Рабочая адаптированная программа средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи
рабочая программа по логопедии (средняя группа)
Рабочая адаптированная программа средней группы
№ 4 для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая адаптированная программа средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи | 57.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа «Многопрофильный комплекс Бибирево»
ОГРН 1157746866562 ИНН/КПП 9715217689/771501001
127560, Москва, улица Коненкова, дом 8А сайт: http://sch-bibirevo.mskobr.ru/
тел. 8 (499) 207-10-88 8(499) 206-94-66
_____________________________________________________________________________________________
Утверждено:
Директор ГБОУ
ШМК Бибирево
М.П. Артамонова
Рабочая адаптированная программа средней группы
№ 4 для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи)
Учитель – логопед
Малышева Ирина Анатольевна
Москва 2015-2016
Содержание
I. Пояснительная записка
1.1. Краткая характеристика детей.
1.2. Цели и задачи.
II. Содержательный раздел
2.1.Система коррекционной и образовательной деятельности.
III. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы
IV. Планирование коррекционно-развивающей работы.
4.1 Планирование коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности по развитию и совершенствованию лексико-грамматического строя языка и связной речи.
4.2 Планирование коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности по развитию и совершенствованию фонетико-фонематического строя языка
4.3 Годовое перспективно - тематическое планирование .
V. Методическая литература
I.Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе № 4 (средняя комбинированная группа) разработана на основе «Примерной адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В.Нищевой.
Программа составлена в соответствии
- с Законом Российской Федерации «Об образовании»,
-Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,
-Конвенцией ООН о правах ребенка,
-Всемирной декларацией об обеспечивании выживания, защиты и развития детей,
-Декларацией прав ребенка,
-Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольной организации, а так же разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Рабочая программа разработана на период 2015-2016 учебного года (с 01.10.2015 по 30.04.2016 года).
Рабочая программа коррекционного обучения дошкольников с нарушениями речи разработана с учетом диагностических данных старшей группы № 4. Для проведения индивидуальной педагогической диагностики мною использовалась «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста» О.А. Безруковой, О.Н. Каленковой, «Речевая карта развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР) с 4 до 5 лет» и материал для проведения обследования.
При разработке программы учитывался контингент детей группы №4. Логопедическую среднюю группу №4 посещает 19 детей. Из них:
2 ребёнка - ОНР I уровень речевого развития
11 детей - ОНР II ур.реч. развития,
6 детей с ОНР III ур.реч.развития (Филичева Т. Б.),
- Краткая характеристика ОНР I, II, III уровней речевого развития, характерных для детей группы№4
При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой.
Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают
корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии.
Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых
предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание
обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков). По Т.Б.Филичевой.
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с
уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.
1.2. Цели и задачи программы.
Цель Программы: построение системы работы в комбинированной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 4 до 5 лет, направленную на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Задачи Программы: овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Система коррекционной и образовательной деятельности
Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) начинается первого сентября, длится и условно делится на три периода:
Сентябрь – Обследование детей.
I период — октябрь, ноябрь;
II период — декабрь, январь, февраль;
III период — март, апрель.
Май – обследование детей.
Фронтальные занятия (по подгруппам) проводятся 4 раза в неделю , 117 занятий на протяжении всего учебного года, с 01.10.2015 по 30.04.2016 , продолжительность 20 минут.
Индивидуальные занятия с учителем-логопедом и воспитателями 3 раза в неделю с каждым ребенком ( в год 81 инд.занятие на каждого ребёнка), что не превышает рекомендованную САНПИН недельную нагрузку (4 часа в неделю).
На фронтальных занятиях организуются игры для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.
На занятиях с детьми среднего дошкольного возраста (с 4 до 5лет ) осуществляется:
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ
Работа над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах
ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы.
Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия.
Расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных. Сформировать понимание простых предлогов. Сформировать понятие слово и умение оперировать им.
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Учить различать и употреблять существительные мужского, женского и
среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.
Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами.
Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
Формировать умение образовывать и использовать в речи глаголы в
повелительном наклонении, инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени в изъявительном наклонении.
Учить различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков.
Обучать согласованию притяжательных местоимений и имен прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.
Формировать умение согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.
Формировать умение составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами.
Обучать распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми.
РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА
Развитие просодической стороны речи.
Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
Формировать навык мягкого голосоведения.
Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеду).
Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса.
Коррекция произносительной стороны речи.
Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.
Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков,
автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова.
Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова.
Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными;
цепочки слогов со стечением согласных.
Научить правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и
трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.
Сформировать понятие слог (часть слова) и умение оперировать этим понятием.
Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.
Сформировать умение различать гласные и согласные звуки.
Научить выделять из ряда звуков гласные звуки.
Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.
Научить выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и], из слов,
различать слова с начальными ударными гласными.
Научить выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, cлогов, слов, из конца и начала слов; дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам ([м]—[н], [п]—[т], [б]—[д], [к]—[т]) в ряду звуков, слогов, слов. Научить производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и
прямых слогов, и слов из трех звуков (ам, он, пух, та, кот, уха).
Научить подбирать слова с заданным звуком.
Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.
Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации.
Формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию.
Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.
Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2—3 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ по алгоритму или предложенному взрослым плану с помощью взрослого.
Формировать навыки пересказа. Обучать пересказывать хорошо
знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрительной опорой.
III. Целевые ориентиры и планируемые результаты освоения программы.
К окончанию учебного года планируется достижение следующих результатов (средний дошкольный возраст с 4 до 5 лет):
Речевое развитие.
Ребенок контактен, эмоциональные реакции адекватны, в общении проявляется эмоциональная стабильность; понимание обращенной речи приближается к норме; в активном словаре представлены существительные, глаголы, прилагательные, некоторые
простые предлоги, сочинительные союзы; ребенок понимает различные формы словоизменения; может пересказать текст из трех-четырех простых предложений с опорой на картинку и небольшой помощью взрослого, пытается использовать сложносочиненные предложения; может составить описательный рассказ по вопросам; повторяет вслед за взрослым простые четверостишья; различает нарушенные и
ненарушенные в произношении звуки, владеет простыми формами фонематического анализа; речь ребенка интонирована.
Познавательное развитие
Ребенок знает, различает, соотносит основные цвета, геометрические формы и фигуры; хорошо ориентируется в пространстве и схеме собственного тела; складывает картинку из трех-четырех частей, фигуру из четырех-пяти элементов по образцу и словесной инструкции; может сравнить ряд предметов по величине и расположить их в
порядке возрастания или убывания; может соорудить элементарные постройки из деталей строительного конструктора по образцу и описанию; может сложить простые предметные картинки из четырех частей; владеет навыками счета в пределах трех; обобщающими понятиями (овощи, фрукты, животные, игрушки, одежда, мебель, посуда,
обувь) и классифицирует предметы и объекты по определенным признакам; может установить связь между явлениями природы и знает правила поведения в природной среде.
Художественно-эстетическое развитие
Ребенок любит слушать чтение художественных текстов и умеет эмоционально реагировать на них, может сосредоточиться на слушании литературных произведений на 15—20 минут; умеет импровизировать на основе литературных произведений; запоминает и рассказывает небольшие стихи, потешки, сказки, не ошибается при определении направления звука и воспроизведении ритма.
Социально-коммуникативное развитие
Ребенок принимает активное участие в коллективных играх, проявляет
потребность в общении со сверстниками, знает элементарные нормы и правила поведения, регулирует свое поведение на основе усвоенных норм и правил, проявляет волевые усилия в сложных ситуациях, проявляет симпатию к окружающим, испытывает
потребность в самостоятельности, осознает свою гендерную принадлежность, владеет навыками самообслуживания, выполняет просьбы взрослого, аккуратно убирает свои игрушки, одежду, обувь.
IV. Планирование коррекционно-развивающей работы в средней группе
4.1 Планирование коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности по развитию и совершенствованию лексико-грамматического строя языка и связной речи.
ТЕМА | Кол-во часов |
Тема: «Наша группа». Расширение словаря детей по теме. | 1 |
Тема: «Наша группа». Описательный рассказ по теме. | 1 |
Тема: «Наша группа, закрепление». | 1 |
Тема: « «Игрушки». Расширение словаря. | 1 |
Тема: «Игрушки». Описательный рассказ по теме. | 1 |
Тема: «Игрушки». Описательный рассказ по теме, продолжение. | 1 |
Тема: «Овощи». Расширение словаря. Счёт до 3-х. | 1 |
Тема: «Овощи. Предлоги «НА», «С». | 1 |
Тема: «Овощи. Описательный рассказ». | 1 |
Тема : «Фрукты». Уточнение и расширение словаря по теме . | 1 |
Тема: «Фрукты». Предлоги «НА», «С» по теме. | 1 |
Тема: «Овощи. Описательный рассказ». | 1 |
Тема: « Осень» Расширение словаря. Один - два – много – ни одного | 1 |
Тема: «Осень. Предлоги «НА», «С». | 1 |
Тема: « Осень. Описательный рассказ». | 1 |
Тема: «Одежда». Расширение словаря. Предлоги «В», «ИЗ». | 1 |
Тема: «Одежда. Средний род имён существительных». | 1 |
Тема: «Одежда. Пересказ». | 1 |
Тема: «Обувь». Расширение словаря. Предлоги «В», «ИЗ». | 1 |
Тема: «Обувь. Предлоги «В», «ИЗ». (продолжение) | 1 |
Тема: «Обувь. Пересказ». | 1 |
Тема: «Наше тело». Расширение словаря. | 1 |
Тема: «Наше тело». Расширение словаря. (продолжение) | 1 |
Тема: «Наше лицо». Расширение и закрепление словаря. | 1 |
Тема: «Зима (знакомство)». | 1 |
Тема: «Зима. Слоговая структура». | 1 |
Тема: «Зима» «Далеко - близко, высоко - низко». | 1 |
Тема: «Зима. Составление рассказа». | 1 |
Тема: «Зимние забавы». | 1 |
Тема: «Зима. Белый цвет». | 1 |
Тема: « Зимние забавы. Описательный рассказ». | 1 |
Тема: «Зимующие птицы». | 1 |
Тема: «Зимующие птицы». Закрепление предлогов «НА», «С» | 1 |
Тема: «Описательный рассказ о зимующей птице» | 1 |
Тема «Новый год. Наша ёлка». «Описательный рассказ». | 2 |
Тема: «Средний род имён существительных». | 1 |
Тема: «Новый год. Составление рассказа по сюжетной картинке». | 1 |
Тема: «Новый год. Словоизменение. | 1 |
Тема: «Наша ёлка. Цвет. Геометрические фигуры». | 1 |
Тема: «Дикие животные» (знакомство). | 1 |
Тема: «Дикие животные. Словоизменение». | 1 |
Тема: «Дикие животные. Предлоги «К», «ОКОЛО», «ЗА». | 1 |
Тема: «Детёныши диких животных. Знакомство». | 1 |
Тема: «Детёныши диких животных. Словоизменение». | 1 |
Тема: «Дикие животные и их детёныши. Описательный рассказ. | 1 |
Тема: «Домашние животные (знакомство)». | 1 |
Тема: «Домашние животные. Части тела. Словообразование» . | 1 |
Тема: «Домашние животные. Словоизменение». | 1 |
Тема: «Домашние животные и их детёныши» (продолжение) | 1 |
Тема: «Детеныши домашних животных» | 1 |
Тема: «Детеныши домашних животных. Словоизменение. | 1 |
Тема: «Домашние птицы» (знакомство) | 1 |
Тема: «Домашние птицы» Части тела. | 1 |
Тема: «Птенцы домашних птиц» (знакомство) | 1 |
Тема: «Дом и его части» (знакомство) | 1 |
Тема: «Дом. Плоскостное конструирование» Составление рассказа по постройке. | 1 |
Тема: «Дом и его части». Предлоги «К», «ОТ» | 1 |
Тема: «Составление рассказа по теме «Дом и его части». | 1 |
Тема: «Дом. Высота (знакомство)». | 1 |
Тема: «Мебель» (знакомство) | 1 |
Тема: «Мебель». Словоизменение . | 1 |
Тема: «Весна» (знакомство) | 1 |
Тема: «Весна». Предлоги «НА», «С» | 1 |
Тема: «Мамин праздник 8 Марта». | 1 |
Тема: «Мамин праздник. Пересказ». | 1 |
Тема: « Мамин праздник. Составление описательного рассказа» | 1 |
Тема: « Профессии мам. Знакомство» . | 1 |
Тема: « Профессии мам. Предлоги «НА», «С», «ИЗ», «В» . | 1 |
Тема: « Профессии мам. Описательный рассказ». | 1 |
Тема: «Перелётные птицы. Знакомство». | 1 |
Тема: «Перелётные птицы. Закрепление предлогов «НА», «С», «В», «ИЗ» | 1 |
Тема: «Перелётные птицы. Составление рассказа по серии сюжетных картинок». | 1 |
Тема: «Весна. Перелётные птицы. Закрепление материала». | 1 |
Тема: «Весна. Перелётные птицы. Словоизменение. Словообразование. | 1 |
Тема: «Перелётные птицы. Составление описательного рассказа. | 1 |
Тема: «Моя семья». | 1 |
Тема: «Моя семья» Составление рассказа по картине. | 1 |
Тема: «Моя семья» Пересказ. | 1 |
Тема: «Транспорт». | 2 |
Тема: «Тема: Транспорт. Предлоги «ПО», «НА», «К», «ОТ», «ОКОЛО», «В» с глаголами . | 1 |
Тема: «Транспорт». Описательный рассказ. | 1 |
Тема: «Посуда» (знакомство). | 1 |
Тема: «Посуда. Предлоги «В», «НА», «ОКОЛО», «За» | 1 |
Тема: «Посуда. Словоизменение» | 1 |
Тема: «Цветы. Насекомые» Знакомство. Предлоги «В», «НА», «ОКОЛО», «За» | 1 |
Тема: «Цветы. Насекомые» Словоизменение. | 1 |
Тема: «Цветы. Насекомые» Описательный рассказ. | 1 |
Всего часов: 90 |
4.2. Планирование коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности по развитию и совершенствованию фонетико-фонематического строя языка
Тема | Кол-во часов |
Тема: «Органы артикуляции. Звуки вокруг нас»». | 1 |
Тема: «Звуки вокруг нас. Звучащие игрушки». | 1 |
Тема: «Звук «У». | 1 |
Тема: «Звук А». | 1 |
Тема: « Звуки «У», «А». | 1 |
Тема: «Звук «И». | 1 |
Тема: « Звуки «А», «У», «И». | 1 |
Тема: «Звуки «А», «У», «И» закрепление. | 1 |
Тема: «Звук «О». | 1 |
Тема: «Звук «О». Закрепление. | 1 |
Тема: «Звуки «У», «О». Дифференциация. | 1 |
Тема: «Звуки «А», «У», «И», «О». | 1 |
Тема: «Звук «Э». | 1 |
Тема: «Звук «Э». Закрепление. | 1 |
Тема: «Звуки «Э», «И». Дифференциация». | 1 |
Тема: Звуки «А», «У», «И», «О», «Э». | 1 |
Тема: Звук «Ы». | 1 |
Тема: Звук «Ы». Закрепление. | 1 |
Тема: Звук «И», «Ы». Дифференциация. | 1 |
Тема: Звук «П» | 2 |
Тема: Звук «Т» | 2 |
Тема: Звук «К» | 2 |
Тема: Звук «К-Т» | 1 |
Тема: «Звуки «П», «Т», «К», закрепление. | 1 |
Всего : 27 |
Итого в течение года планируется провести 117 занятий по подгруппам
4.3. Перспективное годовое планирование работы в средней группе для детей с общим недоразвитием речи.
Сентябрь – обследование детей.
Октябрь, ноябрь (1-й период обучения)
Коррекционные задачи 1-го периода (октябрь, ноябрь)
Лексика. Лексические темы:
«Наша группа», «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Осень», «Одежда», « Обувь» », «Наше тело. Наше лицо. Средства гигиены».
1. Обобщать первичные представления об осени по существенным признакам сезона. Ввести в речь детей наречия, обозначающие состояние погоды: пасмурно, солнечно, дождливо, ветрено. 2. Учить детей узнавать деревья по листьям, плодам, семенам, характерным особенностям стволов. Ввести в словарь названия деревьев: берёза, рябина, дуб, клён.
3. Расширять представления детей об овощах и фруктах с помощью сенсорного обследования. Ввести в словарь названия овощей и фруктов: помидор, огурец, лук, морковь, капуста, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин.
4. Закреплять в речи детей слова с обобщающим значением: игрушки, обувь, одежда, мебель, деревья, грибы, ягоды, овощи и фрукты. Ввести в словарь сущ-е: мяч, машинка, кубики, кукла, мишка, тапки, туфли, ботинки, сапоги, брюки, рубашка, кофта, шорты, чайник, кастрюля, чашка, тарелка, ложка.
Звукопроизношение (индивидуально)
1. Знакомство с органами артикуляции. 2. Развитие моторики и укрепление органов артикуляционного аппарата (массаж, артикуляционные упражнения) . 3. Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза (Б, П, М, Н, Д, Т, Г, К, Х, В, Ф) и их мягких вариантов. 4. Отработать чистое произношение в звукоподражаниях: ко-ко-ко, ку-ку, га-га-га, гав-гав и т. д. 5. Запоминать и воспроизводить слоговой ряд из 2х-3х слогов. : па-па, кА-ка-га, пы-пи и т. д. 6. Заучивание шуток-чистоговорок на гласные и оппозиционные согласные звуки.
Развитие навыков фонематического анализа.
1. Учить детей выделять из ряда звуков гласные звуки А, У. 2. Упражнять детей в анализе на слух слияний гласных звуков АУ, УА. 3. Учить выделять начальные ударные гласные А, У в словах, различать слова с начальными ударными А, У.
Развитие общих речевых навыков.
1. Начать работу по воспитанию правильного физиологического и речевого дыхания. 2. Работать над преодолением твёрдой атаки гласных, над плавностью речи и мягкостью голоса. 3. Учить детей модулировать голос: говорить громко, тихо, шёпотом. 4. Выработать правильный темп речи. 5. Работать над чёткостью дикции. 6. Начать работу над интонационной выразительностью речи. Развивать реакцию на интонацию, мимику.
Развитие грамматического строя речи.
1. Учить детей употреблять в речи имена сущ-е в форме единственного и множественного числа- названия овощей, фруктов, грибов, деревьев, игрушек, предметов одежды, обуви, посуды, мебели. 2. Упражнять детей в употреблении формы мн. ч. имён сущ-х в Род. п. (яблок, чашек, платьев, мячей) и т. д. 3. Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже. 4. Закрепить в речи простые предлоги: НА, С, В, ИЗ. 5. Учить детей образовывать и использовать в речи сущ-е с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик, -чик, -ечк, -очк, -еньк, -оньк. 6. Учить детей образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.
Обучение связной речи.
- Совершенствовать фразовую речь. Учить детей отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов. 2. Учить детей повторять за логопедом рассказы-описания, загадки-описания из 2-3-х предложений об овощах, фруктах, игрушках, предметах одежды, обуви, посуды, мебели.
Коррекционные задачи 2-го периода обучения (декабрь, январь, февраль)
Лексика. Лексические темы:
«Зима», «Зимние забавы», «Зимующие птицы», «Новый год», «Наша ёлка». «Дикие животные», «Детёныши диких животных», «Домашние животные», «Детёныши домашних животных», «Домашние птицы и их птенцы» , «Дом, его части» , «Мебель»
1.Расширять представления детей о явлениях неживой природы зимой, о зимних забавах. Ввести в словарь сущ-е: мороз, метель, снегопад, сугроб, санки, снеговик; прилаг-е и наречия: белый, снежный, пушистый, морозно, снежно.
2. Расширять представления детей о новогоднем празднике. Закрепить в речи сущ-е: карнавал, хоровод, гирлянда, украшение, Снегурочка.
3. Уточнить представления об образе жизни диких и домашних животных зимой. Учить устанавливать простейшие связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. Ввести в речь глаголы : ходят, бегают, прыгают, скачут. 4. Расширять кругозор о разнообразии птиц и их общих признаках. Ввести в речь названия зимующих птиц: сорока, ворона, воробей, снегирь, синица; названия домашних птиц: петух, курица, цыплята, гусь, гусыня, гусята, утка, утята.
5. Дать детям представления о доме, частях дома, о мебели. Ввести в речь слова: шкаф, стул, стол, кровать, диван, дом, части дома.
Звукопроизношение (индивидуально)
Развитие навыков фонематического анализа.
1. Закр-ть умение различать на слух слова с начальными ударными звуками А, У. 2. Учить детей выделять из ряда звуков гласные О, И. 3. Упражнять детей в анализе на слух слияний гласных звуков: ОИ, ОА, УО, УИ. 4. Учить детей выделять начальные ударные звуки У, О в словах и различать слова с начальными ударными звуками А, У, И, О.
Развитие общих речевых навыков.
1. Продолжить работу по воспитанию правильного физиологического и речевого дыхания. 2. Работать над плавностью речи и мягкостью голоса. 3. Закрепить умение модулировать голос, учить детей говорить громче, тише. 4. Продолжать работу над темпом речи. 5. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Развитие грамматического строя речи.
1. Закрепить умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже. 2. Закрепить в речи простые предлоги: НА, С, В, ИЗ, У, ПО. 3. Упражнять детей в употреблении существительных с суффиксами: -онок, -енок, -ат, -ят. 4. Учить детей образовывать и использовать в речи относительные прилагательные: стеклянный, бумажный, картонный.
Обучение связной речи.
1. Продолжать совершенствование фразовой речи. Закреплять умение строить предложения из 2-3 слов. Учить строить фразу из 3-4 слов. 2. Закрепить умение повторять рассказ из 2-3 предложений. Упражнять детей в составлении рассказов-описаний и загадок-описаний о зимующих и домашних птицах, о диких и домашних животных. 3. Учить детей пересказывать тексты из 2-3-4 простых предложений.
Коррекционные задачи 3-го периода (март, апрель)
Лексика. Лексические темы:
«Весна», «Праздник мам» , «Профессии мам» , « Перелетные птицы» «Моя семья» , «Транспорт», « Посуда », «Цветы. Насекомые» .
1. Уточнить представления о признаках весны (изменение цвета неба, таяние снега, оттепель, солнечные лучи, проталинки, сосульки, появление травы). Ввести в речь сущ-е: оттепель, проталинка, сосулька; прилаг-е: синий, голубой, прозрачный. Проводить беседу о празднике 8Марта , профессиях мам. 2. Дать детям элементарные представления о посуде . Ввести в словарь сущ-е: чайник, кастрюля, чашка, тарелка, ложка.
3. Расширять представления о перелётных птицах, их образе жизни; установить связь между изменениями природных условий и прилётом птиц. Ввести в речь существительные: стая, гнездо, скворец, грач, ласточка. 4. Дать представление о жизни насекомых, цветах. Познакомить детей с первыми весенними цветами: мимоза, подснежник, мать-и-мачеха. Ввести названия этих цветов в словарь. Ввести в речь сущ-е: жук, бабочка, муравей, божья коровка. 5. Закрепить знания о семье, о членах семьи.
Звукопроизношение (индивидуально)
1. Продолжать работу по подготовке артикуляционного аппарата к постановке всех групп звуков. 2. Продолжать постановку звуков и их автоматизацию в речи.
Развитие навыков фонематического анализа.
1. Закрепить умение различать на слух слова с начальными ударными гласными А, У, О, И. 2. Упражнять детей в выделении звуков П, Т, Б, К, М, Н из ряда звуков и их мягких вариантов. 3. Учить выделять конечные согласные П, Т, К, М, Н в словах. 4. Упражнять детей в анализе обратных слогов: АП, УП, ОП, ИП, АТ, ОТ, УТ, ИТ, АК, ОК, УК, ИК и т. д. 5. Дать детям представление о твёрдом и мягком согласном звуке и их различиях
Развитие общих речевых навыков.
1. Продолжать работу по воспитанию правильного физиологического и речевого дыхания. 2. Работать над плавностью речи и мягкостью голоса. 3. Отрабатывать чёткость дикции и интонационную выразительность речи.
Развитие грамматического строя речи.
1. Закрепить в речи предлоги: на, с, в, из, по. 2. Продолжить работу над умением согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже. 3. Учить употреблять в речи формы повелительного наклонения глаголов: идти, лежать, бежать. 4. Учить употреблять существительные с суффиксами: -онок, -енок в форме родительного падежа множественного числа: лисят, волчат и т. д.
Обучение связной речи.
1. Закрепить умения составлять предложения из 3-4 слов. 2. Продолжать упражнять детей в пересказе тестов из 3-4 предложений. 3. Учить детей поддерживать беседу: задавать вопросы и правильно отвечать. Май – обследование детей на конец года.
V. Методический комплект к программе
1. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой — М. 2005.
2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования «От рождения до школы» / Под ред. Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. — М., 2012.
3. Туманова Т. В. Особенности словообразования у дошкольников с общим
недоразвитием речи. — М., 2002.
4. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. — М., 2009.
5. ФиличеваТ. Б.,Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — М., 2007.
6. Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. — М.: Каисса, 2008. — 95 с. — (Серия «Наука — практике»/отв. ред. О.А. Безрукова)
7. Хватцев М. Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. — СПб., 2004.
8. Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада Санкт-Петербург, 2014, - 203 с
9. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.- СПб.,2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-логопеда средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи)
Рабочая программа учителя-логопеда средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи)...
Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте от 5 до 6 лет
Рабочая программа педагога ( далее-Программа) разработана с целью организации образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи...
Рабочая программа старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Рабочая программа старшей логопедической группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) МБДОУ «Детский сад №26» разр...
Рабочая программа для детей с тяжелыми нарушениями речи
Рабочая программа для детей с ОВЗ разработана воспитателем Громовой Марины Дмитриевны.Программа разработана в соответствие с основными нормативно-правовыми документами.-...
Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».
на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...
Рабочая программа для детей с тяжелыми нарушениям речи (старшая группа)
Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении. Чистая и правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем ...
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...