывать глаза. Лицо при этом неподвижно. Только опускаются и поднимаются верхние веки. Ручки складываем под щекой.

hello_html_m3a1dd733.jpgЧудесный цветок.

Мы увидели пион,

Как чудесно пахнет он!

Воздух носом втянем дружно,

Нам цветок понюхать нужно.

Учимся втягивать ноздри, делая глубокий вдох носом. Руки согнуты, ладони подняты к носу. Плечи при вдохе не поднимаются, выражение лица при этом довольное.

hello_html_m6219aeef.jpgКошка.

Как хитрющий рыжий кот,

Поморгаем мы. Вот! Вот!

Левый глаз! Правый глаз!

Получается у нас!

Учимся спокойно прикрывать то один, то другой глаз. Выражение лица при этом хитрое. Руки вытягиваются вперед, изображают коготки.

hello_html_m36e233c7.jpgСтрашный зверь.

В зоопарке побывали,

Крокодила увидали.

Он зубастый! Так и знай!

Брови выше поднимай!

Учимся приподнимать и опускать брови. Когда поднимаем брови, выражение лица удивленное. Руки вниз и в стороны. Поднимаем плечи одновременно с бровями.

hello_html_49b97c00.jpgМама сердится.

Не хотела каши Маша,

Рассердилась мама наша,

Брови хмурила вот так.

Каша — это не пустяк!

Учимся хмурить брови. Выражение лица сердитое. Грозим пальцем.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    hello_html_adde6a1.jpgКапризуля.

Капризуля наша Люба,

Как карась надула губы!

Говорит карась большой:

- Дуться так нехорошо!

Учимся надувать губы. Выражение лица капризное. Руки на поясе поворачиваемся из стороны в сторону.

hello_html_1deb1da1.jpgЛягушки.

Состязались две лягушки как-то раз в вокале.

Две лягушки на опушке щеки раздували:

- Ква-ква-ква! Ква-ква-ква!

Вот такие вот слова!

Учимся раздувать щеки как будто шарики. Руки согнуты в локтях, пальцы максимально разведены, приседаем, надувая щеки, поднимаемся,

hello_html_m6c4d8a18.jpgМартышка – худышка.

На ветвях висит мартышка.

Не мартышка, а худышка!

Не хватает ей продуктов —

Сладких, сочных, спелых фруктов.

Учимся втягивать щеки — изображать «худышку». Руки расслабленные болтаются по сторонам.

hello_html_m2dbd3638.jpgОбезьянка дразнится.

Шла мартышка вдоль витрины,

Видела прохожих спины

И еще смешную рожу.

Ты такую сделать можешь?

Учимся делать смешную рожицу. Дети сами придумывают позу и выражение лица. Двигаются под музыку.

Заключение

Регулярное проведение занятий в кружке «Логоритмика» с использованием мимической гимнастики под музыку, привело к тому, что:

  • повысилась эффективность запоминания и выполнения упражнений;
  • у детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;
  • улучшается фонематический слух;
  • нормализуется речевое дыхание;
  • формируется умение изменять силу и высоту голоса;
  • улучшается ритмико-интонационная сторона речи;
  • уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;
  • повышается речевая активность детей;
  • снизилась тревожность при выполнении упражнений в зале и на выступлениях.

Результативность коррекционно-развивающей логопедической работы по развитию моторной сферы и произносительной стороны речи отслеживалась с помощью соответствующих разделов мониторинга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование глазодвигательных упражнений на логопедических занятиях»

Глазодвигательные упражнения являются обязательным компонентом коррекционной работы с детьми.   Глазодвигательные упражнения оказывают положительное влияние на общее психо...

Использование дыхательных упражнений на логопедических занятиях

Для формирования правильной речи важное значение играет развитие речевого дыхания. На своих занятиях я использую дыхательные упражнения в игровой форме. Они формируют сильную воздушную струю, повышают...

«Использование дыхательных упражнений на логопедических занятиях с детьми, имеющими заикание»

В материал включены дыхательные упражнения. Будут полезны детям  с другими нарушениями речи....

Использование дыхательных упражнений в системе занятий по коррекции нарушений речи у детей с умственной отсталостью и аутизмом, посещающих логопедический пункт

Использование дыхательных упражнений в системе занятий по коррекции нарушений речи у детей с умственной отсталостью и аутизмом, посещающих логопедический пункт...

Учебно-методический материал для логопедов ДОУ "Использование коррекционно-развивающих игр и упражнений на логопедических занятиях"

    Анализ современных подходов к проблеме патологии речевого развития в дошкольном возрасте (Е.В. Шипилова, Г.С Гуменная, Е.Ф. Соботович и др.) позволяет рассматривать её не как изол...

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

Статья опубликована в сборнике материалов научно-практической конференции "Стратегии развития дошкольного и начального образования в эпоху модернизации".  В статье обоснованы возмо...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...