Мастер – класс для педагогов: «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике».
методическая разработка по логопедии

Чухарева Светлана Александровна

           В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.

         В связи с этим, весьма актуальным становится вопрос внедрения в практику здоровьесберегающих технологий, т.е. такой организации образовательного процесса, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью, способствует его укреплению. Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_zdorovesberezhenie.docx43.03 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов.

     «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике».

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.

         В связи с этим, весьма актуальным становится вопрос внедрения в практику здоровьесберегающих технологий, т.е. такой организации образовательного процесса, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью, способствует его укреплению. Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Развитие артикуляционного аппарата

Цель: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики;

Задачи:

-обучение управлению органами артикуляции;

-развитие координации и движений артикуляционного аппарата;

-воспитание правильного звукопроизношения, трудолюбия, чувства взаимопомощи.

Оборудование:  зеркала, бумажные салфетки.

Участники мастер-класса: педагоги ДОУ  

Ход:

Теоретическая часть

Знакомство педагогов с темой, целью, задачами мастер-класса.

Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Вопросами артикуляционной гимнастики занимались теоретики и практики логопедии: М.Е.Хватцев, О.В.Правдина, М.В. Фомичёва, Л.С. Волкова, Т.Б.Филичева.

А вот зачем язык тренировать?

Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие, целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Детям 3-х,4-х лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.

Дети 5-ти, 6-ти лет смогут с помощью артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.

Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей.

Я предлагаю вам приемы работы которые относятся к здоровьесберегающим технологиям. В моей работе – это коррекционные методы, а в вашей – это профилактические.

Чаще всего мы сталкиваемся с проблемой увеличения количества детей имеющих какие – либо нарушения развития это:

  • Не сформированности речевого аппарата, мелкой моторики и речевого дыхания.

Это те аспекты, которые я бы хотела предложить к обсуждению.

Для начала ответьте на такой вопрос: можете ли вы, как педагог, находящийся постоянно с детьми в группе, определить наличие у ребенка перечисленных нарушений.

Назвав эти признаки, вы можете самостоятельно, без вмешательств коррекционного специалиста определить дальнейшее планирование с этим ребенком (группой детей), как раз таки применив, те методы и приемы коррекции (для меня), а для вас профилактики которые я сегодня вам представлю. Все они относятся  к тем или иным здоровьесберегающим технологиям. Начнем с не сформированности речевого аппарата.

     Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика – это наиболее эффективный метод развития речевого аппарата (мы знаем, что это на слуху, элементарные вещи, но неправильное проведение может не только не принести должного результата, но и даже навредить).

Основные принципы проведения артикуляционной гимнастики, подбор упражнений, вы можете найти в тех памятках которые я вам приготовила.

Давайте вспомним из чего состоит наш артикуляционный аппарат:

  • Губы, зубы, язык, альвеолы, нижняя челюсть, мягкое небо.

Предлагаю вашему вниманию приемы проведения  артикуляционной  гимнастики для детей:

  • сюрпризный момент;
  • использование кукол, игрушек;
  • дидактический материал (пирамиды, картинки, фото);
  • сказки, сюжетные моменты, стихотворные тексты;
  • личный показ.

А вы должны уже выбрать, что вам необходимо использовать, учитывая возраст ребенка, и насколько долго вы уже этим занимаетесь.

Практическая часть.

Педагоги делятся на четыре группы (младшие, средние, старшие и подготовительные). Каждой команде предлагается адаптированная сказка («Малыш», «Заяц – огородник», «Трудолюбивая божья коровка», «Бабочка и бегемот»). (Приложение 1)В них входит комплекс артикуляционных упражнений. Педагоги должны обыграть эти сказки, применив все упражнения. Тем самым продемонстрировать свои знания выполнения артикуляционных упражнений.

Малыш

(для детей младшего дошкольного возраста)

Дети, сегодня я хочу вас познакомить с малышом. Он еще очень маленький и ничего еще не умеет. Вот он у вас и хочет поучиться делать зарядку для губ и язычка. Смотрите, малыш вам улыбается, у него ещё нет зубов, давайте ему покажем, какой у вас «заборчик» из зубов.

Заборчик  Возьмите в руки зеркала и растяните губы, покажите ваши зубы.

Чистим зубы  А теперь мы научим малыша чистить зубы. Улыбнитесь, откройте рот, кончиком языка почистите за нижними зубами (влево, вправо).

Месим тесто А теперь блинчики постряпаем. Но сначала замесим тесто.

Улыбнитесь, откройте рот и покусайте язык зубами, а теперь пошлёпайте язык губами.

Блинчики А вот и первый блинчик получился. Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу и подержите так.

Ах, какие замечательные блинчики получились и пахнут вкусно. На запах блинов прибежала кошка малыша и рассердилась, что её не угостили.

Сердитая кошка. Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, спинку выгнуть.

Киска любит, когда ей спинку гладят. Сделаем сердитую кошечку и почешем язык зубами. Вот и кошечка перестала сердиться и стала доброй. И для малыша доброе дело сделали. Молодцы!

Бабочка и бегемот

(для детей среднего дошкольного возраста)

Дети, вы любите сказки? Тогда слушайте! Жила-была на свете красивая бабочка. Летела она однажды, летела и вдруг увидела бегемота. А бегемот, широко открыл свой рот.

Бегемот  Откроем широко рот и подержим его так.

Подлетела бабочка к нему поближе и спросила: «Где ты живёшь, бегемот?»

А бегемот ей отвечает:

«Очень много там зверей

приходи смотреть скорей

в этот расчудесный парк

Что же это? …» (зоопарк)

И стали бабочка и бегемот дружить.

Прилетела однажды бабочка в гости к бегемоту. Вдруг обезьянки к нему прибежали. И дразнить они бабочку стали: «Пя-пя-пя, пя-пя-пя. Мы не знаем тебя!»

Обезьянка  Давайте, улыбнемся и пошлепаем язык губами: Пя-пя-пя….

-Обезьянки, обезьянки, мне стыдно за вас! Это же Бабочка — мой новый друг.

Обезьянки извинились, пообещали, что больше не будут дразниться и принесли друзьям угощенье – вкусное варенье.

Ели с наслажденьем,

И перепачкались все вареньем,

Чтоб варенье с губ убрать-

Ротик надо облизать.

Вкусное варенье

 Улыбнитесь, откройте рот, оближите языком верхнюю губу. Нижней губой язык не поддерживайте.

Вкусное варенье поели,

Выпить чаю захотели

Чашка  Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу и поднимите его края, так чтобы получилась чашечка.

После того, как наши друзья попили чай, обезьянки рассказали интересную историю о том, как приплыли из Африки на Паруснике

Парусник  Улыбнитесь, широко откройте рот, кончик языка поставьте на бугорки за верхними зубами и подержите его так.

Трудолюбивая божья коровка

(для детей старших групп)

Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.

- Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, — говорили они.

- Да ты просто красный жук, — вторили другие.

Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, стала прислушиваться, что говорит ей солнышко:- Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, у тебя есть помощники — сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.

Ребята, вы хотите помочь божьей коровке?

Маляр Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком поводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполняем медленно.

Лошадка Улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично, следить, чтобы подбородок не двигался, а прыгал только язычок(2 раза).

А вот и пятнышко появилось.

Грибок Улыбнуться, открыть рот, язык «приклеить» (присосать к нёбу. Рот должен быть широко открыт. Если не получается, то медленно пощёлкайте, как лошадка.

Дятел Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх. Кончиком языка с силой ударять» по бугоркам за верхними зубами, произнося: «Дддддддд…»

Божья коровка так увлеклась работой, прочитала книгу вместе с нами и не заметила, как произошло чудо — у нее на спинке появились черненькие пятнышки.

Сейчас она полетит на День рождения Комара. А мы Споем его любимую песню. Улыбнуться, открыть рот поднять язык вверх и упереть его в бугорки за верхними зубами, произнося Дзззз…

ЗАЯЦ – ОГОРОДНИК.

(для подготовительных групп)

История эта случилась в самом обыкновенном лесу. И героем её стал самый обыкновенный заяц. А случилось всё так. Скакал однажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочки показались. Голодно зверям лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди сами на огородах еду выращивают. Решил он огород завести. Взял лопату и пошёл на поляну.

«Лопаточка» (язычок лежит на нижней губе)удерживаем язык

Копает зайчик землю да песни напевает. Слышит он – шипит рядом кто – то:

- Эй, заяц, ты чего тут делаешь?

- Огород копаю, чтобы еду на весь год вырастить, — отвечает заяц.

Змея сначала удивилась, а потом головку подняла, осмотрела всё и похвалила зайца.

«Весёлая змейка»( напряжённый язычок вытянуть вперёд)

Копает заяц дальше, а мимо белка скачет, где — то грибок засушенный нашла.

«Грибок» (присосать язычок к твёрдому нёбу)

«Вот молодец», — удивилась белка и тут же совет дала:

- Только не забудь грядки сделать, чтобы красиво было. – А сама хвост распушила и дальше по деревьям ускакала.

Только белка ушла – медведь идёт да банку с вареньем несёт

«Вкусное варенье» (облизать верхнюю губу)

Он сразу понял, чем заяц занимается, частенько к людям в огород заглядывает. Подошёл к нему и дал разумный совет:

- Смотри рассаду не съешь. А я после приду посмотреть, что у тебя вырастет. – И ушёл косолапый.

Заяц дальше копает. Песенки всё поёт, хоть устал очень.

Исполняются песенки: «а», «о», «у», «и», «ы», «э».

А перед самим вечером смотрит – волк идёт, чашечку несёт.

- Ой, заяц, какой ты молодец! – заохал волк. – До чего додумался! Только полить свою капусту не забудь, вот тебе чашечка.

«Чашечка»( Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу и поднимите его края, так чтобы получилась чашечка)

Засмеялся заяц, но чашку взял. До самой ночи копался заяц, а наутро и мостик сделал, чтобы удобнее было воду для поливки ковшиком черпать.

«Ковшик» (как и чашечка, только кончик языка то поднимается, то опускается)

Всё лето заяц работал: поливал, полол, от вредных гусениц оберегал огород. А когда осень наступила, все увидели, что капуста уродилась на славу. Срезал заяц капусту, сложил её, и получилась целая горка. Пришлось лошадку приглашать, чтобы всех зверей угостить и развести по норкам.

«Лошадка» (щёлкать язычком)

Следующей весной решили ещё больше огород сделать, а все звери помогать будут. Только одна змея шипела, потому что не любит капусту.

Для закрепления знаний об артикуляционной гимнастике педагогам предлагается тест: 

3. Тестирование

«Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»

1. Артикуляционная гимнастика – это

а) гимнастика любых мышц языка;

б) совокупность движений языка и губ;

в) совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

2.Цель артикуляционной гимнастики:

а) выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков;

б) выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для общего развития ребенка.

3.Артикуляционную гимнастику обычно выполняют:

а) лёжа;

б) стоя;

в) сидя.

4. Статические упражнения направлены

а) на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд.

б) на координацию движений органов артикуляции.

5.Динамические упражнения направлены

а) на увеличение силы голоса;

б) на подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.

6.Каждое артикуляционное упражнение необходимо повторять

а) 2-3 раза;

б) 10-15 раз;

в) 1 раз.

7. Инструкции по выполнению артикуляционного упражнения надо давать

а) подробно;

б) поэтапно;

в) конкретно.

«Использование нестандартного оборудования

для развития мелкой моторики»

Цель:

Повышение уровня знаний педагогов по использованию нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

2. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

3. Повысить  мотивацию к овладению нетрадиционными  техниками, широкому  применению в совместной деятельности с ребенком.

Оборудование: карандаши шестигранные, орехи грецкие, каштаны, зубные щетки, веревочки с узелками, платочки,  прищепки, решетки для раковины.

Ход.

Теоретическая часть

С  каждым  годом  жизнь  предъявляет  все  более  высокие требования  не  только  к  нам,  взрослым,  но  и  к  детям:  неуклонно растет  объем  знаний,  которые  нужно  им  передавать.  Мало  того,  педагоги  хотят,  чтобы  усвоение  этих  знаний  было  не механическим,  а  осмысленным.  

Речевые  области  головного  мозга  человека  формируются  под влиянием  импульсов  от  пальцев  рук.  Это  значит,  чем  больше ребенок  умеет,  хочет  и  стремится  делать  руками,  тем  он  умнее  и изобретательнее.  Ведь  на  кончиках  пальцев -  неиссякаемый источник  творческой  мысли,  который  питает  мозг  ребенка.  Вся история  развития  человечества  доказывает,  что  движения  руки тесно  с  речью.  Совершенствование  мелкой  моторики—  это совершенствование речи.

Пальчиковые  игры  и  упражнения -  уникальное  средство  для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.  В  этой  технологии  предложено  множество  разнообразных  игр для  развития  мелкой  моторики  рук,  среди  которых  ведущее  место занимают  двигательные  упражнения  с  нетрадиционным использованием различных предметов:

-   полиэтилена;

-   прищепок;

-   пуговиц;

-    зубных щеток;

-   шестигранных карандашей;

-  каштанов, орехов;

-  веревочек с узелками.

Все  игры  сопровождаются  стихотворениями—  это  та  основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.  В  данной  технологии представлены  игры  с  предметами,  которые  окружают  ребенка  в быту.

  Такие  забавы  очень  увлекательны:  они  способствуют развитию  творческой  активности,  мышления,  речи,  мелких  мышц рук.  Вырабатываются  ловкость,  умение  управлять  своими движениями,  концентрировать  внимание  на  одном  виде деятельности.

Нетрадиционное  использование  предметов:

-   стимулирует умственную  деятельность,

-  способствует  хорошему эмоциональному  настрою,  

- повышает  общий  тонус,  

- снижает психоэмоциональное  напряжение,  

- координирует  движения  пальцев рук,

-  расширяет  словарный  запас,  

- приучает  руку  к  осознанным,  точным, целенаправленным движениям.

Практическая часть.

Сейчас я предлагаю вам вообразить, что вы дети и поиграть.

Задание для педагогов

Педагогам  нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом.

Жил-был зайчик длинные ушки.

Отморозил зайчик носик на опушке.

Отморозил носик, отморозил хвостик

И поехал греться к ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо, волка нет,

И дают морковку на обед.

Игры с прищепками

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стиха. После первого двустишия – смена рук. (проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугие).

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь. (смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться —   скажу тебе: «Кыш!»

Игры с зубными щетками

Дети берут в руки зубную щетку, растирают щеткой ладони, затем  подушечки пальцев, начиная с большого пальца и, заканчивая мизинцем.

«Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!»

Игры с пуговицами

- Хотите занять ребенка полезным делом? Попробуйте сделать браслеты из разноцветных пуговиц.

В рассыпную

На ковер или стол выкладывают нечетное количество пуговиц. Чем больше игроков, тем больше пуговиц. В соревновании принимает участие четное количество игроков.

По сигналу ведущего игроки начинают собирать пуговицы. Собирать можно по одной, не сгребая все сразу. Нельзя толкать других игроков или загораживать от них пуговицы.

Тот, кто соберет пуговиц больше всех - победил.

Еще дальше

Игроки встают у ограничительной линии, у каждого в руке по одинаковой пуговице. На счет раз-два-три, игроки стараются положить как можно дальше от себя пуговицу. Можно наклоняться вперед, вытягивать руки. Но нельзя сходить с места, кидать пуговицу.

Тот, кто упадет на пол - выбывает из игры. А тот, кто положит пуговицу дальше всех - выиграл.

Пирамида

Чтобы выиграть в этой игре, нужно быть очень аккуратным. Задача игроков - построить пирамиду из пуговиц. Первый игрок кладет в центр стола большую пуговицу, второй игрок поверх первой кладет пуговицу поменьше и так далее. Чем выше пирамидка, тем сложнее выкладывать пуговицы. Пирамидка начинает шататься и от любого неосторожного движения может рухнуть. Тот игрок, который разрушит пирамидку, проиграл.

Массаж шестигранными карандашами.

Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.

Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами, движениями вверх-вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).

Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.

Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.

        Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми пальцами под счет до 10. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец – снизу.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

Массаж грецкими орехами (каштанами).

Грецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно.

Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп

- Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.

Катать  орех между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу.

- Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,

А потом обратно, чтобы стало мне приятно.

Удерживать  два (три) ореха между любыми растопыренными пальцами одной руки, обеих рук.

- Научился два ореха между пальцами держать.

Это в школе мне поможет буквы ровные писать.

- Три ореха я возьму, между пальцами зажму.

1,2,3,4,5 орехи сложно удержать.

Два ореха в одной руке и вращать одним вокруг другого.

- Вокруг Земли Луна летает, а вот зачем – сама не знает.

 Веревка с узелками.

Завязать на веревке узелки – до 12, ребенок перебирает узелки пальцами.

На каждый узел называть дни недели (по порядку), месяцы, времена года, гласные звуки, членов своей семьи:

Полиэтилен.

Кусочки, размером примерно 1,5х2 детские ладони. Ребенок комкает пальцами в ладонь, начиная с угла. Кусочки полиэтилена из кулачка торчать не должны. Сначала, можно помогать себе рукой, но потом выполнять это упражнение одной рукой.

У меня живет проглот –

Весь платок он скушал, вот!

Сразу стало у проглота

Брюхо, как у бегемота!

Развитие физиологического и речевого дыхания

у детей с нарушениями речи.

Цель:

Повышение уровня знаний педагогов по использованию упражнений на развитие речевого дыхания, способствующих развитию речи детей, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования упражнений, способствующих развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушением речи.

2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по развитию речевого дыхания с использованием нетрадиционного оборудования.

3. Повысить мотивацию к овладению упражнениями, широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

Оборудование: стаканы с водой, коктейльные трубочки, бутылки с конфетти, зонт, таз с водой, лодочки, футбольное поле, теннисные шарики.

Ход:

Теоретическая часть

Всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет дыхательный аппарат. Появление малыша начинается с первого вздоха и, следующего за этим вдохом, крика. Однако нельзя быть уверенным в том, что если ребенок задышал, то у него все отлично будет с речью. Правильное физиологическое дыхание - это не есть правильное речевое дыхание. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной.

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.

Речевое дыхание происходит произвольно (человек сам себя контролирует), неречевое же выполняется автоматически. При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения.

На начальных этапах работы по развитию речевого дыхания следует использовать игровые упражнения, не связанные непосредственно с этим видом дыхания. Сначала нужно научить малыша совершать достаточно сильный, длительный и, вместе с этим, экономный выдох.

Сегодня хотелось бы привести несколько примеров таким игровых упражнений, которые были внедрены в работу нашими специалистами, и полюбились не только нам, но и детям.

Давайте с вами сначала познакомимся с правилами выполнения упражнений:

Выполняйте упражнения в проветренном помещении или на улице (в теплое время года).

Вдох надо делать через нос, плечи не поднимать.

Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребѐнок не надувал щѐки. (Если это происходит, взрослый может придерживать их пальцами.)

Выдох должен быть длительным, плавным.

Важно, чтобы ребѐнок дул с силой (а не просто выдыхал). Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тѐплая, рассеянная и слышится звук, похожий на [X], значит, ребѐнок дует неправильно.

Не переусердствуйте! Достаточно 3—5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.

После каждого упражнения давайте ребѐнку отдохнуть.

Практическая часть.

Сдуй снежинку

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собралися мы в кружок,

Завертелись как снежок.

Улыбнись, немного высуни язык и положи его широкий край на нижнюю губу. Сделай вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, сдуй «снежинку» с рукавички. Повтори три-четыре раза, следя, чтобы не надувались щѐки. (Главное, чтобы ребѐнок произносил звук, похожий на [Ф], а не на [X], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная).

«Подуть через соломинку», «Шторм в стакане».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

Кораблик.

По волнам корабль плывѐт.

Ты вдохни, надуй живот.

А теперь ты выдыхай

И кораблик опускай.

Руки положить на область диафрагмы. Плавно и неторопливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперѐд, поднимая руки. Выдох производится на кораблик через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «шшшш...» или «ффф...».

Надуй шарик

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем:

Шарик лопнул — выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется одной или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

Мыльные пузыри.

Взял соломку Игорѐк,

Надул мыльный пузырѐк.

Имитировать длительный выдох через узкую трубочку. Для формирования навыка ротового выдоха полезно надувать мыльные пузыри.

«Загнать мяч в ворота».

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями.

«Кто дальше загонит мяч».

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук «ф», а не «дс», то есть, чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

«Дождик»

Предложить детям зонтик с капельками дождя. Нужно подуть на капельки, так чтобы они полетели. Важно следить, чтобы ребѐнок стоял ровно, при вдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздуха, не надувая щѐки, а губы слегка выдвигать вперѐд. Дуть ребѐнок должен не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова.

«Покорми животных»,

Улыбнуться, немного высунуть язык и положить его широкий край на нижнюю губу. Сделай вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, дуть на морковку (косточку, сыр, мышку …) так, чтобы морковка двигалась ко рту животного. Повтори три-четыре раза, следя, чтобы не надувались щѐки. (Главное, чтобы ребѐнок произносил звук, похожий на [Ф], а не на [X], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная).

«Кто спрятался?»

Улыбнуться, немного высунуть язык и положить его широкий край на нижнюю губу. Сделай вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, дуть на горох так, чтобы он освободил середину сосуда и ребѐнок смог рассмотреть, кто под ним спрятался. Повтори три-четыре раза, следя, чтобы не надувались щѐки.

Для развития речевого дыхания также очень удобно использовать ветровики, карандаши, ватные тампоны, дудочки, шарики, мыльные пузыри и др., а так же пропевать гласные звуки.

- Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития артикуляционного аппарата, мелкой моторики и развития физиологического и речевого дыхания у детей с нарушениями речи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Масстер класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике».

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе...

Мастер - класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»

Задача мастер - класса познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей....

Мастер-класс на тему: «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном  воспитательно - образовательном процессе.Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают пол...

Мастер- класс для родителей "Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике"

Здоровьесберегающая технология - это система мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьесберегающие технологии – неотъем...

Мастер-класс для родителей "Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике"

Мастер-класс для родителей. "Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике"Цель:• познакомить родителей с современными здоровьесберегающими технологиями ДОУ;• показ...

Мастер - класс для педагогов" Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике"

Мастер- класс для педагогов ДОУ.-целью которого является знакомство педагогов с приемами и методами оказывающих положительное воздействие на развитие речи детей....

Мастер - класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»

Мастер - класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»...