Консультация для родителей ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Елькина Марина Анатольевна

Овладеть звуковым анализом – значит научиться определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие, находить ударный слог и звук в словах, выделять из речи слова, ориентироваться в его слоговой структуре.

 Помогут в этом игры, которые создадут оптимальные психологические условия не только для обучения грамоте, но и для успешного развития личности старшего дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx406.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

                                      Консультация для родителей

C:\Users\Администратор\Downloads\img25.jpg

1.«Кто больше?» Взрослый и ребенок по очереди придумывают слова с заданным звуком. Выигрывает тот, кто называет слово последним.

2.«Цепочка слов» (аналог игры «города») Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова, при этом каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова. «Собери слово» Взрослый произносит слово по звукам, например, К, О, Т, ребенок должен догадаться, какое это слово.

3.«Отгадай имя» Для игры нужно подобрать картинки или игрушки таким образом, чтобы первые буквы их названий составили имя. Инструкция: «Вот кукла. Чтобы догадаться, как ее зовут, нужно назвать первые звуки в словах и составить из них имя». Например: машина (М), автобус (А), Шрек (Ш), Арбуз (А)- МАША. Можно усложнять условия - составлять слово, например, по вторым или по последним звукам слов.

4.«Слова рассыпались» Игра предназначена для детей, знакомых с буквами. Из отдельных букв нужно составить «рассыпавшееся» слово.

5.«Четвертый лишний» Взрослый называет четыре слова, три из которых начинаются на один и тот же звук, а четвертый – на другой. Ребенок определяет первые звуки в словах и говорит, какое слово лишнее. Аналогично четвертый лишний определяется по последнему звуку – тогда названия трех предметов должны заканчиваться на один и тот же определенный звук.

6.«Начало, середина, конец» Взрослый произносит слова с определенным звуком, а ребенок в зависимости от положения звука в слове говорит: «начало» (если заданный звук в начале слова), «середина» (если заданный звук в середине слова), «конец» (если заданный звук в конце слова).

7.«Какой звук (слог) съел Буквоед?» Буквоед съел первый звук (слог) в словах. Нужно догадаться, какого звука (слога) не хватает и назвать исходное слово. «Найди все предметы, начинающиеся на звук …» Взрослый предлагает ребенку назвать все окружающие предметы, названия которых начинаются на определенный звук (например на К).

8.«Рассели по домикам» Игрушки или картинки нужно расселить по трем домикам. В первый дом селим те игрушки, в названии которых заданный звук стоит в начале, во второй – те игрушки, в названии которых заданный звук в середине, в третий – в конце. «Общий звук» Нужно догадаться какой звук есть во всех данных словах. Например: ваза, зуб, стрекоза, медуза, заяц - общий звук [з].

9.«Подскажи Петрушке звук» Петрушка называет предметы (картинки), но не договаривает последний звук. Ребенок должен подсказать не произнесенный Петрушкой звук.

10.«Незнайкины загадки» Незнайка прислал письмо: «Посылаю листок со словами. Угадайте, какие слова я задумал». В письме – слова с пропущенными буквами. Нужно догадаться какие буквы пропустил Незнайка и какие слова он загадал. «Морской бой» В каждой клеточке игрового поля записывается по одному слогу. Взрослый называет координаты, ребенок записывает слоги, а затем читает получившиеся слова.

11.«Заправка» Для игры нужна игрушечная машинка и три кубика. Кубики будут выполнять роль колонок на заправке. Взрослый называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, ребенок ставит машинку около первой бензоколонки, в середине – около второй, в конце – около третьей. Во втором варианте взрослый, размещает машинку около средней бензоколонки (первой или последней), а ребенок придумывает слово, в котором заданный звук будет находиться в середине слова (начале или конце).

12.«Заколдованное слово» Злой волшебник заколдовал слова так, что остались только первые и последние буквы. Расколдуйте их. В качестве подсказки можно предложить предметные картинки.

 13.«Привяжи шары» Для игры нужно изображение шариков с рисунками. Ребенок определяет твердость/ мягкость заданного звука в названиях картинок. Если звук в слове твердый – нужно нарисовать к шарику ниточку синего цвета, если мягкий – зеленого. «Жук» Жук заболел и все пятнышки с его крылышек исчезли. Вспомните слова со звуком [ж], и тогда на его спинке снова появятся точки.

14.«Шифровальщики» Ребенок становится шифровальщиком, он должен зашифровать слова – заменить все звуки в них на символы, т.е. произвести фонематический анализ.

15. «Собери мячики» Для игры нужны карточки, на одной стороне которых нарисованы мячи, а на другой разные предметы. Ребенку нужно разложить мячики по коробочкам. Если название картинки начинается на гласный звук, ее нужно положить в красную коробочку, если на твердый согласный звук – в синюю, если на мягкий согласный – в зеленую. Во втором варианте вместо мячиков можно использовать круги трех цветов. Ребенок достает из коробочки по одному «мячику» и придумывает слова. Если мяч красный - нужно придумать слово на гласный звук, синий – на твердый согласный, зеленый – на мягкий согласный.

 16.«Мозаика» 

Взрослый произносит ряд звуков, а ребенок выстраивает мозаику, выкладывая квадрат нужного цвета (если звук гласный – красного, если звук твердый согласный – синего, если звук мягкий согласный – зеленого).

 

17. «Построим пирамидку»

Выложить картинки таким образом, чтобы получилась пирамидка (верхний ряд – слова, состоящие из 3-х звуков, второй ряд – слова, состоящие из 4-х звуков, нижний ряд – слова, состоящие из 5-и звуков).

 

18. «По ровненькой дорожке»

Передвигая человечка по дорожке, определить место заданного звука в слове, предварительно дав ему характеристику.

 

19. «Звуковые часы»

Стрелками указать на слова, сходные по звучанию; слова, которые начинаются с одинаковых звуков.

 

20. «Цветные коробочки»

В красную коробочку положить картинки, названия которых начинаются с гласного звука, а в синюю те, которые начинаются с согласного звука.

           

21. «Весёлый кубик»

Вращая кубик, ребёнок произносит: «Крутись, вертись на бочок ложись». С окончанием слов на верхней стороне кубика назвать картинку и первый (последний) звуки в её названии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА»

Консультация для родителей«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА»...

Консультация для родителей «Формирование навыков звукового анализа и синтеза»

Для освоения чтения и письма важно научить ребенка вычленять отдельные звуки, слоги, определять их последовательность в слове, уметь соединять звуки в слоги и слоги в слово. Именно об этом я предлагаю...

Консультация для педагогов «Формирование навыков звукового анализа и синтеза»

Консультация посвящена одному из напрвлений логопедии - звуковому анализу и синтезу....

Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА»

Основная трудность, которую испытывают дети при разделении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Поэтому звуковой а...

Консультация для родителей "Формирование фонематического восприятия, анализа и синтеза"

Работа по развитию фонематического восприятия имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего обучения детей в школе. В данной статье приводятся игры и упражнения н...

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников»

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.При обучении, как письму, так...