ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ
статья по логопедии

Степанова Ксения Юрьевна

В статье рассмотрены особенности нарушений звукопроизношения у детей с минимальными дизартрическими проявлениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности нарушений звукопроизношения у детей с минимальными дизартрическими проявлениями.

Ключевые слова: нарушения звукопроизношения, дети, минимальные дизартрические проявления.

Интенсивное внедрение в сферу образовательной практики психологических знаний о закономерностях развития детей с ограниченными возможностями здоровья и разработки коррекционно-педагогических программ их сопровождения обусловлено изменением целей и функций специального образования в направлении развития личности ребенка. Это содействует созданию наиболее оптимальных условий для полноценного личностного развития каждого ребенка.

Не у всех детей процесс овладения речью совершается одинаково успешно. В последние годы наблюдается увеличение числа детей, которые имеют различные нарушения речевого развития. Среди разнообразных расстройств речи в детском возрасте часто встречаются минимальные дизартрические расстройства (МДР) – системное речевое расстройство, при котором у детей ведущим в структуре речевого дефекта является стойкое нарушение фонетической стороны речи.

Особенности речевого развития детей с минимальными дизартрическими проявлениями рассматривались в исследованиях Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, Э. К. Макаровой, Н. В. Серебряковой, Т. Б. Филичевой и других. Ученые характеризуют минимальные дизартрические расстройства как «смытые», «стертые» артикуляции. Л. В. Лопатина минимальные дизартрические проявления определяет как нарушение не только звукопроизношения, но и просодической стороны речи, что обусловлено органической недостаточностью иннервации речевого аппарата [3].

Нарушение звукопроизношения при минимальных дизартрических расстройствах зависят от локализации и тяжести мозговых поражений. У детей с данной патологией речи понижение мышечного тонуса голосового аппарата, изменение режима работы голосовых связок оказывают влияние на звучность и силу голоса.

К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин отмечают, что мышечная дистрофия и недостаточное снабжение органов и тканей нервами в органах артикуляции, нарушения со стороны черепно- мозговых нервов препятствуют развитию правильного звукообразования, устанавливают разнообразие и особенности фонематических нарушений у детей с минимальными дизартрическими проявлениями и находятся в тесной зависимости от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции [4].

По мнению В. М. Акименко, нарушения звукопроизношения у детей с минимальными дизартрическими проявлениями обнаруживаются в искажениях, в смешениях, в заменах и в пропусках звуков. Для них характерны упрощение артикуляции, при которых сложные звуки заменяются более простыми по своим артикуляторно-акустическим признакам: щелевые - взрывными, звонкие - глухими, шипящие - свистящими, твердые - мягкими, аффрикаты расщепляются на звуковые элементы, которые их составляют. Наиболее из распространенных нарушений обнаруживаются нарушения произношения свистящих звуков. Второе место по распространенности отводится нарушениям произношения шипящих звуков, затем следуют нарушения произношения звуков л, р и переднеязычных т, д, н [1].

Е. Ф. Архипова считает, что все это свидетельствует о том, что распространенность нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей с минимальными дизартрическими проявлениями обусловливается не только лишь артикуляторной сложностью звуков, а так же и их акустической близостью. Поэтому нарушение акустически близких свистящих звуков происходит чаще, чем артикуляторно более сложных, но акустически противопоставленных соноров р и р’. Наиболее свойственны для детей с минимальными дизартрическими проявления нарушений произношения, которые обнаруживаются вместе в искажении и отсутствии различных групп звуков. На втором месте по распространенности стоят нарушения звукопроизношения, которые характеризуются всевозможными видами искажений нескольких групп звуков. Меньше всего распространены расстройства звукопроизношений, которые проявляются в одновременном искажении и замене звуков[2].

Таким образом, особенностями нарушений звукопроизношения у детей с минимальными дизартрическими проявлениями являются:

- наличие слабовыраженных, но специфических нарушений артикуляции;

-стойкость нарушения звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков;

-наличие просодических нарушений.

Литература

  1. Акименко, В.М. Исправление звукопроизношения у детей / В.М. Акименко. – Ростов на Дону: Феникс, 2009. – 110 с.
  2. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. – Москва: Астрель, 2008. – 256 с.
  3. Лопатина, Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами /Л.В. Лопатина //Дефектология. – 2003. – № 5. – С.45-51.
  4. Семенова К. А. Клинические симптомы дизартрий и общие принципы речевой терапии / К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин // Логопедия. Методическое наследие / под ред. Л. С. Волковой. Кн.1, часть 2. – Москва: Владос, 2003. – С. 103-118.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекции нарушений произношения у дошкольников при минимальных дизартрических рас-стройствах.

В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент). Эти формы проявляются в более легкой степени наруше...

Развитие просодической стороны речи у дошкольников с минимальными дизартрическими проявлениями

В статье раскрываются особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста, имеющих диартрические проявления....

Особенности нарушений звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается общее недоразвитие речи у детей, с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. Однако недостатки речи на данном уровне проявляются ещё достаточно выражено. Словарный з...

Особенности нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью по сравнению с детьми с нормальным интеллектуальным развитием

Особенности  нарушений  звукопроизношения  у  детей  с интеллектуальной  недостаточностью  по  сравнению  с  детьми  с  нормальным  инт...

Развитие мелкой моторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами с помощью Су-Джок

Творческий подход с использовании Су-Джок терапии способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в де...

Минимальные дизартрические проявления у детей дошкольного возраста

В статье описываются причины, симптоматика и способы выявления минимальных дизартрических расстройств у детей дошкольного возраста....

«Особенности нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи у детей со стертой дизартрией»

Нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи у детей со стертой дизартрией, обусловленны органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата и  обусловлена нарушением ...