Проект «Воспитание культуры речевого общения у детей с ОНР старшего дошкольного возраста»
проект по логопедии (старшая группа)
Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме воспитания культуры общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи, как центральное звено развития ребенка. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем. Если человек в первую очередь умеет слушать своего собеседника в процессе общения, при этом грамотно излагает свои мысли на хорошем уровне языка, без сленга и просторечья, мы можем сказать про такого человека, что он в полной мере владеет культурой общения. Так как одной из важных частей культуры общения является речь, поэтому и воспитывать культуру общения дошкольников необходимо именно через формирование коммуникативных функций речи. Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что культуре речи детей всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема воспитания культуры речи детей старшего дошкольного возраста остается по-прежнему актуальной.
Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования - выявление наиболее эффективных приемов воспитания культуры общения дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_proekt.doc | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Белоснежка»
г. Новый Уренгой
Проект
«Воспитание культуры речевого общения
у детей с ОНР старшего дошкольного возраста»
Автор проекта:
учитель-логопед
Чухарева Светлана Александровна
г. Новый Уренгой
Актуальность проблемы:
Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме воспитания культуры общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи, как центральное звено развития ребенка. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем. Если человек в первую очередь умеет слушать своего собеседника в процессе общения, при этом грамотно излагает свои мысли на хорошем уровне языка, без сленга и просторечья, мы можем сказать про такого человека, что он в полной мере владеет культурой общения. Так как одной из важных частей культуры общения является речь, поэтому и воспитывать культуру общения дошкольников необходимо именно через формирование коммуникативных функций речи. Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что культуре речи детей всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема воспитания культуры речи детей старшего дошкольного возраста остается по-прежнему актуальной.
Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования - выявление наиболее эффективных приемов воспитания культуры общения дошкольников.
Актуальность и практическая значимость обусловила выбор темы: "Воспитание культуры общения у детей с ОНР старшего дошкольного возраста".
Цель проекта:
- Формирование знаний, умений и навыков культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками.
Задачи проекта:
- Ввести в активный словарь детей старшего дошкольного возраста достаточного количества этических стереотипов.
- Формировать умение выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения.
- Проводить работу по освоению ребенком собственно речевых норм.
- Формировать способности детей эффективно осуществлять деятельность, то есть умение говорить и слушать других.
Возраст: старший дошкольный (5 лет).
Тип проекта: познавательно - игровой.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2019 год – май 2020 год.
Участники проекта:
- Учитель-логопед – Чухарева С.А.
- Воспитатели – Марчук Н.Д., Калинко А.Е.
- Музыкальные руководители – Косачева Т.Ю.
В основу проекта нами положены следующие принципы:
- Учет возрастных особенностей старших дошкольников.
У детей к 5-6 годам складывается внеситуативно - личностная форма общения с взрослыми и детьми. К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы с некоторыми этическими стереотипами.
- Принцип комплексного подхода, который предусматривает выделение задач работы над развитием культуры речевого общения с взрослыми и сверстниками, решаемые с помощью разнообразных форм, методов и приемов.
- Принцип использования различных форм, методов и приемов работы, способствующие воспитанию культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками. При работе с детьми необходимо сочетать словесные методы и приемы с наглядными и практическим, что находит отражение в нашем проекте.
Особое внимание уделяется:
- Беседам с детьми;
- Использованию художественного слова;
- Комплиментам, как одному из видов поощрения;
- Проигрыванию игровых проблемных ситуаций и упражнений;
- Драматизации отдельных произведений.
- Принцип сочетания различных форм организации деятельности: регламентированная деятельность - занятия, совместная деятельность воспитателя и детей, самостоятельная деятельность детей, в которых осуществляется решение поставленных задач.
- Игровой принцип - соответствует возрастным психологическим особенностям детей.
- Принцип безоценочного позитивного принятия ребенка.
- Принцип этапности работы, на основе которого были выделены три этапа:
I этап - подготовительный:
Включает в себя постановку целей, задач, определение методов и приемов исследовательской работы, предварительная работа с детьми, выбор оборудования и материала, изучение методической литературы по данной теме: Курочкина И.Н. «Этикет для дошкольников», Безгина О.Ю.«Речевой этикет старших дошкольников», Лаврентьева Г.П. «Культура общения дошкольников» и др.
Работа с родителями:
- Обратиться к родителям с просьбой, сшить куклу: «Фею вежливости», которой дети рассказывают свои сокровенные тайны (кто, когда совершил невежливый поступок или кого-то обидел и т.д.)
- Попросить помочь подобрать художественную детскую литературу для обсуждения с детьми, различных ситуаций: Шалаева Г.П, Журавлева О.М, Сазонова О.Г. «Правила поведения для воспитанных детей», Шорыгина Т.А. «Вежливые сказки» и др.)
- Привлекать родителей к оформлению учебно - наглядных пособий по этикету:
«Дерево добра», цель данного пособия:
* Помочь детям научиться видеть достоинства своих сверстников, радоваться их успехам, преодолевать чувство недоброжелательности к ним.
* Воспитывать стремление к выполнению нравственных правил и норм поведения; помочь преодолеть свои недостатки.
* Стимулировать развитие морально-этических качеств, правильной самооценки и стремления совершать положительные дела и поступки.
«Добрые дела родителей», цель:
* показать и отобразить наглядно на примере «Сказочной птицы», кто из родителей является лучшим примером для ребенка, учит вежливости, отзывчивости, уважению к окружающим, помощи, состраданию часто использует похвалу, прививает систематически правила культурного поведения в общественных местах, в разговоре с взрослыми и др.
II этап – исследовательский:
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, например конкурсы: «Бульвар вежливых слов»,
«Площадь комплиментов»; беседы: «Как и чем можно порадовать близких?», игры: «Хорошо – плохо», «Накрой стол к чаю»; рассматривание сюжетных картинок на различную тематику, досуг: «Добрые поступки героев сказок и их последствия»; показ кукольного театра: «Спасем доброту» и многое другое.
Проводятся специальные тренинговые занятия, где детям предлагается самим выдвигать различные гипотезы, используя специальные слова:
- предположим,
- допустим,
- что, если…,
- возможно и т.д.
Эти занятия учат детей видеть проблему, вырабатывают умение задавать вопросы и др.
Проект построен по тематическому принципу. Основные темы: « Этика общения», «Правила вежливости», «Культура гигиены», « Как мы ведем себя в обществе», «Наша дружная семья» и др.
Каждая тема предполагает обращение к литературному и зрительному ряду, играм, а также многократные упражнения в положительных поступках.
Большое внимание в проекте уделено воспитанию правил поведения в общественных местах. В этом первыми помощниками нам будут родители, но перед этим мы проведем с ними семинар-практикум, где расскажем, как объяснить ребенку понятие «общественные места», «общество». Общественные места – это транспорт, в котором мы каждый день ездим. Это театры, концертные залы, музеи, кафе и т.д. Объясним, как учить и решили поместить правила в памятках:
- мальчик должен знать, что мужчина обычно идет слева от своей спутницы, т.к. его правая рука сильнее и в случае необходимости поддержит женщинy;
- если идете втроем, то в середине почетное место для мамы или бабушки;
- приучайте ребенка уступать место. Подскажите ему нужные слова: садитесь, пожалуйста» и т.д.
Проект основан в соответствии с личностно- ориентированным подходом к воспитанию детей, что позволяет обеспечить его единство с современными программами дошкольного образования.
Содержанием нравственного воспитания в проекте является:
* создание условий для практического опыта,
* формирование правильных моральных оценок.
К методам, обеспечивающим создание у детей практического опыта общественного поведения, относятся:
* Воспитание нравственных привычек;
* Пример взрослого или других детей;
* Целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей;
* Организация совместной деятельности;
* Совместная игра.
Формы проведения занятий:
- чтение художественной литературы (сказки, рассказы, притчи, пословицы, загадки и др.) с последующим их разбором, на заданную тему;
- беседы;
- тренинги;
- этюды;
- театрализация;
- вопросы к детям;
- разрешение проблемных ситуаций;
- рассматривание картин и иллюстраций;
- дидактические игры;
- игровая деятельность;
- сюжетно- ролевые игры;
- совместное проведение досугов, развлечений совместно с родителями и др.
III этап – обобщающий (заключительный):
Анализ результатов работы по проекту с помощью диагностических методик.
Перспективный план работы, разработанный на основе данного проекта определяющий деятельность педагогов и детей во всех формах работы, работу с родителями содержится в Приложении 1.
Можно отметить, что работа, проводимая в ДОУ, наиболее результативна, если находит продолжение в семье. Поэтому представляем формы работы с родителями, которые используются для взаимодействия в решении поставленных задач. Приложение 2.
Таким образом, содержанием формирования культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста является:
- Формирование знаний о правилах и нормах речевого этикета в разных ситуациях общения (приветствия, прощания, благодарности, поощрения сопереживания),
- С разными собеседниками: взрослыми и детьми;
- В разных видах деятельности: регламентированной, совместной, самостоятельной.
Литература:
1. Безгина О.Ю.
Речевой этикет старших дошкольников. Методическое пособие для воспитателей. – М.: Мозаика – синтез, 2004. -40 с.
2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А.
Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) – Екатеринбург: АРГО»;1997. -192 с.
3. Васильева – Гангус
Азбука вежливости»1989 г. Москва «Педагогика».
4. Голуб И.Б.
Культура речи для дошкольников. Профессор Алфавит в городе Веселинске.- М.: Гуманист. изд – е центр ВЛАДОС, 1999. -72 с.
5. Жучкова Г.Н.
Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2000.-64с.
6. Зайцев Г.К., Насонкина С.А.
Уроки Знайки. Воспитай себя: Учеб. Пособие – практикум/ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999 -48 с.
7. Курочкина И.Н.
Этикет для дошкольников: пособие для родителей. М.: Просвещение, 2007. – 96 с.
8. Лаврентьева Г.П
Культура общения дошкольников. –К.: Рад. Шк.,1998 – 128 с.
9. Метенова Н.М.
Уроки вежливости, Ярославль 2007 – 50 с.
10. Насонкина
Уроки этикета/ Изд-во «АКЦИДЕНТ»,1997.- 40
11. Николаева С.О.
Занятия по культуре поведения с дошкольниками: Литературный и игровой материал: Учебно-методическое пособие. – М. : Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-80 с.
12. Семенака С.И.
Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – 4-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2005 -80 с.
13. Сорокина Г.И.
Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Под ред. Т.А. Ладыженской, - М.: Просвещение, 1995. – 160 с.
14. Шалаева Г.П, Журавлева О.М, Сазонова О.Г.
Правила поведения для воспитанных детей – М.: Филологическое общество « СЛОВО»;Эксмо, 2006. – 160 с.
15. Шорыгина Т.А.
Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2001. 64 с.
Приложение №1
Перспективный план работы "Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста»
Месяц | Регламентированная деятельность | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями |
Сентябрь |
Цель:
Методы и приемы: Беседа, игровые упражнения на развитие чувства близости "Ласковое имя", художественное слово, проигрывание игровых ситуаций "Знакомство". | Чтение художественных произведений: Г. Остер "Будем знакомы". Игры: "Молчок", "Снежный ком", "Кто к нам пришел", "Вежливый котик". Игровые ситуации знакомства.
| Включение в ролевые игры детей игровых ситуаций знакомства; Игра "Лучшее знакомство". | Разговор с родителями о необходимости и важности умения расширять круг знакомств, рекомендации по использованию реальных жизненных ситуаций для обучения ребенка этикетному правилу знакомства. |
Цель:
Методы и приемы: Беседа; игра на раскрепощение детей; проигрывание проблемных ситуаций, игровое упражнение. | Игра "Подари движение", "Покажи настроение", "Настроение". Рассматривание и обсуждение фотографий, иллюстраций. Игровое упражнение "Мимическая гимнастика". | Включение в ролевые игры детей игру "Придумай и покажи". Драматизация знакомых художественных произведений без слов с помощью мимики и жестов. | Предложить воспитанникам рассказать близким об играх без слов. Придумать, как можно изобразить без слов одного из животных. | |
Октябрь |
Цель:
Методы и приемы: Игровое упражнение; разъяснение; моделирование и анализ ситуаций; рассматривание фотографий. | Беседа с детьми. Игры: "Чудесные превращения", "Вежливые отгадки", "Комплимент", "Бояре", "Эхо", "Вежливый котик", "Волшебные очки". Игровые ситуации "Озвучь картинку", др. | Рисуем автопортрет "В подарок другу". Дидактические настольные игры, игры парами, побуждающие детей к воспроизведению известных им формул одобрения. | Вместе с родителями придумать и записать в альбом детского словотворчества формулы комплиментов на: Одобрение внешности; Одобрение личных качеств; Одобрение деловых качеств. |
Цель:
Методы и приемы: Беседа; разъяснение; моделирование и анализ ситуаций приветствия; игровое упражнение, художественное слово. | Чтение художественных произведений: А. Кондратьева "Добрый день", А.Барто "Шла вчера я по садовой", М. Дружининой "Кто знает волшебное слово". Игры: "Кто первым поздоровается", "Скажем, здравствуй". Игра-драматизация "Страна вежливости". | Использование этикетных формул во время приветствия. Игра "Займи место". Игры-драматизации стихотворений. Использование этикетных формул приветствия в ролевых играх. | Придумать маленькую вежливую сказку "Здравствуй". | |
Ноябрь |
Цель:
Методы и приемы: Слушание отрывков из художественных произведений; моделирование и анализ ситуаций прощания; этюд на расслабление; игра-драматизация. | Чтение художественных произведений "Пора прощаться". Игра "До свидания". Игровое упражнение "Карлсон". Моделирование ситуаций прощания. | Использование этикетных формул при прощании. Использование этикетных формул прощания в ролевых играх. Игра "Факиры" | Чтение художественных произведений. Игра "Кто больше знает слов прощания" (соревновательного характера). |
Цель:
Методы и приемы: Моделирование, проигрывание и анализ ситуаций; прием ТРИЗ "Что было бы, если…"; чтение отрывков из художественных произведений, игровые упражнения. | Игра-драматизация "Добрый день". Игры: "Походки", "У нас в гостях кукла Таня", "Вежливый котик", "Подарки" Чтение художественных произведений. Проигрывание ситуаций. | Использование различных формул благодарности в ролевых играх. Дидактические игры, игры парами. | Предложить придумать "Вежливую сказку", нарисовать к ней иллюстрации. Использовать ситуации собственного примера. | |
Декабрь |
Цель:
Методы и приемы: Беседа; художественное слово; прием ТРИЗ "Что было бы, если…"; проигрывание ситуаций; игровые упражнения; рассматривание фотографий, иллюстраций. | Чтение художественных произведений С. Маршака "Ежели вы вежливы", "Знал одного ребенка я", И. Пивоваровой "Был ослик очень вежливый, С. Погореловского "Что значит быть вежливым". Игры-драматизации "Как Буратино стал вежливым". "Вежливое слово". Литературная викторина "Здравствуйте, пожалуйста, спасибо…". Сочинение этикетной сказки. | Драматизация сказки "Колобок". Использование форм выражения просьб в дидактических, ролевых играх. Упражнение "Пожалуйста". | Обсудить в родительском коллективе вопрос о важности соблюдения вежливости в семье, ее значения для формирования у ребенка убеждения о необходимости культурно говорить. |
Январь |
Цель:
Методы и приемы: Беседа; художественное слово; моделирование и проигрывание ситуаций; игровые упражнения; прием ТРИЗ "Цепочка слов". | Чтение художественных произведений о дружбе. Игра-драматизация "Катание кукол на санках". Этюд "Кто виноват". Упражнение "Волны", "Передай другому". | Игры парами "Мозаика в парах", "Рукавички", "Рисуем домики". Игра "Старенькая бабушка", "На мостике". Подвижная игра "Не намочи ноги". | Предложить родителям консультацию "Нужно ли уступать ребенку". Предложить родителям отметить, осторожны ли они в высказываниях критических замечаний, делают ли они замечание ребенку в резкой форме, оскорбляют ли они ребенка, других членов семье в речевой форме. |
Цель:
Методы и приемы: Дидактическая игра; слушание музыкального произведения; рисование своего настроения; беседа, этюды на выражение эмоций; рассматривание фотографий. | Упражнение "Настроение", Игра "Покажи настроение". Этюды: "Облака", "Любопытный", "Сосредоточенный", "Усталость", "битва", "Солнышко", другие. Рассматривание и обсуждение фотографий, пиктограмм. | Применение разученных этюдов в ролевых играх. Дидактические игры "Узнай, кто это", "Найди меня". Этюд "Мои эмоции". | Предложить родителям завести "Дневник настроения ребенка". | |
Февраль |
Цель:
Методы и приемы: Беседа; художественное слово; игра-драматизация; дидактическая игра. | Чтение произведений устного народного творчества. Игра-обсуждение "Взаимоотношения", "Воздушный шарик, прилетай". Дидактическая игра "Скажи наоборот". Драматизация сказок. | Упражнения "Часы", "Лего", "Черепашки Нинзя". Использование в свободной речи скороговорок, потешек, прибауток. | Предложить воспитанникам рассказать своим близким о правилах культурного поведения при общении. Предложить родителям анкету. |
Цель:
Методы и приемы: Игровое упражнение; артикуляционная гимнастика; упражнения на регуляцию дыхания; художественное слово. | Артикуляционная гимнастика. Упражнения на регуляцию дыхания. Чтение художественных произведений с последующей беседой. Этюд "Кому как можно подражать", Игра-драматизация "Черепаха и заяц". Сочинение сказок-перевертышей. Игры: "Конкурс хвастунов", "Испорченный телефон", "Эхо", "Бабушка Маланья". | Подвижные, дидактические игры со словами. | Провести круглый стол "Развитие речевых умений вашего ребенка", предоставить рекомендации по употреблению речевых этикетных формул, неупотребление неэтичных выражений. | |
Март |
Цель:
Методы и приемы: Игровые упражнения; моделирование и проигрывание ситуаций; слушание отрывка из художественного произведения; игры парами. | Чтение художественных произведений: В. Катаев "Цветик-семицветик", Осеевой "Три товарища", Игровые упражнения: "Опиши друга", "подари подарок другу", "Сравнения", "Волшебный магазин", Игра-драматизация "Три товарища". Совместное рассказывание сказки "Продолжай рассказывать". | Игры парами, Игры-драматизации, кукольные спектакли по желанию детей (по подгруппам: одни дети показывают - артисты, другие - зрители). Сюжетные творческие игры с повторением сцен | Предложить родителям рассказать детям о своей дружбе. На собственном примере показать, как нужно дружить. Познакомить родителей с социометрией |
Март - апрель |
Цель:
Методы и приемы: Беседа; художественное слово; моделирование и проигрывание ситуаций; прием ТРИЗ "Хорошо-плохо"; рассматривание иллюстраций; игра-драматизация. | Использование приема ТРИЗ "Хорошо-плохо". Знакомство и обсуждение пословиц и поговорок. Упражнения: "Связующая нить", "Цветок вежливости". Игры: "Добрые волшебники", "Царевна Несмеяна", "Утка с утятами", "На мостике", "Старенькая бабушка". Чтение сказки "Кукушка", рассказа Р. Зернова "Как Антон полюбил ходить в детский сад". | Дидактические игры, изготовление различных поделок для детей младших групп. Игры-драматизации сказок. Игры с детьми младших групп (взаимопосещение). | Круглый стол "Формирование культуры речевого общения в семье". Участие в выставке семейных работ "Украсим нашу группу". Чтение художественных произведений. |
Апрель |
Цель:
Методы и приемы: Рассматривание иллюстраций; беседа; сочинение сказок-перевертышей; этюд; игровое упражнение. | Сочинение сказок-перевертышей, вежливых сказок. Игры: "Улыбка", "Комплимент", "Добрые мысли", "Воздушный шарик, прилетай", "Весенняя веточка". Разъяснение вежливых обращений. Моделирование и анализ ситуаций. | Сделать своими руками подарки для детей младших групп, родителей. Обыгрывание волшебных слов в ролевых, творческих играх. | Предложить родителям написать мини-сочинение на тему "Я как родитель". Консультация "Знакомство с играми, способствующими становлению у детей культуры речевого общения". |
Май |
Цель:
Методы и приемы: Игровое упражнение; прием ТРИЗ "Цепочка слов"; моделирование и проигрывание ситуаций; игра-драматизация. | Чтение художественных произведений Б. Житкова "Как слон спас хозяина от тигра", "Л. Квитко "Два друга". Игры: "Ситуации", "Морозко", "Узнай, кто это", "Волшебное зеркало". | Подвижные игры, ролевые игры, дидактические игры, игры парами. | Родительское собрание "Роль и значение воспитания культуры речевого общения в развитии личности старшего дошкольника" |
Цель:
Методы и приемы: По желанию педагога. | По желанию педагога, направлена на закрепление знаний детей. | По желанию детей, направляя ее на закрепление полученных навыков. | Индивидуальные беседы по правилам поведения родителей в процессе общения с детьми. |
Приложение №2
Взаимодействие с родителями по вопросам культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста
Работа, проводимая в детском саду по формированию у детей культуры речевого общения, наиболее результативна, если она находит продолжение в семье. Поэтому в нашей технологии представлены формы взаимодействия с родителями, которые рекомендуем к применению для взаимодействия с родителями в решении поставленных задач.
Цель: привлечение родителей к работе над формированием культуры речевого общения старших дошкольников.
Таблица № 1
Формы работы с родителями
Форма взаимодействия с родителями | Цели работы |
Индивидуальная беседа |
|
Консультации |
|
Круглый стол |
|
Родительское собрание |
|
Анкетирование |
|
Приглашение родителей в группу: (Открытые просмотры деятельности педагогов с детьми; посещение дней открытых дверей; приглашение участвовать в театрализованных играх; участие в конкурсах) |
|
Работа педагогов в тесном контакте с родителями позволит выработать общие требования к речи ребенка, что окажет существенное влияние на формирование у него культуры речи, общения.
Приложение №3
Методические рекомендации педагогам.
- При построении работы по формированию культуры речевого общения учитывайте возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
- Предусматривайте сочетание различных форм организации деятельности:
- регламентированной;
- совместной деятельности педагога с детьми;
- самостоятельной деятельности детей.
- Соблюдайте принцип использования различных методов, приемов работы, особое внимание уделять:
- В регламентированной деятельности: беседе, художественному слову, поощрению, проигрыванию проблемных ситуаций, разъяснению;
- В совместной деятельности педагога с детьми: собственному примеру для подражания, решению проблемных ситуаций, сочинению сказок-перевертышей, вежливых сказок, дидактическим играм, чтению художественных произведений, играм- драматизациям;
- В самостоятельной деятельности детей: играм парами, ролевым играм, играм-драматизациям.
- Помните, что работа, проводимая в дошкольном образовательном учреждении по формированию культуры речевого общения старших дошкольников с окружающими, результативна только тогда, когда находит продолжение в семье. Поэтому необходимо, активно привлекать родителей к решению проблемы с помощью таких форм, как:
- индивидуальные беседы;
- консультации;
- круглый стол;
- родительские собрания;
- анкетирование;
- приглашение в группу на День открытых дверей.
- Постарайтесь учитывать подготовленность дошкольников к усвоению предлагаемого материала.
- Обязательно устанавливайте личный контакт с детьми:
- Обращайтесь по имени;
- Занимайте позицию на уровне глаз ребенка;
- Используйте тактильное прикосновение,
- Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка.
- Следите за собственной речью. Помните, что она - отражение вашей личности.
- Исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на ребенка, вызывая у них дискомфорт.
- Учитывайте терминологическую точность и уместность, коммуникативную целесообразность речи педагога.
- Обратите внимание на использование в своей речи разнообразных речевых этикетных формул и стереотипов.
- Обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат.
- Постарайтесь избавиться от слов - "паразитов" ("ну", "значит", "в общем", "так" и т. д.).
- Постарайтесь трансформировать свою речь таким образом, чтобы приспособить ее для понимания детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронный сборник практических мультимедийных пособий «Поющие звуки» (музыкальное и речевое развитие детей среднего и старшего дошкольного возраста)
Одной из задач дошкольного образования является овладение ребенком звуками родного языка, что является важным условием для дальнейшего обучения грамоте в начальной школе, а также основой для развития ...
Мастер-класс для педагогов "Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста" 2020 г.
20 февраля 2020 года Шершнева ангелина валерьевна провела для педагогов МДОУ № 56 мастер-класс на тему "Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей среднего и старшего ...
Картотека игр для речевого развития детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Картотека игр для речевого развития детей среднего и старшего дошкольного возраста....
Особенности речевого развития детей с ОНР старшего дошкольного возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24480391","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Электронный сборник практических мультимедийных пособий "Поющие звуки" (музыкальное и речевое развитие детей среднего и старшего дошкольного возраста)
В дошкольном образовании огромное внимание уделяется развитию речи детей с момента поступления их в детский сад, в том числе и пристальное внимание уделяется развитию фонематического слуха и правильно...
Доклад "Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников в речевом развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста"
laquo;Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников в речевом развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста»Одним из основных показателей уровня развит...
статья «Использование малых форм фольклора в формировании речевой компетенции детей раннего и старшего дошкольного возраста»
Фольклор — это коллективное художественное творчество народа. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньш...