Мастер-класс для родителей с использованием Су-джок терапии
консультация по логопедии (младшая, средняя группа)

Мауль Анна Петровна

Формирование фонематических представлений с использование приемов су – джок терапии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sudzhok_master_kl.docx50.52 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 46»

Подготовила учитель – логопед Мауль А. П.

Формирование фонематических представлений с использование приемов су – джок терапии

(мастер – класс для родителей)

Цели:

1. Познакомить родителей с приемами работы по развитию фонематического восприятия. 2. Раскрыть влияние су – джок терапии на развитие речи детей.

3. Познакомить родителей с техникой су – джок терапии, которую осваивают дети.                                              Фонематическое восприятие представляет собой наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний.                                                                                                                       Важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка имеет фонематический слух – способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать их последовательность в словах  и близкие по звучанию звуки.                                                                          Правильное восприятие звуков речи, фонематического состава слова возникает не сразу. Это результат постепенного развития. На самом раннем этапе ребенок воспринимает слова как единый, нерасчлененный звуковой комплекс, обладающий определенной ритмико-мелодической структурой. Последующий этап характеризуется постепенным развитием умения различать фонемы, входящие в состав слова. Одновременно происходит интенсивное овладение активным словарем и произношением слов.                                          Ученые, проследив закономерности формирования ФС, установили, что ребенок при переходе к овладению фонетической системой языка должен научиться употреблять слово как название определенной вещи. Фонематическое восприятие формируется у детей в период от 1 до 4 лет при восприятии устной речи окружающих и при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемым образцом. Проговаривание слов – важное условие выделения и обобщения дифференциальных признаков фонем и их закрепление в памяти. Для дальнейшего развития фонематического восприятия необходимы специальные звуковые упражнения. Целесообразно начинать обучение детей действию звукового анализа с 4 лет.                                                                                                             Работа по формированию ФС осуществляется в два этапа:                                                                                          -развитие слухового внимания;                                                                                                                                         - формирование ФС.                                                                                                                                                     На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки.                                                                                      Упражнения и игры на развитие слухового внимания  «Что услышал?», «Музыкальные инструменты», «Найди игрушку по силе удара барабана», «Колокольчик», «Что в коробке?»,  «Угадай по звуку предмет», «Угадай по звуку, что делать».                                                                                               Работа по выработке у детей навыков элементарного звукового анализа начинается с обучения делению слов на слоги. Детям предлагается игра «Раздели слово на слоги». Вызвать интерес у детей помогает использование су-джок  шариков. Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает число слогов.                                                    После этого проводится анализ гласных звуков. Знакомя с изолированным гласным звуком, связываем его с конкретным образом («У» гудит дудочка,  «А» - девочка плачет). Рассказываем артикуляцию звука, вводим условное обозначение – звук «у» -  маленький красный кружок, звук «а» - большой красный кружок. Детям раздаем по два массажных шарика. Педагог произносит один или два звука, например «а». «ау», а дети на столах раскладывают такое количество шариков, которое соответствует числу произнесенных звуков.  Далее учим слышать, различать и определять первый гласный звук в слове.                                После гласных звуков приступаем к анализу согласных звуков. При этом необходимо соблюдать определенную последовательность: сначала учим выделять последний согласный звук из слова. Происходит это следующим образом: называя картинку, выделяем последний звук голосом. Твердые согласные звуки обозначаем -  синим цветом. На дифференциацию гласных и согласных звуков проводится игра «Разноцветные шарики».                                                                                                                                                               В дошкольном возрасте основной   вид деятельности ребенка -  игра. Занимательная игровая ситуация помогает дошкольникам психологически комфортно и эффективно развивать ФС и преодолевать дефектное произношение звуков.

 Использование су – джок  массажеров «Чудо – валик», массажных шариков в комплекте с металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико – грамматических категорий способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно – быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц  и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком. Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико – грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность занятий с ребенком в домашних условиях.  С использованием су-джок шариков можно проводить следующие упражнения по автоматизации звуков и развитию грамматического строя.

Практические задания на автоматизацию звуков.

1. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворения пальчиковой гимнастики. На правой руке:

Этот малыш – Илюша (на большой палец).

Этот малыш – Ванюша (указательный).

Этот малыш – Алеша (средний).

Этот малыш – Антоша (безымянный).

А меньшого малыша зовут Мишуткою, друзья (мизинец).

На левой руке:

Эта малышка – Танюша,

Эта малышка – Ксюша,

Эта малышка – Маша,

Эта малышка – Даша,

А меньшую зовут Наташа.

2. Ребенок катает массажер между ладонями, одновременно проговаривая стихотворения на автоматизацию определенного звука (автоматизация звука Ж):

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого,

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

Совершенствования лексико – грамматических категорий.

Упражнение «Один – много». Взрослый катит «чудо – валик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав в ладонь  массажер, откатывает его назад называя существительные во множественном числе.  

Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Д/с №46»

Выступление на тему:

Развитие фонематического восприятия у детей

младшего и старшего дошкольного возраста.

Учитель – логопед: А. П. Мауль

          Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Одним из показателей готовности ребенка к чтению и письму является чистая, четкая, правильная во всех отношениях речь. Даже правильное произнесение всех звуков родного языка не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия.  Дети могут правильно произносить  звуки родного языка, а в процессе обучения чтению и письму у них могут возникнуть определенные трудности. Основные причины подобного явления – нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза. Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. Следовательно, успешное обучение чтению и письму предполагает как обязательное условие формирования фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа.

          Недоразвитие фонематического слуха мешает детям овладеть не только грамотным письмом, но и в нужной степени словарным запасом, грамматически правильной речью, тормозит развитие связной речи. Развитие фонематического слуха – важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. Недостаточность фонематического восприятия обнаруживается при выполнении заданий на повторение пар слов, близких по артикуляторно-акустическим признакам, а также слов сложной слоговой структуры (повтор слов: сова-софа, бочка-почка, регулировщик). Значительные трудности вызывают у детей задания на выделение первого и последнего согласного звука в слове, гласного  после согласного. По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».

           То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро и легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

          В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

Фонематическое восприятие- специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. 

Фонематический слух –тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова(  фонематический слух близок по значению фонематическому восприятию)

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и то же, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

          Правильное восприятие звуков речи, фонематического состава слова возникают не сразу. Это результат постепенного развития. На самом раннем этапе ребенок воспринимает слова как единый нерасчлененный звуковой комплекс, обладающий определенной ритмико-мелодической структурой. Последующий этап характеризуется постепенным развитием умения различать фонемы, входящие в состав слова. Одновременно происходит интенсивное овладение словарем и правильным произношением звуков.                              Ученые, проследив закономерности формирования ФС, установили, что ребенок при переходе к овладению фонетической системой языка должен научиться употреблять слово как название определенной вещи.

        Фонематическое восприятие начинает формироваться у детей в период от 1 до 4 лет при восприятии устной речи и при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемым образцом. Кроме того нужны и специальные звуковые упражнения по развитию фонематического восприятия.

          Упражнения по формированию фонематического слуха и восприятия проводится в определенной последовательности, их можно разделить условно на 6 этапов.

1 этап- узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и памяти( без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать  фонемы).(см.приложение- «Фонематическое восприятие» Т.А.Ткаченко (логопедическая тетрадь), , упражнения №1-5) Игры «Что шумит?», «Что гудит?», «Колокольчик», «Большой и маленький зайцы», «Узнай предмет по звуку», «Назови действие по предмету»

2 этап-различение высоты , силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков , сочетаний слов и фраз.

На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.(см.приложение- «Фонематическое восприятие» Т.А.Ткаченко (логопедическая тетрадь),  упражнения №6-10) Игры «Кто назвал имя? Далеко ушел от тебя? Находится близко и зовет», «Котенок мяукает близко, далеко, жалобно», «Плачет мальчик или девочка – высокий, низкий звук «а-а-а», «Три медведя», «Кто подает голос мама или детеныш?».

3 этап- различение слов, близких по звуковому составу.

На этом этапе дети должны научиться не только различать слова близкие по звуковому составу, но и находить похожие по звучанию слова(рифмы), а также подбирать по смыслу близкие по звучанию слова  к тексту или стихотворению, согласно контекста. (см.приложение- «Фонематическое восприятие» Т.А.Ткаченко (логопедическая тетрадь), упражнения №11-23)                                   Игры «Подними сигнал, услышав правильное слово (банан, панан, ванан). «Поставь картинки в нужном порядке» ( рак, бак, лак, мак). «Подбери картинку близкую по звучанию» (ком, дом, сом, лом).

4 этап-дифференциация слогов.

На этом этапе детей учат различать слоги. Дифференцируются слоги со звуками раннего онтогенеза, то есть их произношение не вызывает затруднений у детей 5 лет(см.приложение- «Фонематическое восприятие» Т.А.Ткаченко (логопедическая тетрадь), упражнения №24-31) Игры «какой слог лишний? (на – на – на – Па), «Одинаковые слоги или разные» (педагог на ухо водящему произносит слог, ребенок повторяет его вслух. Педагог произносит  тот же слог или близкий по звучанию. Дети должны определить одинаковые слоги или разные.

5 этап- дифференциация фонем.

На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка, а также находить заданные фонемы  в  звуковых рядах . Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков А,У,И. Согласные звуки должны произноситься кратко( не в коем случае не БЭ,МЭ,ЭР, а Б,М,Р) (см.приложение- «Фонематическое восприятие» Т.А.Ткаченко (логопедическая тетрадь), упражнения №32-34) Игры «поезд гудит: у, девочка плачет: а, птичка поет: и. Дети реагируют на произнесенный звук, поднимая соответствующие картинки. Игру можно усложнить следующим образом: вместо картинок раздаются кружки трех цветов, а педагог объясняет им, что красный кружок надо поднять на звук «а», желтый – на звук «И», зеленый на звук «у».

6 этап-развитие навыков элементарного звукового анализа.

На этом заключительном этапе по формированию фонематического восприятия дети знакомятся и практикуются в слоговых и звуковых анализах слов, что является основой для обучения чтению и навыкам письма. Знакомятся со следующими понятиями и их обозначениями: речевые звуки делятся на гласные и согласные; согласные , в свою очередь, бывают глухими и звонкими, твердыми и мягкими; слова состоят из слогов , а слоги из букв ;буквы мы видим, читаем и пишем , а звуки- слышим и произносим.

У детей младшего дошкольного возраста коррекционно-педагогическая работа по формированию фонематического восприятия проводиться по двум взаимосвязанным направлениям:                                                                                                    -развитие слухового восприятия (внимания и памяти);                                                                -развитие чувства ритма.                                                                                                                       Основные приемы работы по первому разделу:                                                                                                 -привлечение внимания к звучащему предмету(«Найди коробочку с колокольчиком»);                                                                                                                                                                                -определение местонахождения и направленности звука; ознакомление с характером звучащих предметов (игра «Найти звучащую игрушку-пищалку», «Два колокольчика»);                                                                                                                         -различение простейших музыкальных инструментов;                                                                              -запоминание последовательности звучания ( Педагог демонстрирует «Звуковые коробочки с использованием слов сначала, потом. Затем ребенку предлагается сделать тоже самое);                                                                                                              -узнавание и различие гласных звуков(«паровозик гудит У, кукла плачет А»);                                      -выделение слов из речевого потока(«Мышка, мышка, на горошину! Вылей воду на дорожку! – Рука вытянута вперед ладонью вверх.                                                                             Мышка, мышка, дай горошину! Вылей воду на дорожку! «Забирающее» движение рукой.)                                                                                                                                  Приемы работы по второму разделу Развитие чувства ритма.                                                             –формирование навыка  регулятивной функции речи на основе развития межанализаторных связей («Игрушки в корзинке» Педагог предлагает раскидать на пол игрушки на каждый удар бубна с одновременным проговариванием звукоподражания бух или бом. После того как игрушки раскиданы на полу на каждый удар бубна ребенок кладет игрушку обратно в корзинку.)                                                                                                                                                        -двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением («Два зайца».                 Педагог показывает две игрушки – большого и маленького зайца. Большой заяц стучит громко, маленький тихо. Затем, убрав игрушки за ширму, взрослый предлагает отгадать, какой заяц стучит. Педагог предлагает ребенку постучать так, как стучат зайцы.                                Варианты. Педагог говорит: Если барабан стучит громко. Подними руки вверх. Если тихо - разведи руки в стороны.                                                                                            –различие силы неречевых звуков в действиях детей; развитие скоординированных движений.         Педагог дает задание.                                                                             «Подбери нужный кружок: очень большой, большой, маленький к звукам барабана).                                                                                                                                       –знакомство с силой голоса (большой самолет – У громкий, маленький – У –тихий, большая кукла – А – громкий, маленькая – а -тихий. Повтори, как гудит большой (маленький) самолет, как плачет большая (маленькая) кукла. Разбери смешанные картинки по парам и озвучь их.                                                                  С 4 лет дошкольников обучают элементарным навыкам звукового анализа.                          Начинается эта работа с обучения детей определить количество слогов  в слове, отхлопывая двух и трехсложные слова. После этого детей знакомят с гласными звуками, начиная со звука У, объясняют артикуляцию звука, вводится условное обозначение – маленький красный кружок. Формируется умение выделять из ряда звуков гласный звук (игра «Будь внимательный». Взрослый дает задания, слушай меня внимательно и постарайся «поймать» звук  У, хлопнув в ладоши: А, У,И, У, О,У.).                                                                                     Аналогично проводится работа с другими гласными звуками.  Формирование анализа слияния гласных звуков проводится следующим образом. Детям дают два красных кружка. Педагог произносит один или два звука, например «а». «ау», а дети раскладывают такое количество кружков, которое соответствует числу произнесенных звуков.                                                                                 Вводятся понятия звук, гласный звук. Формируется умение выделять начальные ударные гласные из слов, различать слова с начальными ударными гласными.                                                                                                                                 После гласных  приступают к анализу согласных звуков. При этом необходимо соблюдать определенную последовательность: сначала дети учатся выделять последний согласный звук из слова. Причем легче всего им удается опознание на конце слова глухих взрывных согласных (сок, кот). Называя картинку, последний звук в слове выделяем голосом. Одновременно дети учатся проводить анализ обратного слога (ГС), выкладывать звуковую схему слога. Дошкольникам дают красный и синий кружки (или квадратики, ориентируемся на цвет). Далее дети учатся выделять первый согласный звук в словах, проводить анализ прямого слога (СГ). И почти одновременно начинают проводить анализ и синтез слов, состоящих из трех звуков. Дети учатся различать гласные и согласные звуки, подбирать картинки на заданный звук.   Согласные звуки дети учатся различать по признакам: глухой – звонкий, твердый – мягкий.

Занятие.

Тема: Планета  «Детство»

Задачи:

- Совершенствовать навыки образования относительных и притяжательных прилагательных.

- Совершенствовать навык согласования числительных с существительными.

- Совершенствовать навык образования сложных слов.

- Закреплять навык различать род имен существительных.

- Закреплять умения пользоваться в речи распространенным предложением.

- Закреплять навык строить предложения с предлогами.

- Тренировать фонематический слух, звуковой анализ и синтез.

- Заинтересовать детей играми, связанными с родным языком.

- Формировать слуховое и зрительное внимание.

- Развивать мелкую моторику.

- Развивать творческие способности детей.

Оборудование: мяч, игрушки – кукла, матрешка, ведро, солнышко, самолет, робот; картинка с изображением чудо – зверя; картинки с изображением осенних листьев; карточки для составления предложений по двум опорным картинкам и заданной схеме предлога; карточки с заданием на каждого ребенка; домики на закрепление грамматических категорий мужского, женского и среднего рода.

Организационный момент:

Л. Раз, два, три, четыре, пять становитесь в круг играть! (дети встают вместе с логопедом в круг).

Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту. А выдохните через ротик все огорчения.

Л. Нам сегодня предстоит путешествие, но перед этим небольшая разминка. На вопросы отвечаем полными предложениями:

- Егор, что видно из окна твоего дома?

- Алеша, сколько этажей под твоей квартирой?

- Алина, сколько этажей над твоей квартирой?

- Артур, между какими этажами ты живешь?

- Соня, что находится около твоего дома?

- Галя, в каком городе ты живешь?

- Как называется планета на которой мы живем?

Л. Я сегодня предлагаю вам отправиться в путешествие на планету, которая называется Детство.

 - Произносим вместе слова:

На планету, чтоб попасть, на носочки нужно встать, хлопнуть, топнуть, улыбнуться, дружно всем сказать слова:

«Здравствуй, детство и игра».

Звучит музыка. Дети садятся за столы.

Л. Вот мы и оказались на планете Детство. Вместе с нами сюда попали игрушки. Назовите их.

Л. Все жители веселой планеты живут в домиках. Прочитайте их названия. Помогите игрушкам в нужный домик поселите. Например: В домике ОНА живут слова она, взрослые называют их словами женского рода. И тут будут жить игрушки про которые говорим ОНА.

(Дети расселяют свои игрушки в домики, давая при этом полные ответы).                                              Чудо - зверь

В. Игрушки заняли свои домики, а наше путешествие по планете Детство продолжается. Все жители планеты Детство очень любят ходить в цирк, потому что там, на цирковой арене, с концертной программой выступает очень необычный зверь. (Выставляет на мольберт картинку, составленную из трех частей: голова – зайца, туловище – волка, хвост – лисы).

Это что за чудо – зверь                                                                                                                                   В цирке на арене?                                                                                                                                   Из кого составлен он -                                                                                                                                       Разберись быстрее.

Зовут этого чудо – зверя Зайцеволколис. Чья голова у этого зверя? Чьи уши? Чье туловище? Чей хвост? Чьи передние лапы? Чьи задние лапы?

В. Зайцеволколис жонглирует предметами. Посчитайте сколько красных колец? Сколько шариков?

Л. Дети, скажите, а такого чудо – зверя мы можем встретить на нашей планете Земля?              

Ребята, а вы хотите побыть циркачами?

Обобщающие понятия

Л.  Мы поиграем с предметом, название которого вы можете узнать, если поймаете в ладошки звуки, которые я произнесу, а потом из этих звуков составите слово: МЬ  А  Ч.

- Какое слово получилось?

Л. Я предлагаю вам сейчас тоже поиграть в мяч. Я буду бросать каждому из вас мяч и называть одним словом сразу несколько предметов, а вы, поймав мяч, кидаете мне его назад и называете любой из этих предметов. Например: овощи – свекла.

Прогулка в лес.

Л. А сейчас я приглашаю вас совершить прогулку в лес, но, чтобы дойти до него, мы с вами должны аккуратно прошагать вот по этим кочкам, стараясь не упасть.

 Мы по кочкам в лес пойдем, ни за что не упадем.

- Что в лесу можно увидеть?

- Кого можно увидеть в лесу?

Рассказать о том, что делают и как себя ведут лесные жители вам помогут маленькие слова – предлоги, и картинки.

(Дети составляют предложения по карточкам).

В. Подул легкий ветерок, листочки шевелятся.

Пальчиковая гимнастика

Ветер по лесу летал,                                                                                                                                           Ветер листики считал:                                                                                                                       Вот дубовый,                                                                                                                                                               Вот кленовый,                                                                                                                                                    Вот рябиновый резной,                                                                                                                                        Вот с березки – золотой.                                                                                                                       Вот последний лист с осинки                                                                                                                     Ветер бросил на тропинку.

Дети, какой листочек слетел с березы? С клена?   С дуба?

(Дети получают листья деревьев).

Л. Ребята, пока мы собирали листья, подул сильный ветер и унес короткие слова из предложений. Вернем их на место.

Лягушка спряталась …  камышах.                                                                                                                 Лось спрятался … дерево.                                                                                                                                           Шмель сидит  … листом ромашки.

Пока мы гуляли по лесу, жители планеты Детства приготовили для нас задания. У вас в руках листья, подумайте к какому столу вы должны подойти.

(Дети подходят к столам и выполняют задания).                                                            Составляют предложение по картинке и графически его записывают.

Делят слова на слоги.

Задания на согласование числительных два, пять со сложными  существительными: две желтогрудые синицы, пять красногрудых снегирей.

Подведение итогов:

Л. Вам понравилось путешествовать по планете Детство?

Вспомните и назовите, какие игрушки оказались с вами вместе на планете?

Наше путешествие на планету Детство завершается. На память о нашем путешествии жители планеты Детство хотят подарить вам маленькие сувениры.  

Наше занятие закончено, вы можете отдыхать и внимательно рассмотреть свои подарки.

Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Дошкольники с  общим недоразвитием речи 3 уровня – это дети, имеющие небольшой  словарный запас, содержащий в основном существительные, в словаре мало прилагательных, глаголов, наречий .У них наряду с недоразвитием грамматического строя речи (нарушение оформления и понимания логико-грамматических связей слов в предложении, затруднения в усвоении предложно-падежных конструкций, словообразовании), имеет место недоразвитие и фонетики. Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого  развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Очень важно учить ребенка пониманию значений  грамматических форм как можно раньше (С 3-4 лет). Если смысл грамматических форм остается ребенку непонятен, он будет затруднятся и в понимании высказываемых мыслей. Ребенок, не усвоивший в практической речи  грамматического строя родного языка до школы, испытывает затруднения в усвоении учебного материала в школ. Постепенность овладения грамматическим строем речи объясняется не только возрастными закономерностями нервной деятельности ребенка, но и сложностью грамматической системы русского языка.

Когда же у ребенка имеется общее недоразвитие речи, формирование грамматического строя происходит еще с большими трудностями: темп усвоения более медленный, выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.                                                                                                                               Работа с такими детьми строится на обучении составлению простых предложений с переходом к развернутой фразе и отработке грамматических форм по следующим разделам:

1. Словоизменение:

категории числа: «Один - много»(стол – столы, красивый – красивые, едет – едут);

- категории рода: «Он, она, оно» (он – заяц, она – девочка, оно – солнце);

- категории падежа:

родительный падеж: «У кого тетрадь? Чего не стало?»;

дательный падеж: «Подарить кому?»;

винительный падеж: «Рисую что? Кормит кого?»;

творительный падеж: «Чем рисует мальчик? Кем гордится мама?»;

предложный падеж: «Говорю о ком? Читаю о чём?».

2. Словообразование:

- образование уменьшительно-ласкательных форм существительных;

- образование существительных от существительных;

- образование прилагательных от существительных;

- образование приставочных глаголов;

- образование глаголов от существительных и звукоподражаний;

- образование сложных слов.

3. Согласование:

- существительных с местоимениями;

- существительных с прилагательными;

- существительных с числительными;

- глаголов прошедшего времени с местоимениями.

4. Формирование фразы:

- простые нераспространённые предложения;

- распространённые предложения (распространение предложения путём введения определений, наречий, однородных членов предложения);

- предложения с использованием предлогов (предложно-падежные конструкции);

- сложносочинённые предложения (с союзами «а», «и», «но, «да»);

- сложноподчинённые предложения (с союзами «потому», «потому что», «чтобы», «для того, чтобы», «затем, чтобы» и др.).

Работу по формированию грамматического строя речи необходимо проводить в системе. Лучше всего педагогическое воздействие проводить, используя предметные действия, игры, труд и другие виды детской деятельности, опосредованных словом в общении со взрослыми и детьми. Это позволяет создать эмоционально-положительный настрой у ребёнка, что в свою очередь приводит к большей эффективности в работе. Источники и факторы развития языка ребёнка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические методы и приёмы.

Так как ведущим видом деятельности ребёнка является игра, поэтому её следует использовать как один из основных приёмов в данном разделе работы. Благодаря игре, её динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, предоставляется возможность много раз упражняться в повторении нужных грамматических категорий. Таким образом, грамматические категории можно отрабатывать, используя различные виды игр:

  • настольно-печатные;
  • дидактические;
  • подвижные игры;
  • сюжетно – ролевые;
  • компьютерные игры.

Существуют настольно-печатные игры, способствующих формированию грамматических категорий:

«Один - много» (слайд № 6) – закрепление формы множественного числа имён существительных;

«Что без чего?» (слайд № 7) – формирование навыка образования существительных родительного падежа;

«Скажи какой, какая, какое?» (слайд № 8) – формирование навыка словообразования (относительных прилагательных: сок из яблок - яблочный);

«Весёлый счёт» (слайд № 9) – закрепление умения согласования числительных с существительными;

«Назови ласково» (слайд № 10) – формирование навыка образования уменьшительно-ласкательных существительных.

На одной настольно-печатной игре можно отработать несколько задач по формированию грамматического строя речи.

Рассмотрим, всем известную настольно-печатную игру «Лото» (слайд № 12).

На материале данной игры можно отрабатывать:

- согласование существительных с местоимениями, с прилагательными, с числительными: Чья белка? Чей крот? Какая белка?

- падежные формы имён существительных.

У кого пушистый хвост? У кого длинные уши? (Р.п.)

Кем была белка? Кем был медведь? (Т. п.)

Кому дадим орехи? Кому дадим мёд? (Д. п.)

О ком скажем: рыжая? О ком скажем колючий? (П.п.);

- образование уменьшительно- ласкательные существительные белка-белочка, заяц-зайчик.

образование прилагательных от существительных: чьи у белки лапы? – беличьи, чей у медведя хвост? – медвежий, чьи у льва уши? - львиные.

Следующий вид игр – это словесные дидактические игры. Это самые известные и широко применяемые игры, например: «Жадина», «Кому что нужно», «Волшебные очки», «Один-много», «Хвастунишки», «Чего много?» и т.д. На самом деле почти каждую настольно-печатную игру можно использовать, как словесно-дидактическую.

Предлагаем еще один вид игр – подвижные игры. Подвижные игры освобождают детей от утомительной неестественной неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности, развивают общую и мелкую моторику, нормализуют эмоционально-волевую сферу. И, конечно, побуждают детей к общению. Этим можно воспользоваться, работая над формированием грамматического строя речи. Подвижные игры многообразны: игры с предметами, хороводные, игры на координацию движений и речи, игры с правилами, сюжетные, бессюжетные, игры соревновательного характера, игры-аттракционы.

Игры с мячом:

«Лови и бросай, и цвета называй»(согласование существительных с прилагательными).

Ход игры. Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

Примеры:

красный – мак, огонь, флаг;

оранжевый – апельсин, мяч;

желтый – цыплёнок, одуванчик.

«Чья голова?» (образование притяжательных прилагательных от существительных).

Ход игры. Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «У коровы

голова …», а ребёнок, бросая мяч обратно педагогу, заканчивает: «… коровья».

Примеры:

у кошки голова – кошачья;

у зайца голова – заячья;

у лошади голова – лошадиная;

у медведя голова – медвежья;

у собаки голова – собачья.

«Кто кем был?» (закрепление падежных окончаний)

Мы конечно, не забыли,

Кем ещё вчера мы были.

Ход игры. Педагог, бросая мяч кому-либо из педагогов, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

цыплёнок – яйцом;

лошадь – жеребёнком;

корова – дуб – жёлудем;

рыба – икринкой.

«Кто кем будет?» (закрепление падежных окончаний)

яйцо – цыплёнком, змеёй, крокодилом, черепахой;

мальчик – мужчиной;

гусеница – бабочкой;

головастик – лягушкой.

Очень хочется отметить и сюжетно-ролевые игры, так любимы нашими детьми. Сюжетно-ролевых игр существует великое множество. Это «Семья», «Почта», «Больница», «Парикмахерская» и многие другие. В ходе сюжетно-ролевых игр, также можно отрабатывать все грамматические категории.

Таким образам, использование игровых приёмов, способствует более глубокому и осознанному усвоению детьми грамматической стороны речи. В играх дети более осмысленно подходят к заданиям, с большим интересом относятся к игровым действиям, легче выявляют языковые закономерности и вводят их в свою речь.

 

Литература

1. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.

2. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб. Дельта, 2001.

3. Громова О.Е. Инновации - в логопедическую практику. - М.: Линка-пресс, 2008.

4. Карпова Е.В. Дидактические игры

в начальный период обучения. - Ярославль: Академия развития, 1997.

5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 2004.

6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи – СПб.: Союз, 2001.

7. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Союз, 2001.

8. Нищева Н.В. Играйка. Восемь игр для развития дошкольников. – СПб.: Детство-пресс, 2007.

9. Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. - М.: Айрис-пресс, 2007.

10. Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

11. Ушакова О. С. , Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2003.

12. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.Л. Логопедическая работа с дошкольниками. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003.

13. Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. – М.: Новая школа, 1993.

              Мнемотехника - как педагогическая технология в речевом  развитии дошкольников.

 Консультация для воспитателей.

Цель: познакомить воспитателей с приемами мнемотехники.

                 В  настоящее  время   проблема   развития  речи   становится  особенно  актуальной.  Главной  и  отличительной  чертой  современного общества  является  подмена  живого  человеческого  общения зависимостью от компьютера.   Недостаток общения   родителей со  своими  детьми, игнорирование  речевых  трудностей   лишь  увеличивает  число  дошкольников  с  недостатками  речи.

                         Проблемы речи детей дошкольного возраста:

односложная, состоящая лишь из простых предложений речь,

  -неспособность грамматически правильно построить предложение,

  - бедность речи,

- недостаточный словарный запас,

- употребление нелитературных слов и выражений,

  -бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ,

 -неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами,

 -отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов,

 -отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.,

 -плохая дикция.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Каковы жефакторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. — 
наглядность.Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить 
создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

 Формирование связной речи – наиболее сложный раздел  обучения.
Поэтому, наряду с общепринятыми приемами и принципами, вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является 
использование мнемотехническихприемов.

Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Цель:развитие памяти, мышления, воображения, внимания, т.е. тех психических процессов, которые тесно связаны с речью и ее полноценным развитием.

Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько процессов, зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.  
Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти.

Всё это достигается путём образования ассоциаций.
Абстрактные объекты, факты заменяются образами, имеющими визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. Большинству людей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (с помощью приёмов мнемотехники). Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Приёмы мнемотехники не совершенствуют память, они только облегчают запоминание.

 Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методикусенсорно-графическимисхемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическимимоделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем,Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Общие задачи для всех видов мнемотаблиц.

  • Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания);
  • Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать;
  • Развитие логики;
  • Развитие образного мышления;
  • Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информации;
  • Решение дидактических, образовательных задач;
  • Развитие смекалки;
  • Тренировка внимания;
  • Навык правильного графического изображения;

Виды мнемотаблиц.

  • развивающие (тренинг основных психических процессов);
  • обучающие;

В мнемотаблице можно изображать практически всё. В ней  производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. 
Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Как любая работа строится от простого к сложному. 
Начинается работа с простейших
мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик », его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы.

Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».
Затем последовательно переходим к 
мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам.

Работа по мнемотаблице проходит в несколько этапов:

1.  Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

2.Осуществляется перекодировка информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;

3.После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме,  в младшей группе с помощью воспитателя, а в старших-самостоятельно.

Размеры мнемотаблиц могут быть различными- в зависимости от возраста детей, уровня их развития.

-Для дошкольников среднего возраста-таблицы на 6 клетках;

-Для дошкольников старшего возраста-таблицы на 9-12 клетках;

-Для подготовительного к школе возраста-таблицы на 12-15 клетках.

            Использование приёмов мнемотехники  в работе с детьми  позволяет достичь хороших результатов в развитии связной речи дошкольников.

           Результаты:

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

       Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми  является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи старших дошкольников, способствует повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь детей. А также являются средствами формирования одной из ключевых понятий – владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе.

Список литературы.

1.Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с  помощью мнемотехники. СПб, «Детство-Пресс»,2001.

2.Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.

3.Гурьева Н. Упражнения по мнемотехнике. СПб, «Светлячок», 2000.

4.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.

5.Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. «Логопед», 2008, №4, с.102-115.

6.Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.

7.Широких Т.Д. Учим стихи-развиваем память. «Ребенок в детском саду», 2004, №2, с.59-62.                                                                                                                                    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер–класс «Здоровье на ладошке» по применению Су-Джок терапии в работе с детьми с ОВЗ

Массаж специальным шариком. На ладони находится множество биологически активных точек. Эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети ак...

Консультация для родителей об использовании Су-Джок терапии с детьми

Представляю вниманию родителей информацию об использовании нетрадиционной технологии работы с детьми – Су-Джок терапии. Она является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познава...

Мастер-класс для родителей «Использование Су-Джок терапии для сохранения и укрепления здоровья детей»

Мастер-класс для родителей «Использование Су-Джок терапии для сохранения и укрепления здоровья детей»...

Мастер – класс для родителей: «Использование Су-Джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель: использование су - джок терапии для стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах.Задачи:-Нормализовать мышечный тонус, раз...

Мастер-класс для воспитателей на тему «Использование Су-Джок терапии в совместной образовательной деятельности воспитателя и детей»

Цель: распространение педагогического опыта по применению Су – Джок терапии.Задачи:- познакомить с методикой использования Су – Джок терапии;- поделиться личным опытом работы с детьми дошк...

Мастер класс для родителей "Использование Су-Джок терапии для сохранения и укрепления здоровья детей»

В настоящее время нетрадиционные формы и методы работы с детьми привлекают все больше внимания. Мы остановились на Су-Джок терапии....