Логопедическая презентация "Становление речи в онтогенезе"
презентация по логопедии

Оборина Елена Викторовна

В презентации раскрываются все этапы развития активной речи (от крика младенца до фразовой речи). Разбираются особенности формирования речи у детей с ОВЗ на всех этапах развития.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар подготовила логопед Оборина Е.В. Становление речи в онтогенезе Активная речь проходит несколько этапов развития: крик гуление лепет слово словосочетание рассказ предложение

Слайд 2

К рик младенца является первым проявлением речи ребенка Крик здорового ребёнка – звонкий, громкий, чистый, выразительный. Крик ребенка с ОВЗ - монотонный, ослабленный, сдавленный, истощаемый или наоборот, резкий, пронзительный, надрывный (дети «группы риска»).

Слайд 3

Ко 2-3 месяцу у детей появляется гуление Гуление появляется у ребенка непроизвольно, на фоне приподнятого настроения и положительных эмоций. Ученые доказали, что малыши первого полугодия жизни не могут издавать звуки без общей двигательной актив-ности . Поэтому появление гуления всегда сопровождается и появлением «комплекса оживления». Малыш в период гуления начинает произносить гласные звуки и соединять их в различные сочетания «ага-га», « гу-у ». На этапе гуления все малыши «воркуют» одинаково, произнося одни и те же звуки, независимо от страны проживания.

Слайд 4

Особенности гуления у детей с ОВЗ У детей с ДЦП звуки гуления появляются только к концу первого года жизни. Гуление слепых детей не отличается от гуления зрячих, хотя у некоторых слепых малышей отмечается более длительный период гуления . Гуление также наблюдается и у глухих младенцев. Они обычно гулят в те же сроки, как и слышащие. У детей с тяжелым поражением арт.аппарата длительное время и вовсе отсутствует голосовая активность.

Слайд 5

Период лепета можно условно разделить на 3 этапа: 1 этап (в 5-6 месяцев) - «начальный лепет» Важную роль в развитии лепета играет зрение и слух: младенец смотрит на взрослого, следит за движениями губ и повторяет услышанное. Переход к лепету возможен лишь у детей с сохранным слухом. На этом этапе ребенок произносит слоги однократно (-ба). Начало лепета совпадает у малыша с функцией сидения и дальнейшим развитием двигательной активности.

Слайд 6

2 этап (в 7-8 месяцев) «Активный лепет» Ребёнок много раз повторяет слоги, получая из них лепетные цепочки («та-та-та»), и оттачивая свое мастерство произношения. На этапе лепета ребенок, подражая взрослому, начинает отбирать и копировать только те звуки, которые свойственны именно его родному языку, осваивая, таким образом, национальную специфику родной речи.

Слайд 7

3 этап (в 10-12 месяцев) « п ервые лепетные слова» Первые слова чаще состоят из одинаковых слогов (« па-па », « би-би ») и малыш уже соотносит их с определёнными лицами, предметами и действиями. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», « му », « ням-ням ». Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении с ребенком.

Слайд 8

Особенности лепета у детей с ОВЗ У детей с ДЦП лепет появляется лишь к 2-3 годам и характеризуется бедностью звукового состава, отсутствием слоговых комплексов (цепочек). Дети с нарушением зрения отстают в развитии речи из-за отсутствия возможности подражания движениям артикуляционного аппарата взрослого. Они более молчаливы и не проявляют должного интереса к общению без стимуляции. У глухих и слабослышащих детей лепета нет , так как лепет является продуктом подражания речи взрослого!

Слайд 9

От 1 года до 3 лет происходит становление активной речи С появлением способности ходить - у ребенка быстро расширяются представления об окружающем мире и идет интенсивное развитие речи. В общении со взрослым малыш начинает объединять слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би » ( папа уехал.) К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь . Если к 2,5 годам у ребёнка нет еще элементарной фразовой речи, то темп его речевого развития начинает отставать от нормы! В 3 года практически уже заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга и завершается благоприятный период в речевом развитии ребёнка .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для логопедов "Развитие речи в онтогенезе"

Активизация знаний педагогов  по логопедии....

Формирование грамматического строя речи в онтогенезе (на украинском языке).

В статье рассматривается значение овладения детьми грамматическим строем речи и возрастные этапы его формирования....

Рекомендации по созданию благоприятных условий для развития правильной речи детей в семье. Этапы развития детской речи в Онтогенезе

Очень часто я вижу родителей и педагогов, воспитателей, которые не знают, в каком возрасте появляется какой звук. Мы часто видим мам, желающих слышать звук Р у трехлетнего ребенка. И главное, что она ...

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 0-7 лет Развитие речи в онтогенезе.

(индивидуальное развитие организма от момента зарождения до конца жизни-онтогенез)Речь развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребенка.Усвоение родной речи происходит в строгой зак...

Развитие разных сторон речи в онтогенезе по книге «Развитие речи в онтогенезе»

Развитие разных сторон речи в онтогенезе по книге «Развитие речи в онтогенезе»...

«Речь как высшая психическая функция. Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе»

Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Вне речи невозможно формирование личности. Речь не только...

Статья на тему: «Речь как высшая психическая функция. Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе»

Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Вне речи невозможно формирование личности. Речь не только...