Коррекционно - развивающая работа воспитателя в логопедической группе
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Коррекционно-развивающая работа воспитателя в логопедической группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekcionno_-_razvivayushchaya_rabota_vospitatelya.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно – развивающая работа воспитателя
в логопедической группе
1. Принципы и задачи построения коррекционно-образовательного процесса.
Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно - воспитательный процесс жизнедеятельности детей.
Естественный путь осуществления логопедизации – это взаимосвязь, взаимодействие логопеда и воспитателей (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).
Педагогический процесс в логопедической группе организуется в соответствии с возрастными потребностями, функциональными и индивидуальными особенностями, в зависимости от структуры и степени выраженности дефекта.
Конечная цель коррекционной работы: воспитание гуманной личности, всесторонне и гармонично-счастливого ребенка; социальная адаптация и интеграция ребенка в среду нормально развивающихся сверстников.
Строится работа в логопедической группе с учетом возраста, профиля группы и индивидуальных проявлений речевого дефекта (из Положения – принцип возрастной и дифференциальный по диагнозу).
При работе с детьми с ФФН речи главные задачи:
- Постановка и закрепление звуков в речи, по необходимости дифференциация по сходным признакам.
- Развитие фонематических процессов и навыков полноценного звукобуквенного анализа и синтеза.
- Подготовка к обучению грамоте.
При работе с детьми с ОНР задачи:
- Развитие лексико-грамматических средств речи.
- Формирование правильного звукопроизношения.
- Развитие фонематических процессов и навыком звукобуквенного анализа.
- Развитие связной речи в соответствии с возрастными нормативами.
- Подготовка к обучению грамоте.
2. Функции воспитателя в процессе работы.
Каковы же функции воспитателей в процессе работы над лексическими темами:
Воспитатель - проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим и с художественной литературой с учетом лексических тем; - пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, умывание, игра); - систематически контролирует грамматически правильность речи детей в течение всего времени общения с ним. |
Работа воспитателя при коррекции звукопроизношения
Воспитатель Цель: вос-ль под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе: активизирует поставленные звуки в словах, словосочетаниях, фразах. |
Подготовительный этап
Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей положения и движения органов артикуляционного аппарата. |
Этап появления звука
Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания. |
Этап усвоения звука (правильное произношение звука)
Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, дифференцирует со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом. |
3. Задачи взаимодействия.
Задачи воспитателей:
- Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.
- Создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка:
- закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда (коррекционный час)
- проведение групповых занятий по развитию речи. Эти занятия проводятся воспитателем по схеме, отличной от аналогичных занятий в массовых группах.
- систематический контроль над поставленными звуками и грамматически правильной речью.
- обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
- развитие артикуляционной и пальчиковой моторики.
- развитие внимания, памяти, логического мышления в играх, упражнениях на бездефектном речевом материале.
3. Проведение необходимой работы по профилактике и коррекции речи. Обеспечение эффективности общей и речевой подготовки к школе.
4. Повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по индивидуальному развитию дошкольника в семье.
4. Знание индивидуальных и психических особенностей детей – залог эффективного планирования коррекционной работы воспитателем.
Воспитатель, как и логопед, должен знать не только особенности речевой патологии детей, но и особенности психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:
- нарушение внимания и памяти,
- нарушения пальцевой и артикуляционной моторики,
- недостаточная сформированность словесно-логического мышления.
Нарушения внимания и памяти проявляются у детей в следующем: они трудно восстанавливают порядок расположения даже из 4-х предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда отбирают предметы или слова по заданному признаку. Еще труднее сосредотачиваться и удерживать их внимание на чисто словесном материале, вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объеме пространные, неконкретные объяснения педагога, длинные конструкции (занятие без наглядности не эффективно для логопедической группы)
Характерно, что запоминание на непроизвольном уровне, у детей происходит значительно лучше, чем на произвольном. Так, например, ребенок легко воспроизводит названия шести-восьми подарков на день рождения и затрудняется воспроизвести названия 4-5 игрушек, спрятанных на занятии.
Нарушения артикуляционной моторики проявляются в ограниченности, неточности, или слабости движений подвижных органов артикуляции – языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти.
У значительного большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие дети держат ложку в кулаке, либо с трудом берут кисточку и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т.п.
Поскольку речь и мышление связано между собой, следовательно, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Дети затрудняются в классификации предметов, обобщений явлений и признаков. Нередко их суждения бедны, отрывочны и логически несвязанны друг с другом.
Личностные особенности детей логопедической группы заметны любому воспитателю, отработавшему в специализированной группе хотя бы смену. Так, на занятиях одни из них очень быстро утомляются, начинают вертеться, отвлекаться, т.е. перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают, или отвечают невпопад, не могут повторить ответ товарища.
Все эти особенности нужно учитывать, планируя коррекционную работу.
5. Основные направления в работе воспитателя.
В работе воспитателя можно выделить два основных направления:
- коррекционно-воспитательное,
-общеобразовательное.
Воспитатель, совместно с логопедом участвует в исправлении речевого нарушения, а также процессов, связанных с ним, и, кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных массовой программой детского сада (умственное, нравственное, эстетическое, патриотическое и др.) Однако, необходимо учитывать, что из двух направлений первое – коррекционно-воспитательное – является наиболее значимым, ведущим. А второе – общеобразовательное – подчиненным.
Коррекционная работа, как мы уже отмечали, осуществляется под руководством и контролем логопеда. Его главенствующая роль объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические особенности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы, динамику всех коррекционных процессов.
В течение первых 2-х недель учебного года логопед обследует каждого ребенка индивидуально. Устанавливает характер речевого и сопутствующего им нарушений, определяет степень выраженности всех нарушений, выбирает пути коррекции.
По окончании обследования логопед подробно сообщает воспитателю группы о результатах своей диагностики (мини-педсовет или индивидуальная беседа), в параметры которой включаются:
-произношение звуков речи
- их восприятие
- воспроизведение слоговой структуры слова
- состояние словарного запаса и грамматического строя
- сформированость связной речи
- уровень внимания, памяти, воображения (психолог)
- состояние пальцевой и артикуляционной моторики.
Опираясь на полученные от логопеда сведения, воспитатель сможет решить ряд практических задач:
а\ представит, кого из детей посадить вперед из-за ослабленного внимания, неусидчивости плохого зрения;
б\ запланировать с кем из детей потребуются дополнительные занятия по развитию пальчиковой и артикуляционной моторики;
в\ учесть чье произношение придется тщательно контролировать и т.п.
Важность контакта, преемственности в работе логопеда и воспитателей объясняется тем, что устранение сложных речевых нарушений (н-р, как ОНР, ФФН с дизартрическим компонентом, возможно только при комплексном подходе.
Причем работа должна быть не формальной, а вдумчивой, серьезной, кропотливой, систематической. И первым, очень ответственным этапом коррекционной работы является обследование, которое проводится в первые две недели сентября. Воспитатель выявляет уровень знаний, умений по всем видам учебной деятельности. Заполняется специальный протокол обследования.
Некоторые качества дошкольника воспитатель может оценить в ходе наблюдения за детьми в режимные моменты, в совместной игре, в трудовой и бытовой деятельности.
При чем, как и у логопеда, у воспитателей, должен отдельно хранится материал по обследованию.
На основании обследования воспитатель может вывести уровни развития детей (только не для формальности), скомплектовать подгруппы для индивидуально-коррекционной работы с детьми. Результаты обследования используются при:
1\ планировании учебно-воспитательной и коррекционной работы (математика плохо, на один год назад);
2\ отборе программных и коррекционных задач;
3\ создании предметно-развивающей среды;
4\ организации подгрупповой и индивидуальной работы.
Основные направления коррекционной работы воспитателя
- Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течении дня 3-5 раз.
- Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.
- Корригирующая мини гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.
- Вечерние индивидуальные занятия по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение.
- Фронтальные занятия по программе ДОУ.
- Коррекционная работа вне занятий:
- во время режимных моментов,
- коррекционная работа по восполнению пробелов, выявленных в результате обследования, обязательно планируется и учитывается.
Остановимся подробнее на этих направлениях коррекционной работы.
1 – 3. Комплексы артикуляционной, дыхательной гимнастики подбираются логопедом и предлагаются воспитателям. Воспитатель должен хорошо знать основные движения органов артикуляционного аппарата, добиваться четкости, точности, хорошей переключаемости. Так, как основным принципом в логопедической работе с детьми является принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать умения, а упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают, все упражнения можно объединить в сказки и проводить во вторую половину дня.
4.Вечерние индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся во вторую половину дня, после дневного сна. Это так называемый логочас.
Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, которых логопед записал в «Тетради взаимосвязи». Логочас длится 30 - 40 мин. Из них 10 - 20 мин.- для заданий по коррекционно-образовательной программе, планируемой воспитателем, 20 мин -. для индивидуальной работы с детьми по коррекции звукопроизношения. Либо: обязательно в логопедический час выполнение индивидуальной работы с детьми по коррекции звукопроизношения, а коррекционная работа планируется по подгруппам, но проводится в удобное время утром, на прогулке, вечером и т.д.
Рекомендуются следующие виды упражнений:
1\ игры на развитие зрительного и слухового восприятия,
2\ игры на развитие фонематических представлений,
3\ игры на развитие лексики, грамматики,
4\ игры на развитие моторики,
5\ игры на развитие связной речи,
6\ индивидуальной работы с детьми по коррекции звукопроизношения.
Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия с ребенком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. А если воспитатель при их распределении учитывает особенности каждого ребенка, то такая игра одновременно дает и обучающий эффект. Например, если у ребенка трудности с мелкой моторикой,- ему следует предложить собрать мозаику или нанизывать бусы, если трудности с конструктивной деятельностью,- сложить по образцу разрезные картинки или специальные кубики и т.п.
Занятия с детьми проводятся в специально оборудованном логопедическом уголке. Здесь устанавливается зеркало, в котором могут отразиться лица ребенка и воспитателя одновременно. Кроме того, здесь необходимо иметь изобразительный материал для закрепления звуков.
В тетради «Взаимосвязи» в графе « Примечание» или «Отметка о выполнении», воспитатель отмечает, у кого и в связи с чем возникли трудности. Эта информация необходима логопеду, чтобы внести коррекцию в индивидуальные планы работы.
Воспитатель должен знать, на какой стадии закрепления звуков находится каждый ребенок, и следить за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в повседневной жизни.
В течение года логопед отмечает в таблице «Экран звукопроизношения» различными условными знаками все изменения в звукопроизношении детей, и это наглядно показывает результаты коррекционной работы логопеда и воспитателя.
Занимаясь с ребенком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно проходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом – утрировано. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка. Занятие может быть продолжено лишь в том случае, если ребенок все скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель должен проговаривать громко, четко, медленно и добиваться того же о ребенка.
5.Проведение фронтальных занятий по развитию речи.
Занятия по развитию речи планируются согласно перспективно-тематическому планированию. В течение месяца на занятиях по развитию речи все виды работ в рамках 3-4- лексических тем.
Воспитатель осуществляет ознакомление детей с окружающим, уточняет и активизирует словарь, а также совершенствует связную речь; углубляет и обеспечивает формирование лексико-грамматических категорий.
Изучение выбранной темы осуществляется воспитателем через все виды занятий (ИЗО, развитие речи; сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры, целевые прогулки и т.п.)
Коррекционное обучение предусматривает при определении целей занятия, указать какую именно речевую работу предполагается провести на данном занятии. Это может быть уточнение, обогащение или активизация словаря, формирование грамматического строя (особенно работа над предложением), развитие связной речи.
Работа воспитателя над любой темой будет включать обязательно:
1\ Подбор слов по одинаковым вопросам: Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Что делает?
2\ Образование уменьшительно-ласкательных названий;
3\ Употребление форм существительных во множественном числе;
4\ Образование притяжательных и относительных прилагательных;
5\ Автоматизация поставленных звуков;
6\ Составление словосочетаний с предлогами, прилагательными, числительными;
7\ Работа над предложением.
Одним из обязательных условий формирование правильной, четкой и внятной речи, является воспитание активного произвольного внимания к речи. Важно с первых занятий приучать детей вслушиваться в обращенную речь, различать и воспроизводить ее отдельные, достигнутые для ребенка элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в своей и чужой речи.
В начале учебного года, пока связная речь у детей не разовьется в достаточной степени, на занятиях используются только «простые» виды работ: чтение, разбор сказок и рассказов, рассматривание объектов, сюжетных картинок, пересказ коротких текстов и т.п. Нецелесообразно в начале обучения требовать от детей пересказа объемных текстов, составления рассказов-описаний, придумывания сказок. Т.е. планирую работу по развитию речи нужно опять же учитывать результаты логопедического и педагогического обследования.
В отличие от массовой группы на занятиях в логопедической группе, все виды работ должны быть обеспечены наглядным материалом. Необходима постоянно зрительная опора. Наглядность должна способствовать речевой активности.
Словесные инструкции должны быть четкими, не многословными. (см. «Методические принципы планирования занятий»
На любом занятии (по ИЗО, математике, физической культуре и т.д.) должна планироваться коррекционная работа.
По математике:
1.Существительное
1\ Употребление существительных единственного и множественного числа;
2\ Сочетание существительных с предлогами.
2.Глагол
1\ Изменение по временам, лицам, числам и родам;
3.Прилагательное
1\ Согласование существительного с прилагательным в роде, числа, падеже.
4.Количественные и порядковые числительные;
5.Местоимения (мой, моя, мое, мои, наш, ваш)
6.Предложения.
По изобразительной деятельности:
1.Предложения с предлогами.
2.Временные формы глагола. (я нарисовал, я вырезаю, я буду разукрашивать)
3.Спряжение глагола. (Что делаешь? Что делают?)
4.Согласование существительного с прилагательным в роде, числе, падеже.
5.Навыки связной речи (Как будешь делать?), спрашивать детей о предстоящей или выполняемой работе.
Физическая культура и музыка.
1.Предлоги (за кем, перед кем);
2.Глаголы прошедшего, будущего времени.
3.Приставочные глаголы (прыгали, перепрыгнули)
4.Падежные формы местоимений (ко мне, к ней и др.)
Воспитатели должны использовать все виды занятий для целенаправленной коррекционной работы.
6.Коррекционная работа воспитателя в повседневной жизни.
Раздевалка, умывальная комната, спальня, уголок природы, игровой уголок и другие места групповой комнаты и участка – это широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей. В течение дня воспитатель имеет возможность многократно активизировать и закреплять новые слова, без чего не может происходить их введение в самостоятельную речь. Идет обогащение и активизация словаря, ребенок упражняется в грамматически правильном оформлении предложений.
Планирование коррекционно-образовательной работы.
В плане воспитатели выделяют специальную графу «Коррекционная работа», можно для облегчения представить в виде таблицы:
Направления работы | Содержание работы | Режимные моменты |
1.Артикуляционная гимнастика. 2. Дыхательная гимнастика. 3. Пальчиковая гимнастика. 4.Формир-е фонетического воспр-я. 5. Форм-е лексико-грамм-х представлений. 6. Развитие психических процессов. 7. Связная речь. 8. Форм-е навыков звукового анализа. 9. Контроль за звукопроизношением. | Указать источник Игры см. картотеку Лексические темы Дидактические игры Игры и упражнения Игры и упражнения. Имена детей | Утром Перед обедом 2-ая половина дня |
Индивидуальная коррекционная работа.
Может быть представлена в виде таблицы. Форма может быть другой.
Дни недели Список детей | 1-ая неделя | Учет | 2-ая неделя | Учет | 3-ая неделя | Учет | 4-ая неделя | Учет |
понедельник | ||||||||
вторник | ||||||||
среда | ||||||||
четверг | ||||||||
пятница |
Здесь же указываются подгруппы детей. Состав групп может меняться.
Планируются виды работ по восполнению имеющихся пробелов:
1\ по сенсорике (цвет, форма, величина, количество)
2\ развитию общей моторики
3\ развитию мелкой моторики (шнуровка, мозаика, плетение и т.д.)
4\ развитие графических навыков (обводка, штриховка)
5\ формирование пространственных представлений (право, лево, узкий - широкий…..)
6\ работа по коррекции лексико-грамматических категорий.
Заучивание стихотворения
Особенности:
1\ предварительная словарная работа (как в массовой группе);
2\ воспитатель читает наизусть с наглядностью;
3\ беседа;
4\ чтение стихотворения;
5\ заучивание по четверостишию и по строчке;
К праздникам отрабатывают вместе с логопедом весь речевой материал. Не должно быть неправильной речи!
В подготовительной логопедической группе проводятся занятия по подготовке детей к письму, одно занятие в неделю. Каждое занятие включает:
- письмо тех или иных элементов;
- зрительный или слуховой диктанты;
- зарисовка каемочек, чередующаяся с зарисовкой или обводкой с последующей штриховкой узоров, включенных в слуховой или зрительный диктант.
Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно - воспитательный процесс жизнедеятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система взаимодействия участников коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе.
Представленная система направленна на комлексное взаимодействие специалистов ДОУ при всестороннем развитии детей с общим недоразвитием речи....
Коррекционно - развивающая работа воспитателя в логопедической группе
Коррекционно - развивающая работа воспитателя в логопедической группе. Определены цели, задачи и содержание работы воспитателя в логопедической группе....
Рабочая образовательная программа коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе для детей с ОНР
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности учителя-логопеда по направлениям: диагностическое, коррекционное, профилактическое, научно-методическое в работе с детьми от 5 до 6 лет...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР
Рабочая программа составлена в соответствии с современными требованиями, с учетом ФГТ. В программу входит перспективный план и подробное календарно - тематическое планирование коррекционно - развивающ...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР
Рабочая программа разработана в соответствии с современными требованиями, с учетом ФГТ. Содержит перспективное планирование и подробный календарно - тематический план коррекционно - развивающей деятел...
Коррекционно-развивающая работа воспитателя в логопедической группе ДОУ
материал будет интересен педагогам, работающим с детьми с нарушенями речи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...