«Отчет по самообразованию за 2017-2019 учебный год»
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста как средство развития речи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu_za_2017-2019_uchebnyy_god.docx | 16.74 КБ |
plan_samoobrazovaniya.docx | 554.45 КБ |
razvitie_melkoy_motoriki_kak_sredstvo_razvitiya_rechi.pptx | 943.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию за 2017-2019 учебный год
учителя-логопеда Плюсниной Александрины Анатольевны
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста как средство развития речи»
План самообразования рассчитан на 3 года.
Работа начата в сентябре 2017 г.
Первый год был направлен на ознакомление с литературой. В конце учебного года, в период 15.03.2018 – 30.03.2018 гг., прошла курсы по повышению квалификации по теме: «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи».
2018-2019 учебный год был рассчитан на определение цели и задач.
Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.
Важной составляющей готовности ребенка к письму является наличие у него развитой мелкой мускулатуры. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук в дошкольном учреждении.
Актуальность: Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось.
Целью самообразования является достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов как средство развития речи.
Для достижения цели были обозначены задачи:
- Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;
- Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;
- Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи;
- Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.
Для достижения поставленных задач я использую различные формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей;
- консультативная работа с родителями.
В кабинете создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая развитие и коррекцию отдельных сенсорных систем и полисенсорики. Данная среда максимально насыщена материалами, стимулирующими сенсорное развитие. Оборудование (демонстрационное, игры, пособия, раздаточный материал): наборы цветных предметов; мозаики; пирамидки; цветные пособия; наборы геометрических фигур; парные картинки, буквенные и цифровые лото; трафареты и вкладыши к ним в виде целостных и разрезных предметных изображений и геометрических фигур; разрезные картинки (пазлы); картинки с реалистичными и стилизованными изображениями; интерактивная панель.
Материал для развития тактильного и тактильно-кинестетического восприятия: различные виды массажных инструментов; объемные резиновые игрушки; мячи, колечки и валики «Су-джок»; различные крупы, камни, семена; пособие «Почтовый ящик»
Применяю следующие методы и приемы работы:
- пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
- пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
- пальчиковый театр;
- лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);
- нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.;
- различные виды аппликаций;
- рисование по трафаретам, штриховка;
- лабиринты;
- дидактические игры;
- шнуровка;
- игры с мелкими предметами;
- пазлы, мозаика.
В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек. Такую работу необходимо проводить регулярно.
Выполняя эти упражнения, кисти рук у детей становятся гибкими, а движения свободными. Я продолжаю учить детей правильно держать карандаш во время выполнения задания в тетради, в результате чего пальчики приобретают ловкость и сноровку, что в будущем поможет детям избежать дисграфию, приобрести хороший почерк. Планирую продолжать искать, развивать и применять в работе новые методические формы и приемы по развитию мелкой моторики рук, общей моторики. Весь этот материал играет положительную роль в развитии мелкой моторики, а также в коррекционном обучении детей с нарушениями речи.
В течении года выкладывала консультативный материал для родителей и воспитателей: «Как заниматься с детьми дома», «Развитие фонематического слуха у детей», «Развитие речи ребенка – залог успешного обучения в школе», «Упражнения, развивающие моторику пальцев рук»…
Провела родительское собрание в форме круглого стола, на котором я познакомила родителям с различными играми на развитие мелкой моторики.
Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности и в их личных достижениях.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Панаевский детский сад «Красная шапочка»
План по самообразованию
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста как средство развития речи»
Панаевск, 2017 г
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста как средство развития речи»
Работа начата – 01.09.2017 г.
Предполагается закончить – 30.05.2020 г
Предполагаемый результат: Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня, соответствующего данному возрасту.
Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.
Важной составляющей готовности ребенка к письму является наличие у него развитой мелкой мускулатуры. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук в дошкольном учреждении.
Актуальность: Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось.
Целью самообразования является достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов как средство развития речи.
Для достижения цели были обозначены задачи:
- Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;
- Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;
- Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи;
- Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.
Этапы реализации плана
Этапы | Содержание | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме | 2017-2018 | Изучение методической литературы, подбор статей, изучение опыта других педагогов из интернет – ресурсов |
Прогностический | Определение целей и задач темы; определение форм, методов, приёмов, технологий, направленных на решение проблемы, прогнозирование результатов; составление перспективного плана | 2018-2019 | Внедрение инновационных технологий в практическую работу с детьми и свободную деятельность, индивидуальную работу |
Практический | Внедрение опыта работы; формирование методического комплекса; корректировка | 2019-2020 | Использование разработок в деятельности педагога, проведение открытых занятий, выступление на семинарах, педсоветах, консультативных часов |
Обобщающий | Подведение итогов, оформление результатов работы | 2019-2020 | Отчёт, самоанализ по результатам работы |
Внедренческий | Распространение опыта работы | 2019-2020 | Разместить методический материал на сайте |
Перспективный план
Сроки | Содержание работы | Результат |
Сентябрь | Обследование детей. Мониторинг развития детей воспитателями и педагогом-психологом. Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций. Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию мелкой моторики дошкольников. | Заполнение речевых карт. Заполнение индивидуальной карты ребенка. Обогащение развивающей среды. Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития мелкой моторики детей в дошкольном учреждении. |
В течении года | Разучивание пальчиковых игр, физкультминуток, скороговорок; Д/и.: «Прищепки», «Шнуровка». | Развитие мелкой моторики рук. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность. Четкое проговаривание звуков, слогов, слов и фраз в свободной речи. |
Октябрь | Д/упражнение «Допиши букву»; Выкладывание из крупы и чтение букв, слогов, слов; Д/игра «Собери в корзину»; Рисование по трафаретам, штриховка, лабиринты. | Развитие мелкой моторики, зрительного внимания и ориентира на листе бумаги. Развивать переключаемость общих и мелких движений. |
Совместная работа родителей и детей: «Коррекционные возможности массажа» | Познакомить родителей с положительным влиянием игры на обучение логопата. | |
Ноябрь | «Письмо в воздухе». Печатанье на доске, в тетрадях; Различные виды аппликаций; Д/игра «Собери картинку»; Анализ и синтез слогов и слов с пройденными звуками (использование криотерапии); Д/упражнение «Назови слова со звуком...» | Улучшать координацию движений кисти, активизировать речевые центры мозга, движения пальцев рук. |
Консультация «Игры на развитие мелкой моторики» «Играем пальчиками и развиваем речь» | Познакомить родителей со значением пальчиковой гимнастики в речевом развитии ребенка. Закрепить знания родителей по играм на развитие речи и мелкой моторики. | |
Декабрь | Создание разнообразного «Пальчикового театра»; Составление описательного рассказа о зиме по схеме; Д/игра «Найди котенка»; Игра «Украсим елку» | Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей. Развивать мелкую моторику рук с использование пальчикового театра. Развитие внимание, употребление предлогов. Поделки из различного материала. |
Январь | Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на крупе) Заучивание пальчиковых игр | Укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам; развитие мелкой моторики |
Февраль | Д/игра «Пересчет»; Д/упражнение «Составь слово»; Рисование по трафаретам, штриховка, лабиринты. | Согласование сущ. с числительными. Выкладывание и чтение слогов Развивать переключаемость общих и мелких движений. |
Консультация «Подготовим руку к письму» | Знакомство родителей с прописями, умение правильно развивать руку ребенка в домашних условиях. | |
Март | Формирование мелкой моторики посредством пластилинографии. Игры с мелкими предметами; Пазлы, мозаика. Д/игра «Четвертый лишний»; Игра «Допиши букву» | Развитие и совершенствование движения кистей и пальцев рук. Развивают моторику, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, помогают познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей. Закрепление зрительного внимания, орфографии. |
Составление памяток, буклетов для родителей. | Ознакомление родителей с работой по развитию речи и мелко моторики рук. Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей. | |
Апрель | Д/игра «Чудесный мешочек»; Д/и «С крышками»; Д/игра «Что около?» Рисуем нетрадиционным способом. | Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка; Употребление родительного падежа с предлогом «около»; Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. |
Анкета для воспитателей по проблеме "Развитие мелкой моторики рук у дошкольников" Мастер-класс «Логопедические игры в песочной стране»; | Познакомить родителей со значением тактильные ощущения, кинестетические ощущения, развития мелкой моторики и готовности руки к письму. | |
Май | Проведение контрольного диагностического исследования. Отчёт о проделанной работе за учебный год, обмене опытом с коллегами. | Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки. |
Литература:
- Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей о ОНР с 3 до 7 лет. – Нищева Н.В., СПб.: Детство-Пресс, 2013;
- Азбука: для детей дошкольного возраста с нарушениями речи. - Сергина Н.М., Кот Т.С., М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999;
- Шипим, свистим, рычим: для развития речи малыша. – Валявко С.М., Куликовская Т.А., М.: Карапуз, 2015;
- Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи. – Филатова И.А., М.: национальный книжный центр, 2013 (- Развитие и коррекция);
- Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. (3-7 лет) - Новикова В.П., Тихонова Л.И., М.: Мозаика-Синтез, 2010;
- Развитие словаря дошкольника в играх – Филимонова О.Ю., СПб.: Детство-Пресс, 2011;
- Инновации в логопедическую практику - Громова О.Е., М.: Линка-Пресс, 2008;
- Обучение детей грамоте в игровой форме - Быкова А.И., Санкт-Петербург, 2005;
- Песочная терапия в развитии дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2014;
- Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика. – Еромыгина М.В., СПб.: Детство-Пресс, 2017;
- Жужжалочка и Шипелочка. Логопедические игры. – Баскакина И.В., ЛынскаяМ.И., М.: Айрис-пресс, 2014;
- Цоколочка. Логопедические игры. – Баскакина И.В., ЛынскаяМ.И., М.: Айрис-пресс, 2015;
- Свистелочка. Логопедические игры. – Баскакина И.В., ЛынскаяМ.И., М.: Айрис-пресс, 2014;
- День рождения Р. Логопедические игры. – Баскакина И.В., ЛынскаяМ.И., М.: Айрис-пресс, 2015;
- Приключения Л. Логопедические игры. – Баскакина И.В., ЛынскаяМ.И., М.: Айрис-пресс, 2014;
- Звенелочка. Логопедические игры. – Баскакина И.В., ЛынскаяМ.И., М.: Айрис-пресс, 2014;
- Чаепитие на даче у Ч. Логопедические игры. – Баскакина И.В., ЛынскаяМ.И., М.: Айрис-пресс, 2014;
- Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. – Микляева Ю.В., М.: Айрис-пресс, 2015;
- Научно-методический журнал «Логопед в детском саду»: №1 2014, №2 2014, №1 2015, №2 2015, №3 2015, №4 2015;
- Всероссийский научно-методический журнал «Коррекционная работа в ДОУ»: №7 2015, №9 2015, №10 2015, №11 2015, №2 2016.
Плюснина А.А.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста как средство развития речи»
Цель Д остижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов как средство развития речи. З адачи : Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи; Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности; Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности; Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.
Прежде чем приступить к работе, я выработала план работы : 1. Изучить литературу по данной теме. 2. Внедрить в работу с детьми разнообразные формы, методы и приемы по развитию мелкой моторики. 3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук. 4. Составить для родителей консультации, буклеты; провести тематические родительские собрания, мастер-классы.
Предметно развивающая среда
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по самообразованию в первой младшей за 2013-2014 учебный год "Сенсорное развитие ребенка".
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значени...
Отчет по самообразованию 2019-2020 учебный год
Отчет по самообразованию на тему: "Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр"....
Презентация "Отчет по самообразованию 2021-22 учебный год"
Успешное развитие двигательных умений активизирует психику и речь, происходит стимуляция двигательных функций, взаимосвязь мелкой моторики и речи.От высоты двигательной активности напрямую,...
Отчет по самообразованию воспитателя за учебный 2022 -2023 год
Отчет по самообразованию воспитателяза учебный 2022 -2023 годЯ, Сазыкина Алевтина Васильевна, работаю в первой младшей группе.Целью моей работы по самообразованию в учебном году было:- продо...
Отчет по самообразованию за 2022 учебный год.
laquo;Истоки способностей и дарования детей –на кончиках пальцев. От пальцев, образноговоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источники творчества мысли.Другими словами, чем б...
Отчет по самообразованию 2021- 2022 учебный год.
Привитие ребёнку нравственных и духовных ценностей — актуальная задача дошкольного образования. Это направление работы педагогов активно развивается, включает всё новые методы развития личностны...
Отчет по самообразованию 2022-2023 учебный год.
Целью моей работы по нравственно - патриотическому воспитанию, в рамках реализации ФГОС ДО, является: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивно...