Речевая карта для детей с общим недоразвитием речи.
материал по логопедии (старшая группа)
В данном материале представлена речевая карта для детей с ОНР 2 - 3 уровня речевого развития для обследования речи ребенка в возрасте 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_karta_onr.docx | 30.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая карта
Фамилия, имя ребёнка __________________________________________
Дата рождения, возраст _________________________________________
Домашний адрес _________________________________________
Решение медико-педагогической комиссии от ________________________
Принят на срок ___________________________________________________
Заключение медико-педагогической комиссии_________________________
Анамнез
Мать ________________________________________________________________________ Образование_____________________________________________________________________
Отец ____________________________________________________________________ Образование_______________________________________________________________________
Отношение к ребенку в семье (гиперопека, излишняя строгость)____________________________
Степень участия родителей в коррекционном процессе (безразличное, чрезмерно фиксируют внимание ребенка на речевом дефекте, поправляют, активно включаются в коррекционный процесс, помогают по мере возможности)__________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников __________________________
_______________________________________________________________________________
От которой по счёту беременности ребёнок _________________________________________
Протекание беременности (токсикоз – 1-ая половина, 2-ая половина беременности; падения,
травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции)___________
_______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) ___________________
_______________________________________________________________________________
Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)__________________________
_______________________________________________________________________________
Когда закричал ребёнок __________________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) ___________________________________________
Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимый) _________________________
Вскармливание:
Когда принесли кормить ____________________________________________________
Как взял грудь _____________________________________________________________
Как сосал _________________________________________________________________
Наблюдались ли срыгивания, поперхивания ____________________________________
Грудное вскармливание до _______________________________________________________
Когда выписались из роддома ____________________________________________________
Если задержались, то почему _____________________________________________________
______________________________________________________________________________
Раннее развитие
Когда стал держать голову _______________________________________(в норме с 1,5 мес.)
Когда стал сидеть ________________________________________________(в норме с 6 мес.)
Когда стал ходить ____________________________________________(в норме с 11-12 мес.)
Когда появились первые зубы ____________________________________(в норме с 6-8 мес.)
Перенесённые заболевания
(тяжёлые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы,судороги при высокой температуре)
До года ________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
После года:
До 3 лет __________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Раннее речевое развитие
Гуление _______________________________________________________________________
Лепет ________________________________________________________(в норме – 4-8 мес.)
Характер лепета ________________________________________________________________
Первые слова ________________________________________________(в норме – около 1 г.)
Первые фразы ____________________________________________(в норме – от 1,5 до 2 лет)
Схема обследования ребенка младшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи
Исследование поведения и эмоциональной сферы
1 Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм)______________________________________________
2 Адекватность эмоциональных реакций
__________________________________________________________________
3 Устойчивость эмоциональных реакций
__________________________________________________________________
Исследование неречевых психических функций
1 Исследование слухового восприятия:
• дифференциация контрастного звучания двух игрушек (молоточка и дудочки, колокольчика и свистка, пищалки и погремушки)_______________________________________________________
_________________________________________________________________
2.Исследование зрительного восприятия:
• различение величины (большой-маленький)________________________________
_________________________________________________________________
различение цвета (красный, синий, зеленый, желтый)______________
_________________________________________________________________
• различение плоскостных форм (круг, квадрат, треугольник)_________
_________________________________________________________________
3.Исследование восприятия пространственных представлений:
• ориентировка в пространстве (показывает или обозначает словом направ-
ления: вверху, внизу)____________________________________________
_______________________________________________________________
• складывание картинок из двух частей по образцу (горизонтальный разрез,
вертикальный разрез, диагональный разрез)
_________________________________________________________________
• складывание фигур из трех палочек по образцу («крыша», «дерево»)______________________________________________________________
• сооружение построек из трех кубиков по образцу («домик», «башен -ка»)_______________________________________________________________
Анатомическое строение артикуляционного аппарата:
• губы (тонкие, толстые, расщелина, шрам)____________________________
• зубы (редкие, мелкие, кривые, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов ____________________________________________________________________
• прикус (прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой, перекрестный прикус)_______________________________________________
• твердое небо (высокое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, сумбукозная щель________________________________________________
• мягкое небо (укороченное, отсутствие маленького язычка, раздвоенное)________________________________________________
• язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический»)______________
• подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная)_______________
Исследование состояния моторной сферы
(все упражнения выполняются по подражанию логопеду)
1 Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, проявление моторной неловкости)_____________________________
_________________________________________________________________
• пройти и пробежать между двумя линиями, нарисованными на полу на
расстоянии 25 см__________________________________________________
_________________________________________________________________
• переложить игрушку из одной руки в другую (перед собой, над голо-
вой)______________________________________________________________
• бросить одной рукой (попеременно) матерчатый мяч в горизонтальную
цель, расположенную на расстоянии 1 м________________________________
• похлопать в ладоши и потопать ногами одновременно___________________
2 Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к
переключению)_______________________________________________________________
• кинестетическая основа движений (сложить в колечко по очереди большой
палец с каждым пальцем на правой руке, потом на левой ру-
ке)_______________________________________________________________
• кинетическая основа движений (согнуть и разогнуть по очереди все паль-
цы, начиная с большого сначала на правой, потом на левой руке)__________
__________________________________________________________________
• навыки работы с карандашом (умение держать карандаш, рисование гори-
зонтальных и вертикальных линий, рисование кружков)_________________________________________________________
• манипуляции с предметами (сложить несколько небольших игрушек в ве-
дерко, потом поочередно достать их)__________________________________
__________________________________________________________________
• навыки работы с пластилином (умение лепить шарики, лепешки, палоч-
ки)_______________________________________________________________
3 Состояние мимической мускулатуры (по подражанию логопеду)
надуть щеки («толстячок»)_________________________________
_________________________________________________________
показать, как ты ешь лимон («кисло»)________________________
_________________________________________________________
показать, как ты ешь мороженое (сладко)_____________________
_________________________________________________________
4 Состояние артикуляционной моторики (проверяется по подражанию
логопеду)
широко улыбнуться («улыбка»)___________________________________
сделать губки «хоботком», как у слоника___________________________
показать широкий язычок («лопата»)_______________________________
показать узкий язычок («жало»)____________________________________
положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю («каче-
ли»)______________________________________________________________
подвигать язычком влево-вправо («маятник»)___________________________
пощелкать языком__________________________________________________
движения мягкого неба (широко открыть рот и зевнуть___________________
__________________________________________________________________
Исследование импрессивной речи
Пассивный словарь
• понимание существительных (показать по просьбе логопеда отдельные
предметы, части тела)
стол____________________________________________________
стул____________________________________________________
окно____________________________________________________
голова__________________________________________________
рука____________________________________________________
нос_____________________________________________________
уши____________________________________________________
глаза____________________________________________________
• понимание обобщающих слов (показать картинки по предложенным те-
игрушки________________________________________________
посуда__________________________________________________
одежда__________________________________________________
• понимание действий (показать, где мальчик стоит, идет, сидит, игра-
ет)___________________________________________________________
_________________________________________________________________
• выполнение поручений по словесной инструкции (принести машинку, по-
катать машинку, поставить машинку на стол, положить машинку в короб-
ку)_____________________________________________________________
Понимание различных грамматических форм словоизменения
• понимание форм единственного и множественного числа существительных
(показать по картинкам):
коты – коты______________________________________________
мяч – мячи___________________________________________
дом-дома___________________________________________
кукла – куклы____________________________________________
рука-руки_________________________________________________
понимание предложно-падежных конструкций с предлогами (положить
кубик в машинку, на стол)___________________________________________
• понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных
(показать называемые логопедом предметы)
дом – домик _____________________________________
стул – стульчик___________________________________________
кукла – куколка __________________________________________
миска – мисочка___________________________________________ различение форм единственного и множественного числа глаголов (пока-
зать по картинкам)
собака сидит –собаки сидят______________________________________
машина едет – машины едут_____________________________________
Понимание содержания текста (сказка «Курочка Ряба»)_____________________________________________________________
Исследование экспрессивной речи
однословная__________________________________________________________________________________________________________________________ фразовая___________________________________________________________
__________________________________________________________________
связная____________________________________________________________
Активный словарь
• существительные (назвать по три-четыре картинки по следующим лексиче-
ским темам)
игрушки_________________________________________________
посуда__________________________________________________
одежда__________________________________________________
обувь___________________________________________________
животные_______________________________________________
• глаголы (назвать действия по картинкам)
ест_____________________________________________________
спит____________________________________________________
играет___________________________________________________
рисует__________________________________________________
пьет____________________________________________________
гуляет___________________________________________________
• прилагательные (назвать признаки по картинкам)
красный_________________________________________________
синий___________________________________________________
зеленый_________________________________________________
желтый__________________________________________________
большой_________________________________________________
маленький_______________________________________________
сладкий_________________________________________________
кислый__________________________________________________
Состояние грамматического строя речи
• употребление существительных в именительном падеже единственного и
множественного числа (назвать по картинкам)
стол – столы______________________________________________
мяч – мячи_______________________________________________
дом – дома_______________________________________________
кукла – куклы_____________________________________________
рука – руки_______________________________________________
• употребление имен существительных в винительном падеже
единственного числа без предлога (назвать по картинкам)
вижу дом_________________________________________________
вижу машину_____________________________________________
вижу куклу_______________________________________________
• согласование прилагательных с существительными единственного числа
мужского и женского рода (назвать по картинкам)
красный мяч_______________________________________________
синий шар_________________________________________________
красная чашка______________________________________________
синяя лопатка______________________________________________
• употребление предложно-падежных конструкций с предлогами (по картинкам)
в________________________________________________________
на_________________________________________________________
• употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (назвать по картинкам)
дом – домик________________________________________________
стул – стульчик______________________________________________
чашка – чашечка____________________________________________
кукла – куколка_____________________________________________
• употребление глаголов в форме единственного и множественного числа сущ.
(назвать по картинкам)
кот спит –коты спят____________________________________________
птичка летит – птички летят_____________________________________
мальчик играет – мальчики играют________________________________
• употребление возвратных и невозвратных глаголов (назвать по картинкам)
Мальчик умывается. – Мама умывает мальчика.
Девочка одевается. – Мама одевает девочку.
Исследование фонетической стороны речи
Состояние имитационной стороны речи (с опорой на картинки):
• А-А-А! (плачет девочка) __________О-О-О! (рычит медведь)_______
• У-У-У! (гудит поезд)_____________И-И-И! (ржет лошадка)_________
• УА! (плачет малыш)___________ АУ! (кричат дети)________________
• МЯУ! (мяукает кошка)__________АВ! (лает собака)_______________
• ПИ-ПИ-ПИ! (пищит цыпленок)______КО-КО-КО! (кудахчет курица)__
• ГА-ГА-ГА! (кричат гуси)__________________________________
Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за логопедом с
опорой на наглядность):
• односложные слова
дом________________________бык______________________________
кот_________________________мак_____________________________
дуб_________________________________________________________
• двусложные слова
вода__________________________вата___________________________
нога__________________________Дима___________________________
• трехсложные слова
вагоны__________________________________________________
бананы__________________________________________________
батоны___________________________________________________
панама__________________________________________________
Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены звуков, возможные ис-
кажения) в речевом потоке
• Гласные [а], [о], [у], [и], [э], [ы]
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
• [б], [б’], [п], [п’], [м], [м’]___________________________________________
__________________________________________________________________
• [в], [в’], [ф], [ф’]__________________________________________________
_________________________________________________________________
• [д], [д’], [т], [т’],[н],[н’]_____________________________________________
__________________________________________________________________
• [г], [г’] [к], [к’], [х],[х’]______________________________________________
__________________________________________________________________
• [й]_______________________________________________________________
• [c], [c’], [з], [з’]____________________________________________________
Состояние дыхательной и голосовой функции
• тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, сме-шанное)_________________________________________________________
• объем дыхания (достаточный, недостаточный)________________________
продолжительность речевого выдоха___________________________________
сила голоса________________________________________________________
модуляция голоса_______________________________________________
Особенности динамической стороны речи (при наличии фразовой речи)
• темп (нормальный, ускоренный, замедленный)_______________________
________________________________________________________________
• ритм (нормальный, дисритмия)____________________________________
• паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_____________
• употребление разных видов интонации
_________________________________________________________________
4 Исследование фонематических функций
Слуховая дифференциация звуков
• показать на картинках называемые логопедом предметы
кот – кит____________________________________________
бочка – дочка ____________________________________________
миска-киска_____________________________________________
Состояние фонематического анализа
• показать собачку, услышав звук [р] в слове
дом___________________________________________________
рак____________________________________________________
вода____________________________________________________
рыба____________________________________________________
банка___________________________________________________
труба___________________________________________________
с 5-6 лет
- Повторение слогов с оппозиционными слогами:
- Выделение звука из ряда других:
- Определение наличия данного звука в слове:
- Отбор картинок на заданный звук:
- Дифференциация смешиваемых в произношении звуков:
К-Х холодильник, хомяк
С-Ш Саша, сушка, стеклышко, шесть, солнышко, машинист
З-Ж железная, заслужил, задрожал
С-Ч Сонечка, сачок, часть, сумочка, семечки
Ч-Ц ученица, учительница, качается, цыпленочек, лечебница
Ч-Щ чашка, чище, щеточка, щечки, скучающий
С-Ц спица, синица, лестница, сцена, сахарница, гусеница
С-Щ смеющийся, усищи, хвостище
Л-Р Лара, рояль, балерина, мармелад, зеркало, раскладушка, контролер
С-З сознание, любезность, созвездие, записала, засыпала
Ш-Ж жалуешься, покажешь, уважаешь, вяжешь
5. Звуковой анализ:
- Выделение первого ударного гласного: АЛИК, УТКА, ОЛЯ, ИРА.
- Выделение первого согласного: ГОРОД, КУСТ, ТАНЕЦ, ФРУКТ.
- Выделение последнего ударного гласного: МУКА, ЛУНА, ШАРЫ, ОКНО.
- Выделение последнего согласного: МАК, КОТ, СЫН.
- Полный звуковой анализ:
Логопедическое заключение
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
________________________________________________________________
Логопед____________ Дата_____________
Индивидуальный план на _______________ год.
1. Коррекция звукопроизношения:
- массаж
- артикуляционная гимнастика
- постановка звуков
- автоматизация звуков
2. Коррекция просодических характеристик речи.
3. Коррекция навыков фонематического восприятия и слуха.
4. Коррекция лексико-грамматических категорий.
5. Развитие навыков связной речи.
6. Коррекция навыков моторной сферы.
Соглашение
Уважаемые родители!
Если ПМПК рекомендовала вашему ребенку логопедические занятия, то вы обязаны выполнять требования учителя – логопеда.
При невыполнении домашних заданий или при необоснованных пропусках занятий, вашему ребенку может быть отказано в логопедической помощи.
Я, _______________________________________________________, с условием соглашения согласна (-ен).
«___» ____________ 20___год _________________
(подпись)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование системы интегрированных физкультурно-речевых занятий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ компенсирующего вида.
СОДЕРЖАНИЕ.1. Введение.1.1.Значение физической культуры в системе дошкольного воспитания ребенка.1.2.Современные тенденции к формированию у детей здорового образа жизни.2. Актуальность проблемы.2.1. О...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «КТО ЖИВЕТ В ДЕРЕВНЕ» НА СЕМИНАРЕ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОУ ТЕМА: «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНРТема. «Кто живет в деревне»Программные задачи. 1. Закреплять знания детей о домашних животных (названия взрослых особей и их де...
Особенности развития связного речевого высказывания у детей с общим недоразвитием речи
Развитие связной речи и ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей ребенка и его познавательной активности...
Использование игровых технологий, способствующих развитию неречевого и речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи и нарушениями опорно-двигательного аппарата
Неречевые звуки играют большую роль в ориентировке человека в окружающем мире.Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как символы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных п...
Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)
Перед учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...
Карта обследования детей с общим недоразвитием речи (ОНР) (от 4 до 7 лет)
Карта обследования детейс общим недоразвитием речи (ОНР)(от 4 до 7 лет)(Составитель: Ю.В.Васильева) Анкетные данныеФамилия, имя ребенка _______________________________________________...
Инструментарий к речевой карте для детей с общим недоразвитием речи I-III уровня
Инструментарий к речевой картеИнструментарий к речевой карте для детей с общим недоразвитием речи I-III уровнядля детей с общим недоразвитием речи I-III уровня...