Проект "В мире слов"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Елена Михайловна Фролова

Творческо-исследовательский проект для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 5-7 лет группы компенсирующей направленности, направлен на формирование у дошкольников представлений о сложных словах: первоначальное ознакомление детей с морфологическим составом слова; более точное и глубокое понимание смыслового значения слов; овладение навыком образования и объяснения значения сложных слов, образованных путём сложения двух основ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_mire_slov.docx41.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида «Космос»

 города Балашова Саратовской области»

ПРОЕКТ

«В мире слов»

в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

(общим недоразвитием речи).

Разработали:

учитель-логопед

Жегулова Н.А.,

учитель-логопед

Фролова Е.М.

Балашов, 2020

Актуальность проекта

Своевременное овладение правильной, грамотной речью имеет важное значение в формировании полноценной личности. Ребенок с хорошо развитой речью, богатым словарным запасом легко вступает в общение, может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами для совместной деятельности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. И наоборот, неясная, бедная речь часто становится причиной неуспеваемости, может породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия.

В связи с вышеперечисленным, формирование правильной, грамотной и чёткой речи дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.

Проект реализован в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи (ОНР))  от 5 до 7 лет. Группы посещают дети, преимущественно, с IV уровнем речевого развития.

У многих детей в ходе обследования устной речи выявлен недостаточный уровень развития словообразовательных навыков. Особую трудность представляет образование сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения в понимании не только целых слов, но и основ из которых они состоят. Отсюда следует, что уровень развития лексико-грамматического строя речи не соответствует возрастным нормам.

          Практика показала, что материала, который представлен в содержании подгрупповых (фронтальных) логопедических занятий не достаточно. Появилась необходимость проведения дополнительной работы по образованию сложных слов.

         Так возникла идея создания проекта «В мире слов». Данный проект совершенствует устную речь будущих школьников, формирует один из способов словообразования, обогащает словарь. Тем самым формирует предпосылки успешного обучения в школе.

Цели и задачи.

Цель: Сформирование у детей интереса к русскому языку, знакомство с многообразием слов русского языка.

Задачи:

- уточнение и обогащение словаря детей, развитие грамматического строя речи;

- формировать предпосылки к успешному обучению в школе;

- воспитывать интерес и любовь к родному языку,

- привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ в коррекционно-логопедическом направлении.

Предварительная работа.

Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта; подбор методической литературы, наглядно-дидактического материала для реализации проекта,  организация развивающей среды.

Вид/тип проекта.

Творческо-исследовательский проект. Среднесрочный (2,5 месяца).

Участники проекта.  

Дети  с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 5-7 лет группы компенсирующей направленности, учитель-логопед, родители, воспитатели.

Аннотация.

Творческо-исследовательский проект для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 5-7 лет группы компенсирующей направленности, направлен на формирование у дошкольников представлений о сложных словах: первоначальное ознакомление детей с морфологическим составом слова; более точное и глубокое понимание смыслового значения слов; овладение навыком образования и объяснения значения сложных слов, образованных путём сложения двух основ.

Ключевые мероприятия проекта: беседы с детьми, занятия, дидактические игры и упражнения, консультации для педагогов, родителей, мастер-класс для родителей, продуктивная деятельность детей совместно с родителями.

Организационная часть проекта направлена на привлечение внимания детей к сложным словам. Детям представлена сказка «Любопытный зайчонок» . Проведена беседа по содержанию сказки.

С родителями проведено анкетирование с цельюуточненияуровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития речи детей и выявления уровня организации совместных занятий по развитию речи дома.

На родительском собрании родители проинформированы о результатах анкетирования, узнали о начале проекта «В мире слов», о необходимости его проведения. Поставлены цели и задачи проекта.

Родителям, по мере реализации задач проекта, предложено дистанционное консультирование, как одна из форм взаимодействия. Поделиться впечатлениями о результатах проекта решили с помощью приложения «Vaber».

У всех родителей имеются электронные ресурсы, при помощи которых они могут связаться с учителем логопедом и получить консультацию онлайн или при помощи электронной почты.

Родители получили задание: совместно с детьми изготовить стенгазету, в которой будут представлены сложные слова, имеющие две основы, объединенные одной темой. Предложены примерные темы: «Транспорт», «Мир профессий», «Животный мир», «Бытовые помощники» и т.д.

Основной этап проекта включал проведение цикла занятий с детьми по формированию умения образовывать сложные слова (Приложение 2), дидактических игр, упражнений. В свободной деятельности дети, под руководством воспитателей, раскрашивали иллюстрации для альбомов «Сложные слова», объясняли их значение.

Для родителей проведен мастер-класс «Как играть со сложными словами», оформлены памятки, содержащие игры и упражнения.

На основном этапе реализации проекта родители, совместно с детьми, оформляли стенгазеты. Консультации по данной работе получали дистанционно.

Заключительным этапом проекта стало итоговое мероприятие по презентации стенгазет «В мире слов». Дети совместно с родителями подготовили мини-доклады, которые представили на данном мероприятии. Эта работа оказалась интересной и познавательной для всех участников проекта. Например, семья воспитанника подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) выбрала тему «В мире животных» и нашла много интересной и новой для детей информации о редких животных (муравьед, броненосец, утконос, паук птицеед,  носорог, сороконожка, шелкопряд). Семья воспитанника старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) выбрала тему «В мире профессий».  Дети познакомились с названиями профессий, которые раньше не знали (овощевод, животновод, птицевод, цветовод, оленевод, рыбовод, пчеловод).

Проект и стенгазеты опубликованы  в социальной сети работников образования https://nsportal.ru/ на сайте учителя-логопеда.

В дальнейшем развитие проекта подразумевает продолжение работы с родителями по развитию речи детей в домашних условиях. Для этого планируется широкое использование интернет-ресурсов. В частности создание сайта «Домашний логопед» не только дляродителей детей, которые  посещают группы компенсирующей направленности, но и общеразвивающие группы, с целью профилактики речевых нарушений. На сайте планируется рубрика «Вопрос-ответ», размещение консультаций, рекомендации по организации домашних занятий, публикаций проектов и другой информации по речевому развитию детей.

Ожидаемые результаты (продукт проекта).

- совершенствование лексико-грамматического строя речи дошкольников,

- поддержание интереса родителей к коррекционной деятельности по развитию речи детей,

- создание альбома «Сложные слова».

Литература (источники информации).

1. Булычева С.Г. Учим сложные слова// Логопед.2009. № 2.

2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР  у дошкольников. СПб., 1999

3.Левчук Е.А. Грамматика в сказках и историях. СПб., 2004

4. Уварова Т.Б. Обучение словообразованию дошкольников с ОНР// Логопед. 2009. № 5

5. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 6 до 7 лет.СПб., 2016

Этапы проекта:

Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды)

Взаимодействие с родителями

Подготовительный (мотивационный)

Рассказывание сказки «Любопытный зайчонок» (Приложение 1)

Цель: формировать представление детей о сложных словах, развивать интерес к работе по образованию новых слов.

Беседа по содержанию сказки.

Анкетирование. (Приложение 2)

Цель: определение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития речи детей, выявления уровень организации совместных занятий по развитию речи дома.

На родительском собрании информирование родителей о результатах анкетирования, сообщение о начале проекта «В мире слов», обоснование необходимости проведения проекта, разъяснение целей и задач.

Основной (проблемно-деятельностный)

-фронтальные подгрупповые занятия

№ 1, 2, 3, 4;

- индивидуальные занятия

- изготовление альбома с иллюстрациями «Сложные слова», в котором сложные слова расположены группами, имеющими общую часть;

- подвижная игра «Снегопад»;

- игра «Какая машина уехала?»,

- физкультминутка «Самолёт»,

- игра «Отгадай машину в доме»,

- игра «Что это?»,  

- игра «Скажи по-другому»,

- игра «Кто это?»,

- игра «Чудесный мешочек»,

- игра «Путешествие в зоопарк»

- рассматривание альбома с иллюстрациями  «Сложные слова»,

- игры с пособиями, использованными на занятиях;

- подвижные игры и пальчиковая гимнастика, разученные на занятии.

- мастер-класс для родителей «Как играть со сложными словами?»;

- памятка «Сложные слова» с играми и упражнениями;

- консультации с использованием электронной почты и социальных сетей, в том числе видеоресурсов;

- изготовление стенгазет «В мире слов» родителями совместно с детьми, подготовка мини-докладов.

Заключительный (творческий)

- итоговое мероприятие по презентации стенгазет.

- завершение работы по изготовлению стенгазет «В мире слов» родителями совместно с детьми, подготовка мини-докладов;

- публикация   стенгазет и проекта  в социальной сети работников образования https://nsportal.ru/ на сайтах учителей-логопедов

https://nsportal.ru/zhegulova-natalya-aleksandrovna и

https://nsportal.ru/elena-mikhaylovna-frolova;

- организация беседы с родителями по итогам проекта с помощью приложения «Viber».

Приложение 1

Сказка «Любопытный зайчонок»

Жил-был в лесу в маленькой избушке зайчонок. Стоял он как-то у окна и смотрел на зимний лес.

- Снегопад начинается, - сказала мама-зайчиха.

-А что такое снегопад? – спросил зайчонок.

- Снег падает, - ответила мама.

- Интересное слово, - подумал зайчонок. – Его можно разделить на две части.

- Мама, - спросил он, - а ты знаешь еще слова, которые можно разделить на две части?

Мама подумала и стала зайчонку называть такие сложные слова, а он пытался их объяснить, отгадать, что эти слова обозначают.

Мышеловка – ловит мышей.

Мухобойка – мух бьет.

Сенокос – сено косят.

Огнетушитель – огонь тушит.

Мухоед – мух ест.

Поиграл зайчонок с мамой, а потом и говорит:

-Если одно слово можно разделить на два, то почему бы два слова не сложить в одно?

И зайчонок с мамой стали придумывать слова, которые можно сложить в одно.

Аппарат для фотографирования – фотоаппарат.

Мясо рубит – мясорубка.

Садкое едят – сладкоежки.

Муравьев ест – муравьед.

Животное с рогом на носу – носорог.

Животное с утиным носом – утконос.

Вот так зайчонок узнал, что такое сложные слова.

Приложение 2

Анкета для родителей

1.Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
2. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ________________________________________________________

3. Кто из членов семьи больше уделяет внимания ребенку и как занимается с ним?_____________________________________________

4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) Какую?______________________________________________________

5. Что беспокоит вас в речевом развитии ребенка? _____________________________________________________________________

6.Как оцениваете речь вашего ребенка в целом? (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошая). __________________________________________

7. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.)

8.Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он», «она»?

______________________________________________________________________

9.В речи допускает грамматические ошибки (Например: длинные уХи, много стулОВ, моЯ яблоко).___________________________________________________

10. Задает ли ребенок вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»?
11. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _________________

12. Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для развития речи есть у вас дома?_____________________________________________________________

13. В чем, по Вашему мнению, родители смогут повлиять в овладении ребенком правильной речи?______________________________________________________

14. Какие вопросы по речевому развитию детей вы хотели обсудить на родительском собрании? _____________________________________________________________

15.Ваши замечания, предложения, пожелания    _____________________________________________________________________

Приложение 3

Занятие 1

Задачи:

- знакомить со сложными словами (существительное + глагол);

- учить образовывать сложные слова от словосочетания, объяснять значение сложного слова, находить сложные слова в тексте и составлять предложения с ними;

- воспитывать интерес к словам родного языка;

-развивать память, внимание, мышление.

Ход занятия

I. Вводная часть

Педагог напоминает детям о том, что в русском языке есть сложные слова, с которыми они сегодня познакомятся.

II. Основная часть

Педагог предлагает детям отгадать загадку, отгадка которой – сложное слово. Картинка-отгадка находится на доске. Дети называют слово-отгадку и объясняют значение сложного слова, раскладывая его на составные части.

Детям предлагается изменить предложение, заменив часть его сложным словом.

  • Мама включила машинку, которая выжимает сок. (Соковыжималка).
  • На стуле лежит предмет, который бьет мух. (Мухобойка).
  • Миша сказал, что, когда вырастет, он станет тем, кто лазает под водой. (Водолаз).
  • На улице начали падать листья с деревьев. (Листопад).

Педагог демонстрирует иллюстрации к сложным словам часть которых – «электро».

Педагог. Все эти приборы работают с помощью электричества. Их названия – сложные слова. Составьте слова, первая часть которых – «электро».

Сначала педагог дает образец, затем дети выполняют задание самостоятельно.

  • Электрический сушитель – электросушитель.
  • Электрический рубанок – электрорубанок.

 Слова: электрощетка, электровафельница, электроутюг, электрочайник, электромясорубка, электродрель, электровоз.

III. Заключительная часть.

Педагог читает стихотворения, дети называют знакомые сложные слова, которые в них встречаются.

Подвижная игра «Снегопад»

Снегопад, снегопад,
Длился два часа подряд!
Был увидеть каждый рад
Белый сказочный наряд!

(Дети  медленно кружатся, делая плавные взмахи руками).

Занятие 2

Задачи:

-продолжать учить объяснять значение сложного слова (существительно+глагол), находить сложные слова в тексте, учить выбирать из списка сложных слов те,  которые имеют общую часть;

- знакомить со сложными словами, обозначающими транспорт, бытовую технику;

- воспитывать интерес к словам родного языка;

- развивать психические процессы.

Оборудование: картинки с изображениями различных машин, предметов, слова-названия, первая часть которых «сок», «кофе», а вторая – «варка», альбом.

Ход занятия

  1. Вводная часть

Педагог. Ребята, я буду называть сложные слова, а вы скажите, что они обозначают.

Слова: землеройка, муравьед, свинопас, лесоруб, зубочистка, землекоп, трубочист, всезнайка, долгожитель, мореплаватель, рукомойник, землятресение, сороконожка, овощехранилище.

Дети выполняют задание и садятся на стульчики.

II. Основная часть

Педагог читает сказку «Спор машин» Н.В. Серебряковой. После ее прослушивания дети отвечают на вопросы, вспоминая названия машин из текста.

Вопросы:

  • Почему самосвал считал себя важной машиной?
  • Чем хвастался снегоочиститель?
  • Почему бензовоз считал себя главным? И т.д.

Затем дети пересказывают сказку по цепочке. Один ребенок загадывает название одной из машин (варит кофе  - кофеварка и т.д.), остальные отгадывают.

Педагог знакомит детей со сложными словами, имеющими общую часть.

Слова: паровоз, тепловоз, электровоз, бензовоз, молоковоз, лесовоз, хлебовоз, мусоровоз,  водовоз.

Игра «Какая машина уехала?»

Педагог демонстрирует картинки с изображением различных машин.

Дети вместе с педагогом отгадывают название машины, изображенной на картинке, по выполняемой ею работе (это им сообщает педагог).

Игра «Отгадай машину»

Детям предлагается выбрать в альбоме картинки с изображением предметов: слова-названия, первая часть которых «сок», «кофе», а вторая  - «варка».

Слова: кофеварка, соковарка, кофемолка, соковыжималка, мясорубка, овощерезка, пылесос,  самовар, молоковарка, пароварка,  скороварка.

Дети отгадывают загадки, отгадки которых сложные слова.

  1. Заключительная часть.

Педагог читает стихотворный отрывок,  детям нужно найти сложное слово, обозначающее название машины или прибора и объяснить его значение.

Физкультминутка «Самолет»

Руки в стороны –

 в полет отправляет самолет,

Ноги врозь, руки в стороны.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед

Повороты вправо-влево.

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолет.

Дети машут руками.

Занятие 3

Задачи:

- продолжать учить объяснять значение сложных слов, находить их в тексте; учить выбирать из списка сложных слов только те, которые имеют заданную общую часть;

- знакомить со сложными словами, обозначающими транспорт и занятия людей;

- воспитывать интерес к словам родного языка, развивать психические процессы.

Оборудование: альбом; картинки, в названии которых есть части слов: «лов», «вод»; кубик с частями слов: «лов», «вод», «сам», «ход», «воз», «лет».

  1. Вводная часть

Педагог называет словосочетание, а дети заменяют его сложным словом. Используется материал из занятия 2.

  1. Основная часть

Педагог предлагает составить сложные слова.

  • Сам летает – самолет.
  • Сам катит – самокат.
  • Сам варит – самовар.
  • Сам сваливает груз – самосвал.
  • Вертится и летит – вертолет.
  • К звездам летит – звездолет.

Игра «Что это?»

Детям предлагают объяснить значение сложных слов, последняя часть которых «ход».

  • Вездеход – везде ходит.
  • Луноход – ходит по Луне.
  • Пешеход – ходит пешком.
  • Теплоход – ходит с помощью тепла.
  • Пароход – ходит с помощью пара.
  • Ледоход – лед ходит по реке.

Игра «Скажи по-другому»

В предложении нужно заменить словосочетание сложным словом.

  • У бабушки на столе блестящий предмет, который сам варит (самовар).
  • Машина, которая сама сваливает грузы, приехала на стройку (самосвал).
  • Инженеры сделали машину, которая может везде ходить (вездеход). И т.д.

Игра «Кто это?»

Педагог знакомит детей со сложными словами, обозначающими занятия людей.

  • Землю капает  - землекоп.
  • Трубы чистит – трубочист.
  • Под водой лазает – водолаз.
  • Рыбу ловит – рыболов.
  • Педагог. Но ловить можно не только рыбу. Скажите, кого ловит зверолов, птицелов, змеелов.

Дети выполняют задание.

Как называется человек, который пчел разводит?

Дети. Пчеловод.

Педагог. А кого (что) разводит свиновод, собаковод, птицевод, овцевод, животновод, садовод, овощевод?

Дети отвечают. Затем они приклеивают в альбом картинки, в названии которых есть части слов: «лов», «вод».

Игра «Вспомни сложное слово».

Используется кубик с частями слов «лов», «вод», «сам», «ход», «воз», «лет». Дети бросают его и называют и называют слово с частью, которая выпала.

Педагог предлагает найти в стихотворном отрывке сложное слово и объяснить его значение.

  1. Заключительная часть

Педагог подводит итог занятия, оценивает работу детей.

Пальчиковая гимнастика «Мы – пчеловоды» (В. Волина)

Дети соединяют одноименные пальцы правой и левой руки («пчелы садятся на цветок»)

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Дети плавно поднимают руки вверх

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Качают руками вправо-влево

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Приседают

Головой качают,

Качают головой

Тихо засыпают.

Закрывают глаза

Занятие 4

Задачи:

-продолжать учить объяснять значение сложного слова (прилагательное+существительное, прилагательное+прилагательное), сложнве слова в тексте, придумывание предложений с ними;

- знакомит со сложными словами, обозначающими признак предмета, животного и т.д.;

- воспитывать интерес к словам родного языка;

- развивать психические процессы.

Оборудование: куклы, мешочек, игрушечные животные; картинки с изображениями животных, тарелки, яблони; яблоки и груши из бумаги.

  1. Вводная часть

Педагог вносит двух кукол, вместе с детьми описывает и сравнивает их внешний вид: цвет глаз, волос, бровей, длину волос, ног, форму и цвет лица.

Педагог. У куклы длинные ноги. Какая она?

Дети. Длинноногая. И т.д.

  1. Основная часть.

Игра «Чудесный мешочек».

Из мешка дети достают игрушечное животное и называют его отличительный признак.

  • Заяц – короткохвостый, длинноухий,  косоглазый.
  • Лягушка – бесхвостая, большеротая, большеглазая, зеленокажая.
  • Крокодил – длиннохвостый, острозубый, коротколапый.
  • Чебурашка – большеухий, большеголовый, коротколапый, бесхвостый.
  • Бегемот – толстокожий, коротконогий. И т.д.

Педагог.

Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты,

Черненькие глазки,

Остренькие зубки.

Расскажи про мышку по-другому.

Дети подбирают прилагательные к слову «мышка».

Педагог читает стихотворение. Дети объясняют значения сложных слов, характеризуют героя стихотворения. Отгадывают загадки, содержащие сложные слова.

Игра «Путешествие в сад»

Педагог. В саду растут фруктовые деревья. Осенью фрукты поспевают. Какого цвета бывают яблоки?

Дети. Зеленые, желтые, розовые, красные.

Педагог. Давайте на нашу яблоню поместим красивые сочные яблоки. Раскрасьте яблоко разноцветными карандашами. Расскажите какого цвета оно получилось?

Дети отвечают, затем приклеивают яблоки на изображение яблони.

Игра «Собираем урожай»

Педагог. Мы собрали в саду груши. Какого цвета они могут быть?

Дети раскрашивают груши разноцветными карандашами.

Давайте положим груши на тарелку.

Дети приклеивают груши к изображению тарелки и называют их цвет.

Игра «Свяжем теплую одежду»

Педагог показывает детям изображение шапки, шарфа, свитера, носков. Дети из мешочка достают два клубочка разноцветных ниток и составляют предложение: «Я свяжу красно-желтый свитер (бело-зеленые носки, сине-голубые варежки и т.д.)».

  1. Заключительная часть

Педагог подводит итоги занятия, оценивает работу детей.

Физкультминутка «Аист»

Дети выполняют движения по тексту

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

- Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова правою ногой,

Снова левою ногой.

Вот тогда придешь домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по кружковой деятельности на тему «В мире слов» (старшая группа)

Основные задачи, решаемые на занятиях по развитию лексико-грамматических средств речи, — развитие словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи....

РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «ЗНАКОМИМ РЕБЕНКА С МИРОМ СЛОВ»

У детей старшегo дошкoльного возраста активный лексический запас, то есть необходимые для общения общеупотребительные слова,  составляет примерно  4-5 тысяч слов. Конечно, не все дети...

Мероприятие «Говори на родном языке» Викторина «В мире слов»

Задачи викторины:закрепить знания о Международном дне родного языка;развивать смысловую сторону речи через закрепление антонимов, синонимов, многозначных слов, учить объяснять смысл крылатых выражений...

Проект "Мир природы в мире слов"

Проект рассчитан для детей средней группы детского сада...

Презентация урока «В мире слов»

Презентация урока «В мире слов»...