Консультация (стендовый вариант) "Этапы развития активной речи"
консультация по логопедии (младшая группа)

Оборина Елена Викторовна

В таблице представлены основные этапы развития активной речи, выделены необходимые условия и основные направления коррекционно-развивающей работы на каждом этапе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы развития активной речи

Крик          гуканье         гуление         лепет          слово

словосочетание         предложение         фразовая речь

Этапы развития речи

Условия  развития            

Коррекционно-развивающая

 работа  в этот период            

1. Крик  младенца

Это  диффузные, не расчлененные, растянутые гласные комплексы  

   («у-а, э-э, а-й»)

Крик возникает   стихийно.

_______________________________

2. Гуканье (с 1,5 - 2 мес.)

Это короткие звуки - «гы», «кхы»

с пусканием пузырей, кряхтением.

Гуканье, гуление и лепет  стихийно не возникают, их появление обусловлено, прежде всего, эмоциональным общением со взрослым. 

И поэтому, они  могут угаснуть, если не создавать специальные условия для их развития.

 Таким образом, в этот возрастной период, ребенку необходимо эмоциональное общение со взрослым!

Для развития гуканья  и гуления  необходимо:

  • Развивать слух, слуховое сосредоточение, слуховое восприятие: учить различать звуки, меняя интонацию голоса, используя одну и ту же мелодию на разных муз. инструментах (металлофон, губная гармошка, дудочка).
  • Как можно раньше начинать эмоциональное общение с ребенком по инициативе взрослого.
  • При эмоциональном общении с ребенком употреблять напевные звуки, ласковую речь, поглаживания, показ игрушек, т.о. ребенок накапливает слуховые впечатления.

3. Гуление (с 3-х месс.)

Это певучие звуковые комплексы из расчлененных, но еще недостаточно четких звуков - «агу», «агы», распевное произнесение гл.зв.

4. Лепет (с 5-6 мес.)

Это хорошо различимые отдельные звукосочетания, которые на основе самоподражания  повторяются.

Для развития лепета необходимо:

  • При общении с ребенком употреблять слоги и вызывать у него желание отвечать тем же.
  • В процессе общения следует произносить разнообразные слоги.
  • Обучать подражанию нелегко, даже знакомые звуки ребенок воспроизводит за взрослым не сразу. Для этого нужно время и систематическое целенаправленное обучение («игры-переклички»).
  • Если во II полугодии общение осуществляется только на эмоциональной основе, научить чему-либо ребенка бывает очень трудно, т.к. он начинает смеяться, отвлекаться, не прислушиваться к словам. Поэтому необходимо вовремя переходить с эмоционального общения на «деловой», содержательный контакт с ребенком.

5.  Слова (с начала второго года жизни)

Последовательность  появления:

    1)лепетные слова, звукоподражания,

    2) простые двусложные слова («мама, дядя»),

    3) слова-действия («на, дай, бах, иди»),

    4) двусложные слова с открытыми слогами       («Ната, Вова, вода, нога…»)

     5)трехсложные слова («собака, молоко»).

Переход к пользованию словом, ребенком, осуществляется постепенно на фоне продолжающегося лепета, который сохраняется до 1,5 лет и более.

    На основе усвоенных звуков и понимания речи окружающих, появляются  первые осмысленные слова.

Для успешного овладения словом требуется:

  • большое   количество   его   повторений;   ребенку   необходимо   услышать  новое   слово   от 70 до 90 раз.            А детям с речевыми нарушениями требуется еще большее количество повторений.
  • В целях поддержания речевой активности в общении с ребенком допускается употребление облегченных слов, но обязательно в сочетании с полными словами.

Если же добиваться от ребенка только правильного словесного обозначения объектов, предметов и др., такое требование может затормозить развитие активной речи.

6. Фразовая речь:

Последовательность  появления:

   1) однословное предложение, состоящее из слов существительных или слов действий  (слово + жест + интонация),

   2) предложение из 2-х аморфных слов-корней

   («Ав-ав гуйя»),

   3) словосочетание,

   4) предложение

Овладение фразовой речью происходит поэтапно:

-Сначала  учатся обращаться с просьбой («Дай…»),

-затем обращаются с предложением сотрудничества («Давай играть»);

-и, наконец, обращаются с сообщением и вопросом («Мишка плачет», «Где ляля?»).

Овладение предложением у детей вызывает значительные трудности:

-при нормальном развитии дети начинают составлять предложения в возрасте 2 лет;

-при аномальном – лишь после 3-5 лет.

Для развития фразовой речи  необходимо:

  • Вначале научить детей использовать все доступные им речевые средства при конструировании предложений (слово+ жест+мимика),

  • Далее, при построении предложения, учить  подбирать нужные слова, выбирать грамматические формы, находить  слову место  в предложении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: -«Звучащие картинки» - новый взгляд на развитие активной речи малыша». -Чтение художественной литературы дошкольниками. (29.02.12)

«Звучащие картинки» - новый взгляд на развитие активной речи малыша».     Практика работы с детьми подтверждает теорию психологов о главенствующей роли деятельности, позволяющей ре...

Консультация для родителей "Развитие активной речи и обогащение словаря детей 2-3 лет"

Консультация для родителей Развитие активной речи  и обогащение словаря детей 2-3 лет1 младшая группа...

консультация для воспитателей "Методы и приемы развития активной речи детей в раннем возрасте"

консультация для воспитателей "Методы и приемы развития активной речи детей в раннем возрасте"...

консультация: Развитие активной речи в первой младшей группе.

Что значит развивать речь ребёнка?Ответ на этот вопрос и предельно прост, и в то же время чрезвычайно сложен. Конечно же, развивать у ребёнка речь-это учить его разговаривать. Однако как возникает и и...

Консультация для родителей тема: «Развитие активной речи детей»

Что значит развивать речь ребёнка? Ответ на этот вопрос и предельно прост, и в то же время чрезвычайно сложен. Конечно же, развивать у ребёнка речь-это учить его разговаривать. Однако как возникает и ...

Консультация для родителей «Развитие активной речи детей первой младшей группы»

Консультация для родителей «Развитие активной речи детей первой младшей группы»...

Консультация для родителей "Развитие активной речи и обогащение словаря детей 3 лет"

Консультация "Развитие активной речи и обогащение словаря детей 3 лет" . Что значит развивать речь ребенка?Ответ на этот вопрос и предельно прост, и в то же время чрезвычайно сложен....