Звукопроизношение детей 5-6 лет.
статья по логопедии (старшая группа)

Сухина Елена Геннадьевна

В данной статье представлен краткий обзор речи ребенка на шестом году жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukoproiznoshenie_detey_5-6_let_.docx17.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов групп компенсирующей направленности «Звукопроизношение детей 5-6 лет».

В возрасте шести лет продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Обогащение и расширение словаря осуществляются не только за счет сущ., обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, глаголов. Все чаще в речи ребенка появляются собирательные сущ., прил., обозначающие материал, свойства, состояние предметов. За год весь словарь увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом). К концу шестого года ребенок более тонко дифференцирует собирательные сущ., например, не только называет слово животное, но и может указать на то, что лиса, медведь, волк – это дикие звери, а корова, лошадь, кошка – домашние. Дети используют в своей речи отвлеченные сущ., а также прил. и глаголы. многие слова из пассивного запаса переходят в активный словарь.

Совершенствование связной речи невозможно без овладения грамматически правильной речью. На шестом году жизни ребенок овладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно.

В структурном отношении речь значительно усложняется не только за счет простых распространенных предложений, но и за счет сложных. Возрастает объем высказываний. Все реже ребенок допускает ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях сущ. и прил., часто правильно употребляет родительный падеж сущ. во мн. числе (окон, ламп, карандашей). Он легко образует сущ. и другие части речи при помощи суффиксов ( учит детей – учитель, читает книги – читатель, строит дома – строитель),прил. из сущ. (ключ из железа – железный, банка из стекла – стеклянная). 

У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать события, свидетелем которого он был. Ребенок способен рассказывать не только о событиях ближайших дней, но и о давно прошедших.

Мышцы артикуляционного аппарата ребенка достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих, свистящих звуков и соноров.

На ранних этапах развития речи (2,5 – 3 года) артикуляция звуков у всех детей несовершенна: они искажают, пропускают или заменяют многие звуки. Если же дефекты артикуляции отмечаются в более старшем возрасте (4 – 4,5 года) и держатся стойко – необходимо обратиться за помощью к логопеду.

С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения, должны быть организованы дополнительные занятия, которые в зависимости от тяжести, количества и характера нарушений проводятся или воспитателем, или логопедом.

В старшем возрасте педагог уделяет большое внимание развитию фонематического слуха. Шестилетние дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут подбирать слова на заданные звуки, выделять слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

  • Игра «Найди и назови нужное слово».
  • Игра «Кто лучше слушает?».
  • Игра «Слова могут звучать громко и тихо, быстро и медленно ».

В качестве упражнений для развития голосового аппарата при произнесении фраз с различной громкостью, кроме чистоговорок, можно использовать отрывки из стихотворений, потешки, считалки, скороговорки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие грамматического строя речи и звукопроизношения детей.

Развитие грамматического строя речи и звукопроизношения дошкольников значимая проблема, требующая высокого уровня профессионализма, особенных средств обучения, но она может быть решена если спроектиро...

Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозг...

Информационные технологии в обучении звукопроизношению детей с нарушениями речи

В связи с тем, что с каждым годом  увеличивается количество детей, нуждающихся в логопедической помощи,  актуальной становится  задача поиска наиболее эффективных путей их воспита...