Конспект НОД "Звуки [г] - [г’]. Комнатные растения"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте.
Старшая группа (10.03.2020)
Тема. Звуки [г], [г’]. Буква «Г». Комнатные растения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект "Звуки [г] - [г’]. Комнатные растения" | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте.
Старшая группа № 9 комбинированной направленности.
Занятие № 43 (10.03.2020)
Тема. Звуки [г], [г’]. Буква «Г».
Цели.
Коррекционно-образовательные.
- Уточнить и закрепить правильную артикуляцию звуков [г], [г’].
- Дифференцировать звуки [г], [г’] на слух и в произношении.
- Определить позицию звука [г] в словах с опорой на картинки;
- Закрепить понятия «согласный звук», «звонкий», «мягкий», «твёрдый».
- Учить делить слова на слоги.
- Учить звуковому анализу слов типа «га».
- Познакомить с графическим образом буквы «Г».
Коррекционно-развивающие.
- Развивать речевое дыхание.
- Развивать артикуляционную моторику.
- Развивать и обогащать активный словарь по теме «Комнатные растения».
- Развивать фонематические процессы.
- Развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные.
- Воспитывать умение выполнять задания по инструкции, работать с раздаточным материалом.
- Воспитывать умение до конца выслушивать ответы товарищей.
Оборудование. Презентация «Гномы Гоша и Гена», горшочек, горох, фасоль, картинка «чудо- цветок с отрывными лепестками», картинки «Комнатные растения» на коврографе, наборы схем для звукового анализа, конструктор «Собери букву», кассы букв.
План занятия:
I Организационный момент.
Дыхательное упражнение «Вырасти большой».
II Основная часть.
1. Организационный момент. Загадка. Слайд.
2. Мимическая и артикуляционная гимнастика.
3. Сообщение темы занятия. Слайд.
4. Сравнительная характеристика звуков [г]-[г’]. Слайд.
5. Пальчиковая гимнастика «Мы цветочек поливаем».
6. Дифференциация звуков [г], [г’]. Слайд.
7. Знакомство с графическим образом буквы «Г». Слайд.
8. Звуковой анализ слова «га». Слайд.
Чтение слогов. Слайд.
9. Упражнение на развитие общей моторики «На солнечном окошке».
10. Игра «Скажи наоборот». Слайд.
III Подведение итогов занятия.
Ход занятия.
Этап | Слова и действия логопеда | Слова и действия детей |
I | 1. Дыхательная гимнастика «Вырасти большой». И. п. – ноги вместе, руки опущены вниз. Поднимаясь на носки, потянуть руки вверх – вдох через нос. Опускаясь на всю ступню, опустить руки вниз – выдох с произнесением «ух-х-х» (4-5 раз). | Стоят возле своих стульчиков. |
II | 1. Организационный момент. Отгадайте, что за сказочные гости к нам пришли. Колпачки, как у Петрушки. Кто это? СЛАЙД 2. Мимическая и артикуляционная гимнастика. Изобразите весёлого, грустного, удивлённого гнома. Гномы проветривают дом – рот (упр. «Окно») Вокруг дома гномов упр. «Забор». Гномы причёсываются (упр. «Расчёска» губами, зубами). Гномы чистят верхние зубы, нижние зубы. Гномы едят конфетку. 3. Сообщение темы занятия. Гоша старший брат с твёрдым характером, Гена младший брат мягким характером. Назовите первый звук в имени «Гоша», в имени «Гена». Сегодня мы будем слушать и произносить звуки [г], [г’]. Гоша и Гена обращаются к вам за помощью. Гуси – лебеди унесли их любимую букву. СЛАЙД. Надо помочь её найти. 4. Сравнительная характеристика звуков [г]-[г’]. Кто же нам поможет найти букву «Г»? Конечно, добрая…(Герда). СЛАЙД Добрая Герда дарит нам семена-горошины. Из них вырастим чудо цветок. На его лепестках будут изображены подсказки. (Сыплю горох и горошины в горшок). Когда большие семена - горошины подают в горшок мы слышим звук [г]. Когда маленькие горошинки - слышим [г’]. Когда мы произносим [г]-[г’] во рту есть преграда? Что делают голосовые складки? Какой звук [г]? Каким цветом обозначим? Какой звук [г’]? Каким цветом обозначим? 5. Пальчиковая гимнастика. Встали. Чтобы цветок скорее пророс, скажем заветные слова. Мы цветочек поливаем, (трясут ладонями) Землю палочкой взрыхляем. (сжимают – разжимают кулачки) Вот росточек появился, (выставляют указательный палец из кулачка) Потихоньку распустился. (выставляют средний палец из кулачка) Пусть цветочек подрастает, (выставляют безымянный палец из кулачка) Пусть на радость расцветает, (выставляют мизинец из кулачка) А мы тряпочки возьмем, (показывают ладошки) Все подставочки протрем. (потирают руки) К солнцу тянутся листочки, (складывают ладони в цветок) Будут чистыми горшочки. (хлопают) Присаживайтесь. Посмотрите какой вырос чудо – цветок (Пока дети рассаживаются - ставлю «цветик – семицветик» в горшок). 6. Дифференциация звуков [г], [г’] на слух. Синий лепесток сорвёт мальчик, который запомнит название комнатных цветов: фиалка, герань, бегония. Жёлтый лепесток сорвёт девочка, которая назовёт комнатные цветы: бегония, герань, фиалка. (На голубом и жёлтом лепестках гусеницы). Кого мы встретили? Где слышится звук [г] в слове гусеница? Встали. Выполните задание гусеницы. Топните, когда услышите звук [г] СЛАЙД (стоя). - из ряда звуков: - слогов: га, го, ги, ге, гю, гы - слов: Топните, когда услышите звук [г] в названии комнатного цветка (глоксиния, гортензия, фиалка, герань, бегония). Молодцы! Все справились с заданием и гусеница подсказывает мне сорвать красный лепесток. Там Горныч. Кого мы встретили? В слове Горыныч, где слышится звук [г]? Он нам поможет, если мы выполним его желание. СЛАЙД. Хлопните в ладоши столько раз сколько слогов в названии картинки: гусь, гуси, гусята. «Слог – это часть слова, в котором слышится гласный звук». Какое правило помогло вам разделить слова на слоги? Горыныч велел сорвать зелёный лепесток. На лепестке гусь. Мы нашли гусей – лебедей! 7. Знакомство с графическим образом буквы «Г». Гуси громко гоготали: Где-то, что-то потеряли. Гуси выронили букву «Г». СЛАЙД. В букве «Г» живут звуки [г], [г’]. Найдите в кассе букву «г». В моей кассе в верхнем ряду, в 4-м кармашке. В какую сторону смотрит буква Г? Из чего сделаем? 8. Звуковой анализ слова «га». Гуси на прощание крикнули «Га»! - Сколько звуков в слове «га»? Назовите 1-й, 2-й. Выложите схему слова. Назовите звук в начале, назовите звук в конце слова. Навели порядок на столе. Чтение слогов. Подружим букву «Г» с буквами гласных звуков. 9. Упражнение на развитие общей моторики «На солнечном окошке». Гоша и Гена благодарят за помощь. И дарят «фиалку». Встали. На солнечном окошке («солнце» над головой) Фиалка расцвела – («цветочек») Лиловые цветочки Тихонько подняла. (взмахи рук снизу вверх) Средь листьев она прячется, Не любит лезть вперед, (закрывают лицо руками) Но всякий к ней наклонится (наклоняются) И бережно возьмет. (тихонько встают) 10. Игра «Скажи наоборот». Подбор антонимов. Гоша и Гена захотели сыграть с ребятами в любимую игру «Скажи наоборот». Я говорю вместе с Гошей, а вы отвечаете вместе с Геной. Колючий лист — гладкий лист. Влажная земля — сухая земля. Теплая вода — холодная вода. Толстый лист — тонкий лист. Большой цветок — маленький цветок. Мягкая земля — твердая земля. Толстый стебелек — тонкий стебелек. |
Это гномы. Выполняют артикуляционную гимнастику сидя за столами. В имени Гоша 1-й звук [г]. В имени Гена 1-й звук [г’]. Во рту есть преграда. Голосовые складки работают. Согласный, глухой, твёрдый. Согласный, глухой, мягкий. Звук [г] слышится в начале слова. Выполняют задание. Звук [г] слышится в начале слова. «Сколько в слове гласных, столько и слогов». Две палочки или из одной проволоки. Слове «га» - 2 звука, 1-й звук [г] –согласный, твёрдый, обозначим синим цветом, 2-й звук [а] – гласный мягкий, обозначим красным цветом. |
III | Какие звуки сегодня вы слушали и произносили? С какой буквой читали слоги? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственой образовательной деятельности "Комнатные растения"
Расширять и уточнять представления о комнатных растениях; закреплять представление о том, что для роста растений нужны свет, влага, тепло, почва; продолжать знакомить с особенностями внешнего строения...
Конспект занятия по экологии "Комнатные растения" /подготовительная группа/
З а д а ч и: способствовать формированию обобщенных представлений о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге: одним растениям – с мягкими, тонкими листьями – требуется мн...
Конспект НОД «Знакомство с комнатными растениями»
Конспект НОД, направленной на развитие познавательного интереса детей к природе, желания активно изучать природный мир, формирование у детей стремления к исследованию и экспериментированию ...
Конспект открытого занятия «СРАВНЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ ГЕРАНИ ДУШИСТОЙ И БАЛЬЗАМИНА»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА № 2 «СРАВНЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ ГЕРАНИ ДУШИСТОЙ И БАЛЬЗАМИНА» (средняя группа)...
Конспект НОД "Наши друзья-комнатные растения"
закрепление представлений о комнатных растениях и их существенных признаках....
КОНСПЕКТ НОД "ЗНАКОМСТВО С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ-ФИАЛКА".
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ "КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ" ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ...
Конспект занятия "Ознакомление с комнатным растением фикусом".
Познакомить детей с комнатным растением фикусом....